Слайд 1ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(макет)
Слайд 2стандарт общего образования (2004 года): декларации.
Государственный стандарт общего образования (2004) –
нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.
Структура федерального базисного учебного плана (далее – БУП) определяется государственным стандартом общего образования.
Слайд 3Стандарт 2004: учебные планы школ России разрабатываются самими образовательными учреждениями на
основе федерального базисного плана.
Схема 4. Нормативная функция Федерального БУП
Слайд 4стандарт общего образования (2004 года): реальность.
формирование у учащихся ЗУНов в
их традиционном понимании: освоение сведений, правил, частных приемов, технических умений,
упрочение классно-урочной системы,
консервация существующего методического арсенала
консервация существующего способа управления образовательными институтами
Слайд 5Как норма становится нормой: невидимый фронт
:
Трансляция старой модели образования:
КИМы
Система (формы, содержание,
методы) повышения квалификации
Слайд 6Внутреннее свидетельство кризиса
Вузы считают ЕГЭ не достаточно валидным инструментом
И при этом
Результаты
ЕГЭ: до 23% двоек по математике.
Слайд 7Внешнее свидетельство кризиса:
PISA
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA
(Program for International Student Assessment) осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development).
Исследование PISA проводится трехлетними циклами. 2000-2003-2006.
Слайд 8Россия на фоне мира:
centeroko. ru .
В исследовании PISA в 2006
году приняли участие около 400 тысяч учащихся из 57 стран мира, представляющих общую совокупность почти в 20 миллионов учащихся 15-летнего возраста этих стран. 30 стран-участниц программы – члены ОЭСР.
По всем направлениям исследования PISA-2006 результаты российских учащихся статистически значимо ниже, чем результаты по странам ОЭСР или средние международные результаты.
Рейтинг российских учащихся среди своих сверстников из 57 стран с учетом ошибки измерения составляет:
33-38 по естественнонаучной грамотности;
32-36 по математической грамотности (29-31 в 2003 году из 40 стран);
37-40 по грамотности чтения (32-34 в 2003 году из 40 стран и 27-29 в 2000 году из 32 стран).
Слайд 9Спорт высоких достижений
Самых высоких уровней естественнонаучной и математической грамотности, а также
грамотности чтения достигает небольшой процент российских учащихся:
0,5% 6-й уровень по естественнонаучной грамотности;
1,7% 6-й уровень по математической грамотности (1,6% в 2003 году);
1,7% 5-й уровень по грамотности чтения (1,7% в 2003 году и 3% в 2000 году).
Для сравнения в лидирующих странах, например, в Финляндии:
3,9% по естественнонаучной грамотности;
6,3% по математической грамотности (6,7% в2003 году);
16,7% по грамотности чтения (15% в 2003 году и 18,5% в 2000 году).
Слайд 10Новые ? цели образования
«Non scholae vitae discimus” - «Не для школы,
для жизни учимся».
Слайд 11Как сделать школу жизнью?
«Натуральный» путь: внесение «новых» предметов в УП
Культурный путь:
развитие способности к решению задач = действию в нестандартных ситуациях
В предметных областях
В построении своей жизни
В общении со сверстниками и взрослыми
Слайд 12Общее образование = индивидуальное
Льюис Кэррол:
«Ну, а здесь приходится бежать со
всех ног, чтобы только остаться на том же месте!»
Слайд 13Проблемная ситуация:
Как совместить вариативность и единство образовательного пространства?
Слайд 14ФГОСы 2004 - 2008
Ответ 2004: регламентация содержания, объема и формата образования
Ответ
2008:
Свобода создания ОП школы и образовательной траектории ребенка
единство требований к структуре ОП, результатам и условиям
Обеспечение ресурсами
Слайд 15Стандарт задает границы возможного, а не перечень необходимого.
Суть нового стандарта
- помочь учреждению создать условия и возможности для самостоятельных действий ученика и педагога, а не в том, чтобы лишить их этой возможности, предопределив и навязав детали функционирования
Слайд 16Цели нового макета стандарта
формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в
учебном предмете;
инициация внеучебных достижений и их институциональное закрепление;
инициация обогащения педагогического и управленческого арсенала;
создание условий институциональной гибкости и пластичности образования;
институциональное закрепление наработок КПМО и инновационного движения как определенных норм
Слайд 17Структура ФГОС - «Три Т»
Область применения (для кого создается стандарт, кто
его пользователь?);
Термины и понятия, используемые в стандарте (необходимо договориться о рабочих определениях ведущих понятий и терминов для общего понимания текста стандарта);
Требования к структуре образовательной программы (нормативные сроки, трудоемкость, соотношение отдельных ее элементов, цели ступеней образования, характеристики возрастов, видов деятельности, задачи учащихся и педагогов, образовательный план, состав и характеристика образовательных областей, вид образовательной программы)
Требования к результатам освоения образовательных программ (предметные знания, ключевые компетентности, социальный опыт)
Требования к условиям реализации образовательных программ (фундаментальные ядра учебных предметов, образовательный процесс, информатизация, материально-техническое обеспечение, кадровое и финансовое)
Оценка качества освоения образовательных программ (измерители, формы, способы оценивания)
Перечень документов, материалов и рекомендаций (набор необходимых документов, помогающие реализовать стандарт)
Слайд 18Свобода:
Образовательная программа образовательного учреждения как общественный договор
1) образовательные цели (социокультурную
миссию) образовательного учреждения;
2) основные и дополнительные образовательные программы всех ступеней образования, реализация которых гарантирует достижение заявленных целей (результатов образования);
3)программа развития учреждения
Слайд 19Основная образовательная программа ступени
Образовательная программа ступени должна, опираясь на возрастные возможности
школьников, содержать:
перечень основных видов деятельности, занятий обучающихся на разных ступенях образования;
перечень основных задач, решаемых субъектами образовательного процесса;
базисный образовательный план как механизм реализации основных задач, решаемых всеми участниками ОП
Слайд 20Структура ООП ступени образования
Цель ступени
Характеристика возраста
Описание видов деятельности школьников
Задачи, решаемые
учащимися, в ходе освоения ОП
Задачи, решаемые педагогическим коллективом
Образовательный (учебный) план ступени
Комплект рабочих учебно-предметных программ, модулей, курсов образовательных областей учебного плана
Образовательные программы доп.образования;
Описание планируемых результатов реализации ОП
Слайд 21Индивидуальная образовательная траектория (старшая школа)
Обеспечение:
Выбор курсов (=нелинейное расписание)
Выбор способа действия и
способа предъявления результата
Работа с тьютором
Слайд 22Ресурсы: БУ(О)П
ТРЕБОВАНИЯ к БУ(О)П
указать перечень обязательных образовательных областей с их
возможным наполнением и минимальным обязательным количеством часов на каждую область каждой ступени образования;
установить предельно допустимую учебную нагрузку детей в день, включая всю домашнюю и самостоятельную работу школьников, исходя из трудозатрат разных видов деятельности;
сделать соотношение между разными видами деятельности в следующем отношении: 80-60% аудиторные часы; 30-20% - внеаудиторные часы и 10% общеполезная деятельность и приобретение социального опыта.
Слайд 23Базисный учебный план – механизм реализации ООП: требования (пример)
Слайд 25Другие ресурсы:
примерные основные образовательные программы всех ступеней школьного образования;
примерные учебные
предметные программы, курсы, модули и т.п.
санитарно-гигиенические требования к образовательному учреждению и образовательному процессу;
примерные положения о промежуточной и итоговой аттестации школьников;
примерные положения об аттестации педагогов, руководителей ОУ, лицензировании и аккредитации образовательного учреждения;
примерное положение о стимулирующей части фонда оплаты труда;
перечень учебно-методического, материально-технического оснащения образовательного процесса.
Слайд 26Единство требований
Задачи возраста и виды деятельности на каждой возрастной ступени
Слайд 27Виды деятельности младшего школьника:
Совместно-распределенная учебная деятельность в коллективных формах (коллективная дискуссия,
групповая работа)
Игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилами)
Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и др.)
Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях )
Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).
Слайд 28Виды деятельности подростков:
Совместно-распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного
планирования и целеполагания; возможность проявить свою индивидуальность; выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.).
Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта.
Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения.
Деятельность управления системными объектами (техническими объектами, группами людей).
Творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самоосознание.
Спортивная деятельность, направленная на построение образа себя, самоизменение.
Слайд 29Единство требований
Фундаментальные ядра предметов.
Пример:
Предметное содержание действия (фундаментальные
Ядра) :
Вычисления
Способы действия:
Алгоритмы
выполнения действий;
оценка результата;
прикидка;
элементы рационального вычисления
Понятийные средства:
Позиционный принцип записи чисел;
свойства арифметических действий;
четность-нечетность
Слайд 31Единство требований
Требования к результатам освоения ОП:
предметные результаты в каждой образовательной области
как набора определенных культурных средств и способов, позволяющие выпускнику решать как учебные, так и внеучебные задачи, которые могут быть проверены с помощью измерительных процедур;
образовательные «компетентностные» результаты, выходящие за рамки конкретного предмета (образовательной области), которые также могут быть проверены с помощью объективных измерительных процедур или экспертных оценок;
образовательные результаты, определяемые накопительной системой оценки учебных и внеучебных достижений, например, с помощью «портфолио» (в таких образовательных областях, как «Искусство», «Технологии» и «Здоровье»).
Особое место в результатах освоения основных образовательных программ должны занять внеучебные достижения школьников и их институализация наравне с учебными достижениями.
Слайд 32Ключевые компетентности:
Самоопределения
Коммуникативная
Работа со знаковыми средствами
Слайд 33Пример: базовые требования к результатам освоения ООП основного общего образования
инициативная проба
самостоятельного продвижения в разделах определенной образовательной области (образовательный интерес и образовательная амбиция);
произвольное соотнесение выполняемого действия и обеспечивающих его знаковых средств (схем, таблиц, текстов и т.п.);
произвольный переход от одних знаковых средств к другим и их соотнесение (например, соотнесение графика и формулы);
освоение и понимание связи понятий, описывающих раздел образовательной области или учебного предмета;
самостоятельное владение различными формами публичного выражения собственной точки зрения (дискуссия, доклад, эссе и т.п.) и их инициативное опробование;
адекватная оценка собственного образовательного продвижения на больших временных отрезках (четверть, полугодие, год).
Слайд 34Единство требований
Процедуры аттестации (пока не заданы в макете стандарта)
Слайд 35Предварительные итоги КПМО
Возможность начала проекта?
Может ли макет ФГОС стать инструментом обновления
образования?
Слайд 36Станет ли новый макет ориентировочной основой действия в образовании?
Старое методическое обеспечение
Кадровое
обеспечение
Разрыв между общественной потребностью и общественным запросом образованию
Отсутствие новых КИМов и экспертных процедур
Слайд 37Что дальше?
Разработать необходимые приложения к ФГОС.
Придать определенный статус данному документу.
Разработать
механизм поэтапного введения ФГОС.
Незамедлительно (после принятия ФГОС) начать работу в педагогических ВУЗах, в ИПК и других ОУ с педагогами, управленцами по подготовке их к введению ФГОС
Необходима разработка пакета нормативно-правовых актов на уровне ОУ