Слайд 1ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
второго поколения
Слайд 2Состояние разработки и утверждения стандартов
ФГОС начального общего образования утвержден приказом
от 6 октября 2009 г. №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г. №15785); приказ от 26 ноября 2010 г. №1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373).
ФГОС основного общего образования – утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 01 февраля 2011 г. № 19644.
ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии разработки.
Слайд 3
2010-11 уч.год
2011-12 уч.год
- обязательное введение ФГОС
- введение ФГОС по мере готовности
1
М
О
Н
И
Т
О
Р
И
Н
Г
И
О
Т
Ч
Е
Т
Н
О
С
Т
Ь
1
Введение
федерального государственного
стандарта общего образования
2012-13 уч.год
2013-14 уч.год
2014-15 уч.год
2016-17 уч.год
2018-19 уч.год
2020-21 уч.год
2017-18 уч.год
2019-20 уч.год
2021-22 уч.год
2015-16 уч.год
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
3
5
2
3
4
5
6
10
2
3
4
5
6
7
10
11
2
3
4
5
6
7
8
10
11
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
2
3
4
5
6
7
2
3
4
5
6
7
8
2
3
4
5
6
7
8
9
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2
3
7
6
8
5
4
9
11
10
8
9
11
10
11
10
9
11
10
11
- продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности
Слайд 4
От стандарта 1998 г. к стандарту 2009 г.
Слайд 5
Стандарт как общественный договор в отношении: ожидаемых результатов образования; принципов формирования
и сущности взаимных обязательств и прав; общих принципов организации образовательного процесса и важнейших условий его реализации
Стандарт задает ориентиры развития системы образования
Ориентация стандарта на результаты образования
Системно-деятельностный подход
Стандарт – совокупность трех систем требований
Образовательные стандарты: особенности подхода
Образовательные стандарты: особенности подхода
Слайд 6Опора на деятельностный подход, ориентация на компетентностный результат
Иная структура документа:
требования к
результатам освоения основной образовательной программы;
требования к структуре основной образовательной программы;
требования к условиям реализации основной образовательной программы
Основные особенности
ФГОС второго поколения
Слайд 7учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения
видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Системно-деятельностный подход предполагает:
Слайд 8Общие положения
Функции Стандарта
Требования к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования
Требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования
Требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
Требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
Содержание ФГОС второго поколения
Слайд 94. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования:
Требования к
разделам основной образовательной программы начального общего образования;
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
Примерная программа формирования универсальных
учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
Примерная программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
Примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Слайд 10Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования:
Требования
к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования;
Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования;
Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования;
Требования к учебно-методическому и информационному обеспечению реализации основной образовательной программы начального общего образования и др.
Введение в действие Стандарта
Слайд 11Разработка общей методологии, принципов, концептуальных основ, функций, структуры государственных образовательных стандартов
общего образования второго поколения
Слайд 12
учебный план,
ядро содержания,
программа воспитания
система оценки
гигиенические и
ресурсные требования,
их оценка
легитимизация и
контроль
исполнения
стандарта
учебные программы,
процедуры оценки,
примеры планов
и программ …
учебники и ЦОР, учебное оборудование,
педобразование, …
педагоги-ческие технологии
педагогические технологии
учебные модули, порталы …
Стандарт и его сопровождение
Слайд 13Введение в действие Стандарта
Образовательное учреждение разрабатывает самостоятельно
с учетом типа и
вида ОУ
Слайд 14Структура основной образовательной программы
Планируемы результаты
освоения обучающимися
Основной образовательной
программы
Пояснительная записка
Основная образовательная
программа
Учебный план начального
общего образования
Программа формирования
универсальных учебных
действий у обучающихся
на ступени начального
общего образования
Программы отдельных учебных
предметов, курсов
Программа духовно-нравственного
развития, воспитания
обучающихся на ступени
начального общего образования
Программа формирования
культуры здорового и
безопасного образа жизни
Программа коррекционной работы
Система оценки достижения
планируемых результатов освоения
основной образовательной
программы начального
общего образования
Слайд 15Примерная основная образовательная программа начального общего образования – основа для разработки
основной образовательной программы каждой школы
Слайд 16
В базисном учебном плане не выделяется региональный компонент при сохранении
обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса
В базисный учебный план впервые включён раздел «Внеурочная деятельность»
Слайд 17Базисный учебный план ФГОС второго поколения
[1] Возможны иные варианты расчёта максимально
допустимой недельной нагрузки. Так, в настоящее время продолжает действовать норма, определённая Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН п.2.4.2. № 1178-02) – “Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях”, зарегистрированными в Минюсте России 5 декабря 2002 г., регистрационный номер 3997, когда при 35-минутной продолжительности уроков во 2-4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе – 25 часов; при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов.
[2] В первом классе допускается только 5-дневная учебная неделя.
[3] Перечень направлений и количество часов на каждое ОУ определяет самостоятельно.
Слайд 18Внеурочная деятельность
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Приказ от 26 ноября
2010 г. №1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Внеурочная деятельность
Слайд 19Задачи:
Достижение планируемых результатов НОО.
Обеспечение благоприятной адаптации ребенка.
Оптимизация учебной нагрузки обучающихся.
Учет возрастных
и индивидуальных особенностей обучающихся.
Направления развития личности:
спортивно-оздоровительное;
духовно-нравственное;
социальное;
общеинтеллектуальное;
общекультурное.
Внеурочная деятельность
Слайд 20Формы организации внеурочной деятельности:
экскурсии;
кружки;
секции;
круглые столы;
конференции;
диспуты;
школьные научные общества;
олимпиады;
соревнования;
поисковые и научные исследования;
общественно полезные
практики и т.д.
Формы, содержание и количество часов по каждому направлению внеурочной деятельности образовательное учреждение определяет самостоятельно
Внеурочная деятельность
Слайд 21Модели реализации внеурочной деятельности
модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или)
муниципальной системы дополнительного образования детей);
модель «школы полного дня»;
оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);
инновационно-образовательная модель.
Слайд 22
Внеурочная деятельность
(примерное распределение часов по ФГОС)
Слайд 23Пример планирования внеурочной деятельности
Слайд 24«Школа России»
(издательство «Просвещение»)
Азбука (В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Виноградская Л.А. и
др.).
Русский язык (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий).
Литературное чтение (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.).
Математика (М.И. Моро и др.).
Окружающий мир (А.А. Плешаков).
Информатика (А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко).
Музыка (Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева и др.).
Изобразительное искусство (под ред. Б.М. Неменского).
Технология (Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, И.П. Фрейтаг).
Физическая культура (В.И. Лях).
Английский язык (И.Н. Верещагина, К.А. Бондаренко, Т.А. Притыкина) или Английский язык (В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова и др.).
Слайд 25«Перспектива» (издательство «Просвещение»)
Азбука (Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева).
Русский язык (Л.Ф. Климанова и
др.).
Литературное чтение (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская).
Математика (Л.Г. Петерсон).
Окружающий мир (А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая).
Информатика (Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов).
Музыка (Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева и др.).
Изобразительное искусство (Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова).
Технология (Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, И.П. Фрейтаг).
Физическая культура (А.П. Матвеев).
Английский язык (К.М. Баранова, Д. Дули, В.В. Копылова) или Английский язык (Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова и др.).
Слайд 26«Начальная школа XXI века»
(издательство «Вентана-Граф»)
Букварь (Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова).
Русский
язык (С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова).
Литературное чтение (Л.А. Ефросинина).
Математика (В.Н. Рудницкая и др.).
Окружающий мир (Н.Ф. Виноградова).
Музыка (В.О. Усачева, Л.В. Школяр);
Изобразительное искусство (Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская).
Технология (Е.А. Лутцева).
Физическая культура (Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская и др.).
Английский язык (М.В. Вербицкая, О.В. Оралова, Б. Эббс и др.).
Слайд 27«Школа 2100»
(издательство «Баллас»)
Букварь (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина).
Русский
язык (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина).
Литературное чтение (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева).
Математика (Т.Е. Демидова С.А. Козлова, А.П. Тонких).
Окружающий мир (А.А. Вахрушев и др.).
Информатика (А.В. Горячев, К.И. Горина, Т.О. Волкова).
Музыка (В.О. Усачева, Л.В. Школяр).
Изобразительное искусство (О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская).
Технология (О.А. Куревина, Е.А. Лутцева).
Физическая культура (Б.Б. Егоров, Ю.Е. Пересадина).
Английский язык (М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева).
Слайд 28«Перспективная начальная школа»
(издательство «Академкнига/учебник»)
Азбука (Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков).
Русский язык
(Н.А. Чуракова и др.).
Литературное чтение (Н.А. Чуракова и др.).
Математика (А.Л. Чекин и др.).
Информатика (Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова).
Окружающий мир (О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов).
Слайд 29«Начальная инновационная школа» (издательство «Русское слово»)
Литературное чтение (Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин,
С.А. Болотова).
Математика (Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина, Е.А. Зверева).
Окружающий мир (В.А. Самкова, Н.И. Романова).
Физическая культура (В.Я. Барышников, А.И. Белоусов).
Английский язык (Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, Ж. Перретт).
Слайд 30«Планета знаний»
(издательство АСТ «Астрель»)
Букварь (Т.М. Андрианова).
Русский язык (Л.Я. Желтовская, О.Б.
Калинина).
Литературное чтение (Э.Э. Кац);
Математика (М.И.Башмаков, М.Г. Нефедова).
Английский язык (Н.Ю. Горячева, С.В. Ларькина, Е.В. Насоновская).
Окружающий мир (Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов).
Музыка (Т.И. Бакланова).
Слайд 31«Гармония»
(Издательство «Ассоциация XXI век»)
Букварь (М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова, Н.С. Кузьменко
и др.).
Русский язык (М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко).
Литературное чтение (О.В. Кубасова).
Математика (Н.Б. Истомина).
Окружающий мир (О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин).
Технология (Н.М. Конышева).
Слайд 32«Классическая начальная школа» (Издательство «Дрофа»)
Азбука (О.В. Джежелей).
Русский язык (Т.Г. Рамзаева).
Русский
язык (С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко).
Литературное чтение (О.В. Джежелей).
Литературное чтение (Г.М. Грехнева, К.Е. Корепова).
Математика (Э.И. Александрова).
Окружающий мир (Е.В. Саплина, А.И. Саплин, В.И. Сивоглазов).
Музыка (В.В. Алеев, Т.Н. Кичак).
Изобразительное искусство (В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина).
Технология (Н.А. Малышева).
Физическая культура (Г.И. Погадаев).
Слайд 33УМК по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова (Издательство «Вита-пресс»)
Букварь (В.В. Репкин, Е.В.
Восторгова, В.А. Левин).
Русский язык (В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, Т.В. Некрасова).
Литературное чтение (Е.И. Матвеева).
Окружающий мир (Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева).
Слайд 34УМК по системе Л.В. Занкова (Издательство Корпорация «Федоров»)
Азбука (Н.В. Нечаева, К.С.
Белорусец).
Русский язык (Н.В. Нечаева).
Русский язык (А.В. Полякова).
Литературное чтение (В.А. Лазарева).
Математика (И.И. Аргинская).
Окружающий мир (Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков).
Музыка (Г.С. Ригина).
Технология (Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова).
Физическая культура (В.Н. Шаулин).
Слайд 35Завершенные предметные линии вне УМК
Русский язык (Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова)
Литературное чтение
(Н.Ф. Виноградова, И.С. Хомякова, И.В. Сафонова и др., под ред. Н.Ф. Виноградовой)
Литературное чтение (В.Ю. Свиридова)
Английский язык (С.И. Азарова, Э.Н. Дружинина, Е.В. Ермолаева и др.)
Английский язык (М.З. Биболетова, Е.А.Ленская, Н.В. Добрынина)
Английский язык (З.Н. Никитенко)
Английский язык (М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева)
Английский язык (В.Я. Богородицкая, Л.В. Хрусталева)
Английский язык (В.В. Бужинский, С.В. Павлова, Р.А. Старикова)
Английский язык (Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова и др.)
Английский язык (И.Н. Верещагина, К.А. Бондаренко, Т.А. Притыкина)
Английский язык (М.В. Вербицкая, О.В. Оралова, Б. Эббс и др.).
Английский язык (Н.Ю. Горячева, С.В. Ларькина, Е.В. Насоновская)
Английский язык (Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, Ж. Перретт)
Английский язык (В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова и др.)
Английский язык (В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина)
Английский язык (З.Н. Никитенко, Е.И. Негневицкая, И.А. Артамонова)
Английский язык С.Г. Тер-Минасова, Л.М. Узунова, Е.И. Сухина)
Слайд 36Завершенные предметные линии вне УМК
Математика (Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова).
Математика (С.С. Минаева,
Л.О. Рослова, О.А. Рыдзе и др., под ред. В.А. Булычёва)
Окружающий мир (З.А. Клепинина)
Музыка (М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И. Нехаева)
Изобразительное искусство (Т.А. Копцева, В.П. Копцев, Е.В. Копцев)
Технология (Т.М. Геронимус)
Физическая культура (Р.И. Тарнопольская, Б.И. Мишин)
Информатика (Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова)
Информатика и ИКТ (А.В. Горячев)
Информатика (А.В. Горячев, Н.И. Суворова)
Информатика (А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко)
Информатика и ИКТ (Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова)
Информатика и ИКТ (М.А. Плаксин, Н.Г. Иванова, О.Л. Русакова)
Физическая культура (В.И. Лях)
Слайд 37упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода;
сложившиеся за предыдущие
годы устойчивые стереотипы проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы;
традиционный подход руководителей ОУ к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя;
принципиальная новизна методического обеспечения достижения и КИМов оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных);
отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы начального образования.
Предпосылки возникновения рисков введения
ФГОС начального общего образования
Слайд 38Ключевая составляющая – требования к результатам освоения основных образовательных программ:
предметные результаты;
метапредметные
результаты;
личностные результаты
Слайд 39
Требования к результатам освоения
основной общеобразовательной программы
Зафиксированы требования к:
метапредметным (освоенные обучающимися
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями);
личностным (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности);
предметным (освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира)
результатам;
Слайд 40Отражают целевые установки системы начального общего образования:
• формирование основ гражданской идентичности
личности на базе:
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
• формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
Ценностные ориентиры
Слайд 41развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
–
принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
Слайд 42развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
формирование самоуважения
и эмоционально положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей.
Слайд 43Планируемые результаты:
три основные группы результатов
ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Самоопределение:
внутренняя позиция школьника;
самоиндентификация;
самоуважение и самооценка
Смыслообразование:
мотивация (учебная, социальная);
границы
собственного
знания и «незнания»
Морально-этическая
ориентация:
ориентация на выполнение
моральных норм;
способность к решению моральных
проблем на основе децентрации;
оценка своих поступков
Регулятивные:
управление своей деятельностью;
контроль и коррекция;
инициативность и самостоятельность
Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества
Познавательные:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знако-символических
средств, общих схем решения;
выполнение логических операций
сравнения, анализа, обобщения,
классификации, установления
аналогий, подведения под понятие
Основы системы
научных знаний
Опыт «предметной» деятельности по получению,
преобразованию
и применению
нового знания
РЯ
ЛЧт
ИЯ
Мат
ОМ
Муз
ИЗО
Тех
Физ
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Слайд 44
Универсальные учебные действия
Личностные
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Слайд 45Личностные универсальные действия
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между
целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;
нравственноэтическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор;
внутренняя позиция школьника (отношение к школе, мотивы учения, самооценка);
самоопределение (гражданская идентичность, этническая принадлежность).
Слайд 46Регулятивные универсальные действия
целеполагание как постановка учебной задачи;
планирование — определение последовательности промежуточных
целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия; внесение изменений в результат своей деятельности;
оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.
осуществление действия по образцу и заданному правилу;
сохранение заданной цели;
способность увидеть указанную ошибку и исправить ее по указанию взрослого;
контроль своей деятельности по результатам, адекватное отношение к оценке.
Слайд 47Познавательные универсальные действия
1. Общеучебные
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и
выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
моделирование.
Слайд 482. Универсальные логические действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез;
выбор
оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинноследственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование;
рассуждение.
Слайд 49 3. Постановка и решение проблемы
формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера.
4. Моделирование
кодирование информации; считывание кодированной информации (декодирование); использование наглядных моделей; построение схем, таблиц, диаграмм
Слайд 50Коммуникативные действия
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели,
функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;
умения взаимодействовать (интеракция);
согласовывать коммуникативные усилия (кооперация);
передавать информацию (интериоризация).
Слайд 51Условия развития универсальных учебных действий:
включение учащихся в активную мотивирующую учебную и
внеучебную деятельность;
интеграция учебной и внеучебной деятельности детей;
ориентация на зону ближайшего развития;
взаимодействие учащихся друг с другом и педагогом;
самостоятельная организация учащимися собственной учебной деятельности;
ориентация на диалоговое взаимодействие;
активная работа с различными источниками информации;
использование активных форм и методов работы;
организация рефлексии;
создание специальных ситуаций, обеспечивающих развитие УУД.
Слайд 52Современный урок
Современный урок
Слайд 53Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету:
актуализировать личностный
смысл учащихся к изучению темы;
помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.
Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности:
содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;
помочь учащимися осознать ценность совместной деятельности.
Цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры:
создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (текст, определение понятия, задачу и др.);
обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты;
содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (определении понятия, правиле, задаче, законе и др.);
обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные объекты и др.
Цели урока
Слайд 54Цели, ориентированные на развитие у школьников исследовательской культуры:
содействовать развитию у
школьников умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент);
создать условий для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
Цели, связанные с развитием у школьников оргдеятельностной культуры (культуры самоуправления учением):
обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность;
создать условия для развития у школьников умения работать во времени;
содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
Цели, ориентированные на развитие информационной культуры учащихся:
создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию;
обеспечить у школьников развития умений составлять простой и сложный планы.
Слайд 55Цели, связанные с развитием коммуникативной культуры учащихся:
содействовать развитию у детей
умений общаться;
обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи.
Цели, ориентированные на развитие рефлексивной культуры школьников:
создать условия для развития у школьников умений «приостановить» свою деятельность;
обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты своей или чужой деятельности как целого;
содействовать развитию у детей умения отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности, ситуации взаимодействия;
обеспечить развитие у школьников умения объективировать деятельности, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, схем и т.п.
Слайд 56ПРЕДМЕТНЫЕ ЦЕЛИ:
помочь учащимся целостно представить проект изучения новый темы;
организовать
деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы;
организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению фактов, понятий, правил, законов, положений ... и др., способов действий (перечисляются конкретные специальные (предметные) умения);
обеспечить закрепление понятий (указываются конкретные понятия), правил, принципов, законов и т.п.; умений (перечисляются предметные умения);
обеспечить применение учащимися знаний и способов действий (указываются конкретные знания и умения) в разнообразных ситуациях;
организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;
организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы ...;
обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий учащихся по теме ...;
организовать деятельность учащихся по коррекции знаний и способов действий.
Слайд 57Формы организации познавательной деятельности учеников:
игровое экспериментирование
драматизации
проблемно ориентированный диалог
учебная дискуссия
формулирование вопросов
для поучения информации
разработка алгоритмов
решение проблемных ситуаций
проектирование и моделирование
ситуации выбора
анализ жизненного опыта
рефлексивный анализ
рецензирование работ
составление каталогов и систематизаторов
обсуждение докладов
организация опытов
подготовка презентаций
выполнение практических работ
исследование
выполнение проектов