Слайд 1
Январь 2014г.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Проблемы внедрения и пути их
решения
Слайд 2ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования
представляет собой совокупность государственных гарантий получения бесплатного доступного качественного образования посредством:
• расширения возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста;
• обеспечения условий здорового образа жизни и безопасности ребенка;
• приобщения детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• развития интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;
• реализации вариативных образовательных программ;
• соблюдения прав ребенка, родителей и других участников образовательного процесса.
Слайд 3Главные идеи дошкольного стандарта:
Дошкольное детство является самоценным этапом в жизни ребёнка
Дошкольный
ребёнок – человек играющий, поэтому обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры
способствует модернизации образования с сохранением его фундаментальности,
предъявляет требования не к учебной деятельности, а к социализации, введению ребёнка в мир человеческой культуры,
стандарт предъявляет требования не к ребёнку, а к взрослым, которые должны создать все условия, чтобы ребёнок стал всесторонне развитым, здоровым и счастливым членом общества.
Слайд 4Общее положение
Предметом регулирования ФГОС дошкольного образования являются отношения в сфере образования
между их участниками, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность
ФГОС дошкольного образования разработан на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, законодательства РФ, в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ
Слайд 5
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФГОС ДО
● полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация)
детского развития;
● индивидуализация дошкольного образования;
● содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
● поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
● сотрудничество с семьёй;
● приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
● формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
● возрастная адекватность дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
● учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Слайд 6Стандарт преследует следующие цели:
обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в
получении качественного дошкольного образования;
обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
Слайд 7
Стандарт решает задачи:
охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;
обеспечения равных
возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
Слайд 8
Стандарт решает задачи:
Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей;
формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности, формирования предпосылок к учебной деятельности;
обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования;
Слайд 9
Стандарт решает задачи:
формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
Обеспечения
психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
определения направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений.
Слайд 10Стандарт является основой для:
разработки и реализации Программы;
разработки примерных образовательных программ
дошкольного образования;
разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы;
формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций;
объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;
подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала государственных и муниципальных Организаций.
Слайд 11Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований
к дошкольному образованию.
Стандарт является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования.
Стандарт устанавливает требования к:
структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему;
условиям реализации образовательной программы дошкольного образования;
результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.
Слайд 12ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Содержание
Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:
● социально - коммуникативное развитие;
● познавательное развитие;
● речевое развитие;
● художественно - эстетическое развитие;
● физическое развитие.
Соотношение объема обязательной и формируемой участниками частей: 60% к 40%
Слайд 13Социально‑коммуникативное развитие
направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая
моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Слайд 14Познавательное развитие
предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление
сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Слайд 15Речевое развитие
включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие
связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Слайд 16Художественно-эстетическое развитие
предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).
Слайд 17Физическое развитие
включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в
том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Слайд 18Содержание программы
предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
характер взаимодействия со взрослыми;
характер взаимодействия с другими
детьми;
система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
Слайд 19ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Требования к психолого-педагогическим условиям реализации
основной образовательной программы дошкольного образования
- Требования к развивающей предметно-пространственной среде
- Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
- Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
- Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
Слайд 20ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Результатом реализации указанных требований
должно быть создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
● гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
● обеспечивает эмоциональное благополучие воспитанников;
● способствует профессиональному развитию педагогических работников;
● создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
● обеспечивает открытость дошкольного образования;
● создает условия для участия родителей в образовательном процессе.
Слайд 21Требования к психолого-педагогическим условиям
уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование
и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
защита детей от всех форм физического и психического насилия;
поддержка Организацией и педагогами родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.
Слайд 22Требования к развивающей предметно – пространственной среде
Предметно – развивающая среда обеспечивает
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства
Дает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
учет возрастных особенностей детей
Должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
● возможность самовыражения детей.
Слайд 23Требования к развивающей предметно – пространственной среде
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений
предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает:
● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
Вариативность среды предполагает:
● наличие материалов, обеспечивающих свободный выбор детей;
● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
● свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих Организацию (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Слайд 24Требования к кадрам
Для реализации Программы организация должна быть укомплектована квалифицированными
педагогическими кадрами
У педагогического работника, реализующего образовательную Программу дошкольного обучения, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста.
Данные компетенции предполагают:
обеспечение эмоционального благополучия ...
поддержку индивидуальности и инициативы детей ...
установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях...
построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника
взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность....
П.3.2.5. проекта ФГОС ДО
Слайд 26Требования стандарта к результатам освоения программы
Требования Стандарта к результатам освоения Программы
представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга) и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Слайд 27Целевые ориентиры
Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих
задач, включая:
аттестацию педагогических кадров;
оценку качества образования;
оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;
распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.
Слайд 28ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Целевые ориентиры дошкольного образования - социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования
● целевые ориентиры образования в раннем возрасте
● целевые ориентиры образования на этапе завершения дошкольного образования
Слайд 29К началу дошкольного возраста
(к 3 годам)
ребенок интересуется окружающими предметами и
активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
владеет активной и пассивной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
Слайд 30стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях
и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;
у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Слайд 31К завершению дошкольного образования (к 7-8 годам):
ребёнок овладевает основными культурными способами
деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
Слайд 32
ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и,
прежде всего, в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
Слайд 33
у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
Слайд 34
ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями,
пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Слайд 35Особенность стандарта дошкольного образования
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том
числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников
(иными словами - стандарт не предъявляет требований к уровню подготовки выпускника детского сада) (Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст. 11.2.)
Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Слайд 36Общая ситуация, в которой происходит введение ФГОС
Слабое представление и педагогов, и
управленческих структур о том, при помощи каких средств (ресурсов) могут быть достигнуты результаты ФГОС
Неготовность педагогов, их объединений, методистов к взаимодействию в условиях метапредметности содержания образования.
В современной ситуации недостаточно
только апробировать опыт, его необходимо
создавать, выращивать, проектировать
актуальность методической работы
Слайд 37Опора на нормативные документы:
Приказ Минобрнауки от 23.11.2009 г. № 655 «Об
утверждении и введении в действие ФГТ к структуре ООП ДО»
Приказ Минобнауки от 6.10. 2009 г. № 373 « Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (с изменениями — приказы №1241 и № 2357)
Приказ Минобнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО»
Приказ Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении и введении в действие ФГОС среднего (полного) общего образования»
Положения, установки, определяющие управление введением ФГОС и ФГТ
Слайд 38Закон РФ «Об образовании»
Статья 11
п. 3. ФГОС являются обязательными
в ДОУ и общеобразовательных учреждениях.
п. 9. ФГТ устанавливаются к дополнительным предпрофессиональным программам
Статья 12.
п.6. Примерные ООП проходят экспертизу и включаются в реестр примерных ООП
Статья 26.
п. 2. Образовательная организация может иметь в своей структуре центры, кафедры, научно-исследовательские, методические подразделения, лаборатории, которые не являются юридическими лицами.
Слайд 39
пПлан (сетевой график) введения
ФГОС
Общая координация
управления введением ФГОС
План введения ФГОС (сетевой график) в образовательном учреждении
Слайд 40Управление разработкой (коррекцией) ООП в ДОО
- определение состава рабочей группы:
руководитель
СП
педагоги ДО (воспитатели, специалисты)
- представители учреждений дополнительного образования
общественность
консультант и т.д.
- назначение руководителя рабочей группы
- определение порядка и плана работы группы
Слайд 41План деятельности рабочей группы
по разработке ООП
Слайд 42Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений
В системе образования должны быть созданы условия
для:
- комплексного взаимодействия ОУ, обеспечивающего возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов;
- использования инновационного опыта других ОУ;
- применения возможностей УДО детей, организаций культуры и спорта (для внеурочной деятельности)
Слайд 43
Необходимо предусмотреть возможность участия обучающихся, их родителей, педагогических работников и общественности
в проектировании и развитии ООП.
Ставятся задачи:
- организации сетевого взаимодействия ОУ, направленного на повышение эффективности образовательного процесса;
- эффективного управления ОУ с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- дистанционного взаимодействия ОУ с другими организациями социальной сферы
Слайд 44Как в результате проектирования
может (должна) выглядеть
такая программа?
.
В сборниках
(выпуск
1, 2) показан опыт проектирования
основных образовательных программ, который может быть использован творческими группами
для разработки и коррекции
собственных вариантов создаваемых документов
Слайд 45Как разработать основную
общеобразовательную программу дошкольного образования?
В пособии, созданном на основе
основных положений ФГТ, представлена технология проектирования основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Материалы предназначены для дошкольных и общеобразовательных учреждений.
Слайд 46
Как учитывать региональную (муниципальную) специфику при введении ФГОС?
В пособии представлены
особенности
управления содержанием
дошкольного
и общего
образования
с учетом территориальной
специфики.
Показаны механизмы
использования регионального
опыта при разработке и
реализации ООП
Слайд 47Формы методической работы
Ресурсные центры (базовые, пилотные школы)
Межшкольные педагогические сообщества, рабочие (творческие)
группы
Муниципальное методическое сообщества (объединения)
Постоянно действующие семинары
Опытно-экспериментальные площадки
Сетевые структуры
Профессиональные объединения педагогов
Слайд 48Относительно новые формы
методической работы, связанные с использованием ИКТ:
электронные рассылки материалов
он-лайн конференции, семинары
вебинары; скайп-консультации
мастер-классы, тематические консультации в интерактивном режиме на сайтах муниципальных методических служб
виртуальные методические выставки образовательных ресурсов
Интернет - мастерские
Слайд 49ФГОС
УУД
Один из главных вопросов управления - преемственность дошкольного, начального и основного
общего образования
?
ФГТ
Предпосылки формирования УУД
Слайд 50Экспертная оценка (мониторинг) эффективности введения ФГОС
п. 4. ФГОС является содержательно-критериальной основой
оценки результатов:
- освоения обучающимися ООП
- деятельности педагогических работников и ОУ
- функционирования системы образования в целом.
п. 22 ФГОС. Должны быть созданы условия для проведения комплексных мониторинговых исследований результатов образовательного процесса и эффективности инноваций.
Слайд 51Обеспечение введения ФГОС дошкольного образования
Для обеспечения введения федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного
образования
необходимо проведение ряда мероприятий по следующим
направлениям:
Слайд 52Критерии готовности образовательной организации к введению ФГОС
Слайд 53Критерии готовности образовательной организации к введению ФГОС
Слайд 54План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в (возрастная группа)
Тема: « »
Образовательная область***:
(с.10, 11)
Задачи:
-**** (ОО)
Методы и приемы:
- практические
- наглядные
- словесные
Материалы и оборудование:
Слайд 55Формы организации совместной деятельности
Слайд 56
Логика образовательной деятельности