Слайд 1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный
университет им. А.М. Горького»
Центр педагогического образования
Учебно-методический комплекс дисциплины
«Методика дистанционной формы обучения»
для обучающихся по дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы»
Слайд 2
Введение в методику дистанционной формы обучения
Слайд 3Дистанционное обучение - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного
обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.
Слайд 4Термины
Обучение[1] – процесс передачи знаний (движение знаний) от носителя (источника) к
получателю. Обязательные элементы обучения - носитель знаний (контента), он же "учитель", получатель знаний, он же "ученик", знания (контент), способ движения знаний (метод, методика и каналы движения). Традиционная парадигма образования (знаниецентристская).
Дистанционное обучение как компонент в системе непрерывного образования является самостоятельной и новой формой получения образования (способ передачи знаний, при котором носитель знаний географически удален от получателя).
Образование – составная часть и одновременно продукт социализации. Образование стоит на фундаменте научения, которое протекает в ходе социализации. Его отличие от процессов спонтанного научения – в целенаправленном и ускоренном развитии способностей человека благодаря педагогически организованной передаче накопленной людьми культуры, т.е. правил поведения, мышления, знаний и технологий (способов и орудий деятельности) от поколения к поколению. Образование служит интересам личнсоти и общества, одновременно сохраняя культуру и развивая способности новых поколений ее совершенствовать» (ПЭС)[2].
Факт получения образования фиксируется в юридически значимом документе - дипломе или свидетельстве. Развивающая, личностно-ориентированная парадигма образования (контекстное обучение).
[1] Шенников С.А. Открытое дистанционное образование. – М., 2002
[2] Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002. – С.172
Слайд 5Самостоятельная работа над данной практической работой предполагает изучение нормативных документов, тексты
которых можно получить на официальном сервере министерства образования и науки Российской Федерации
1. Приказ Минобразования РФ от 18 декабря 2002 г. № 4452 "Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации" (отменен Приказом Министерства Образования от 06.05.05, №137.) .
2. Приказ Минобразования РФ от 26 августа 2003 г. № 3387 "Об утверждении перечня документов, представляемых на лицензионную экспертизу образовательными учреждениями среднего, высшего, дополнительного профессионального образования и их филиалами, использующими дистанционные образовательные технологии для реализации образовательных программ частично или в полном объеме" (не действует в связи с отказом Минюст РФ в регистрации).
3. Распоряжение Минобразования РФ от 26.08.03 г. № 985-24 "О расчете предельной численности контингента обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий".
Слайд 6Самостоятельная работа над данной практической работой предполагает изучение нормативных документов, тексты
которых можно получить на официальном сервере министерства образования и науки Российской Федерации
ГОСТ 7.0-99. Информационно-библиотечная деятельность. Термины и определения: Межгос. станжарт. - Дата введ. 2000.07.01 //Библиотека и закон: Юридич. журн.-справ.-2000.-N 10.- С. 307-329.
ГОСТ 7.73-96. Поиск и распространение информации. Термины и определения: Межгос. стандарт. - Дата введ. 1998.01.01 //Библиотека и Закон.-2000.-Вып. 8 (1).- С. 370-379.
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области поиска и распространения информации с помощью автоматизированных информационных систем, за исключением понятий, связанных с информационно-поисковыми языками.
Слайд 7Бюджет Открытого Университета Великобритании – 400 миллионов фунтов.
В Турецком Дистанционном
Университете обучается более половины зарегистрированных студентов страны.
Национальный Открытый Университет Индиры Ганди насчитывает более 1млн. студентов.
81% всех высших заведений США предлагают как минимум один курс дистанционного обучения.
Методика дистанционной формы обучения
Интересные цифры:
Слайд 8Модели обучения
Интеграция очных и дистанционных форм обучения
Сетевое обучения:
Автономный курс дистанционного обучения
Информационно-образовательная
среда (кафедра, школа, др.)
Сетевое обучение и кейс-технологии
Видеоконференции, интерактивное телевидение.
Слайд 9простота и комфортность осуществления информационного взаимодействия на расстоянии;
возможность быстрого получения ответа,
реакции участников образовательного процессе;
возможность найти интересующие курсы;
возможность игнорирования имеющихся психологических барьеров;
возможности документирования текстовых сообщений как источников информации так и продуктов учебной деятельности;
заинтересованность специалистов сферы образования в разработке методологии замещения реальной педагогической коммуникации и формы обучения на дистанционную форму, реализуемую в информационных компьютерных сетях.
Позитивные тенденции для развития систем
дистанционного обучения на базе
информационных сетевых взаимодействий
Слайд 10Методика дистанционной формы обучения
изменение структуры и содержания информационного взаимодействия между обучающим,
обучаемым и интерактивным источником учебной информации;
изменение структуры представления учебного материала, состава и содержания учебно-методического обеспечения образовательного процесса;
развитие информационно-коммуникационной предметной среды как условий взаимодействия между участниками образовательного процесса, которые способствуют осуществлению педагогических взаимодействий.
Педагогические основания развития
дистанционной формы обучения
Слайд 112006 год – Распоряжение правительства от 07.12.2005 г. № 1517-РП
г.
Екатеринбург «О создании регионального образовательного портала Свердловской области в 2006 году».
Региональный портал «Образование Урала» – новый шаг в расширении информационно-образовательного пространства Свердловской области
WWW.URALEDU.RU
Методика дистанционной формы обучения
Слайд 12WWW.URALEDU.RU
Условия эффективного функционирования регионального портала
- Повышение квалификации (потенциальных) пользователей портала.
- Развитие контента
- Развитие системы доступа к сервисам и ресурсам портала.
Слайд 14Контрольно-
измерительные
материалы
Полнотекстовые
документы:
энциклопедии
УМК
Полнотекстовые
документы:
программы
Цифровые
образовательные
ресурсы для
повышения
квалификации
Каждый хочет, чтобы его информировали честно, беспристрастно, правдиво
- и в полном соответствии с его взглядами.
Гилберт Честертон
Слайд 15Ресурсы в открытых информационных системах должны иметь систему классификации.
Слайд 16Методика дистанционной формы обучения
Тема 1. Введение
Системы дистанционного обучения в международной и
российской системе образования: социально-исторический аспект. Особенности, проблемы и преимущества. Нормативно-правовая основа.
Цели, задачи, особенности программы «Методика дистанционной формы обучения».
Тема 2. Педагогическая система дистанционного обучения
Понятийно-терминологический аппарат дистанционной формы обучения.
Педагогическая характеристика системы дистанционного обучения (концептуальная основа). Новая педагогическая технология. Особенности, принципы и условия реализации дистанционной формы обучения.
Сущность дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий.
Педагогические основания дистанционной формы обучения. Изменение структуры и содержания информационного взаимодействия между обучающим, обучаемым и интерактивным источником учебной информации. Изменение структуры представления учебного материала, состава и содержания учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Развитие информационно-коммуникационной предметной среды как условий взаимодействия между участниками образовательного процесса, которые способствуют осуществлению педагогических взаимодействий.
Позитивные тенденции развития дистанционной формы обучения.
Слайд 17Методика дистанционной формы обучения
Тема 3. Дидактические возможности информационно-коммуникационных технологий в образовательном
процессе
Новые информационно-коммуникационные образовательные технологии: истоки и актуальность, сущность, дидактические особенности.
Негативные для физического и психического здоровья последствия психолого-педагогического воздействия, оказываемого информационными потоками, организованными с использованием электронных средств учебного назначения.
Педагогический потенциал ИКТ: публикация методических и учебных материалов в гипермедийном варианте, педагогическое общение в реальном и отложенном времени между субъектами педагогического процесса, открытый во времени и пространстве дистанционный доступ к информационным ресурсам.
Дидактические функции и свойства электронного учебного ресурса как компонента образовательного процесса (максимально быстрое накопление ресурсов, их поиск и использование в режиме удаленного доступа).
Коммуникативное взаимодействие субъектов образования посредством методов, предоставляемых компьютером и информационной сетью. (Документная коммуникация).
Слайд 18Методика дистанционной формы обучения
Тема 4. Информационная деятельность и информационное взаимодействие в
системе дистанционного обучения
Понятия «информационная деятельность» и «информационное взаимодействие».
Организационно-технологические и дидактические возможности интерактивных сред, предназначенных для использования в открытых информационных системах.
Теория единого размещения информации, понятие метаинформации.
Описание сервисов и ресурсов информационных систем. Категории пользователей и права доступа к сетевым ресурсам. Аутентификация и авторизация пользователя.
Технологии подготовки и публикации документов в сети Интернет.
Условия реализации дистанционных форм обучения.
Слайд 19Методика дистанционной формы обучения
Тема 5. Проектирование оптимальной педагогической системы дистанционной формы
обучения
Педагогические правила создания учебных материалов для дистанционной формы обучения. Определение целей, отбор содержания обучения, дидактического объема создаваемого учебного материала, процесса обучения и управления учебной деятельностью, диагностических параметров для достижения результата обучения.
Моделирование информационно-коммуникационной предметной среды системы дистанционного обучения. Проектирование дидактической модели обучения, модуля, единицы модуля, учебной темы.
Классификация дистанционных форм обучения.
Методы определения эффективности дистанционной формы обучения.
Средства поддержки дистанционного обучения. Образовательные порталы. Организационное и учебно-методическое обеспечение. Аппаратное обеспечение. Программные средства.
Слайд 20Примерная тематика проектирования образовательного ресурса
Дистанционное обучение: исторический аспект.
Открытое образование:
преимущества и проблемы.
Предметные информационные системы.
Современный преподаватель: профессионализм и личность.
Новая роль преподавателя в дистанционном образовании.
Классификация информационно-образовательных ресурсов: стандарты и проекты.
Модульное построение образовательного ресурса.
Оценка качества информационных ресурсов учебного назначения.
Архитектоника и эргономика учебных материалов.
Личное информационно-образовательное пространство преподавателя (обучающегося).
Дистанционный семинар как элемент повышения качества образования.
Технологии публикации документов в Интранет и Интернет сети.
Интервью на тему открытого образования.
Блоги с ведущими преподавателями.
Образовательные Интернет конференции и форумы.
Сравнительный анализ платформ для размещения систем дистанционного обучения.
Исследование образовательных предпочтений взрослого населения.
Контроль качества образования при обучении на расстоянии: сравнительная характеристика российских практик.
Электронная дидактика.
Слайд 21Основные положения перечня компетенций учителя предметника в сфере информационно-коммуникационных технологий, разработанного
в рамках Проекта «Информатизация системы образования».
Наличие общих представлений о дидактических возможностях ИКТ.
Наличие представлений о едином информационном пространстве образовательного учреждения, назначении и функционировании ПК, устройствах ввода-вывода информации, компьютерных сетях и возможностях их использования в образовательном процессе.
Наличие представлений об электронных образовательных ресурсах и тенденциях рынка электронных изданий в секторе общего образования, ориентированных на предметно-профессиональную деятельность, цифровых образовательных ресурсах, выполненных в ходе реализации Федеральных целевых программ.
Владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс.
Владение приёмами организации личного информационного пространства, интерфейсом операционной системы, приёмами выполнения файловых операций, организации информационно-образовательной среды как файловой системы, основными приёмами ввода-вывода информации, включая установку и удаление приложений и электронных образовательных ресурсов.
Слайд 22Основные положения перечня компетенций учителя предметника в сфере информационно-коммуникационных технологий, разработанного
в рамках Проекта «Информатизация системы образования».
Владение приемами подготовки дидактических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью средствами офисных технологий (раздаточных материалов, презентаций и др.).
Владение простейшими приёмами подготовки графических иллюстраций для наглядных и дидактических материалов, используемых в образовательной деятельности на основе растровой графики.
Владение базовыми сервисами и технологиями Интернета в контексте их использования в образовательной деятельности.
Наличие представлений о технологиях и ресурсах дистанционной поддержки образовательного процесса и возможностях их включения в педагогическую деятельность.
Владение технологическими основами создания сайта поддержки учебной деятельности.
Слайд 23Методика дистанционной формы обучения
Вопросы и упражнения
Перечислите инновационные функции ИКТ.
Приведите известные вам
примеры неудачного использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной практике.
Изучите нормативно-правовую основу дистанционной форы обучения в российской системе образования.
Подготовьте аналитический материал о состоянии систем дистанционного обучения в международной и российской системе образования.
Слайд 24Методика дистанционной формы обучения
Педагогическая система дистанционной формы обучения
Слайд 25Методика дистанционной формы обучения
Перспективы развития дистанционного обучения в России
Дистанционное образование позволяет
реализовать два основных принципа современного образования – “образование для всех” и “образование через всю жизнь”. Развитие дистанционного обучения в системе российского образования будет связано со следующими факторами:
- увеличением ассортимента мультимедийных учебных объектов;
- насыщением интерактивными учебными материалами, включая математические модели процессов и явлений;
- многообразием контрольных и тестовых заданий;
- развитием форм электронного общения;
- использованием комбинированных методов доставки курсов и т.д.
Слайд 26
- Умение видеть и решать проблемы.
- Умение самостоятельно учиться. Умение
работать с информацией.
- Способность иметь самостоятельную точку зрения и умение ее аргументировать.
- Умение применять полученные знания для решения жизненных проблем.
- Культура общения.
Формула успеха обучающегося:
Слайд 27Структура системы обучения
Система обучения
Проектирование
учебного процесса
Организация
Учебного процесса
Слайд 28http://scholar.urc.ac.ru/courses/Technology/
Новые педагогические технологии.
Курс дистанционного обучения для учителей
Автор проф. Е. С. Полат
Обучение в сотрудничестве
Метод проектов
Слайд 29Подготовка документов для публикации на сервере www.uraledu.ru
Задание номер 1
Подготовка изображения к
публикации
- В графическом редакторе Adobe Photoshop (любой версии) загрузите подготовленное заранее изображение: Файл – Открыть (указать полный путь к месту сохранения файла).
- Установите необходимые параметры изображения: Изображение – Размер изображения – Размер документа – ширина - единицы измерения (см) – длина – единицы измерения (см) – ширина – значение (оптимально 9 - 12) – длина – значение (оптимально 9 – 12) – разрешение 72 (пиксели/см)
- Сохраните установленные параметры изображения в файле, установив формат .jpg
Слайд 30
- Как пройти регистрацию на региональном портале;
После регистрации и получения
пароля что необходимо сделать, чтобы получить права «Корреспондента», «Редактора МОУ», других пользовательских ролей ;
- Как организовать личное виртуальное пространство и взаимодействие с другими участниками сетевого образовательного сообщества;
- Использование технологий создания и редактирования материалов;
- Интерактивные сервисы регионального портала в профессиональном взаимодействии
На странице регионального портала www.uraledu.ru/node/7071 размещены методические рекомендации по вопросам использования сервисов и ресурсов портала:
Слайд 32Подготовка документов для публикации на сервере www.uraledu.ru
Используя методические рекомендации, выполните размещение
собственных публикаций в разделе «Педагогическая мастерская» представительства Центра педагогического образования Уральского государственного университета им. А.М. Горького
Слайд 33- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания,
умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);
- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Для подготовки публикаций используйте задачи учреждений профессионального образования при подготовке выпускников, способных:
Слайд 34Результаты публикаций обсудите в группе.
Слайд 35Вопросы и упражнения
Кто выдвинул утверждение, что развитие цивилизации определяется сменой доминирующих
типов культур?
В соответствии с чем, меняется образование, как транслятор культуры? Фигуративный или префигуративный тип культуры можно рассматривать в обществе?
3. Назовите автора понятия «образование», который впервые выдвинул научную гипотезу формирования образа. В каком веке жил этот автор?
4. Раскройте содержание понятия «образовательное пространство» в контексте понятия философской категории «пространство».
Методика дистанционной формы обучения
Слайд 36Дополнительная литература
1. Беспалько В.И. Учебник. Теория создания и применения. М.: НИИ
школьных технологий, 2006, 192 с..
2. Педагогический энциклопедический словарь – «Большая Российская энциклопедия» - М.,2002 - с. 172.
3. Полат Е.С. Понятийный аппарат дистанционного обучения
Методика дистанционной формы обучения
Дидактический практикум
Составьте перечень особенностей, проблем и преимуществ дистанционной формы обучения.
2. Составьте собственное мнение о тенденциях развития дистанционной форы обучения.
Слайд 37
Дидактические возможности информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе
Методика дистанционной формы обучения
Слайд 38Система средств обучения в современной образовательной среде
Концепция обучения
Дидактическая задача
Дидактические свойства
средств
обучения
Дидактические функции
средств обучения
Природные свойств
Роль и место в учебном
процессе
Слайд 39Негативные последствия информационного воздействия на личность применения информационно-коммуникационных технологий
использование недопустимого объема
учебной информации, представленной на экране; ее низкое качество, не соответствующее санитарно-гигиеническим нормам; не дружественный интерфейс;
несоответствие представляемой на экране информационной структуре, логическому построению, эстетическому оформлению индивидуальным предпочтениям обучаемого;
частое «навязывание» стереотипных моделей учебной деятельности, что приводит к утрате адаптивности поведения, потере способности самоосуществлять анализ, синтез информации, принимать решение в денной ситуации;
«навязывание» готовых моделей интерактивного поведения или ресурсов при обучении, что приводит к атрофированию поведенческой инициативы.
Методика дистанционной формы обучения
Слайд 40К традиционным качествам электронных учебных ресурсов относятся:
соответствие программе обучения;
научная обоснованность представляемого
материала (соответствие современным знаниям о предмете);
соответствие единой методике, соблюдение последовательности изложения элементов предмета;
отсутствие орфографических ошибок, соблюдение правил этики и эстетики;
оптимальность технологических качеств учебного продукта (качество полиграфии, соответствие СаеПиНам и пр.).
Методика дистанционной формы обучения
Слайд 41К инновационным качествам электронных учебных ресурсов относятся:
обеспечение всех компонентов образовательного процесса
(получение информации, практические занятия, контроль учебных достижений;
интерактивный характер информационного взаимодействия, определяемый наличием обратной связи между пользователем и средствами ИКТ, расширяющий сферу самостоятельной деятельности обучающегося за счет использования активно-деятельностных форм обучения;
возможности компьютерного моделирования изучаемых или исследуемых объектов, их отношений, явлений, процессов;
возможность удаленного полноценного обучения;
коммуникативность как форма взаимодействия пользователя с электронным учебным материалом.
Методика дистанционной формы обучения
Слайд 42Свойства идеального учебного ресурса
- Возможность одновременного подключения неограниченного количества участников образовательного
процесса.
- Совместимость с различными аппаратными платформами систем дистанционного обучения.
- Соответствие международным стандартам в области электронного обучения.
- Возможность использования мультимедиа технологий в обучении.
- Интуитивно ясный интерфейс и эргономика учебных материалов.
- Интерактивные возможности.
- Коммуникативность.
Слайд 43Метаописание электронных ресурсов учебного назначения
1. Введение в дисциплину (история, предмет, актуальность,
место и взаимосвязь с другими дисциплинами программы по специальности).
2. Учебную программу по дисциплине (курсу).
3. Цель и задачи изучения дисциплины.
4. Методические указания по самостоятельному изучению курса.
5. Оглавление.
6. Основное содержание, структурированное по разделам (модулям).
7. Тесты, вопросы, задачи с ответами для тренинга (по разделам).
8. Итоговый тест.
9. Практические задания для самостоятельной работы.
10. Тематика для небольших научно-исследовательских работ (МИНИ-НИР).
11. Толковый словарь терминов.
12. Список сокращений и аббревиатур.
13. Заключение.
14. Список литературы (основной, дополнительной, факультативной).
15. Хрестоматия (дайджест) по дисциплине, содержащая выдержки из учебников, научных и журнальных статей, методик и др. учебных материалов по тематике курса.
16. Краткая творческая биография автора пособия.
Слайд 44Формы педагогического взаимодействия:
- Условно-пассивные формы взаимодействия с контентом характеризуются наличием лишь
управляющих воздействий (с целью вызова того или иного фрагмента), при этом контент остается неизменным. К ним относятся: чтение текста; просмотр изображений (созерцательно или акцентировано); прослушивание звука.
Активные формы включают навигацию по элементам контента, копирование, масштабирование, изменение в пространстве и т.д.
Деятельностные формы характеризуются конструктивным взаимодействием пользователя с элементами контента. Отличаются от активных большим числом степеней свободы, выбором последовательности действий, ведущих к учебной цели, необходимостью анализа данных и принятия решений.
- Исследовательские формы ориентируются не на изучение предложенных событий, а на производство собственных.
Методика дистанционной формы обучения
Слайд 45Вопросы и упражнения
Сравните два типа домашних заданий: получить из книги описание
путешествия или музыкального произведения или самому совершить виртуальное путешествие, послушать музыку, провести эксперимент, получить ответы на вопросы, попробовать сделать по-своему. Какие качества источников информации можно назвать инновационными?
Приведите известные Вам примеры негативного воздействия информационно-коммуникационными технологиями на состояние здоровья человека.
Методика дистанционной формы обучения
Слайд 46Средства поддержки дистанционного обучения. Образовательные порталы. Организационное и учебно-методическое обеспечение. Аппаратное
обеспечение. Программные средства.
Слайд 47Сравнительная таблица систем дистанционного обучения
Слайд 48Приме титульной страницы системы дистанционного обучения
Слайд 49Дидактический практикум
Определение инновационных качеств дистанционного семинара.
Формы информационного взаимодействия в педагогической
системе дистанционного обучения.
Дополнительная литература
А.Ю. Уваров "Электронный учебник: теория и практика", Изд. УРАО, М.: 1999.
Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации / А.В. Осин. − М.: Ритм, 2005.
Методика дистанционной формы обучения
Слайд 50Методика дистанционной формы обучения
Вопросы и упражнения
1. Изучите самостоятельно организационно-технологические и дидактические
возможности интерактивных сред, предназначенных для использования в открытых информационных системах.
2. На примере сервера регионального портала «Образование Урала» (www.uraledu.ru» изучите дидактические возможности сервисов и ресурсов информационных систем. Что такое «категории пользователей» и права доступа к сетевым ресурсам? Аутентификация и авторизация пользователя? Теория единого размещения информации, понятие метаинформации.
Слайд 51
Проектирование оптимальной модели педагогической системы дистанционной формы обучения
Методика дистанционной формы обучения
Слайд 52Методика дистанционной формы обучения
Качества информационно-образовательной среды (интерактивность, моделирование, коммуникативность и производительность)
определяют специфику дистанционных форм обучения:
- гибкой по количеству и составу обучающихся;
- не зависимой от места и времени проведения занятий;
- индивидуальной по продолжительности учебной работы.
Слайд 53Методика дистанционной формы обучения
Другие формы обучения из традиционной системы образования гармонично
вписываются в дистанционные формы обучения (экскурсии, практикумы и семинары, факультативные занятия, консультации, дополнительные занятия, домашняя учебная работа, олимпиады, конкурсы, игры, выставки и так далее).
Слайд 54Методика дистанционной формы обучения
Вопросы и упражнения
1. Дайте определения понятия "формы обучения".
2. Назовите факторы, влияющие на выбор организационных форм обучения.
3. Охарактеризуйте особенности дистанционной формы обучения, ее достоинства и недостатки.
4. Разработайте методику проведения тематического дистанционного семинара.
5. Разработайте методику проведения форума по теме дистанционных форм обучения в ВУЗе.
6. Разработайте методику проведения научно-практической Интернет-конференции
Слайд 55Методика дистанционной формы обучения
Дополнительная литература
1. Концепция Дистанционного Обучения / http://e-learning.uriit.ru/do.html
2. Концепция
создания и развитие системы дистанционного образования в России, - М.: Госкомвуз, 1995 г. / http://www.e-joe.ru/sod/97/2_97/st064.html
3. Необходимость и важность ДО / http://mesi.pti.ru/o_do/neobhod.htm
4. Фей Шанг. стратегия развития дистанционного образования / http://www.cito.ru/gdenet/policy/national/strategic/2
Слайд 56Педагогическое проектирование включает разработку педагогических принципов создания Web-ресурсов, в том числе:
выделение фундаментальных составляющих и концептуальных линий обучения в содержании образовательных программ;
- определение взаимодополнительности образовательных ресурсов;
- выработку общих принципов разработки образовательных Web-ресурсов;
- стандартизацию интерфейсов пользователей с точки зрения психолого-педагогических требований.
Слайд 57Перед тем как приступить к проектированию, нужно оценить, способны ли преподаватели
кафедры самостоятельно проделать эту работу или им нужно пройти какой-либо обучающий курс.
Вопросы:
1. Есть ли в учебном заведении возможность организовать и поддерживать процесс дистанционного обучения: располагает ли оно техническими специалистами, способными программировать, создавать сайты, порталы, администрировать компьютерные сети?
2. Есть ли в учебном заведении технические возможности для производства электронной учебной продукции и доставки ее учащимся, находящимся на значительном расстоянии от учебного заведения?
3. Обладает ли учебное заведение какими-либо коммуникационными возможностями для поддержания контакта с учащимися?
Если ответы на эти вопросы положительные, то можно приступать к проектированию учебного курса.
Слайд 59Педагогические правила создания информационно-коммуникационной предметной среды
(в контексте особенности предмета обучения)
-
определение общих целей и места системы в образовательном процессе;
- разработка описаний объектов данных информационной системы;
- отбор содержания образования, определение объемов учебного материала проектирование;
- проверка на критерии трудности и туманности предметной области;
(в контексте процесса обучения)
- выбор теории обучения и разработка алгоритма учебной деятельности;
- выбор способа управления учебной деятельностью;
- разработка пользовательского интерфейса;
- разработка диагностического материала для оценки каждой поставленной цели обучения;
- учет конкретной среды или технологии (аппаратно-программной платформы) размещения предметной информационной системы.
Слайд 60В соответствии с определением Е.С.Заир-Бек педагогическое проектирование это "специальным образом организованное
осмысление педагогических проектов и систем, когда на основе имеющегося состояния и прогноза желаемых результатов создается новый облик системы и одновременно процесс реализации в действительности задуманного".
Слайд 61По степени дидактического обеспечения специальности:
- специальность;
- дисциплина;
- тема (раздел) дисциплины;
- часть
темы.
Классификация электронных ресурсов учебного назначения.
По виду образовательной деятельности, в которой используется учебный ресурс:
- лекционное сопровождение;
- сопровождение практикумов;
- самостоятельная работа;
- для самообразования;
- для курсов повышения квалификации;
- для системы дистанционного обучения.
По характеру предоставления информации (по природе основной информации). ГОСТ 7.83.-2001
- мультимедийное;
- программный продукт;
- изображение;
- аудио;
- текстовое;
- электронный аналог печатного издания.
Слайд 62По степени интерактивности:
- активный;
- описательный;
- смешанный (гибридный);
- неопределенный.
Классификация электронных ресурсов учебного
назначения.
По технологии распространения:
- локальный электронный ресурс, предназначенный для локального использования и выпускающееся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях;
- сетевой электронный ресурс, доступный потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети;
- электронный ресурс комбинированного распространения, который может использоваться как в качестве локального, так и в качестве сетевого.
Слайд 63Классификация электронных ресурсов учебного назначения.
По жанру:
- образовательные порталы;
- сайты вузов,
факультетов, кафедр, лабораторий, сайты НИИ;
- научно-популярные журналы;
- сайты научно-образовательных проектов;
- электронные пособия, учебники, хрестоматии;
- электронные курсы (образовательные объекты);
- архивы образовательных ресурсов;
- базы данных (полнотекстовые, библиографические, справочные, адресные и т.д.);
- лаборатории и вычислительный и имитационный эксперимент, виртуальные тренажеры;
- дистанционное управление экспериментальными комплексами;
- электронные библиотеки;
- электронное представление ресурсов обычных библиотек;
- персональные страницы преподавателей вузов, организаторов образования;
- отдельные статьи или страницы;
- информационно-поисковые системы.
Слайд 64Классификация электронных ресурсов учебного назначения.
Важнейшей характеристикой образовательных ресурсов является необходимость
их многократного использования. Поэтому они должны обладать следующими свойствами:
- доступностью (возможности поиска и получения объекта достигаются за счет снабжения его подробной метаинформацией);
- модульностью (законченностью каждой учебной единицы);
- возможностью взаимодействия согласно SCORM (взаимодействие в различных аппаратных средах, операционных системах и Web-браузерах);
- возможностью повторного использования объекта в других дидактических единицах или учебных материалах.
Слайд 65Проектирование целей обучения
Дистанционная технология предполагает высокую определенность и однозначность в понимании
формулировок и инструктивных текстов.
Поэтому формулировки целей должны соответствовать прежде всего требованиям диагностичности и инструментальности, т.е. быть легко проверяемы с помощью относительно простых контрольных инструментов.
Цели должны быть сформулированы в виде ожидаемых результатов – внешне опознаваемых результирующих действий студентов.
Смотрите учебный материал Г.В. Сорвачевой на www.uraledu.ru
Слайд 66Этапы производства электронного образовательного ресурса
Слайд 67Компетентность преподавателя в период проектирования электронного учебного материала
Он становится одновременно психологом,
методистом инженером, даже обучающимися.
Слайд 68http://www.uraledu.ru:8090/portal
Слайд 69http://www.uraledu.ru:8090/portal
Слайд 71Для создания учебного проекта в системе дистанционного обучения необходимо:
- Пройти аутентификацию
в системе дистанционного обучения (СДО) на http://www.uraledu.ru:8090/portal.
- Изучить инструментарий СДО.
- После успешного завершения проекта имеется возможность получить права доступа к системе дистанционного обучения в качестве ведущего преподавателя или куратора учебных курсов и проектов.
Слайд 72Образовательный (учебный) проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность
обучающихся, имеющих общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности.
Виды проектов:
Прикладной (практико-ориентированный)
Информационный
- Исследовательский проект как научное исследование
- Творческий проект
Слайд 73Этапы создания учебного проекта в системе дистанционного обучения:
- выбор проблемы, обоснование
практической значимости результата, определение цели и поэтапных задач;
- определение масштабов работы, средств и методов, сроков, этапов работы;
- формулирование гипотезы проекта;
- выбор команды для осуществления проекта, распределение ролей;
- информационное обеспечение проекта – отбор, обработка и формирование хранилища содержательной части проекта.
Слайд 74Пример типового распределения заданий для проектных групп и определение контента проекта
Слайд 75Идентификации и аутентификации пользователя
Идентификация – это предъявление пользователем уникального имени и
пароля, идентификатора, присущего только ему. Аутентификация – это процедура, проверяющая, имеет ли пользователь с предъявленным идентификатором право на доступ к ресурсу. Они неразрывно связаны между собой, поскольку способ проверки определяет, каким образом и что пользователь должен предъявить системе, чтобы получить доступ. и пароля для входа в систему.
Слайд 76Успешно завершенная процедура проверки прав доступа к ресурсам разрешает системе открывать
собственные ресурсы пользователя.
На своей персональной странице можно;
- создавать обучающий курс
- записаться и пройти обучение на интересующем обучающем курсе;
- разрабатывать проекты, основным отличием которых является отсутствие временных рамок для их функционирования;
- управлять системой инструментов обучающих курсов и проектов.
Слайд 77Успешно завершенная процедура проверки прав доступа к ресурсам разрешает системе открывать
собственные ресурсы пользователя.
На своей персональной странице можно;
- создавать обучающий курс
- записаться и пройти обучение на интересующем обучающем курсе;
- разрабатывать проекты, основным отличием которых является отсутствие временных рамок для их функционирования;
- управлять системой инструментов обучающих курсов и проектов.
Слайд 78Элементы программы учебного проекта в системе дистанционного обучения.
Программа представляет данные о
содержании учебного курса и условиях ее реализации и должна включать:
- краткую аннотацию курса;
- организационно-методический раздел (список требований к студентам и подробную характеристику форм отчетности по курсу);
- подробный календарный план;
- список рекомендованной литературы (обязательной и дополнительной).
Слайд 79Список обязательной литературы, которую студенты должны изучить по каждой отдельной теме
к каждому занятию.
Список должен включать только ту литературу, относительно которой преподаватель уверен, что она доступна студенту. Идеально, если все учебные материалы включены в электронные материалы для чтения, прилагаемые к курсу. Программа должна включать точные указания на конкретные издания и страницы, которые студенты должны обязательно изучить. Список рекомендованной литературы должен состоять из двух частей. В первой рекомендуется в алфавитном порядке расположить все обязательные тексты, а во второй – дополнительную литературу.
Слайд 80Как создать учебный проект в системе дистанционного обучения
После того как
преподаватель получил соответствующие права доступа от администратора системы, он может начинать пользоваться его инструментами. То есть создавать учебные курсы и проекты.
Для этого нужно зайти в раздел «Администрирование», «Информация о сайте» или «Настройки» и «Создание нового сайта». Учебный проект (course веб-сайт) может создать только ведущий преподаватель, project веб-сайты (проекты) могут создавать все зарегистрированные пользователи системы.
Слайд 81Как создать учебный проект в системе дистанционного обучения
После того как
преподаватель получил соответствующие права доступа от администратора системы, он может начинать пользоваться его инструментами. То есть создавать учебные курсы и проекты.
Для этого нужно зайти в раздел «Администрирование», «Информация о сайте» или «Настройки» и «Создание нового сайта». Учебный проект (course веб-сайт) может создать только ведущий преподаватель, project веб-сайты (проекты) могут создавать все зарегистрированные пользователи системы.
Слайд 82Как создать учебный проект в системе дистанционного обучения
С помощью инструмента
«Информация о сайте» производится добавление дополнительных инструментов и редактирование описания элементов курса. После настройки рабочего места можно перейти к настройке инструментов сайта. На Рис. 5 показаны опции настройки инструментов сайта.
Слайд 83Как наполнить новый проект содержанием
На рисунке показаны опции для выполнения операций
над ресурсами системы.
Слайд 84Как наполнить новый проект содержанием
Для всех типов файлов можно устанавливать следующие
параметры:
Название файла для загрузки (обязательное поле).
Описание.
Доступность. По умолчанию файл доступен без ограничений по времени. Можно дополнительно установить начальную дату, когда файл становится доступен, и дату, когда доступ к нему закрывается. Можно также полностью спрятать файл (скрыть).
Права доступа. Можно сделать файл доступным всем, в том числе не записанным на курс и даже не имеющим учетную запись в системе дистанционного обучения пользователям, также можно ограничить доступ студентами курса или отдельными группами.
Почтовое оповещение.
Слайд 85Как наполнить новый проект содержанием
Электронный учебный материал это совокупность программного обеспечения
и данных или контент, являющийся предметом изучения (объектов и процессов). Контент – это текст, видео и звук. В контент включаются элементы управления, которые помогают перемещаться по содержанию. Организация перемещения по контенту называется навигацией.
К контентно независимым элементам графического пользовательского интерфейса относятся элементы кастомизации, позволяющие осуществить персональные настройки (громкость звука, размер шрифта и др.). Использование элементов навигации и кастомизации представляет собой взаимодействие пользователя с электронной средой обучения, т.е. информационное взаимодействие.
Слайд 86Как создать систему практических работ
Преимуществом систем дистанционного обучения является их возможность
размещать задания для автономной работы обучающихся с ними.
С помощью таких инструментов можно давать студентам задания и контролировать результаты выполнения заданий. ак наполнить новый проект содержанием
Слайд 87Тесты и контрольные задания
Этим инструментом можно пользоваться с разными целями. Можно
проводить тесты, за которые студенты получают оценку, можно использовать их для самопроверки перед занятиями или экзаменами, можно проводить опросы, чтобы узнать мнение студентов по какому-нибудь вопросу. Существует несколько вариантов организации тестового контроля, в том числе ответы могут быть текстовыми, числовыми или в виде файла, который можно импортировать в систему.
Работа с инструментами системы дистанционного обучения
Слайд 88Работа с инструментами системы дистанционного обучения
Инструмент «Презентации»
Инструмент «Презентации» позволяет встроить в
учебный курс электронные презентации, выполненные в виде последовательности изображений в формате jpg, gif или png. Загружаются изображения в одной из директорий инструмента «Ресурсы». После загрузки презентации можно просматривать.
Слайд 89Работа с инструментами системы дистанционного обучения
Инструмент «Словари»
Система позволяет сопровождать каждый учебный
курс словарем основных терминов и понятий, используемых в этом курсе. С методической точки зрения это несомненное удобство, так как преподаватель может ввести в этот раздел все необходимые ему определения в той форме, которая удобна для данного курса. Студенты в любой момент имеют доступ к основной терминологической базе курса, что полезно как при выполнении контрольных заданий, так и при подготовке к конкретным занятиям.
Слайд 90Работа с инструментами системы дистанционного обучения
Технология создания справочно-информационного блока:
После перехода по
ссылке «Добавить» на странице ввода информации, нужно будет заполнить три обязательных поля:
- название термина или статьи;
краткое толкование термина (разрешено не более 255 символов);
- развернутое толкование (объем не ограничен, поддерживается форматирование с помощью встроенного редактора)
После заполнения всех полей нужно сохранить изменения при помощи кнопки «Добавить статью».
Слайд 91Работа с инструментами системы дистанционного обучения
Технология создания справочно-информационного блока:
Развернутые толкования открываются
при нажатии на каждый из терминов.
- Если термин не подчеркнут, значит, его описание не было введено.
- С помощью ссылки «Изменить», можно отредактировать введенную информацию.
- С помощью ссылки «Удалить» можно удалить термин из списка.
- С помощью пункта «Права доступа» можно установить разрешения для разных групп пользователей на внесение, редактирование, удаление и экспорт словарных статей.
Слайд 92Работа с инструментами системы дистанционного обучения
Инструмент «Блоги»
С помощью инструмента преподаватели и
студенты могут вести сетевые журналы. Имеется возможность создавать как общедоступные, так и частные записи. Кнопка «Начальная страница» выводит общий список доступных пользователю записей, позволяет проводить поиск по блоговым записям и фильтровать их по типу доступа («личная» или «доступная всем»).
Записи в блоге могут состоять из текстов, картинок, ссылок, файлов.
Картинки отображаются при просмотре только из файлов форматов JPEG или GIF размером не более 4 Мб. Файлы иных форматов обрабатываются как вложения общим объемом не более 20 Мб.
Слайд 93Правила работы в системе дистанционного обучения
Система дистанционного обучения обеспечивает все
компоненты образовательного процесса; получение/передачу информации, практические занятия, контроль учебных достижений, информационное взаимодействие преподавателя и студентов.
Слайд 94Правила работы в системе дистанционного обучения
1. Для успешной работы в
системе дистанционного обучения необходимо сделать акцент на самостоятельную деятельность над предлагаемыми практическими заданиями, изучать теоретические материалы учебного курса, участвовать в дискуссиях, а также проходить серии контрольных мероприятий.
2. Для эффективной работы в системе дистанционного обучения необходимо иметь персональный компьютер или ноутбук с характеристиками:
тактовая частота не менее 200 МГц;
операционная система: Microsoft Windows 2000, Microsoft Windows XP, Microsoft Windows Vista;
не менее 64 МБ оперативной памяти, рекомендуемый объём - 128 МБ;
монитор с разрешением не менее 1024х768 точек;
скорость подключения к Интернет не меньше 56,6 Кб/сек (рекомендуемая - 128 Кб/сек);
интернет-браузер Internet Explorer не ниже версии 5.5 или 6.
3. Итоговая аттестация студента и получение документа о прохождении курсовой подготовки проводится в очной форме по уведомлению «Об окончании курсовой подготовки».
4. Срок обучения индивидуален.
Слайд 95Тому, кто хочет быть современным преподавателем
После успешного создания и презентации учебного
проекта в системе дистанционного обучения имеется возможность получить права в качестве ведущего преподавателя, куратора или консультанта учебных курсов и проектов в системе дистанционного обучения.
Слайд 96Тому, кто хочет быть современным преподавателем
При подготовке специального учебного курса или
проекта необходимо помнить:
- программа учебного курса должна содержать подробные инструкции этапов прохождения обучения;
теоретические материалы должны быть выполнены качественно, и иметь практическую направленность;
- задания для самостоятельной работы сопровождаются подробными указаниями;
- учебный курс включает словарь основных терминов и понятий в разделе Словари;
- для самостоятельного прочтения необходимо привести подробный перечень основной и дополнительной литературы.
Слайд 97Тому, кто хочет быть современным преподавателем
Оценивая работу студента, необходимо:
- своевременно проверять
выполненные практические задания;
- составить свой комментарий к каждой практической работе;
- неудовлетворительно выполненные практические работы необходимо вернуть на переработку.
Слайд 98Учебный проект «Университет»
Обоснование практической значимости результатов проекта.
Определение цели и поэтапных задач.
Определение
масштабов работы, средств и методов, сроков, этапов работы.
Формулирование гипотезы проекта.
Выбор команды для осуществления проекта и распределение ролей.
Информационное обеспечение проекта – отбор, обработка и формирование хранилища содержательной части проекта.
Слайд 100Учебный проект «Университет»
Результаты проекта размещены в разделе «Педагогическая мастерская» на региональном
портале «Образование Урала» и в системе дистанционного обучения.
Ресурсы проекта будут представляю интерес для преподавателей Центра педагогического образования Уральского государственного университета и абитуриентов.