Евгений Иванович Носов. Рассказы Кукла и Радуга презентация

Содержание

Из автобиографии писателя «Село Толмачево раскинулось вдоль речки Сейм ,в водах которой по вечерам отражались огни недалекого города … »

Слайд 1
Евгений Иванович Носов 1925-2002
Евгений Иванович Носов

принадлежит к поколению, которое пришло в литературу опалённое огнём войны.
И. Баскевич

Слайд 2Из автобиографии писателя

«Село Толмачево раскинулось вдоль речки Сейм

,в водах которой по вечерам отражались огни недалекого города … »














Слайд 3Из автобиографии писателя
«…своими холмами и соборами Курск знаменит ещё с давних

веков.»

Слайд 4Евгений Иванович Носов
(1925–2002 гг.)
Русский писатель Евгений Иванович Носов был родом


из семьи потомственного кузнеца.

Слайд 5Из автобиографии писателя



«…из детства вынырнул прямо взрослым парнем, минуя юность».

« Я даже девчатам писем не писал: не успел завести…»










Слайд 6В 1943 году Евгений Иванович вступил в ряды
Красной Армии и

долгое время был на передовой.

Слайд 7Из автобиографии писателя

«На фронте мне
выпала тяжкая доля…»



Слайд 8Из автобиографии писателя

« Эта постоянная дуэль с танками- кто кого

…»



Слайд 9Из автобиографии писателя
«…я был старше их на целую войну»









Слайд 11
Признание читателей Носов завоевал «прежде всего умением рассказывать об увиденном, услышанном,

пережитом. И не просто рассказать, а показать зримо, выпукло, ярко, живописно…»

Корреспондент. Фронтовик. Заядлый рыбак. Любитель ночёвок у костра.

Евгений Иванович принадлежит к поколению, которое пришло в литературу, опалённое огнём войны.


Слайд 12Евгений Иванович Носов
(1925–2002 гг.)
В 1957 году решает всерьёз заняться литературным

творчеством. В одном из ранних своих рассказов — «Тридцать зёрен» — Евгений Иванович Носов написал
о синичке, которая прилетела зимой к его окну.

Слайд 13Что такое книги? — Они научили зажигать это солнце, сажать эти

цветы и те деревья, по которым
ты прыгаешь, и многому другому. И ещё научили насыпать тебе конопляных зёрнышек…

Я хочу написать книгу. Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает её, положил бы на своём окне по тридцать конопляных зёрен…


Слайд 14В 1957 году в областном альманахе был опубликован первый рассказ Евгения

Носова «Радуга», а уже в 1958 году вышла первая книга рассказов «На рыбачьей тропе».


Слайд 15Оценка творчества Е.Носова
Государственная
премия РСФСР имени
М.

Горького (1975)

Международная литературная
премия имени
М.А. Шолохова (1996)

Государственная премия имени А. Солженицына (2001)

Слайд 16 Памятник почетному гражданину г. Курска


Слайд 17Его книги живут и будут жить


Слайд 18
Главная тема произведений
Е.И.

Носова
– жизнь современной русской деревни, нелегкий крестьянский труд.


Слайд 23Рассказ «Кукла»
Рассказ начинается с размышлений автора о переменах,которые

произошли в родных краях за время его отсутствия. Он приезжает и не узнаёт реки:




Слайд 24Какими вы видите героев рассказа?
Рассказчик
Акимыч
Любили рыбалку.
Воевали в горбатовской третьей армии.
Участвовали

в «Багратионе».
Выбыли из войны в одном месяце.



Внешне спокойные, сдержанные, неравнодушные люди.


Слайд 25 «Часами здесь кружат… обломки вездесущего пенопласта…»


Слайд 26 Такое начало рассказа неслучайно. Писатель сравнивает прошлое

и настоящее,и это сравнение не в пользу настоящего,небрежного отношения к природе,небрежного к истории. Оно задаёт тревожный настрой повествования,подготавливает нас к восприятию дальнейших событий, помогает понять авторский замысел.


Слайд 27 «Акимыч, бледный, с мучительно одеревеневшими губами, казалось, не признал

меня вовсе. Видно, его что-то вывело из себя и, как всегда в таких случаях, намертво заклинило».


Слайд 29Рассказ «Кукла» повествует нам
о проблемах, которые должны волновать всех. О

жестокости по отношению к природе, безразличного отношения к людям, к сожалению, становится в нашем мире всё больше.

Слайд 30Евгений Иванович Носов
(1925–2002 гг.)
Первоначально Носов назвал рассказ «Акимыч»,
но поменял

на «Куклу».

Слайд 31 «…миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах»,

« светлые шелковистые волосы».

Носов описывает куклу, как человека, подчёркивает её сходство с беспомощным ребёнком


Слайд 32Завязка — одна из важнейших
для понимания авторского замысла часть.


Слайд 33А люди идут мимо — каждый
по своим делам, — и

ничего... Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках — бровью
не поведут. Детишки бегают, привыкают к такому святотатству. Вот и тут: сколько мимо прошло учеников! Утром — в школу, вечером — из школы.
А главное — учителя: они ведь тоже мимо проходят. Вот чего не понимаю.

Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!.. Эх!..


Слайд 34

…это не игрушка, не пустяк,
это, может быть, обломок


детства на железных скрещенных
путях.

Слайд 35
Словарная работа
Глумиться- издеваться
Святотатство- поругание, оскорбление чего-нибудь заветного, святого
Варварство- грубость, дикость нравов,

невежественное отношение к культурным ценностям
Кощунство –оскорбительное отношение к чему-нибудь
( из «Словаря русского языка» С.И.Ожегова)

Слайд 36


Контраст как основной художественный приём.
«Мы пошли мимо школьной ограды по дороге,

обсаженной старыми ивами, уже охваченными осенней позолотой.
В природе было ещё солнечно, тепло и даже празднично…»

« В грязном придорожном кювете валялась кукла…».

Торжество природы

Дикость человека



Слайд 38Акимыч
Рассказчик
Кукла
Неизвестный, растерзавший куклу
Дети – ученики
Влюбленные
Мамаши с колясками
Учителя


Слайд 39Развязка произведения — похороны куклы.
Акимыч хоронит куклу, как настоящего человека,


и с болью в сердце говорит: «Всего не закопать…»

Слайд 40Похороны изуродованной куклы
«Акимыч рыл старательно и глубоко, как настоящую

могилку, зарывшись по самый пояс. Обровняв стенку, он всё так же молча и отрешенно сходил к стожку на выгоне, принёс охапку сена и выстлал им днище ямы. Потом поправил на кукле трусишки. Сложил её руки вдоль туловища и так опустил в сырую глубокую яму. Сверху прикрыл её остатками сена и лишь после этого снова взялся за лопату.»

Слайд 41«Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмётся…»
«…иную (куклу) так

сделают, что от живого дитя не отличишь, и плачет по – людски…»
«Может, со мной с войны такое…Колотит меня всего…»

Акимыч – человек неравнодушный. Страдает: растерзанные куклы напоминают ему о войне.


Слайд 42
Что же может вынести детство из тех картин жизни, которые рисует

Носов?

«А люди идут мимо – каждый по своим делам…».
«Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают.»
«Везут малышей в колясках и бровью не поведут».
«Сколько мимо прошло учеников!»
«А главное – учителя: ведь они тоже мимо проходят…Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха…

Акимыч видит полное равнодушие, безразличие взрослых и детей.

Если ты думаешь на год вперёд, посади семя.
Если ты думаешь на десятилетия вперёд, посади дерево.
Если ты думаешь на век вперёд, воспитай человека.


Слайд 43Истоки зла
«Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое

творят. А от них дети набираются…»
«Детишки бегают – привыкают к святотатству…».

Слайд 44Пороки человеческой личности
Жестокость

жадность
злость
зависть равнодушие
легкомыслие предательство
жадность лицемерие
трусость подлость безответственность

Слайд 45Главный урок Евгения Носова:
не будь равнодушным,
не проходи безучастно мимо зла

и жестокости

Вывод:

«Если ты слеп, если душа твоя глуха, какой же ты человек?»


Слайд 46Бруно Ясенский
(1901–1938 гг.)
Не бойся врага своего, в худшем случае он может

убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают
и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют
на земле предательство и убийство.

Слайд 47Тестовые задания к рассказу Е.И.Носова  «Кукла»
 1.Жанр произведения: а) роман, б) рассказ,

в) повесть.
2.Описывая реку, рыбалку, автор поднимает проблему: а) экологическую, б) взросления человека,  в) благодарности всему живому.
 3.Протест против равнодушия к окружающему вложен в уста: а) учеников, б) учителя, в) Акимыча.
4. Эпизод с куклой показался Акимычу таким страшным, т.к. : а) напомнил военное время, б) дети не жалеют игрушки, в) люди засоряют окружающую среду.
5.Авторская позиция в произведении: а) скрыта; б) нейтральна, в) отчётливо выражена.
6.Отличительная черта Акимыча: а) жалость к обиженным; б) постоянное ощущение собственной правоты, в) чувство ответственности за всё, что происходит.
7. В основе сюжета лежит: а) фантастика, б) жизненная ситуация, в) сочетание фантастики и реальности.

Слайд 48Ключ 1-Б 2-А 3-В 4-А 5-В 6-В 7-Б


Слайд 49Носов описывает куклу, как человека, подчёркивает её сходство с беспомощным ребёнком


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика