Слайд 1Экономика образования.
Лекции 7-8
13 марта 2012
Слайд 2Образование и экономическое развитие
Слайд 3Качество образования и экономическое развитие
Слайд 4Качество образования и экономическое неравенство
Слайд 5Теория человеческого капитала
Человеческий капитал – свойства и качества работников, которые повышают
их производительность (способности, навыки, образование, накопленный опыт, здоровье)
Теория человеческого капитала стала основой для экономики труда – изучения неравенства в оплате труда, отдачи от образования, опыта и здоровья
Играет важную роль в объяснении экономического роста и развития
Слайд 6Основные предположения теории
Доходы определяются производительностью работника
Производительность – функция от накопленного человеческого
капитала
в семье
в школе, вузе
на рабочем месте
В рамках данной теории расходы на образование и медицину рассматриваются как инвестиции в повышение производительности
Рациональный агент выбирает тот уровень инвестиций, который максимизирует его чистый приведенный доход (NPV)
Слайд 7Образование и доходы (мужчины)
Слайд 8Образование и доходы (женщины)
Слайд 9Образование и доходы в России
Слайд 10Growing Together, Growing Apart
Income Growth by Quintile, Various Periods
January 12, 2012
Слайд 12Much Faster Income Growth for the Top 1%
Слайд 13Income Inequality Near Record High
Слайд 14The Size of the Middle-Class has Fallen
Слайд 17Гонка технологий и образования (Goldin, Katz, 2009)
Появление новых технологий повышает спрос
на квалифицированную рабочую силу
Спрос рождает предложение: доля людей с высшим образованием растет во всех развитых и развивающихся странах
Повышение качества рабочей силы приводит к появлению новых еще более сложных технологий
Сложные технологии увеличивают требования к качеству рабочей силы…
…и ведут к повышению оплаты труда самых способных и росту неравенства заработных плат
Слайд 18Равенство и развитие: исследование Всемирного банка
Слайд 19Неравенство возможностей: пример Эквадора
Слайд 23Что такое неравенство возможностей?
Различия в шансах на успех в жизни во
многом определяются независящими от человека факторами:
Доходы родителей
Образование родителей
Национальность, раса
Пол
Место рождения (город, село)
Неравенство возможностей – мера зависимости результатов индивида (доходов, уровня образования) от факторов, находящихся за пределами его контроля
Слайд 24Почему это важно?
Этический аргумент: несправедливость
Дети не могут повлиять на обстоятельства своего
рождения, поэтому большинство людей воспринимает ситуацию изначального неравенства в шансах на успех как фундаментально несправедливую
Экономический аргумент: неэффективность
Основной ресурс экономического развития это человеческий капитал (знания, умения, навыки, таланты, воображение, творческие способности). При изначально неравных возможностях огромные резервы человеческого капитала остаются неиспользованными
Слайд 25Инвестиции в образование на ранних стадиях развития
Heckman et al. (2010)
Early Childhood
Investment
Слайд 26Почему важно образование на ранних стадиях развития?
Решения об инвестициях часто
подразумевают выбор между эффективностью и равенством (efficiency-equity trade-off)
Экономически эффективное распределение часто приводит к высокому неравенству
Попытки снизить уровень неравенства (государственное перераспределение, субсидии и т.п.) ослабляют экономические стимулы и снижают эффективность
Инвестиции в раннее развитие свободны от такого выбора, т.к. одновременно дают очень высокую экономическую отдачу и снижают уровень неравенства
Такие инвестиции – важный способ снижения неравенства возможностей
Слайд 27Знания и навыки имеют динамический характер
Приобретение одних знаний облегчает приобретение других
(skill begets skill)
Инвестиции в образование на ранних стадиях развития (до 6-7 лет) повышают отдачу от затрат на более поздних стадиях (школа, университет)
Множество работ из разных дисциплин (психология, физиология) показывают, что в развитии детей существуют особые периоды, наиболее чувствительные к обучению и восприятию новой информации
Слайд 28Если инвестиции не осуществляются на этих чувствительных стадиях, то инвестиции на
более поздних стадиях (школа, вуз, рабочее место) будут более затратными
Once a child falls behind, he is likely to remain behind
Это относится не только к доходам!
Различные социальные показатели сильно зависят от объема и качества образования на ранних стадиях (безработица, преступность, курение, потребление алкоголя и т.п.)
Слайд 29Результаты тестов для детей из разных семей
Слайд 30Условия в семье отвечают за большую часть различий
Слайд 31Программа Perry Preschool Education
Программа дошкольного обучения проводилась в начальной школе имени
Перри в городе Ипсиланти, штат Мичиган, в начале 1960х годов
В программе участвовали только дети с низким коэффициентом умственного развития и с низким показателем социально-экономического статуса семьи
Распределение детей в контрольную группу и группу воздействия решалось с помощью подбрасывания монетки
Программа длилась два года
Слайд 32Программа Perry Preschool Education
В течение школьного года по будним дням с
детьми проводились занятия по 2.5 часа по программе дошкольного обучения
Раз в неделю учителя приходили к ученикам на дом
Программа была основана на стимулировании умственного и социо-эмоционального развития детей с помощью методики активного обучения, при котором сами дети играют важную роль в образовательном процессе
С участниками программы проводили повторные интервью, когда им было 15, 19, 27 и 40 лет
Слайд 33IQ для группы воздействия и контрольной группы
Слайд 34IQ для группы воздействия и контрольной группы
Слайд 35Доходы для группы воздействия и контрольной группы
Слайд 36Безработица для группы воздействия и контрольной группы
Слайд 37Интеллект или эмоциональное развитие?
Многие исследования концентрируются на измерении интеллектуальных способностей
(тесты IQ, SAT и т.п.)
hard skills, cognitive skills
Однако не менее важными для успеха являются психологические способности
soft skills, non-cognitive skills
самоконтроль
терпение
мотивация
уверенность
Слайд 38Cognitive and Non-cognitive skills:
вероятность работы «белым воротничком» в 30 лет
Слайд 39Cognitive and Non-cognitive skills:
вероятность работы «белым воротничком» в 30 лет
Слайд 40Cognitive and Non-cognitive skills :
доходы в 30 лет
Слайд 41Cognitive and Non-cognitive skills are equally important for success
Cognitive and
Non-cognitive skills :
доходы в 30 лет
Слайд 42Отдача от образования в зависимости от возраста
Слайд 43Выводы
Множество экономических и социальных проблем объясняется недостатком знаний, навыков и социо-эмоционального
развития индивидов
Знания, навыки и способности имеют динамический характер
Знания порождают знания
Мотивация рождает мотивацию
Большое внимание уделяется умственному развитию (IQ), но эмоциональное развитие имеет не меньшее, а иногда и большее значение для успеха в жизни
Слайд 45Внешние эффекты от образования
Seymour Lipset (1960)
Образование обладает положительными внешними эффектами…
…и приносит
не только технологические, но и политические последствия
Снижает уровень насилия
Повышает склонность к разрешению конфликтов правовыми методами
Воспитывает уважение к суду и праву
Слайд 46Education and Social Capital
Helliwell, Putnam (2007)
Дополнительный год образования индивида повышает склонность
к доверию на 4,4%
Увеличение среднего срока образования в регионе на 1 год повышает склонность к доверию на 2,4%
Образование оказывает решающее влияние на гражданскую активность по сравнению с другими социально-демографическими показателями
Слайд 47 Данные по России
Росстат
Мониторинг образования
Опрос ФОМ «Георейтинг»
(68 регионов РФ,
34 тыс. респондентов)
Анализ на двух уровнях:
Региональный
Индивидуальный
Слайд 48Зависимые переменные
Социальный капитал:
Доверие
Согласие
Готовность к объединению
Участие в ассоциациях
Слайд 49Социальный капитал в РФ: описательная статистика
Слайд 54Университеты в регионах и расстояние до столицы
Слайд 55Образование и доверие: индивидуальный уровень
Слайд 56ARC model (Helliwell, Putnam, 2007)
Trust
Personal Educational Level
Average Educational Level
in the
region
Слайд 57Absolute effect
Trust
Personal Educational Level
Average Educational Level
in the region
Слайд 58Relative effect
Trust
Personal Educational Level
Average Educational Level
in the region
Слайд 59Cumulative effect
Trust
Personal Educational Level
Average Educational Level
in the region
Слайд 60Cumulative effect on Trust
Trust
Personal Educational Level
0.033***
Average Educational Level
0.248***
Слайд 61Absolute effect on Participation
Participation
in organizations
Personal Educational Level
0.097***
Average Educational Level
0.0315
Слайд 62
More than 13 years
Less than 13 years
19 thousand respondents
15 thousand respondents
Слайд 63
More than 13 years
Less than 13 years
Personal Educational Level
0.0154
Average Educational Level
0.2032***
Personal Educational Level
0.0884***
Average Educational Level
0.2847***
Слайд 64Выводы
Образование устойчиво связано со всеми показателями социального капитала
На индивидуальном уровне
образование – главный предиктор Доверия и иных показателей СК.
Уровень образования в социальном окружении важнее для низкообразованных, чем для высокообразованных
При оценке эффективности государственных расходов на образование необходимо учитывать социальные внешние эффекты
Слайд 65Приложение. Статистические данные
Слайд 66Образование и экономическое развитие
Слайд 67Качество образования и экономическое развитие
Слайд 68Качество образования и экономическое развитие
Слайд 69Результаты тестов для детей из разных семей
Слайд 70Стереотипы усиливают неравенство возможностей
Слайд 71Growing Together Again 1992-2000
Слайд 72
Education “is everywhere the universal solvent, and the relationship is always
in the same direction. The higher the education, the greater the ‘good’ values of the variable”
Philip Converse,
The Human Meaning of Social Change (1972)