Слайд 1ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ИСТОРИИ – ФОРМА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕЙ
ШКОЛЫ
Слайд 2Ни один эксперимент не вызывал столько споров, сколько эксперимент по введению
ЕГЭ.
Изначально ЕГЭ должен был стать неким единым стандартом оценки качества знаний выпускников, уровнять шансы молодежи, в том числе из регионов, на поступление в престижные вузы, снизить коррупцию. Однако, в последнее время из уст видных политиков, представителей в сфере образования, родителей школьников и абитуриентов часто звучат предложения о том, что государство, возможно, поторопилось с утверждением обязательной формы ЕГЭ. Таким образом, вопросы внедрения ЕГЭ, его правового регулирования остаются актуальными.
Слайд 3В результате реформ конца 80-90х годов российское образование перестало носить унифицированный
характер и перешло к использованию вариативных программ и учебников, что с одной стороны, увеличило возможности системы образования: реализация идей развивающего обучения, профессиональной ориентации, возможности индивидуального подхода, но с другой стороны, усложнило контроль за качеством получаемого образования. В условиях возросшего разнообразия средств, методов и содержания обучения школьников со всей остротой встала задача обеспечения единого уровня и содержания базового ядра общего и среднего образования для всех выпускников школ. ЕГЭ стал эффективным и объективным средством контроля за качеством знаний и умений учащихся.
Слайд 4Единый государственный экзамен (ЕГЭ) -
это форма объективной оценки качества подготовки
лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием контрольных измерительных материалов (КИМ)
Слайд 5Эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) как независимой формы аттестации
выпускников школ проводится в стране с 2001 года. В результате эксперимента созданы диагностические средства, позволяющие судить о состоянии общего образования как в стране в целом, так и в конкретных регионах и учебных заведениях.
Возможность сопоставления результатов экзамена с данными генеральной выборки выпускников страны позволяет всем участникам образовательного процесса увидеть результаты собственной деятельности со стороны, оценить свой уровень, определить пути совершенствования обучения школьников.
Слайд 6Впервые эксперимент по введению ЕГЭ был проведен в республиках Чувашия, Марий
Эл, Якутия, а также в Самарской и Ростовских областях по восьми учебным дисциплинам.
В 2002 году эксперимент по введению ЕГЭ прошел в 16 регионах страны (вт. ч. в Челябинской области) На сегодняшний день ЕГЭ является общеобязательным для всех регионов страны.
Слайд 7С 1 января 2009 года единый государственный экзамен перешел в штатный
режим. В соответствие с приказом Министерства образования и науки РФ «Об учреждении положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой ) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования» от 28.11.2008 г. №326. Единый государственный экзамен стал основной формой проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования.
Слайд 8Цели проведения ЕГЭ
Создание независимой от школы системы оценки учебных достижений учащихся
на этапе завершения обучения в школе.
Обеспечение повышения доступности высшего образования для детей из семей с невысоким уровнем дохода, проживающих в сельской местности и небольших российских городах.
Слайд 9Задачи ЕГЭ
Расширение доступности высшего образования, благодаря введению однотипных экзаменов для всех
выпускников общеобразовательных школ и их параллельного участия в заочном конкурсном отборе сразу в несколько вузов.
Совершенствование системы и практики финансирования высших учебных заведений на основе рыночной состязательности между ними за прием лучших студентов.
Снижение психической нагрузки на выпускников общеобразовательных учреждений за счет упразднения вступительных экзаменов.
Слайд 10Задачи ЕГЭ
Объективизация и унификация требований к общеобразовательной подготовке поступающих в вузы.
Стимулирование деятельности педагогических коллективов общеобразовательных учреждений по улучшению качества учебного процесса за счет объективной и независимой сравнительной оценки результатов общеобразовательной подготовки выпускников школ.
Слайд 11Отличие ЕГЭ от традиционной итоговой аттестации
Единые правила проведения.
Единое расписание.
Использование
заданий стандартизированной формы (КИМ).
Использование специальных бланков для оформления ответов на задания.
Проведение письменно на русском языке (за исключением ЕГЭ по иностранный языкам).
Слайд 12Контрольно - измерительные материалы (КИМы)
Экзаменационные задания ЕГЭ - контрольно-измерительные материалы (КИМ)
представляют собой комплексы заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень усвоения ФГОСа выпускником.
КИМы разрабатываются федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ).
Слайд 13Документы, регламентирующие структуру и содержание контрольно –измерительных материалов ЕГЭ
Кодификаторы элементов
содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений.
Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ.
Демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов ЕГЭ
Слайд 14Кодификатор -
является одним из документов, определяющих разработку КИМ ЕГЭ. Он
составлен на основе ФГОС среднего (полного) общего образования по истории России, базовый и профильный уровни.
Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по истории.
Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которого проверяется на ЕГЭ по истории.
Кодификатор состоит из 2-х разделов
Слайд 15Раздел 1. Содержательные линии
Вопросы на знание экономических и социальных отношений.
Политическая
история Российского государства.
Общественные движения, переход от одних форм правления к другим.
Формирование многонационального Российского государства на разных этапах его истории.
Духовная жизнь государства в разные периоды.
Известные личности.
Место России в мировой истории, особенности внешней политики Российского государства на разных этапах развития.
Раздел 2. Уровни подготовки
Знать/понимать
Уметь
Слайд 21Спецификация -
это документ, в котором в краткой форме указываются все
основные характеристики КИМов. В спецификацию КИМов включатся следующие необходимые элементы:
назначение работы;
документы, определяющие содержание экзаменационной работы;
структура экзаменационной работы;
распределение заданий экзаменационной работы по содержанию и видам деятельности;
распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности;
время выполнения работы;
план экзаменационной работы;
система оценивания отдельных заданий и работы в целом;
Дополнительные материалы и оборудование;
условия проведения и проверки экзаменов;
рекомендации по подготовке к экзамену;
обобщенный план экзаменационной работы.
Слайд 30Структура КИМов ЕГЭ
КИМы состояли из двух частей:
Часть 1 –
30 заданий с выбором ответа.
Часть 2 – 27 заданий, разделенных на 3 группы:
10 заданий с выбором ответа (А31 – А 40)
10 заданий с кратким ответом (В1 – В10)
7 заданий (С1-С7) с развернутым ответом.
2001 г.
Слайд 31Изменена спецификация КИМ, экзаменационная работа приобрела другую структуру. Введены были 3
части – А, В и С.
Изменена формулировка части 2 (В).
2002 г.
Слайд 322003 г.
Изменена система оценивания. Уменьшено количество заданий для работы с историческим
источником в части 3 (С): вместо С1-С5 введены задания С1-С3.
Задания С7 на сравнение приобрело вид таблицы.
Слайд 332004 г.
Задания по анализу исторического источника были представлены в каждой из
3-х частей работы с нарастанием сложности этой работы от части 1 к части 3.
Слайд 342005 – 2006 гг.
Сокращено количество заданий части 1 (А) с
40 до 33.
Введены новые схемы для ответов на некоторые задания части 2 (В). Изменён формат заданий на установление соответствия двух радов информации – введен пятый элемент в один из рядов.
Слайд 352007 г.
Проведено сокращение части 1 (А) на одно задание (их
стало 32). Включение одного задания в часть 2 (В) – на установление хронологической последовательности.
Увеличено время на выполнение заданий с 180 до 210 минут.
В целях усложнения была переструктурирована часть 1 (А) – два задания на знание понятий и фактов были заменены заданиями, проверяющими умение группировать факты.
Слайд 362008 г.
Экзаменационная работа, как и в 2007г. состояла из 3
частей и 50 заданий, расположенных по принципу нарастания от простых к более сложным.
Часть 1 (А) – 32 задания с выбором ответа.
Часть 2 (В) – 11 заданий повышенного уровня сложности с открытым кратким ответом – 1-2 слова, последовательность букв или цифр.
Часть 3 (С) – 7 заданий высокого уровня сложности с открытым развернутым ответом.
Слайд 372009 г.
Изменений нет.
2010 г.
На пять заданий была сокращена
часть 1 (А) и с 11 до 15 заданий увеличена часть 2 (В).
2012 г.
Оптимизирована структура КИМ и сокращено число заданий репродуктивного характера. Часть 1 (А) с 27 до 21 – заданий с выбором ответа.
Часть 2 (В) – с 15 до 12 заданий с кратким ответом.
Часть 3 (С) – с 7 до 6 заданий с развернутым ответом.
Слайд 38Увеличено число заданий, направленных на проверку умений систематизировать исторические факты, устанавливать
причинно-следственные связи, использовать источники информации для решения познавательных задач, формулировать и аргументировать собственную позицию с привлечением исторических знаний.
Включена новая модель задания С6 – историческое сочинение, предполагающее анализ деятельности исторической личности. Задание альтернативное: ученик имеет возможность выбрать одного из трех деятелей различных эпох и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале.
Слайд 392013 – 2014 гг.
Часть 1 (А) – 21 задание с
выбором ответа.
Часть 2 (В) – 13 заданий.
Часть 3 (С) – 6 заданий.
2015 г.
Часть 1 – 34 задания.
Часть 2 – 6 заданий.
Слайд 40Содержание материла по истории России представлено в работе по разделам:
VIII
– XVII вв.
XVIII – начало XX вв.
1917 – 2010 гг.
Пропорциональность представления заданий, связанных с различными эпохами: в часть 1 включены:
5 заданий по истории VIII – XVII;
8 заданий по истории XVIII – XX вв.;
8 заданий по новейшей истории.
В часть 2 включены
3 задания по истории VIII – XVII вв. и XVIII – начало XX вв.
4 задания по новейшей истории.
6 заданий (В8-В13) могут относиться к любому периоду.
Слайд 41В части 3 представлены задания по всем периодам истории. Устанавливается такое
сочетание заданий, чтобы в совокупности они охватывали основные содержательные разделы курсов истории.
Слайд 42Расположение заданий в хронологической последовательности.
Выделение в работе (в части 1)
заданий, проверяющих знание по истории Великой Отечественной войны (А16, А17), по истории материальной и духовной культуры (А4, А13, А20).
В экзаменационную работу включены задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Они располагаются по принципу нарастания от простых – в части 1 – к наиболее сложным – в части 3.
Часть 1 содержит все задания базового уровня;
в части 2 представлены задания базового и повышенного уровня;
в части 3 представлены задания базового, повышенного и высокого уровня сложности.
Слайд 71Подведем итог
КИМы за время проведения эксперимента ежегодно подвергались тщательному анализу с
целью их совершенствования. В результате этого их структура и содержание претерпели определенные изменения.
Сегодня ЕГЭ ориентирован в основном на проверку сформированности ЗУН выпускников, и лишь частично на проверку способов деятельности.
Также КИМы призваны проверить и оценить сформированность видов деятельности разного уровня сложности, т.е. проверить наличие предметных и ключевых компетенции у выпускников.
Задания 3 части ЕГЭ используются для проверки умений применять знания из различных разделов учебных предметов в новой ситуации.
Слайд 72Подведем итог
Задания 3 части ЕГЭ используются для проверки умений применять знания
из различных разделов учебных предметов в новой ситуации. Что собственно и является основным результатом обучения в компетентностном подходе.
КИМы – это система заданий разного уровня сложности. Она реализует системнодеятельностный, проблемный и компетентностный подходы, направленные на формирование историко – позновательной, информационно-коммуникативной и социально-мировозренческой компетенции учащихся.