Слайд 1Достижение планируемых результатов
ФГОС НОО средствами завершённой предметной линии учебников «Математика»
авторов Г. В. Дорофеева,
Т. Н. Мираковой, Т. Б. Бука
Слайд 2План семинара
Введение
Методические особенности курса «Математика» авторов Г. В. Дорофеева, Т. Н.
Мираковой
Достижение планируемых результатов средствами завершенной предметной линии учебников «Математика» авторов
Г. В. Дорофеева, Т. Н. Мираковой, Т. Б. Бука
Слайд 3Основные результаты начального общего образования, сформулированные в требованиях ФГОС:
формирование предметных
и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
воспитание основ умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.
Слайд 4Планируемые результаты
начального общего образования
Под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой
В пособии представлены:
планируемые результаты освоения
учебных программ по отдельным предметам;
планируемые результаты освоения междисциплинарных программ – программы формирования УУД
и программы по работе с информацией;
примеры заданий для итоговой оценки
достижения планируемых результатов.
Слайд 5Формирование универсальных учебных действий в начальной школе
Под редакцией А. Г. Асмолова
В
пособии представлены:
рекомендации по развитию личностных,
познавательных, регулятивных
и коммуникативных УУД;
типы задач для оценки сформированности
универсальных учебных действий.
Слайд 6АВТОРЫ КУРСА
Дорофеев Георгий Владимирович
Доктор физико-математических
наук, профессор,
автор действующих
учебников по математике
для
вуза и школы,
лауреат премии Президента РФ
в области образования.
Слайд 7
Миракова Татьяна Николаевна
Доктор педагогических
наук, профессор,
декан факультета
математики и физики
Московского
государственного
областного гуманитарного
института, автор учебников по математике
для начальной школы, автор около 100 научных
и учебно-методических публикаций.
Слайд 8Концептуальная идея курса
«Обучение не только математике,
но и математикой»
(Г. В. Дорофеев)
Слайд 9Система дидактических принципов курса
Культурно-исторический принцип.
Принцип эвристической основы содержания обучения математике.
Принцип диалогической
направленности.
Принцип активизации познавательной деятельности.
Принцип персонификации процесса обучения.
Принципы перспективы и развития основных математических понятий и идей в курсе.
Принцип эстетической ценности содержания обучения.
Слайд 10Рабочие программы.
Особенности структуры и содержания
Пояснительная записка
Общая характеристика курса
Описание места предмета в учебном плане
Описание ценностных ориентиров содержания
Предмета, курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Содержание курса
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Приложение: планируемые результаты изучения курса (предметные, метапредметные, личностные) по годам обучения; другой методический материал
Слайд 111.
Методические особенности курса
теоретико-множественный подход к введению понятий «число», «геометрическая фигура»;
особый
подход к изучению приёмов сложения и вычитания в пределах 10;
целостная система работы с текстовой задачей;
особое внимание к развитию пространственных представлений учащихся;
специальные упражнения на развитие речевых умений учащихся;
обучение построению моделей, схем и алгоритмов действий.
Слайд 12Установление взаимно-однозначного соответствие между элементами множеств
Учебник 1 класс. 1 часть Рабочая тетрадь.
1 класс. Часть 1
Слайд 13Теоретико-множественный подход
к введению понятия число…
Слайд 14…к введению понятия геометрическая фигура
Учебник. 1 класс. Часть 1, с.
Слайд 15Разбиение множества на части
Рабочая тетрадь. 1 класс. Часть 1
Слайд 16Разбиение множества на части
Учебник. 1 класс. Часть 1 Рабочая тетрадь. 1 класс.
Слайд 17Теоретико-множественный подход в изучении действий умножение и деление чисел
Учебник. 2 класс.
Часть 1
Слайд 18Теоретико-множественный подход в изучении темы «Деление с остатком»
Учебник. 3 класс. Часть
2 Рабочая тетрадь. 3 класс. Часть 2
Слайд 19 Система работы с текстовой задачей
Рассказы по рисункам
Учебник. 1 класс. Часть
1
Слайд 20Тройные рисунки с опорными словами
Учебник. 1 класс. Часть 1
Слайд 21Задача.
Взаимно обратные задачи
Учебник. 1 класс. Часть 2 Учебник. 2 класс. Часть
2
Слайд 22Задачи в 3 действия.
Задачи на приведение к единице
Учебник. 3 класс. Часть
1
Слайд 23Задачи на сравнение
Учебник. 3 класс. Часть 2 Рабочая тетрадь. 3 класс. Часть
2
Слайд 24Дополнение условия задачи числовыми данными или ключевыми фразами
Учебник. 3 класс. Часть
1. с. 45, с. 118
Рабочая тетрадь. 3 класс. Часть 1
Слайд 25Постановка вопроса к задаче
Учебник. 3 класс. Часть 1
Выявление в тексте
элементов
задачи
Учебник. 3 класс. Часть 1
Слайд 26Установление зависимости ответа задачи от изменения какого-либо числового данного
Учебник. 2 класс.
Часть 1, с. 6 Учебник. 3 класс. Часть 1, с. 8
Слайд 27Изменение данного в зависимости от изменения ответа. Составление задачи по схеме
Учебник.
1 класс. Часть 2
Слайд 28Сравнение задач по фабуле, по способу решения
Учебник. 3 класс. Часть 1
Слайд 29Нахождение дроби от числа и числа по дроби. Задачи на движение
по реке
Учебник. 4 класс
Слайд 30Нахождение дроби от числа и числа по его дроби
Учебник. 4 класс.
Часть 2
Задачи на движение по реке Учебник. 4 класс. Часть 2
Слайд 31Приложение к учебнику на электронном носителе
урок по теме: «Нахождение числа по
Слайд 32Электронное приложение к учебнику
урок по теме: «Задачи на движение по реке»
4
класс. CD Объяснение новой темы
Слайд 33Планируемые результаты раздела «Работа с текстовыми задачами»
Учащийся научится:
анализировать задачу, устанавливать
зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи;
оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи;
решать задачи, в которых рассматриваются процессы движения одного тела (скорость, время, расстояние), работа (производительность труда, время, объём работы);
решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью арифметическим способом;
выполнять проверку решения задачи разными способами.
Учащийся получит возможность научиться:
составлять задачу по её краткой записи, таблице, чертежу, схеме, диаграмме и т. д.;
преобразовывать данную задачу в новую посредством изменения вопроса, данного в условии задачи, дополнения условия и т. д.
решение задачи в 4–5 действий;
решать текстовые задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби;
находить разные способы решения одной задачи;
моделировать и решать задачи на движение по реке.
Слайд 34 Предложен особый подход к изучению приёмов сложения и вычитания в
пределах 10
Учебник. 1 класс. Часть 1, с. 92 Учебник. 1 класс. Часть 1, с. 98
Слайд 35С помощью числового луча удобно находить суммы одинаковых слагаемых и удобно
представлять число в виде суммы одинаковых слагаемых
Учебник. 2 класс. Часть 1, с. 14 Учебник. 2 класс. Часть 1, с. 18
Слайд 36Числовой луч формирует понимание взаимосвязи
действий сложение и вычитание, а также
действий умножение и деление
Учебник. 1 класс. Часть 1, с. 120 Учебник. 2 класс. Часть 2, с. 92
Слайд 37 Развитие пространственных представлений учащихся
Учебник. 1 класс. Часть 1 Учебник. 1 класс.
Слайд 38Формирование пространственных представлений
Учебник. 1 класс. Часть 2 Учебник. 2 класс. Часть
Слайд 39Пространственные фигуры:
куб. пирамида
Слайд 40Изготовление моделей фигур
пирамиды и куба
Учебник. 2 класс. Часть 1
Слайд 41Пространственные фигуры :
прямоугольный параллелепипед и цилиндр
Учебник. 3 класс. Часть 1 Учебник. 4
класс. Часть 1
Слайд 422.
Достижение планируемых результатов средствами завершенной предметной линии учебников «Математика» авторов
Г. В. Дорофеева, Т. Н. Мираковой, Т. Б. Бука
Учебно-методический комплекс
«П Е Р С П Е К Т И В А»
Слайд 43Требования к результатам освоения ООП начального общего образования
Предметные
Метапредметные
Использование начальных математических знаний;
Овладение
основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, математической речи;
Опыт практического применения знаний;
Умение выполнять арифметические действия,
строить простейшие алгоритмы, работать с информацией;
Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности
Регулятивные:
Целеполагание
Планирование
Прогнозирование
Контроль (коррекция
Оценка
Саморегуляция
Познавательные:
Общеучебные
Логические
Постановка и решение проблем
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества
Постановка вопросов
Разрешение конфликтов
Умение излагать свои мысли
Владение монологической и диалогической формами речи
Личностные
Становление самоопределения личности;
Развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности;
Развитие системы ценностных ориентаций
Слайд 44Формирование регулятивных универсальных учебных действий
Целеполагание
как постановка учебной задачи
Планирование –
составление плана и последовательности действий
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном
Коррекция – внесение дополнений и корректив в план и способ действия
Саморегуляция как способность
к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятствий
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний
Оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить
Слайд 45Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности
Учебник. 2 класс.
Часть 1
Учебник. 1 класс. Часть 1
Слайд 46Умение планировать, контролировать, оценивать учебные действия
Учебник. 1 класс. Часть 2 Учебник. 2
класс. Часть 1.
Тема: «Порядок выполнения действий»
Учебник. 3 класс.
Часть 2
Слайд 47Самоконтроль и коррекция
Учебник. 3 класс. Часть 1 Учебник. 4 класс. Часть 2
Слайд 48Выполнение действий по инструкции, алгоритму
Учебник. 3 класс. Часть 1 Учебник. 2 класс.
Часть 1
Слайд 49Умение выполнять «калькирование»
Рабочая тетрадь. 1 класс. Часть 1 Рабочая тетрадь. 1 класс.
Часть 2
Учебник. 1 класс. Часть 1
у
Слайд 50Формирование познавательных универсальных учебных действий
Общеучебные
Логические
Постановка
и решение проблемы
Выделение и формулирование познавательной цели
Поиск и выделение необходимой информации
Произвольное построение речевого высказывания
Постановка и формулирование проблемы
Знаково-символические действия
Анализ объектов с целью выдления признаков
Синтез – составление целого из частей
Выбор оснований и критериев для сравнения…
Подведение под понятие
Установление причинно-следственных связей
Построение логической цепи рассуждений
Формулирование проблемы
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Слайд 51Умение выполнять логические действия:
сравнения
Учебник. 1 класс. Часть 1
Слайд 52Умение выполнять логические действия:
анализ, построение рассуждения
Учебник . 1 класс. Часть 1
Учебник.
2 класс. Часть 1
Слайд 53Умения выполнять логические действия
на классификацию множеств
Рабочая тетрадь. 1 класс. Часть 1
Слайд 54Умения выполнять логические действия
на классификацию по существенному признаку
Учебник. 1 класс.
Часть 1
Слайд 55Умения выполнять логические действия
рассуждение по аналогии
Учебник. 3 класс. Часть 1 Учебник. 4
Слайд 56Рассуждение по аналогии
Рабочая тетрадь. 1 класс. Часть 1, 2
Учебник. 1 класс.
Часть 2
Слайд 57Умения выполнять логические действия:
исключение лишнего элемента,
подбор недостающего элемента
Учебник. 1 класс.
Часть 1 Учебник. 1 класс. Часть 2
Учебник. 4 класс. Часть 2
Слайд 58Использование
знаково-символических средств: кодирование
Учебник. 1 класс. Часть 1 Рабочая тетрадь. 1 класс.
Часть 1
Слайд 59Использование
знаково-символических средств: кодирование, декодирование
Учебник. 1 класс. Часть 2
Слайд 60Моделирование бинарных отношений с помощью стрелочных схем
Учебник. 1 класс. Часть 1
Слайд 61Моделирование бинарных отношений с помощью двуцветных наборов граней кубиков
Учебник. 1 класс.
Часть 1, Часть 2
Рабочая тетрадь. 1 класс. Часть 2
Слайд 62Знаково-символические средства: замещение
Учебник. 1 класс. Часть 1
Слайд 63Языковое обучение – вот самое важное
в математике!
«Главное – развитие
средствами математики мышления, логики, языка…
…Цель массового математического образования – научиться грамотно говорить, писать и понимать по-русски!»
(Г. В. Дорофеев)
Слайд 64Коммуникативные учебные действия
Планирование
учебного сотрудничества
Постановка вопросов
Разрешение конфликтов
Умение излагать
свои мысли
Владение монологической
и диалогической речью
Слайд 65Умение излагать свои мысли
Работа с сюжетными картинками Приглашение к диалогу
Учебник. 1 класс.
Часть 1 Учебник. 3 класс. Часть 1
Рабочая тетрадь . 3 класс. Часть 1
Рабочая тетрадь. 3 класс. Часть 1, с. 6
Слайд 66Умение правильно поставить вопрос,
аргументировать свою точку зрения
Учебник. 3 класс. Часть
2
Учебник. 4 класс. Часть 1
Слайд 67Умение вести диалог
Учебник. 1 класс. Часть 1
Слайд 68Формирование личностных универсальных учебных действий
Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение
Смыслообразование
(установление связи между целью
учебной деятельности и её мотивом)
Нравственно-этическая ориентация, обеспечивающая личностный моральный выбор
Слайд 69Мотивация учебной деятельности
и формирование личностного смысла учения
Учебник. 1 класс. Часть
2. с. 6, с.79 Учебник. 2 класс. Часть 1. с. 47, 82
Слайд 70Мотивация учебной деятельности
и формирование личностного смысла учения
Учебник. 4 класс. Часть
1
Учебник. 4 класс. Часть 1
Учебник. 3 класс. Часть 2
Слайд 71Мотивация учебной деятельности
Учебник. 1 класс. Часть 2 Игра «Вычислительная машина»
Игра
«Чудесная лестница»
Слайд 72Формирование основ гражданской идентичности
Учебник. 2 класс. Часть 1 Рабочая тетрадь. 2 класс
Рабочая
тетрадь. 4 класс. Часть 1 Учебник. 4 класс. Часть 1
Учебник. 3 класс. Часть 2
Слайд 73Развитие эстетических представлений
Учебник. 1 класс. Часть 1 Учебник. 2 класс. Часть 1
Учебник.
3 класс. Часть 1
Учебник. 3 класс. Часть 1
Слайд 74Морально-этическая ориентация:
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости
Учебник. 1 класс. Часть 2 Рабочая
тетрадь. 1 класс. Часть 1
Слайд 75Работа с информацией
Учебник. 2 класс. Часть 2
Слайд 76Умение работать в предметно-информационной
среде
Учебник. 1 класс. Часть 1
Учебник. 1 класс.
Часть 1
Учебник. 4 класс. Часть 2, с. 27
Слайд 77Работа с рисунками, чертежами, схемами
к текстовой задаче
Учебник. 1 класс. Часть
1
Учебник. 1 класс. Часть 2
Слайд 78Умение работать в предметно-информационной
среде
Учебник. 3 класс. Часть 1
Учебник. 4 класс.
Часть 1
Слайд 79Изготовление моделей фигур, нахождение периметра, площади
Учебник. 3 класс
Учебник. 4 класс. Часть
1
Слайд 80Урок по теме «Разговор о величине»
1 класс. Часть 1
Слайд 81Планируемые результаты
(целевые установки):
Предметные:
распознавать геометрические фигуры, сравнивать предметы по
форме,
размеру и другим признакам;
описывать признаки предметов с использованием слов: большой — маленький,
высокий — низкий, широкий — узкий, толстый — тонкий, длинный — короткий.
Метапредметные:
Регулятивные — осознавать и принимать учебную задачу урока, рефлексировать и устно
оценивать результаты своей деятельности по выделенным критериям;
Познавательные — сравнивать, сопоставлять предметы по определённым признакам; соблюдать два условия при решении учебной задачи, осуществлять анализ объектов, строить логическое высказывание с опорой на рисунок, делать выводы;
Коммуникативные — включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; формулировать в устной форме собственное мнение и позицию; отвечать на вопросы
учителя, используя простые речевые средства.
Личностные: слаженно работать в сотрудничестве с одноклассниками; бережно
относиться к учебнику и рабочей тетради; ориентироваться в нравственном содержании
и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (проявление
уважения к старшим, в частности, в транспорте).
Слайд 82«Учебник по математике – это не просто изложение теории и сборник
задач с решениями, но разговор с учеником – взаимно уважительный и доверительный разговор старшего с младшим, где первый хочет научить, а второй – и это главное – хочет научиться...»
(Г. В. Дорофеев)
Слайд 83Часто задаваемые вопросы
Почему в учебниках Г. В. Дорофеева и др. для
1 – 4 классов не вводятся такие понятия как «буквенное выражение». «переменная», «уравнение»?
Ответ:
Во-первых, данный раздел не включен в Примерную основную образовательную программу по математике для НОО;
Во-вторых, авторы курса полагают, что ознакомление с алгеброй – прерогатива средней школы и уравнения должны решаться исключительно алгебраическим способом, тогда как в начальной школе учащимся для решения уравнений доступны лишь метод перебора и использование знаний о связи между компонентами.
Слайд 842. Можно ли продолжить работу по учебнику Л. Г. Петерсон в
связи с новым перечнем учебников?
Можно ли перейти на учебник Г. В. Дорофеева и др.?
«3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу настоящего приказа учебники из:
федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/14 учебный год;
федерального перечня учебников, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/14 учебный год…».
(Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”
Слайд 85
Контакты:
Издательство «Просвещение»
127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41
Тел.: 8(495) 789 30
40
Сайт издательства «Просвещение» http:// 1-4.prosv.ru
Портал «Начальная школа» 1-4.prosv.ru
Ведущий редактор Центра начального образования
Окатова Ирина Анатольевна
8 (495) 789 30 40, доб. тел. 4083
iokatova@prosv.ru