Слайд 1ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ МОЛОДОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
Слайд 2История развития дистанционного обучения
1840 год Англия, Исаак Питман - обучение стенографии
студентов в Соединенном Королевстве.
1873 год, США, Анна Элиот Тикнор - создала систему обучения по почте для женщин под названием «Общество Тикнор».
1811 год, Австралия, Квинслендский университет - организовано обучение по почте по программе начальных классов.
1939 год, Франция, Государственный центр дистанционного обучения - обучение детей, не имеющих возможности посещать школу.
1946 год, ЮАР, Южноафриканский университет – перешел на дистанционные формы обучения.
1690 год, СССР, 11 заочных университетов -разработана «консультационная» модель дистанционного образования, не предполагающая визуального контакта.
1969 год, Великобритания, Открытый университет Великобритании (Open University of the United Kingdom, UKOU) - развитие дистанционного обучения в странах Европы и Азии.
1979 год, Китай, Национальная сеть радио и телевизионных университетов (Central Radio and TV University, CRTVU).
Слайд 3Понятия, связанные с дистанционным образованием
Дистанционное обучение – интерактивное взаимодействие как между
обучающим и обучаемым (обучающимся) или обучаемыми (обучающимися), так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса (например, web-сайта или web-страницы), отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемое в условиях реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий (незамедлительная обратная связь между пользователем и средством обучения; компьютерная визуализация учебной информации; архивное хранение больших объемов информации, их передача и обработка; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения учебного материала)
(Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / составители И.В. Роберт, Т.А. Лавина.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 69 с.
Слайд 5Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«Об образовании в
Российской Федерации»
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Слайд 6Порядок использования дистанционных образовательных технологий от 06 мая 2005 г. N137
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
Слайд 7
Принцип обеспечения равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по
работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование (Трудовой Кодекс Российской Федерации, раздел I, статья 2)
Повышение квалификации направлено на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Педагогический работник, в том числе и преподаватель вуза, имеет право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (Федеральный закон N 273-ФЗ, статья 47)
Слайд 8Почему так популярно стало дистанционное обучение?
Плюсы ДО:
возможность составлять индивидуальную образовательную
траекторию обучения для каждого обучающегося дистанционно, что позволит адаптировать учебный процесс к особенностям развития личности обучающегося;
каждый обучающийся может придерживаться индивидуального графика (например, обучаться в ночное время), что позволяет повышать свою квалификацию либо получать образование без отрыва от производства;
экономическая эффективность дистанционного обучения – достигается невысокой стоимостью такого образования;
мобильность, открытость, доступность, т.е. возможность заходить на сайт дистанционного обучения и получать доступ к лекционным материалам и практическим заданиям с любого устройства, имеющего доступ к сети Internet (компьютер, планшет, ноутбук, телефон, смартфон, коммуникатор и т.д.);
обучение людей с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 9
Массовые открытые онлайн-курсы, МООК (англ. Massive open online courses — массивные, массовые, широкодоступные,
публичные, открытые дистанционные онлайн курсы) — одна из форм дистанционного образованияодна из форм дистанционного образования, интернетодна из форм дистанционного образования, интернет-курсы с масштабным интерактивным участием и открытым доступом через интернет. В качестве дополнений к традиционным материалам учебного курса, таким как видео, чтение и домашние задания, МООКи дают возможность использовать интерактивные форумы пользователей, которые помогают создавать и поддерживать сообщества студентов, преподавателей и ассистентов (TAS).
Слайд 10Начало развития МООК
2001 год - Массачусетский Технологический Институт выступил с инициативой
создания OpenCourseWare - Открытой Среды Курсов (MIT OCW), позволяющей интернет-пользователям свободно использовать разработанные учебные материалы бесплатно.
В 2002 г. Массачусетский технологический институт запустил сервер MIT OCW, став флагманом движения по созданию и распространению ООР.
Слайд 11Развитие МООК
Открытый Университет Великобритании
Открытый Университет Нидерландов
Европейская ассоциация Университетов Дистанционного Обучения (The
European Association of Distance Teaching Universities – EADTU).
В 2005г. на базе MIT состоялась первая встреча участников созданного Консорциума «OCW Consortium». Сейчас в консорциум входят вузы из 50 стран, которыми разработано и размещено в свободном доступе более 13000 курсов по различным предметам.
Слайд 12ЮНЕСКО
Форум ЮНЕСКО "Влияние открытых образовательных курсов на высшее образование в развивающихся
странах", 1-3 июля 2002 г.
Всемирная конференция ЮНЕСКО по высшему образованию (5-8 июля 2009 г., Париж) выделила следующие основные тенденции:
принципиальные изменения роли и функции университетов;
пересмотр требований к обучению на протяжении всей жизни;
усиление контроля качества, аккредитации и признания квалификации на национальном и международном уровнях.
Слайд 13Пользователи ООР
43% - самообучающиеся пользователи;
42% - студенты;
9% - преподаватели;
6% - другие пользователи.
Слайд 14Зарубежные университеты
США
Yale University
Princeton University
Massachusetts Institute of Technology
Страны
Европы
The Open University
Paris Institute of Technology
University of Nottingham
Япония
Nagoya University
Австралия
University of Southern Queensland
Слайд 15Объединения вузов
В 2012 г. Harvard University и MIT объявили о
создании нового проекта Edxonline.
Для реализации открытых курсов объединились 16 университетов в рамках проекта Coursera (ресурс на русском языке).
Слайд 16Международные организации
YouThink – проект Всемирного банка, созданный для изучения глобальных проблем
экономики, экологии, образования, содержащий образовательные материалы для школьников.
Школьный киберавтобус – проект, созданный ООН.
Электронные курсы Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании.
Слайд 18Информационные системы доступа к видео и аудио материалам
World Lecture Project (Берлин),
содержит в открытом доступе лекции на различных языках, в том числе на русском языке. Зарегистрированные пользователи могут добавлять свои лекции.
Video Lectures Net предоставляет доступ к более, чем 4 тыс. лекций, структурированных по различным предметным рубрикам (Информационная система, созданная в Европе), содержит материалы, подготовленные на различных языках и в университетах, практически по всего мира.
Слайд 19Информационный центр образовательных ресурсов
Поддерживается государственными структурами США: Институт образования (Institute of
Education Sciences) и Министерства образования (U.S. Department of Education).
Содержит базы данных библиографической и полнотекстовой информации, содержит более 1,2 млн. документов, с 1966г., включая: научные журналы (более 600 журналов), книги, доклады конференций, технические отчеты и другие материалы, которые могут быть использованы в образовании. Для пользователей Интернета доступ в этой системе открыт к библиографической информации и частично к полным текстам.
Educational Resources Information Center (ERIC)
Слайд 20Российские открытые образовательные ресурсы
Российские вузы:
Государственная академия Московский архитектурный институт
МГТУ им. Н.Э.
Баумана
Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра), реализующее проект «Юные геологи».
Слайд 21Информационные системы в России
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Единое окно доступа к образовательным
ресурсам
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Слайд 22ИНТУИТ (http://www.intuit.ru/)
Программы дистанционного обучения
Высшего образования
Второго высшего образования
Профессиональной переподготовки
Повышения квалификации
549 бесплатных
учебных курса
176 видеокурсов
57 сертификаций
21 курс от Академии Intel
102 курса от Академии Майкрософ
Слайд 23Основные принципы ИНТУИТа
За «обучение» не надо платить
Доступ к курсам свободный, для
тестирования необходима регистрация на сайте
Все книги находятся в полном, открытом и бесплатном доступе
Авторы имеют право издавать свои учебники в других издательствах
Вузы имеют право бесплатно использовать курсы в учебном процессе
Слайд 24Концепция информатизации ЧГПУ
им. И.Я. Яковлева
внедрение программ непрерывного образования в области
информатики и информационных и коммуникационных технологий, совершенствование содержания подготовки кадров в соответствии с ФГОС ВПО, современным состоянием информационных и коммуникационных технологий, потребностью системы образования в ИКТ-компетентных специалистах, а также с личностными потребностями обучающихся;
поиск и применение современных эффективных мультимедийных образовательных технологий, основанных на комплексном применении сетевого и дистанционного обучения
поддержка системы информационно-образовательных сайтов кафедр в целях информационно-методического обеспечения всех видов учебной деятельности, повышения эффективности взаимодействия преподавателей и студентов;
систематизация и планирование программно-методических разработок учебного назначения;
формирование ИКТ-компетентности преподавателей и студентов;
поддержка системы мер, повышающих заинтересованность преподавателей и сотрудников университета в активном использовании и создании программно-методического обеспечения сетевых информационных и мультимедиа технологий.
Слайд 25Положение о дистанционных образовательных технологиях
(13 марта 2012 года)
порядок организации
обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;
зачисление, отчисление слушателей, организация контроля;
функциональное взаимодействие участников обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;
обеспечение программ обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
Слайд 26Система дистанционного обучения Moodle (http://moodle.chgpu.edu.ru)
Слайд 27Динамика численности слушателей курсов повышения квалификации за 2011-2014 г.г.
Слайд 29Дистанционные курсы
Курсы повышения квалификации:
Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении
Информационные технологии и
эффективное управление в сфере образования
Создание и продвижение Web-сайтов
Создание электронных учебников
Формирование образовательной среды с использованием информационно-коммуникационных технологий
Разработка электронных образовательных ресурсов
Установка и администрирование системы Moodle 2+
Основы компьютерной верстки
Современные технологии работы социального педагога
Актуальные проблемы коррекции речи в дошкольном образовательном учреждении
Актуальные проблемы музыкального образования в дошкольном образовательном учреждении
Актуальные проблемы образования ребенка в дошкольном образовательном учреждении и др.
Слайд 30Лицензирование и регистрация электронных учебников
Роспатент - программы для ЭВМ и базы
данных.
ФГУП НТЦ «Информрегистр» - электронные научные издания, электронные издания общего назначения.
Объединенный фонд электронных ресурсов «Наука и образование» (ОФЭРНИО) -электронные ресурсы науки и образовании.
Слайд 32Контакты Управления информатизации и мониторинга образования
Телефон (8352) 62-73-00
Сайт moodle.chgpu.edu.ru
Сайт uimo.chgpu.edu.ru
Электронная почта
uimo_chgpu@mail.ru