Болонский процесс и подготовка специалистов в области техники и технологии в России презентация

Содержание

Magna Charta Universitatum (Хартия университетов, 1988 г., Болонья) Сорбоннская декларация (1998 год) Начало болонскому процессу на европейском межгосударственном уровне было положено двумя предшествующими документами: 2

Слайд 1Болонский процесс и подготовка специалистов в области техники и технологии в

России

Похолков Ю.П., президент Ассоциации инженерного образования России, ректор Томского политехнического университета



Ассоциация инженерного образования России

Россия, 2004 г.

1


Слайд 2Magna Charta Universitatum (Хартия университетов, 1988 г., Болонья)
Сорбоннская декларация (1998 год)
Начало

болонскому процессу на европейском межгосударственном уровне было положено двумя предшествующими документами:

2


Слайд 3 Хартия университетов принята в Болонском университете на съезде

европейских ректоров, созванного по случаю 900-летия этого старейшего учебного заведения Европы 18 сентября 1988 г.

Сорбоннская декларация принята 25 мая 1998 года в Париже (Сорбонна) и направлена на гармонизацию национальных систем высшего образования в государствах ЕС.

3


Слайд 4Главные тезисы Сорбоннской декларации следующие:
формирование открытого европейского пространства в сфере высшей

школы;
международное признание и международный потенциал систем высшего образования непосредственно связан с прозрачностью и удобочитаемостью дипломов, степеней и квалификаций;
ориентация на преимущественно двухступенчатую структуру высшего образования (бакалавр, магистр) как условие повышения конкурентоспособности европейского образования и признаний;
использование системы кредитов (ЕСТS);
подготовленность магистров и докторов к научно-исследовательской деятельности.

4


Слайд 5 Болонская декларация была принята 29 июня 1999

года.
Болонская декларация призывает к гармонизации высшего образования в Европе через модификацию национальных систем образования, расширение академической мобильности и обеспечение большей привлекательности учебных программ европейских вузов для студентов регионов мира.

5


Слайд 6Болонская декларация предусматривает:
использование системы ясных, прозрачных и сопоставимых степеней с выдачей

приложений к дипломам;
введение системы двухэтапного высшего образования: базового и постдипломного (градуального и постградуального);
доступ ко второму этапу требует завершения первого, степень, получаемая после окончания первого этапа, признается на европейском рынке труда как достаточный уровень квалификации;


6


Слайд 7принятие системы кредитов, аналогичной ECTS, как средства повышения мобильности студентов;
стимулирование мобильности

и создание условий для свободного перемещения студентов, преподавателей, менеджеров образования, исследователей;
развитие европейского сотрудничества в области контроля качества с целью выработки сопоставимых критериев и методологий;
усиление европейского измерения высшего образования, прежде всего в таких областях, как проектирование образовательных программ, научные исследования и т.д.


7


Слайд 8 Требования Болонского процесса по формированию к 2010

году единого европейского образовательного пространства подчинено задачам:

увеличить способность выпускников к трудоустройству;
повысить мобильность граждан;
нарастить высшему образованию потенциал конкурентоспособности и тем самым – престиж Европы.

8


Слайд 9 Болонский процесс - это процесс структурной перестройки,

которая предусматривает реформирование национальных систем высшего образования, изменение образовательных программ и необходимые институциональные преобразования в высших учебных заведениях.
В европейских кругах Болонский процесс воспринимается как большой совещательный процесс.
Правительства и вузы предпринимают или планируют шаги на сближение не потому, что их призывает к этому Болонская декларация, а потому, что двигаться в этом направлении в их собственных интересах.

9


Слайд 10 Болонская декларация подчеркнула четыре аспекта выделения

сходных элементов в европейской системе высшего образования:

удобочитаемость (введение приложений к дипломам);
сравнимость (обобщение использования системы передачи европейских кредитов);
совместимость (определение совместных принципов для выживания академической среды);
прозрачность (создание европейского пространства высшего образования).

10


Слайд 11 Англосаксонская структура степеней была взята только как

инструмент достижения общности, при которой кредиты, экзамены и дипломы призваны стать конвертируемыми.
Для целей гармонизации общей структуры дипломов и циклов обучения и вводятся ступени бакалавр/магистр как подградуальный (базовый) и постградуальный уровни. При этом образовательная программа базового уровня, во-первых, не может быть меньше трехлетней длительности, во-вторых, должна иметь по преимуществу рыночную направленность.

11


Слайд 12 Жесткая схема 3/5/8/ (бакалавр/магистр/доктор) не оценивается ни как приемлемая для

Европы, ни как эффективная.
В ряде стран имеет место переход к степеням бакалавров-профессионалов. Сближение позиций относительно бакалавриата происходит ровнее, нежели с введением степени «магистра». Здесь предстоит долгий диалог. Это же относится к степени «доктор».

12


Слайд 13 Третий этап Болонского процесса состоялся в Берлине

18—19 сентября 2003 года, где было подписано соответствующее коммюнике. Принципиально новое решение Берлинского саммита — распространение общеевропейских требований и стандартов уже и на докторские степени.
Установлено, что в странах — участницах Болонского процесса должна быть одна докторская степень — «доктор философии» в соответствующих сферах знаний (естественные науки, социогуманитарные, экономические и пр.).

13


Слайд 14 Важно, что с учетом этих новых решений

в Болонское содружество была принята и Россия.
Таким образом, в Болонский процесс сегодня входят 40 стран Европы. Ясно, что, учитывая давние традиции российского образования и науки, России будет непросто отказаться от многих преимуществ своей системы, например, от двух докторских степеней, от Высшей аттестационной комиссии как государственного органа контроля стандарта научных степеней и прочего.

14


Слайд 15 «…Я прошу прощения у коллег из Совета

Европы, из ЮНЕСКО, но я должен откровенно сказать: я считаю, что от вступления России в Болонский процесс ВУЗы в большой степени потеряют.
Но и стоять в стороне от этого процесса мы тоже не можем. Когда сейчас уже больше тридцати государств подписало Болонскую декларацию, а на определенном этапе они подпишут программу о зачетных единицах и образовании с друг другом, Россия не может оказаться вне этого круга…»

15

Филиппов В.М., Министр образования Российской Федерации


Слайд 16 Что ожидают от Болонского процесса его инициаторы и

активные участники как процесса OMNIUM CONSENNSU (с общего согласия)?:

возрастания конкурентоспособности и престижности европейской высшей школы;
повышения «прозрачности» высшего образования, что будет способствовать росту академической и профессиональной мобильности;
достижения совместимости, сравнимости дипломов, степеней и квалификаций;
расширения диверсификации образовательных структур, программ, форм обучения, а также индивидуализации образовательных маршрутов;
освоения модульных технологий в высшем образовании.

16


Слайд 17 Хочу обратить внимание, что интеграционные процессы в сфере образования

идут не только на европейском континенте.

В 1989 году США, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Ирландия, ЮАР, Гонконг и Япония (условное членство с 2001 г.) подписали Вашингтонское Соглашение о взаимном признании эквивалентности систем аккредитации инженерных образовательных программ.
В 2003 г получили статус условного членства в соглашении Германия, Малайзия и Гонконг.


17


Слайд 18 В ноябре 2002 года между Министерством образования

и Ассоциацией инженерного образования России подписано Соглашение о совместной деятельности с целью подготовки к подписанию Россией Вашингтонского соглашения.
Ассоциация инженерного образования представляется Министерством образования как подписант Вашингтонского соглашения с российской стороны.

18


Слайд 19 Вашингтонское соглашение обеспечивает взаимное признание

систем аккредитации инженерных образовательных программ в странах-участниках.
Каждая подписавшая сторона определяет собственный подход к гарантии качества образования, однако, путем взаимного анализа применяемых критериев и процедур, стороны признают их эквивалентность

19


Слайд 20Ассоциация инженерного образования России на заседании Правления

12 ноября 2003 года приняла Декларацию в связи с присоединением России к

20

На слайд

Болонскому процессу, в которой намечены конкретные мероприятия по реализации требований Болонской декларации при подготовке специалистов в области техники и технологии.


Слайд 21 Ассоциация инженерного образования России для решения этих проблем

российскими вузами создала

21

фонд содействия международной аккредитации и сертификации в области образования и наукоемких технологий России, международной сертификации систем менеджмента качества.


Слайд 22 Ассоциация инженерного образования России создала Аккредитационный центр

общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ.
Центром сформированы критерии и процедуры аккредитации, разработаны методические материалы и созданы 12 экспертных комиссий по аккредитации, проведено обучение экспертов с приглашением представителей ведущих аккредитационных организаций мира ABET, ENQHEEI, Вашингтон Аккорд и других.

22


Слайд 23 От имени Ассоциации инженерного образования России

для осуществления пилотной аккредитации были приглашены в качестве наблюдателей представители стран - участниц Вашингтонского Соглашения:
Найджел Кони (Nigel Coni), Engineering Council of South Africa (ЮАР),
Марио Накамори (Mario Nakamori), Japan Accreditation Board for Engineering Education,
Джон Симмонс (John Simmons), The Institution of Engineers (Australia)

23

а также представителей Министерства образования России и промышленности.


Слайд 24Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова (АлтГТУ)
Красноярского государственного технического

университета (КГТУ)
Московского института электронной техники (МИЭТ, техуниверситет)
Таганрогского государственного радиотехнического университета
Санкт-Петербургского Государственного Электротехнического Университета (ЛЭТИ)
Томского политехнического университета

В апреле 2003 Аккедитационным Центром АИОР проведена пилотная аккредитация 12 программ шести ведущих российских технических университетов:

24


Слайд 2525
Казанский государственный технологический университет
Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики
Трехгорный

технологический институт
Иркутский государственный технический университет
Таганрогский государственный радиотехнический университет
Московский институт стали и сплавов
Московский энергетический институт
Самарский государственный аэрокосмический университет

В настоящее время фонд содействия международной аккредитации и сертификации в области образования и наукоемких технологий готовит к прохождению общественно-профессиональной аккредитации образовательные программы следующих вузов:


Слайд 26 В настоящее время АИОР и ТПУ совместно

с Министерством образования и Министерством труда и социального развития России готовит международный симпозиум «Бакалавры техники и технологии: подготовка и трудоустройство». Симпозиум состоится 17-18 июня 2004 года в Москве.
На симпозиуме предлагается обсудить отечественный и зарубежный опыт подготовки бакалавров техники и технологии, их место в современном производстве, науке и бизнесе.

26


Слайд 27СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
27


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика