Слайд 1АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Поляковой Ольги Николаевны
Фамилия, имя, отчество
Михайловский филиал МБОУ «Щекинская СОШ»
Образовательное учреждение, район
На тему:
«Учусь создавать проект» 4 класс
Слайд 2 Рабочая программа по внеурочной деятельности, подпрограмма – курс «Учусь создавать
проект» для 4 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаѐм./. Курс «Учусь создавать проект» – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. (УМК Школа России)
Слайд 3История Михайловской школы
История школы начинается в 1965 г. В этот год
в Михайловке выстроено новое 2-х этажное здание восьмилетней школы на 340 мест. В 1985 году школа из восьмилетней была реорганизована в среднюю.
С 2010 года школа является филиалом МБОУ «Щекинская средняя общеобразовательная школа». Коллектив школы сохранил и приумножает то, что досталось нам в наследство. В школьном музее хранятся грамоты, которыми был награжден коллектив школы, начиная с 1955 года, материалы об истории школы, о Григории Кирилловиче Камарицком. В 2002 г на здании школы была установлена мемориальная доска в честь прославленного нашего земляка героя Советского Союза Камарицкого Григория Кирилловича. С 2014 г школьный музей носит его имя.
За годы работы школа выпустила не одну сотню выпускников. Были среди них и отличники: золотые медалисты школы: студент Белгородского института МВД, студент Юго-Западного государственного университета Яношев Дмитрий Владимирович и серебряная медалистка, Геросименко Оксана Анатольевна, достигшая успехов в трудовой деятельности.
В 2015 году школа отметила свой юбилей - 50 лет.
Слайд 4Основные цели и задачи курса
Приоритетной целью образования в современной школе
становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Цель курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи курса:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: — умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; — способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; — формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею: — воспитание целеустремленности и настойчивости; — формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; — формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; — формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Слайд 5
В исследовательской деятельности я применяю такие формы , как подготовка
реферата, доклада, компьютерной презентации, исследовательский проект, эссе. В начальной школе приемлемы, на мой взгляд, все эти формы – ребенок осваивает все формы, получает навыки первичные работы, учится представлять результат наглядно, понятно для окружающих, приобретает навыки изучения различных источников, первичной коммуникации (работа с Интернетом, поиск информации в справочниках, общение с профессионалами).
Слайд 6
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования
в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребѐнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология.
Слайд 7Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1.
Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребѐнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учѐных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребѐнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Слайд 8Содержание учебного предмета, курса.
1. Твои новые интересы и увлечения.
1ч
2. Виды проектов. 1ч
3. Исследовательско-творческий проект 2ч
4. Творческий проект. 3ч
5. Ролево-игровой проект. 3ч
6. Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой. 3ч
7. Информационно-исследовательский проект. 3ч
8. Практико- ориентировочный проект. 4ч
9. Монопредметный проект. 2ч
10. Межпредметный проект. 2ч
11. Виды презентационных проектов. 1ч
12. Вид презентации проекта как отчет участников исследовательской экспедиции. 1ч
13. Вид презентации проектов рамках научной конференции. 2ч
14. Правильная подготовка презентации к проекту. 2ч
15. Работа с памяткой при подготовке публичного выступления. 3ч
16. Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом. 1ч
Слайд 917. Типичные ошибки проектантов. 2ч
18. Критерии итогового оценивания проектной деятельности
учащихся. 1ч
19. Формирование умения в работе с диаграммой. 5ч
20. Формирование умения в работе с таблицей. 3ч
21. Практическая работа-составление таблиц и диаграмм. 1ч
22. Практическая работа-составление по текстам таблиц и диаграмм. 1ч
23. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. 1ч
23. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. 1ч
24. Использование ресурсов Интернета при подготовке презентации. 3ч
25. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев. 5ч
26. Практическая работа. Работа над проектом. 7ч
27. Защита проекта. 2ч
28. Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. 1ч
29.Твои впечатления от работы над проектом. Составление устных рекомендательных писем будущим проектантам. 1ч
30.Пожелания будущим проектантам. Творческая работа . Составление и оформление рекомендательных писем будущим проектантам. 1ч
31. Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. 1ч
32. Советы на лето от Мудрого дельфина.1ч
Слайд 10МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА
Метод
Рейтинг готового изделия
Наблюдение
Реализация на практике
Готовое изделие представляется самим ребенком – по результатам презентации изделии занимает место в рейтинге поделок. Что также стимулирует к улучшению деятельности.
Стороннее наблюдение помогает выяснить, на каком этапе проекта находится ученик
Слайд 11
Беседа
В процессе беседы с учащимся выясняется, насколько ясно он представляет себе
конечную цель работы, каким видит готовое изделие, какие шаги предпримет для реализации, каковы условия выполнения замысла, возможность остановки на отдельном этапе
Слайд 12
Объяснения учащихся
В процессе проговаривания этапов, разъяснения деятельности видно, насколько ученик понимает
и осознанно выполняет работу
Практический контроль
Слайд 13
Исследовательская деятельность в Михайловском филиале МОБУ «Щекинская СОШ» имеет перспективы. Формы
реализации могут быть различными - это могут быть исследования в области предметной (по экологии, истории, философии ит.д.) - с дальнейшим представлением материалов исследования на школьных, муниципальных, региональных конференциях .
Кроме этого, проекты как форма работы уже освоены на уроках обществознания, в о внеурочной деятельности. В начальной школе исследовательская деятельность должна все-таки объединяться с игрой (это ведущая деятельность для младшего школьника) – поэтому программы внеурочной деятельности, дополнительного образования перспективны в этом плане.