Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Кудрявицкая Наиля Шавкатовна
Фамилия, имя, отчество
МОАУ «СОШ №5», г. Оренбург
Образовательное учреждение, район
На тему:
Программа «Учебно – исследовательская и проектная деятельность обучающихся при получении основного общего образования»
Слайд 2Программа «Учебно – исследовательская и проектная деятельность обучающихся при получении основного
общего образования»
«Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся МОАУ «СОШ №5» при получении основного общего образования» разработана на основе Требований к структуре и результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, в соответствии с Базисным учебным планом, программой формирования и развития универсальных учебных действий, планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования, преемственна по отношению к начальному общему образованию и направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и проектной деятельности.
Слайд 3Цель Программы – способствовать становлению в МОАУ «СОШ №5» учебно-исследовательской и
проектной деятельности в связи с друг с другом и с содержанием учебных предметов как на уроках, так и во внеурочной среде.
Для достижения этой цели при реализации Программы необходимо будет решить следующие задачи:
приобретение знаний о структуре исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
разработка системы исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства школы; выстраивание целостной системы работы с обучающимися, склонными к учебно-исследовательской и творческой деятельности;
разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов;
создание системы критериев оценки работ, премирования и награждения победителей;
создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;
подготовка педагогических кадров для работы с детьми, склонными к творческой и научно-исследовательской деятельности.
Слайд 4Этапы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в основной школе
На переходном этапе
(5-6 классы) в учебной деятельности используется специальный тип задач – проектная задача.
Проектная задача – это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». Фактически проектная задача задаёт общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
целеполагать (ставить и удерживать цели);
планировать (составлять план своей деятельности);
моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);
проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Слайд 5На этапе самоопределения (7-9 классы) появляются проектные формы учебной деятельности, учебное
и социальное проектирование. Проектная форма учебной деятельности обучающихся - есть система учебно-познавательных, познавательных действий школьников под руководством учителя, направленных на самостоятельный поиск и решение нестандартных задач (или известных задач в новых условиях) с обязательным представлением результатов своих действий в виде проекта.
Школьный проект – это целесообразное действие, локализованное во времени, который имеет следующую структуру:
Структурные элементы проекта:
Презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике.
Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы («мозговой штурм»). Обсуждение и обоснование каждой из гипотез.
Обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по гипотезе), обсуждение возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы. Обсуждение оформления результатов.
Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу.
Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих.
Выдвижение новых проблем.
Слайд 6Требования к учебному проекту:
Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной,
практической.
Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
Каждый проект обязательно требует исследовательской работы обучающихся.
Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Слайд 7Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
То есть
проект – это “пять П”:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Слайд 8Критерии оценки
степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
степень включенности
в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли;
практическое использование предметных и универсальных учебных действий;
количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
степень осмысления использованной информации;
уровень сложности и степень владения использованными методиками;
оригинальность идеи, способа решения проблемы;
осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности;
владение рефлексией;
творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
социальное и прикладное значение полученных результатов.
Слайд 9Планируемы результаты освоения программы:
Выпускник научится:
планировать и выполнять учебное исследование и учебный
проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
работать с информацией, самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;
критически мыслить, анализировать;
использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов, навыки интервьюирования, устного опроса;
конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа проектирования, формулировать конструктивные вопросы и запросы о помощи (советы, дополнительная информация, оснащение и т. п.);
оценивать результаты по достижению планируемого, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне;
выражать замыслы, решения с помощью технических рисунков, схем, эскизов чертежей, макетов;
составлять схемы необходимых расчетов (конструктивных, технологических, экономических), представлять их в вербальной форме;
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания.
Слайд 10Выпускник получит возможность научиться:
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный
и социальный проект;
находить несколько вариантов решения проблемы и выдвигать гипотезы
использовать творческие методы проектирования: аналогия, ассоциация, неология, эвристическое комбинирование, аитропотехника;
использовать методы, дающие новые парадоксальные решения: инверсия, мозговая атака, мозговая осада;
целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта;
оценивать проекты, выполненные другими;
ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда, в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовиться к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля;
работать в сотрудничестве: коллективно планировать; взаимодействовать с любым партнером; находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
презентационным умениям: монологическая речь; умение уверенно держать себя во время выступления; проявлять артистические умения; использовать различные средства наглядности при выступлении; отвечать на незапланированные вопросы.