Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Капусткиной Натальи Сергеевны
Фамилия, имя, отчество
учителя начальных классов МБОУ «Лицей»
г. Протвино Московской области
Образовательное учреждение, район
на тему: «Рабочая программа внеурочной деятельности
Научно-познавательное направление:
«Всё узнаю, всё смогу»
1-4 классы
Слайд 2Краткая характеристика жанра работы
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы Р. И. Сизовой, Р. Ф. Селимовой. Учусь создавать проект. М., РОСТ, 2014 г.
Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.
Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов, умения добывать знания самостоятельно, планировать свою работу, умения решать проблемы, представлять свой проект. Таким образом, проектная деятельность способствует формированию у учащихся надпредметных умений.
Слайд 3Краткая характеристика
образовательного учреждения
МБОУ «Лицей» - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение,
обеспечивающее повышенный уровень образования по предметам физико-математического профиля и информационно-коммуникационным технологиям.
По результатам 2015-2016 учебного года наш лицей стал победителем конкурса Российской академии образования «Лучшая инновационная площадка» в номинации «Программно-технологическое обеспечение реализации приоритетных направлений воспитания и социализации детей и молодёжи», также учреждение лидирует в городе по результатам учебной работы, и второй год подряд входит в сотню лучших школ Подмосковья.
В данный период времени подготовлены и отправлены все документы для участия в областном конкурсе на отбор лучших школ по стандарту оформления общеобразовательной организации в 2016 году.
Слайд 4Цель и задачи работы
Цель. Формирование у учащихся универсальных способов учебной и
социальной деятельности. Создание условий, способствующих освоению новых для ребенка знаний и выработке собственных эффективных метапредметных действий по организации деятельности.
Задачи:
1. Развить:
познавательные умения и навыки учащихся;
творческие и коммуникативные способности ребёнка
навыки сотрудничества с другими людьми;
первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмысливать её и использовать для выполнения проекта;
навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации;
навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.
2. Научить:
умению ориентироваться в информационном пространстве;
самостоятельно конструировать свои знания; интегрировать знания из различных областей наук; критически мыслить.
Слайд 5Общая характеристика проектной деятельности.
Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, лично-ориентированный, деятельностный подходы. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить ближайшую и дальнюю перспективы, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
Слайд 6Формы организации проектной деятельности.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в
группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. На проектную деятельность в 1-4 классе отводится 135 внеурочных часов (1 час в неделю; 33 часа в 1 классе и по34 часа во 2-4 классах).
Занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
«Минутка знакомства» – позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже ранее создавал проект. Такие минутки вдохновляют ребенка на начало своего исследования.
«Играем в ученых» – переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
«Добрый совет Дельфина» – помогает в решении сложившихся проблем у ребенка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
Тесты и самоанализ , «Переменка»
Слайд 7Критерии оценивания
Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении
поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п..
Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу.
Слайд 8Результаты проектной деятельности
Классный альбом
Экскурсия
Плакаты
Рисунки
Поделки
Книжки-малышки
Выступления
Слайд 9Формируемые личностные универсальные учебные действия
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как члена коллектива, осознание ответственности человека за общий результат.
Слайд 10Формируемые метапредметные умения
Проектировочные:
Осмысливание задачи, планирование (самостоятельно и с помощью учителя) этапов
деятельности, прогнозирование результатов.
Исследовательские:
Выдвижение (самостоятельно и с помощью учителя) предположения, постановка вопросов, поиск вариантов решений.
Информационные:
Поиск информации совместно с учителем и родителями, самостоятельный поиск в предложенной учителем справочной литературе.
Кооперативные:
Взаимодействие с участниками проекта, поиск компромисса, оказание взаимопомощи.
Слайд 11Формируемые метапредметные умения
Коммуникативные:
Умение слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать
вопросы, выражать себя.
Экспериментальные:
Наблюдение за ходом эксперимента, осмысление результатов.
Рефлексивные:
Осмысливание собственной деятельности, осуществление самооценки.
Презентационные:
Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных наглядных средств при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы, составление компьютерной презентации.
Слайд 12Тематическое планирование внеурочной деятельности
Научно-познавательное направление:
«Всё узнаю, всё смогу»
1 класс
Слайд 13Тематическое планирование внеурочной деятельности
Научно-познавательное направление:
«Всё узнаю, всё смогу»
2 класс
Слайд 14Тематическое планирование внеурочной деятельности
Научно-познавательное направление:
«Всё узнаю, всё смогу»
3 класс
Слайд 15Тематическое планирование внеурочной деятельности
Научно-познавательное направление:
«Всё узнаю, всё смогу»
4 класс
Слайд 16Перспективы использования проектной деятельности
Каждое занятие помогает детям шагать по ступенькам
создания собственного проекта, знакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией, а также расширяет кругозор и обогащает словарный запас новыми понятиями из мира проектов. Задания данного курса носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер.
Результаты, достигнутые учеником в проектной деятельности, находят отражение в его портфолио.