Слайд 1
Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе «Проектная и исследовательская
деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Петрова Татьяна Викторовна
МАОУ СОШ № 88 г.Тюмень
Рабочая программа
предметно-практической мастерской
«Я – исследователь»
(внеурочная деятельность)
Слайд 2
Информационная карта
Петрова Татьяна Викторовна
Тюменская область, г.Тюмень
МАОУ СОШ № 88
Учитель начальных
классов
Тема педагогического опыта «Организация исследовательской деятельности младших школьников через курс внеурочной деятельности «Я – исследователь»
Используя методики известных педагогов М. Монтессори, М. Камшилова, С. Френе, У. Киллпатрика, И. Ф. Свадковского, А.С. Савенкова, курсы повышения квалификации совершенствую новые средства и формы работы по организации исследовательского обучения учащихся начальной школы, а также подходы к обучению, построенные на основе стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего. С 2004 г. в МАОУ СОШ №88 создано НОУ (научное общество учащихся). Учащиеся выбирают и формулируют темы своих работ, проводят информационно – поисковую работу в рамках избранной темы, выдвигают гипотезы, выполняют творческие задания, выступают перед учащимися, родителями и учителями школы. Данная система работы помогает подготовить учащихся к исследовательской деятельности.
Слайд 3Приоритетным направлением в своей работе я считаю внедрение в образовательный процесс
исследовательской деятельности. Именно в исследовательском обучении, на мой взгляд, воплощается в реальность идея развивающего обучения, так как, по мнению Л.С.Выготского, «Ходьбе можно научиться только на собственных ногах, школа должна быть школой действия, она должна учить ребенка мыслить, а не пичкать его знаниями».
Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.
Цель данного педагогического опыта - подготовка учащихся к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска, формирование особого стиля учебной деятельности, в основе которой исследовательский подход.
Организация исследовательской деятельности младших школьников через деятельность курса «Я – исследователь»помогает достижению главной цели исследовательского обучения – формированию у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Слайд 4Рабочая программа
предметно – практической мастерской
«Я – исследователь»
Настоящая программа составлена на
основе следующих нормативных документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, в ред. Приказов Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 31.12.2015 №1576
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (Реестр. Протокол от 08.04.2015 №1/15).
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №88, г. Тюмень, 2016 г.
а также в соответствии с авторской программой Савенкова А.И. Я – исследователь. Самара : Издательство «Учебная литература», 2010.
Слайд 5Цель курса - трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем
совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Задачи курса:
- развивать познавательные потребности младших школьников;
- развивать познавательные способности младших школьников;
- обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;
- формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Объем курса и виды учебной работы
Программа предназначена для учащихся 4 классов.
Учебная нагрузка в четвертом классе также определена из расчета 1 час в неделю в школе плюс самостоятельная работа вне школы. Таким образом, объем занятий по программе четвертого класса составляет 34 часа под руководством учителя плюс 24 часа самостоятельной работы вне школы.
В четвертом классе так же целесообразно программу тренинговых занятий ограничить обязательными занятиями в третьей четверти.
Слайд 6Учебно-методический комплект для реализации рабочей учебной программы:
Савенков А.И. Я _ исследователь:
рабочая тетрадь для младших школьников. - Самара : Издательство «Учебная литература», 2010.
Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 8- 9 лет. - Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2011.
Савенков А.И. Развитие познавательных способностей. 8-9 лет. - Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2010.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011.
Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. - М.: Академия, 2005.
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
Для реализации программы в школе целесообразно создать «Центр обогащения содержания образования», где могли бы накапливаться результаты детских исследований и творческих проектов, а также материалы и средства для их проведения.
Слайд 7Планируемые результаты освоения программы курса
Личностные универсальные учебные действия
У
обучающегося будут сформированы:
_ положительное отношение к исследовательской деятельности;
_ широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
_ ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
_ способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
_ внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
_ устойчивого интереса к новым способам познания;
_ морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Слайд 8Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ принимать и сохранять учебную задачу;
_ учитывать
выделенные учителем ориентиры действия;
_ планировать свои действия;
_ осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
_ адекватно воспринимать оценку учителя;
_ различать способ и результат действия;
_ оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
_ вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
_ выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ проявлять познавательную инициативу;
_ самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
_ преобразовывать практическую задачу в познавательную;
_ самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Слайд 9Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ осуществлять поиск нужной информации для выполнения
учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
_ ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
_ оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
_ видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
_ оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
_ использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Слайд 10Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ допускать существование различных точек зрения;
_ учитывать
разные мнения, стремиться к координации;
_ договариваться, приходить к общему решению;
_ задавать вопросы по существу;
_ использовать речь для регуляции своего действия;
_ владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
_ аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
_ с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
_ осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
_ адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Слайд 11Общая характеристика учебного курса
Детьми накоплен опыт учебно-исследовательской деятельности
в предыдущих классах. Применение рабочей тетради «Я-исследователь» желательно, но уже не столь обязательно, как прежде.
Планировать сроки проведения защит следует так же, как и в третьем классе, по мере готовности детских работ (преимущественно в третьей и четвертой четвертях учебного года).
Итоги собственной исследовательской работы учащихся четвертых классов лучше всего подводить уже не на «конкурсных защитах», а на «защитах по номинациям».
Большинство детей уже на хорошем уровне владеют навыками выполнения исследовательских работ и создания творческих проектов, они тщательно выбирают темы и представляют на суд жюри и товарищей не только то, что им интересно, но часто то, что им по-настоящему важно и дорого.
Слайд 12Основные содержательные линии программы
Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает
три относительно самостоятельные подпрограммы:
_ тренинг исследовательских способностей;
_ самостоятельная исследовательская практика;
_ мониторинг исследовательской деятельности.
Тренинг исследовательских способностей
В ходе данного тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Слайд 13Самостоятельная исследовательская практика
Основное содержание работы - проведение учащимися
самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
Мониторинг исследовательской деятельности
Эта часть программы меньше других по объему, но она так же важна, как и две предыдущие. Мониторинг включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
Слайд 14Тематическое планирование (34часа)