Слайд 1АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ
формирования метапредметных результатов обучения
в условиях реализации ФГОС»
Пикаловой Ирины Владимировны
ФГБОУ Ивановская школа-интернат им.Е.Д.Стасовой
на тему: Программа элективного курса «Сочинение на морально-этическую тему как индивидуальный проект»
Слайд 2 Наша школа, ФГБОУ ИШИ им.
Е.Д. Стасовой, известная во всём мире как Интердом, имеет богатую и необычную историю. Созданная в 1933 году по инициативе Е.Д.Стасовой, она стала домом для тысяч детей, пострадавших от войн и конфликтов в разных уголках мира. В настоящее время в школе проживают и обучаются дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, приехавшие из разных уголков нашей страны и из стран ближнего и дальнего зарубежья. У нас работают замечательные педагоги – настоящие профессионалы, любящие своё дело.
Слайд 4Надо отметить, что специфика школы-интерната такова, что новые ученики прибывают не
только в сентябре, ( во все классы), но и посреди учебного года. Это дети с разной подготовкой, многие из них с педагогической запущенностью, с пробелами в знаниях по ряду предметов. Поэтому учителя привыкли работать нестандартно, находить подход ко всем ученикам, применять различные педагогические технологии, чтобы развить одарённых детей , дать им углублённые знания и в то же время научить и подтянуть слабых учеников.
А перед учителями, работающими в девятых классах, стоит ещё и сложная задача – за короткий срок подготовить детей к экзаменам ( без репетиторов, без помощи родителей, опираясь только на свои собственные силы).
Слайд 5 Анкетирование в начале учебного года показывает, что большинство детей боится
именно сочинения, справедливо полагая, что это самая сложная часть экзаменационной работы. А если подойти к написанию сочинения как к работе над сложным, но интересным проектом и в течение учебного года построить работу элективного курса таким образом, чтобы каждый ученик создал свой проект – сочинение?
Слайд 6Задача педагога – не научить писать по шаблону, не заставить вызубрить
чужие готовые сочинения, а организовать работу таким образом, чтобы ученикам стало интересно, чтобы у них формировались навыки творческой, интеллектуальной деятельности, навыки применения приобретённых знаний, отбора и интерпретации информации, структурирования аргументации, чтобы они не боялись экзамена, а поняли, что сочинение – это увлекательный творческий проект на целый год и что у каждого из них это будет свой, индивидуальный проект и в то же время это будет совместная деятельность равных партнёров.
Слайд 7Каким же образом можно организовать работу элективного курса по созданию сочинения
-рассуждения на морально – этическую тему? Каждый учебный проект организуется в несколько этапов, не будет исключением и сочинение девятиклассников.
Задача педагога – не просто научить писать сочинение (по шаблону), как делают многие, не заставить вызубрить примерные тексты по всем темам, а выстроить работу таким образом, чтобы ученикам стало интересно, чтобы у них сформировались навыки творческой, интеллектуальной, аналитической деятельности, навыки применения приобретённых знаний, отбора и интерпретации информации, структурирования аргументации, чтобы они не боялись экзамена, а поняли, что сочинение – это увлекательный творческий проект на целый год и что у каждого из них это будет свой, индивидуальный проект.
Слайд 8Этап подготовительный.
В начале года ребятам предлагается для ознакомления список тем сочинений
с сайта ФИПИ (Что такое дружба? Что такое нравственный выбор? Что такое жизненные ценности? и т.д.). Всего 15 тем.
Все темы распределяются между учениками (можно по желанию или по типу лотереи). Как видим, каждая тема представляет собой проблемный вопрос. (Проблема – первый этап работы над проектом). На данном этапе обсуждаются цель проекта и определяется, каков будет конечный продукт – презентация или сочинение в традиционном варианте.
Слайд 9Этап планирования.
Формулируются задачи:
Подобрать определение, дать толкование понятия; вырабатывается план действий,
согласовываются способы совместных действий.
На данном этапе некоторые ученики решат объединиться в небольшие группы, распределят роли (исходя из опыта, можно сказать, что обычно объединяются очень слабые ученики со средними, а сильные стараются действовать индивидуально). Ребята знакомятся с требованиями к структуре сочинения, с критериями оценки.
Слайд 103. Реализация проекта
Сбор и обработка информации. Именно на этом этапе
начинают возникать трудности. Понятно, что на каждый вопрос есть множество вариантов ответов (определения в различных словарях, толкование с помощью ряда синонимов и т.д.).
Задачи учащихся на этом этапе – собрать информацию из различных источников, отобрать подходящий материал, сформулировать своё определение и вынести его на обсуждение класса; подобрать примеры из жизненного опыта (из прочитанных произведений, из интернета, из телепередач и т.д.). Для мало читающих школьников подобрать примеры из литературы – самое трудное. На данном этапе учитель может помочь, организовав в классе выставку произведений, прочитанных учениками на уроках литературы во время обучения в 6-8 классах.
Слайд 11Ребята обычно сразу вспоминают героев, проблематику произведений и начинают находить аргументы
для сочинения. Причём, обсуждение обычно становится очень бурным – ведь речь идёт о книгах, которые читал весь класс, каждый хочет доказать справедливость своих слов, все оживляются, никто не остаётся в стороне, а это самое главное – пробудить интерес к работе, заставить ребят высказываться (что они потом успешно сделают на экзамене в своём сочинении, уже не боясь доказывать своё мнение).
Слайд 124. Представление проекта
Основная задача – представить одноклассникам и учителю результаты своей
работы. Сочинение на морально-этическую тему можно представить в виде презентации или в традиционном виде, прочитав его перед аудиторией.
5. Осмысление и оценка проекта. Очень важно, чтобы ребята поработали экспертами, самостоятельно оценили работы по критериям (таблица с критериями оценивания экзаменационного сочинения должна быть у каждого ученика) и ответили на вопросы:
Слайд 13Что было самым трудным в работе?
Чего вы до сих пор не
понимаете?
Какие аргументы подобрали бы вы к данной теме? Почему?
Какая тема из всех предложенных показалась вам самой интересной?
Над какой темой надо обязательно поработать всем в классе?
А самое главное – кто-то ещё боится писать сочинение или нет?
Слайд 14Таким образом, благодаря проектному методу, выпускники 9 класса не только успешно
справятся с экзаменационным сочинением, что, разумеется, очень важно для них на данном этапе, но и научатся учиться - самостоятельно работать с информацией, применять полученные знания, планировать свою деятельность, анализировать результаты своего труда, что является основным требованием ФГОС.