Слайд 1Разработала: Шахрова Т.А..- учитель истории и обществознания МОУ Задврковская средняя школа
Программа элективного
курса
для обучающихся 5 класса «Проектная деятельность»
Слайд 2Цель курса
Основная цель курса - формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной, рефлексивной, технологической,
социальной, коммуникативной, информационной) для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода.
Сопутствующая цель курса – развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).
Слайд 3Основные задачи:
Образовательные:
познакомить с алгоритмом работы и структурой проекта; уметь определять цель,
ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта; знать и уметь пользоваться различными источниками информации.
Развивающие:
формирование универсальных учебных действий.
Воспитательные:
способствовать повышению личной уверенности у каждого участника;; развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата; дать возможность учащимся проявить себя.
Слайд 4
Основными методами
объяснительно-иллюстративный метод (репродуктивный);
алгоритмический метод;
проблемно-эвристический метод;
проектно-исследовательский метод.
Формы учебных занятий: теоретические и практические.
Каждое занятие включает в себя познавательную часть, практические задания. После каждого занятия предусмотрено домашнее задание, которое предполагает либо закрепление полученных знаний и умений, либо выполнение подобных заданий в новых условиях.
Слайд 5Основное содержание элективного курса
Курс «Проектная деятельность» состоит из отдельных модулей. Модуль
понимается как логически завершённая единица содержания образования. Модульная структура и практическая направленность курса обуславливают успешное применение метода проектов в системе образования, поскольку содержание модулей предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.).
Каждый модуль в рамках курса автономен и самодостаточен.
Слайд 6
Планируемые результаты обучения определяются по каждому модулю на основе конкретизации сложных
умений, необходимых для работы над проектом. Поскольку основная часть работы в рамках курса основывается на работе малых групп, контроль за достижением планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий: в процессе презентаций, представления учащимися результатов групповой работы.
Слайд 7
Новизна программы курса заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов
обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в мир проектирования позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем.
Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни.
Слайд 8МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс рассчитан на 34 часов, из
расчета 1 час в неделю.
Для проверки знаний учащихся, а также навыков работы на компьютере используется несколько различных форм контроля: обсуждение в группе, индивидуальная работа, творческий проект.
В рамках освоения курса происходит реализация системно–деятельностного подхода ФГОС основного образования, где активно развиваются Универсальные Учебные Действия (УУД).
Слайд 9
Название модуля
Количество часов
общее
теория
практика
1
Алгоритм работы над проектом
12
8
4
2
Проект «Семья. Род Отечество»
9
3
6
3
Проект «Отчий дом,
родимый »
13
9
4
Итого:
34
20
14
Слайд 10«АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ» 12 часов
Модуль построен таким образом, чтобы учащиеся
сначала освоили алгоритм реализации проекта. Ученики получают представление о видах проекта, методах опроса, обработке и анализе анкетных данных, о том, как работать на каждом этапе проекта.
В результате освоения модуля учащиеся: получат представление о противоречии, лежащем в основе проблемы; получат опыт: описания и анализа ситуаций, в которых возникают проблемы; постановки задач, адекватных цели; планирования ресурсов. Научатся: обозначать проблему; формулировать цель на основании проблемы; формировать план деятельности.
Слайд 11
Завершающим этапом поиска информации с СМИ может быть экскурсия в библиотеку.
Принципиально, чтобы в этой библиотеке читатели работали с каталогами самостоятельно, а не задавали параметры поиска библиотекарю, как это чаще всего бывает в школьных библиотеках. Желательно, чтобы при посещении библиотеки учащиеся получили представление о работе с электронными каталогами (поняли, как он организован и попробовали работать с ним).
Программа POWER POINT — средство для создания и демонстрации компьютерных презентаций. Демонстрация презентации: нормы публичного выступления с использованием мультимедиа-поддержки.
Слайд 12
Тема 1.Виды и типы проектов. 1 час
Проект. Классификация проектов: прикладные, исследовательские,
информационные, ролево-игровые, социально-значимые. Монопроекты. Межпредметные. Надпредметные. Внутриклассные. Внутришкольные.
Тема 2.Метод опроса. Анкетирование. 1 час
Практическая деятельность. 1 час
Анкетный опрос. Респондент. Формулировка вопроса. Формат ответа. Требования к анкетам. Вид и структура анкеты. Составление анкеты.
Тема 3. Метод опроса. Интервью. 1 час
Практическая деятельность. 1 час
Интервью. Интервьюер. Техника проведения интервью. Проведение интервью.
Слайд 13
Тема 4.Обработка и анализ анкетных данных. 1 час
Практическая деятельность. 1 час
Гистограмма.
Диаграмма. График.
Тема 5. Подготовка проекта. 1 час
Противоречия и проблема. Анализ способов разрешения проблемы. Определение цели, задач. Выдвижение гипотезы. Риски. Этапы проекта. Составление плана действий проекта. Работа в группах.
Тема 6. Работа над проектом. 1 час
Поиск информации в библиотечном каталоге. Работа в группе по анализу успешности поиска информации в каталоге.
Слайд 14
Тема 7. Презентация. 1 час
Практическая деятельность. 1 час
Понятие презентации. Слайд —
отдельный кадр презентация. Виды презентаций. Работа с программой подготовки презентаций POWER POINT Выступление перед аудиторией.Демонстрация презентации.
Тема 8. Рефлексия. 1 час
Оценивание своей работы.
ПРОЕКТ «СЕМЬЯ. РОД. ОТЕЧЕСТВО» 9 часов
ПРОЕКТ «ОТЧИЙ ДОМ, РОДИМЫЙ» 14 часов
Слайд 15ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ПРЕДМЕТУ
"ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" 5 КЛАСС
В результате выполнения
данной программы учащиеся должны знать:
- понятие проекта;
- понятие проектный продукт;
- типы проектов и их проектные продукты;
- понятие презентация проекта, ее назначение;
- этапы выполнения проекта;
- структуру проекта;
- критерии оформления письменной части проекта;
- критерии оценки проекта.
Слайд 16
В результате изучения курса обучающиеся должны иметь представление:
- о ситуации (реальная
и ожидаемая), описание и анализ ситуации;
- о ресурсах и их использовании;
- о способах презентации проекта;
- о написании отчета о ходе проекта;
- о рисках, их возникновении и предотвращении;
- об экспертизе деятельности.
Слайд 17
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- определять проблему и вытекающие
из неё задачи;
- ставить цель;
- составлять и реализовывать план проекта;
- отбирать материал из информационных источников;
- анализировать полученные данные;
- делать выводы;
- оценивать работу по критериям оценивания;
- выбирать соответствующую форму проектного продукта;
- создавать основные слайды для презентации проекта;
Слайд 18ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты отражаются в индивидуальных
качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
Слайд 19
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию
и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.
Слайд 20Метапредметные результаты
характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Слайд 21Предметные результаты
характеризуют опыт учащихся в проектной деятельности, который приобретается и закрепляется
в процессе освоения учебного предмета:
сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию и апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированность познавательных учебных действий.
сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой и темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.
Слайд 22
сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание
работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой и темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных