Слайд 1Экономическая история
(5 зачётных единиц из 240 единиц бакалаврской программы)
Сошнева Елена Борисовна
к.э.н.,
доцент кафедры истории экономики и экономической мысли
(ул. Чайковского, 62, ауд. 306, тел. 273-52-25)
esoshneva@yandex.ru, e.soshneva@spbu.ru
«В контакте» - Елена Сошнева
Слайд 2
Количество аудиторных занятий – 56 часов (28 «пар»):
14 лекций («пар»), без
перерыва между академическими часами!!!
Семинарские занятия:
28 часов, или 14 «пар»:
Гр. Э-111:
Вторник, 15.00 – 16.30, ауд. Р-23
Слайд 3Учебник:
Экономическая история:
Учебник для бакалавров / О.Н. Мисько,
Л.Н. Дружинин;
под ред. О.Н. Мисько. – М.: Издательство Юрайт, 2014.
591 с. – Серия: Бакалавр. Углубленный курс.
Слайд 4Учебная литература:
История мировой экономики: Учебник для вузов /Под ред. Г.Б.
Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ (любое издание).
Камерон Р. Краткая экономическая история мира. От палеолита до наших дней /Пер. с англ. – М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2001.
Слайд 5
Богомазов Г.Г., Благих И.А. История экономики и экономической мысли России. -
М.: Экономика, 2010.
История экономики: Учебник /Под общ. ред. проф. О.Д. Кузнецовой и проф. И.Н. Шапкина. – М.: ИНФРА-М, 2000.
Экономическая история зарубежных стран. Курс лекций /Н.И. Полетаева, В.И. Голубович, Л.Ф. Пашкевич и др.; Под общ. ред. В.И. Голубовича. – Мн.: ИП "Экоперспектива", 1997.
Слайд 6Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран: Учебное пособие /Под ред. проф.
М.Н. Чепурина. – М.: Юридический дом "Юстицинформ», любое издание.
Тимошина Т.М. Экономическая история России: Учебное пособие /Под ред. проф. М.Н. Чепурина. – М.: любое издание.
Слайд 7Экзамен – в январе 2015 года,
по расписанию деканата.
Экзамен – письменный:
Экзаменационное
задание будет состоять из двух частей:
1. 2 «открытых» вопроса
2. 30 «закрытых» тестов
Никакими источниками информации на экзамене пользоваться нельзя!
Слайд 8Критерии выставления оценки за экзамен:
Понимание вопроса, соответствие содержания ответа вопросу
Полное раскрытие
содержания вопроса (в пределах программы, материалов лекций и семинаров, рекомендованной учебной и дополнительной литературы)
Точность в изложении фактических данных
Аргументированность суждений и обоснованность выводов
Использование необходимых терминов и понятий
Логическая стройность ответа
Ясность, точность и грамотность изложения, читаемый почерк!
Слайд 9Открытые вопросы экзаменационного задания оцениваются в диапазоне
от 0 до 5
баллов.
5 баллов выставляется, если ответ на вопрос полностью соответствовал указанным выше требованиям;
4 – если ответ в целом соответствовал указанным требованиям, но дан недостаточно полно, содержит небольшие неточности;
Слайд 10
3 – если ответ по большей части соответствует
указанным требованиям, но не является в достаточной степени полным. Содержание ответа не в полной мере соответствует вопросу, в нем допущены искажения в передаче фактических данных и неточности в использовании терминов и определений, нарушена логическая стройность, приводятся неаргументированные суждения и необоснованные выводы, присутствуют отступления от ясности, точности и грамотности изложения;
2 – если в ответе допущены значительные пробелы в освещении вопроса, имеются грубые ошибки, бессвязность изложения;
1 балл – если ответ демонстрирует общее понимание вопроса, но содержит лишь отрывочные сведения о рассматриваемой проблеме;
0 - если в ответе не обнаружено понимание вопроса или ответ отсутствует.
Слайд 11 При выставлении итоговой оценки (в зачётку и в диплом)
учитывается работа на семинарах и результат контрольных работ.
баллы ставятся за ответы на устные и письменные вопросы в ходе семинарских занятий, выполнение контрольной работы
самостоятельное выполнение заданий (подготовка доклада или его части) по разделам программы.
Слайд 13Работа в семестре:
Обязательно подготовить 1 (можно больше, если останутся
вопросы) выступление на семинарском занятии:
С презентацией
Со списком использованной литературы
С тезисами выступления
Время доклада - оговаривается отдельно, в зависимости от темы занятия и количества докладов.
Слайд 14Max 3 балла, в том случае:
Доклад отлично подготовлен
Презентация иллюстрирует основное содержание
доклада
Изложен самостоятельно, т.е. студент не читает текст
Студент может дать ответы на вопросы к докладу
Материалы к докладу (тезисы и список литературы) сданы в день доклада.
Слайд 15В день выступления сдать преподавателю (Сошневой):
Тезисы выступления - объём – 1-2
страниц
Список использованной литературы и др. источников (объём - не ограничен)
Распечатанную презентацию доклада ( печать - «выдачи», по 6-8 слайдов на странице).
Слайд 16Выполнять в назначенные сроки домашние задания (составление таблиц, словаря, написание эссе
и пр. – домашние задания в количестве 1-2 будут провдены в течение семестра, количество баллов и сроки выполнения работы будут оговорены по каждому заданию).
Контрольная работа на семинарском занятии
Активная работа на семинарских занятиях (вопросы, рецензии, отзывы, резюме и т.д.) -приветствуется и оценивается (обязательно!) дополнительно.
Слайд 17
Для тех, кто не принимал участия в работе на семинарских занятиях
по уважительной причине (болел, переведен из другого ВУЗа, участвовал в спортивных соревнованиях и пр.):
Во время экзамена – 2 «открытых» вопроса дополнительно к экзаменационному билету , ответы – письменные, развернутые, на 2 открытых вопросы билета – дополнительное время - 30 минут.
Максимальная оценка за каждый ответ – 5 баллов.
Слайд 18Если студент получил «неуд.» на экзамене, он пересдает его в порядке,
установленном деканатом.
Баллы, полученные за работу в семестре, сохраняются на первой переэкзаменовке.
На сдаче экзамена комиссии – по усмотрению комиссии!
Слайд 19Фамилия, имя ______________
группа _________
……………
……………
…………….
……………..
……..
……………………….
10. ……………
Слайд 20Вопрос № 1.
1. Происхождение слова «деньги»?
Слайд 21Вопрос № 2.
В 1842 году в Российской империи запретили
продавать крепостных крестьян «в розницу». Как это понимать?
Слайд 22Вопрос № 3.
Mille – тысяча, в
миле – 1609 метров. Почему?
Слайд 23Вопрос № 4.
О каком "таланте" идет речь
в библейской притче о рабе, зарывшем свой талант в землю?
Чего и сколько было зарыто?
Слайд 24Вопрос № 5.
Что было общего между русским рублём
(«ефимком») XVII века и североамериканским долларом того же времени?
Слайд 25Вопрос № 6.
Переведите на древнегреческий язык название
книги, написанной при Иване IV (Грозном) - «Домострой».
Слайд 26Вопрос № 7.
СПбГУ основан в 1725 году…
ЕГЭ – не было, увы. Откуда и каким образом набрали первых студентов?
Слайд 27Вопрос № 8.
Наш юридический адрес – Университетская наб., 7.
Здание называется «12-ти коллегий». Сколько коллегий было в Российской империи, когда Пётр Великий заказывал архитектору проект и строительство этого здания?
Слайд 28Вопрос № 9.
Какие товары в XVI- первой половине XIX
веков занимали первое место (по стоимости) в структуре русского экспорта?
Слайд 29Вопрос № 10.
Почему мы своих тружеников села называем «крестьяне»,
а европейских – «фермерами», «сельскими жителями» и т.д. ?
Слайд 30Ответы:
1. «Звенящие» (тамга)
2. Нельзя продавать отдельно мужа и жену
3.
Миля (от лат. mille passuum — тысяча двойных римских шагов)
4. Талант (гр. talanton) – единица массы и денежно-счетная единица, была распространена в античном мире. в разных областях имела разную ценность, библейский (вавилонский) талант - 32 кг серебра.
Слайд 31
5. Это были талеры!
6. Экономика (ойко номос)
7. Немецких юношей обучали немецкие
профессора (приглашены и те, и другие).
8. 11 (10 + главный магистрат)
9. Пенька и пакля
10. Крещеный (баскаки, в основном, были мусульманами).
Слайд 32Вопросы к семинару
на 15 сентября:
Характеристика экономик Шумера, Междуречья, Древнего Китая,
Древней Индии, Древнего Египта
Слайд 332. Общая характеристика экономики греческого полиса (на примере Афин, Спарты)
3. Экономические
реформы Солона и Клисфена
Слайд 344. Сущность эллинизма
5. Экономическая программа Гракхов
Слайд 35
6. Рабовладение в славянской и германской общине
7. Экономика Византии