Слайд 1АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Слушателя курсов повышения квалификации по программе: «Проектная и исследовательская деятельность
как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС».
Ивановой Юлии Борисовны
МОУ СОШ №15 г. Тверь
Эссе на тему: «Использование проектных и исследовательских
технологий для формирования информационной компетентности школьников.»
Слайд 2Современную эпоху называют «информационной эпохой», так как самым важным продуктом становится
информация. Перед школьным образованием стоит проблема – подготовить школьников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получать образование с использованием информационных технологий обучения.
Задачей учителя является сформировать у ученика информационную компетентность – одно из основных приоритетов в современном образовании.
Одним из способов решения этой задачи, на мой взгляд, является использование проектной технологии.
Слайд 3Современная теория обучения пока не располагает достаточными средствами, для того чтобы
с необходимой точностью и надежностью учесть и оценить уровень творческих способностей школьника.
Однако психологами уже установлено, что наиболее достоверными признаками, характеризующими этот уровень, является степень развития всех видов памяти, внимания, воображения, мышления и речи, а также способность ученика к анализу и синтезу, обобщению, конкретизации и абстрагированию.
На развитие этих важных качеств умственной деятельности и ориентирован метод проектов, применение которого позволяет сделать урок ярким, насыщенным, запоминающимся.
Слайд 4По наблюдениям, сделанным современными учеными, любая образовательная технология включает в себя:
-целевую направленность;
-научные идеи, на которые она опирается;
-системы действий учителя и ученика;
-критерии оценки и качественно новый результат
Слайд 5Как показало изучение истории метода проектов, обучение должно состоять в предоставлении
учащимся максимальных возможностей для самостоятельного поиска и усвоения информации.
Стихийный поиск необходимого материала считался наиболее характерным и естественным для ребенка.
На этапе зарождения метода проектов Дж. Дьюи утверждал, что познавательной активности вполне достаточно для полноценного интеллектуального развития и образования.
Метод проектов в XX веке получил второе «рождение», так как произошло массовое развитие активных форм обучения, рассчитанных на развитие творческих способностей обучаемых.
Слайд 6Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых
учащиеся:
1) самостоятельно и с желанием приобретают недостающие знания из разных источников;
2) учатся пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
3) приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
4) развивают у себя исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации из литературы, документов и т.д.), наблюдение, эксперимент, анализ, построение гипотез, обобщение;
5) развивают аналитическое мышление
Слайд 7В основе проектного обучения лежит принцип гуманизма .
В центре внимания находится
ученик, развитие его творческих способностей.
Образовательный процесс должен строиться, по мнению современных ученых, в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении.
Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.
Комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика.
Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Слайд 8Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что ученик в
процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д.
Проектное обучение предполагает проживание учеником конкретных ситуаций;
приобщение его к проникновению вглубь явлений и процессов;
конструированию новых объектов
Слайд 9На практике я часто обращаюсь к проектной и исследовательской деятельности.
Так
же , в своей квалификационной работе «Организация проектной деятельности в старших классах» я выдвинула гипотезу: «Использование метода проектов на уроке МХК позволяет повысить уровень усвоения учебного материала, развивает творческие способности, готовит обучающихся свободно ориентироваться в многообразии современных источников информации».
Слайд 10На мой взгляд, в школе должны быть разные учебные проекты.
Думаю,
что целесообразно было бы один проект в год в каждом классе делать долгосрочным.
В условиях разновозрастных коллективов можно делать два-три проекта за учебный год.
Что касается учебных предметов, то таких проектов должно быть множество.
Однако, переводить целиком весь образовательный процесс на проектное обучение я считаю нецелесообразным.
Для современного этапа развития системы образования важно обогатить практику многообразием развивающих технологий, одной из которых может стать технология проектного обучения.