Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Хорошухиной Ольги Борисовны,
МАОУ «Гимназия № 6»,
г. Новороссийск Краснодарского края
На тему:
Проектная и исследовательская деятельность как основной способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС
Слайд 2Жанр работы
Жанр моей аттестационной работы – эссе.
В этой работе я постаралась
выразить свои впечатления и соображения по вопросу важности включения в образовательный процесс проектной и исследовательской деятельности «как основного способа формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС», а также поднять вопрос относительной новизны этого способа в достижения целей современного образования.
Моя работа заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку данного вопроса.
Слайд 3Краткая характеристика образовательной организации
Я работаю в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Гимназия
№ 6» муниципального образования город Новороссийск Краснодарского края.
Наша гимназия – одна из старейших в нашем молодом городе: город основа в 1838 году, а гимназия в 1938 г.
МАОУ» Гимназия № 6» находится в центре города.
Наш адрес:
353900, Краснодарский край, г.Новороссийск, ул.Яковлева 27, тел. 8(8617) 64-51-16,8(8617) 64-33-58
Слайд 4Цель работы
Цель работы:
Показать важность включения в образовательный процесс проектной и исследовательской
деятельности как основного способа формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС
Слайд 5Задачи
1. Обобщить информацию, полученную при изучении наиважнейших, по моему мнению, нормативных
документов :
-Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- «Фундаментальное ядра содержания общего образования»
Слайд 6Задачи
2. В простой, понятной форме изложить идею системно-деятельностного подхода в обучении;
3.На примере написания конкретной исследовательской работы проанализировать место проектной и исследовательской деятельности в достижении требуемых ФГОС результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
Слайд 7
Итак, метапредметность, то есть связь между предметами, наилучшим образом постигается как
раз при работе над различными проектами и исследованиями. В ходе таких работ ученик под руководством учителя устанавливает (для себя лично, для своего понимания) связь между различными изучаемыми дисциплинами, методом погружения в жизнь складывает картинку, в которой есть место многим учебным предметам, которые из сухих и теоретических дисциплин переходят в разряд осязаемых, живых, близких и понятных жизненных явлений.
Слайд 8
Например, при написании работы «Русский быт в народных сказках» для моей
ученицы (по совместительству, моей дочери) в одной работе сошлись воедино и история, и литература, и родной язык, и география. Коснулись мы этнографии, основ православной культуры, и, конечно же, изобразительного творчества, музыки .
Теперь для моего ребенка история родной страны – это не отвлеченная тема, а прочувствованная, потроганная руками, пройденная ногами история Отечества. Пока через русские народные сказки из сборника А.Н. Афанасьева.
Слайд 10
Если говорить языком ФГОС, то здесь в полной мере можно наблюдать
«системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся».
Слайд 11Требуемые результаты обучения тоже налицо:
личностные, предметные, и , конечно же, метапредметные
Слайд 12
Результативность такой работы очень высока.
Личностные, предметные и метапредметные результаты достигаются
в комплексе.
УУД, те самые , которыми мы пугаем родителей, в такой работе становятся мягкими и пушистыми: просто мы не оперируем терминами, а занимаемся интересной работой. Даже не работой: это удовольствие- путешествия, чтение, мастер-классы, построение диаграмм. Подсчет данных, выявление закономерностей, составление словарей, исторические справкии и дотошный опрос своих товарищей. Все это для ребенка игра.
Слайд 13
А результат описан умными словами в серьезных документах:
Целый раздел в
упомянутом Приказе :
II. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 14
Но не зря говорится, что
ВСЕ НОВОЕ – ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ
СТАРОЕ.
Я получала высшее образование в конце восьмидесятых.
Тогда мы оперировали другими основными понятиями:
ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ
Видимо, мне очень повезло: то, что сейчас закреплено программно, тогда доносилось до нас, учеников, студентов, другими словами , но теми же делами:
мы экспериментировали, исследовали, выдвигали гипотезы, ставили цели, решали задачи, ходили в экспедиции, походы, занимались поисковой деятельностью, участвовали в раскопках, искали материал в библиотеках, обобщали, делали выводы.
Слайд 15
Все, что должен сейчас обеспечивать системно-деятельностный подход к обучению-
формирование готовности к
саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования,
активную учебно-познавательную деятельность, -
все присутствовало в нашей старой школе у толковых, умелых, знающих и вдумчивых педагогов.
И самые любимым для нас было как раз достижение метапредметных результаов.
И владели мы этими самыми УУД в совершенстве
( хочется так думать ☺ )
И потом учили этому своих учеников.