Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Фоменков Виктор Васильевич
Фамилия, имя, отчество
МБОУ Павловская СШ Ельнинский район
Смоленская область
Образовательное учреждение, район
На тему:
«Проектная деятельность на уроке»
Слайд 3Проектная деятельность
Проектная деятельность - особый учебный предмет и занимает достойное место
в учебных планах как в зарубежных, так и в российских школах. Почему?
1. В процессе проекта формируются различные ключевые компетенции, система ценностных ориентаций учащихся и готовность реализовать их в необходимой ситуации.
2. Формируется активная самостоятельная и инициативная позиция учащихся в учебном процессе.
3. Проектная деятельность нацелена на развитие познавательного интереса учащихся, даёт им возможность делать самостоятельный выбор.
4. Реализуется принцип связи обучения с жизнью.
5. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности.
Слайд 4Цель проектного обучения
состоит в создании условий, при которых учащиеся:
•самостоятельно и охотно
приобретают недостающие знания из разных источников;
•учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
•приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
•развивают у себя исследовательские умения;
• развивают системное и проектное мышление.
Слайд 5
Алгоритм проектирования
выбор темы проекта;
актуальность проекта, постановка цели, задач;
анализ исходной системы, выявление
проблем, противоречия;
формирование гипотезы;
планирование и разработка исследовательских действий;
сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез;
подготовка и написание работы;
оценка проекта экспертами (практическая проверка);
последействие – устранение недостатков в проекте, оформление;
выступление, защита проекта, самооценка, самоанализ;
Портфолио-т.е. папка с рабочими материалами проекта.
Слайд 6Типология проектов
- исследовательские: требуют хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех
участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.
- творческие: не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета, видеофильм )
- игровые: участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта (литературные персонажи, выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения.
- информационные: сбор информации о каком- либо объекте. Его структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация.
- практико-ориентированные
Слайд 7Деятельность ученика
• Распознавание и четкое формулирование проблемы.
• Собирает данные при наблюдении,
работает с литературными источниками.
• Намечает план действий.
• Формулирует гипотезу с помощью логических рассуждений.
• Проверка гипотезы.
• Оформляет результаты деятельности, выбирая адекватную форму представления результатов.
Слайд 8
Деятельность учителя:
• Управляет процессом овладения способами получения знаний, не навязывая своего
мнения.
• Управляет развитием умений практически использовать полученные знания и формирует мировоззрение школьников.
• Обучает приемам подготовки презентации различных типов.
• Координирует и вдохновляет учащихся в их поисковой деятельности.
Реализация этих функций требует особой подготовки педагога, изменения его отношения к характеру взаимодействия между учителем и учеником.
Слайд 9Классификация проектов
1. Мини-проекты (1 урок):
1). Семья в
современном обществе;
2).Куликовская битва. Проект «Создание диафильма»
2. Краткосрочные проекты (1, 4-6 уроков):
1). Правление Александра II. Проект «Учебник истории пишем сами».
3. Среднесрочные: в рамках проектной группы или индивидуально в течение нескольких месяцев:
1). Электронное пособие «Защити свои права»;
2). Создание фильма «История моего края».
4. Долгосрочные выполняются в течение года. Проводятся в рамках ученических научных обществ.
Слайд 10Элементы проектной деятельности со школьниками могут быть реализованы:
на уроке в рамках
учебных предметов;
в рамках внеурочной деятельности (экскурсия, общешкольный проект, поход или экспедиция, конференция или конкурс);
в работе детских клубных объединений, группы дополнительного образования;
при реализации дополнительных предпрофессиональных программ.
Слайд 11Проектное обучение
поощряет и усиливает истинное учение со стороны учащихся, потому что
оно:
• личностно-ориентированно;
• использует множество дидактических подходов – обучение в деле, независимые занятия, совместное учение, мозговой штурм, ролевая игра, эвристическое и проблемное обучение, дискуссия, командное обучение;
• самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
• позволяет учиться на собственном опыте и опыте других;
• приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.
Основная ценность проекта – общий конечный результат
Слайд 12«Проект – это
особая философия образования.
Философия результатов и достижения… .
Она была отторгнута советской школой, славной своими знаниями.
Она была принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединять несоединимое:
ценностно – смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации».
И. С. Сергеев