Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Голянова Александра Вячеславовича
МОУ гимназия №1, г. Серпухов Московской области
На тему: «Планирование работы школы в области исследовательской/проектной деятельности»
Слайд 2Краткая характеристика жанра работы
Исследовательская деятельность – это образовательная работа, связанная
с решением учащимися творческой, исследовательской задачи (в различных областях науки) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.
Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что они узнают, с чем-то знакомым и понятным из реальной жизни; способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, их жизнедеятельности, «выводит» процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Слайд 3Краткая характерисика ОУ
Тип образовательного учреждения: общеобразовательное учреждение
Дата основания: 1985 год
Сайт школы:
http://gimnaz1.moy.su/
МОУ гимназия №1 г.Серпухова,
одно из сильнейших учебных заведений Серпухова, ведёт работу в направлении проектной деятельности учащихся с 2001 года. Непрерывно совершенствуется методическая база: обновляется программа педагогического управления научными исследованиями учащихся, создано Научное общество учащихся «Сократ», проводятся научно-практические конференции учащихся, «Ломоносовские чтения».Результаты своей работы гимназисты представляют на конференциях и конкурсах различного уровня. Система проектной работы охватывает как урочную, так и внеурочную деятельность.
Слайд 4Цель и задачи
Цель
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся,
определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе. Развитие исследовательского типа мышления.
Задачи
• приобретение знаний о структуре проектной, исследовательской деятельности, о способах поиска необходимой для исследования информации, обработки результатов и их презентации
•овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной
•освоение ключевых компетенций: учебно-познавательной, информационной, коммуникативной
•формирование умений публичной защиты
Слайд 5Актуальность
На сегодняшний день проектная и исследовательская деятельность занимает важное место в
учебном процессе, так как способствует формированию свободной личности, способной самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать и принимать решения, четко планировать действия и многое другое. Одна из важнейших задач современного образования – обеспечить формирование у учащихся динамической и многоуровневой картины мира, воспитать подлинно свободную личность. Проектная, исследовательская компетенция должна стать одним из результатов ООО.
Слайд 6Организация проектной деятельности
Планирование работы школы в области исследовательской/проектной деятельности
Постановка целей и
задач
Описание основных направлений и формы организации исследовательской/проектной деятельности
Учебный план
Материально-техническое обеспечение и методическая поддержка
Планируемые результаты
Критерии оценивания
Слайд 7Формы организации учебно-исследовательской деятельности на уроках
Урок-исследование, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом»,
урок-защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок открытых мыслей
Учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов
Домашнее задание исследовательского характера
Слайд 8Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях
Исследовательская деятельность обучающихся
Экскурсии с чётко
обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля
Факультативные занятия с углублённым изучением предмета
Ученическое научно-исследовательское общество – форма внеурочной деятельности, сочетающая в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов
Слайд 9Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования
Разделы
программы:
Пояснительная записка
Описание основных направлений проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Примерные формы организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Учебно-тематический план реализации направлений программы проектной и учебно-исследовательской деятельности
Планируемые результаты реализации программы проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Критерии оценки выполнения проектных и учебно-исследовательских работ
Показатели реализации программы
Слайд 10Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования
Процесс
проектирования и исследований на протяжении всей основной школы согласно данной программы проходит несколько стадий.
Перходный этап (5-6 классы): в учебной деятельности используется специальный тип задач – проектная задача
Этап самоопределения (7-9 классы): появляются проектные формы учебной деятельности, учебное и социальное проектирование
Слайд 11Организация пректной деятельности учащихся
Этапы работы над проектом:
Проблематизация
Целеполагание
Планирование
Реализация
Презентация
Рефлексия
Слайд 12Планируемые результаты исследовательской/проектной деятельности
Освоение методов научного познания (наблюдение, сравнение, измерение, обстрагирование,
анализ, синтез)
Уменя и навыки работы с книгой и другими источниками информации
Составление и реализация планов работ над проектами и проведение исследований
Оценивание полученных результатов проектов и выводов исследования
Преодоление проблем, возникающих при работе над проектом и проведением исследования
Сотрудничество при работе над групповыми проектами
Создание средств опосредованной коммуникации: печатных и электронных публикаций, мультимедийной продукции
Умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи
Слайд 13Заключение
Проектная деятельность даёт возможность обучающимся активно проявить себя в системе
общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности, организовать сотрудничество с одноклассниками и учителем. Метод проектов – это совместная креативная и продуктивная деятельность преподавателя и обучающихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы. Введение учителями метода исследовательской (проектной) деятельности на раннем этапе обучения способствует знакомству учащихся с первыми шагами научной деятельности, их творческому и интеллектуальному развитию, научит организовывать и контролировать проект, тем самым развивая их гармонично и в ногу со временем.