Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Филиппова Светлана Юрьевна
Фамилия, имя, отчество
МБОУ «Гимназия № 46» города Чебоксары
Чувашской Республики
Образовательное учреждение, район
На тему:
«Планирование работы МБОУ «Гимназия № 46» г.Чебоксары Чувашской Республики в области исследовательской/проектной деятельности в рамках реализации федеральных государственных стандартов начального общего и основного общего образования»
Слайд 2 Новые условия развития российского общества продиктовали необходимость существенных изменений в
системе образования, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах. Одной из отличительной особенностью новых стандартов начальной и средней школы является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Действенной формой обучения в современных условиях становится проектная деятельность учащихся, которая, по мнению психологов и педагогов, позволяет удовлетворить важные потребности обучающихся и способствует формированию их интеллектуального, творческого, личностного потенциала.
Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.
По определению Н.Ю. Пахомовой, проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Слайд 3Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную,
групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, а проектная деятельность является уникальным инструментом развития личности обучающихся, действенным фактором образовательного процесса, способствующим развитию педагога и ребенка, формирующим высокий уровень общественной культуры и образования. Согласно федеральным государственным стандартам через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, необходимые не только для успешного учения, но и для эффективного функционирования в жизни.
Отсюда задачей всего педагогического коллектива и администрации МБОУ «Гимназия № 46» г.Чебоксары является грамотная организация и профессиональное психолого-педагогическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Миссия гимназии заключается в том, чтобы способствовать развитию духовно-нравственных ценностей и подготовке личности обучающегося как носителя национальной и общечеловеческой культуры, как ответственного, инициативного и компетентного гражданина России и мира. Основной целью образовательной деятельности МБОУ «Гимназия № 46» г.Чебоксары является создание единого образовательного пространства как центра поликультурного образования.
Слайд 4 С 2012 года в гимназии реализуются новые федеральные государственные образовательные
стандарты, в соответствии с этим образовательные задачи гимназии направлены на реализацию требований стандарта. Одним из приоритетных направлений работы гимназии является проектная деятельность обучающихся.
Проектная деятельность в гимназии реализуется в следующих сферах:
- в предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов в рамках курсов по выбору;
-в профильной подготовке учащихся 10-11 классов в рамках элективных курсов;
-в творческих объединениях (кружки и секции) на базе гимназии;
-научно – практическая конференция гимназистов;
- неделя проектной деятельности (защита портфолио) для учащихся 1,5,9 классов.
Более подробно хочу остановиться на предпрофильной\профильной подготовке учащихся и на Неделе защиты портфолио учащихся 1,5,9 классов.
Слайд 5ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ\ПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ
9 (предпрофильные) классы:
-Вводится курсы по выбору по следующим профилям:
гуманитарный, естественный, технический, информационно – лингвистический.
-Формой промежуточной аттестации в курсах по выбору по всем профилям является метод защиты проектов.
10(профильные) классы:
- Элективные курсы: Решение избранных геометрических задач, Решение задач по генетике, стилистика, Экология, Практикум по информатике, Астрономия.
-Формой промежуточной аттестации по элективным курсам является метод защиты проектов.
11(профильные) классы:
- Элективные курсы: Задачи с практическим содержанием, Решение избранных геометрических задач, Искусство владеть словом, Анализ художественного произведения.
- Формой промежуточной аттестации по элективным курсам является метод защиты проектов.
Слайд 6НЕДЕЛЯ ЗАЩИТЫ ПОРТФОЛИО 1,5,9 классов.
Портфолио:
предмет для хранения и переноски
письменных работ, документов (портфель, дело, папка),
серия работ, документов, бумаг, объединённых общей темой (портфель ценных бумаг, папка с рисунками).
Портфолио в широком смысле слова – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников в определённый период его обучения. Портфолио – рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию о достижениях учеников.
Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
Слайд 7Основными задачами составления Портфолио являются:
- поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию
обучающихся;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
- формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
- укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой;
- активно вовлекать учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Слайд 8Портфолио реализует следующие функции образовательного процесса:
Диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей
за определенный период времени.
Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом.
Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов.
Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ.
Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу.
Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.
Ученик выступает как объект оценивания, а само оценивание направлено на отслеживание прогресса в обучении по результатам учебно- познавательной деятельности : учебные, творческие, социальные, коммуникативные и др.
Таким образом, портфолио решает самую важную педагогическую задачу – развить и поощрять учебную активность и самостоятельность школьника, поддерживать высокую учебную мотивацию, расширять возможности обучения и самообразования, формировать умение учиться, т. е. ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность, являться стимулом к дальнейшему саморазвитию.
Слайд 9ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
При оценке портфолио учащихся начальной школы основываемся
на особенностях новой системы оценки и, прежде всего, такой ее особенности как уровневый подход к построению измерителей и представлению результатов. Согласно этому подходу оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение, что позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.
По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, делаются выводы о сформированности:
универсальных и предметных способов действий, опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
основ умения учиться, т. е. способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
Слайд 10
ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Портфолио обучающегося основной школы является одной из составляющих
«портрета» выпускника основной школы и играет важную роль при переходе в 10 класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения. Период составления портфолио 5 лет (5 - 9 классы).
Подростковый возраст – период активного формирования мировоззрения человека – системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание. Подросток больше начинает проявлять себя, свои интересы, способности, склонности к определенным учебным предметам и видам деятельности. Поэтому в этом возрасте особое внимание при составлении и оценивание портфолио учащихся средней школы уделяется таких разделов портфолио, как погружение в науку (прохождение учеником учебных курсов, факультативов), достижения ученика в предметных олимпиадах, успешность в научно – исследовательской работе, участие в конкурсах, смотрах и наличие опыта социальной практики.
Портфолио используется в качестве образовательного рейтинга выпускника основной школы наряду с результатами итоговой аттестации в выборе профиля в старшей школе.
Слайд 11ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
Особенности портфолио учащихся старшей школы:
- к 10-11 классу
у учащихся имеются различного рода аттестаты, свидетельства, сертификаты, заверенные официальными печатями и подписями;
- наличие творческих достижений и итоги социальных практик (волонтерство и др.);
- результаты учебы и экзаменов (тут могут быть собраны выписки из ведомостей с оценками за каждую четверть либо только годовые, итоговые оценки; сюда же можно приложить результаты экзаменов);
- фотоотчеты о путешествиях с друзьями, с классом;
- планы на будущее и жизненное кредо, эта страничка очень важна, так как поможет определиться с жизненными целями, именно тут кроются мотивационные предназначения портфолио ученика старших классов.
Слайд 13
Оценка представленных портфолио производится по комплексному критерию –суммируются оценки собственно портфолио
и оценка презентации портфолио.
К числу критериев оценки портфолио относятся:
наличие творчески оформленной обложки,
соответствие содержания оформлению,
наличие зачетной книжки,
показатели динамики успеваемости,
место в рейтинге в классе, гимназии в параллели,
погружение в науку (прохождение учебных курсов, факультативов и т.д.),
достижения ученика в предметных олимпиадах, успешность в научно – исследовательской работе, участие в конкурсах, смотрах,
наличие опыта социальной практики,
информация ученика о себе (дополнительная информация о занятости в кружках и секциях, студиях, на курсах и т.д.),
информация (отзывы и рекомендации) об ученике, представленная классным руководителем, администрацией гимназии, родителями, одноклассниками.
По итогам работы недели защиты портфолио заполняются оценочные листы, протоколы по каждому классу, подводятся итоги недели.
Слайд 14Итак, время, в котором мы живем – это время перемен, когда
государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Что касается традиционного подхода к обучению, то можно заметить то, что самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация стала основной, и поэтому для человека одним из самых важных умений, как я считаю, будет умение найти её, переработать и использовать в определённых целях.
Метод проектов обладает большими возможностями для овладения учащимися деятельностным компонентом образования. Внедрив такой метод в учебный процесс в нашем образовательном учреждении педагогический коллектив достигает такого образовательного результата на практическом уровне как проектная компетентность обучающегося. Уровень сформированности проектной компетентности обучающегося определяется по качеству разработанного и подготовленного к презентации проекта по учебным предметам.