Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Макарова Ольга Алексеевна
МБОУ «Физико-математический лицей»
Сергиево-Посадского муниципального района
На тему:
Планирование работы лицея в области проектно-исследовательской деятельности обучающихся старших классов.
Научное общество «Исследователь»
Слайд 2Пояснительная записка
Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России
стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Слайд 3Актуальность работы
Актуальность работы по вовлечению обучающихся в исследовательскую деятельность обусловлена также
ее методологической значимостью, так, знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в профильной школе, а также для организации научно-исследовательской деятельности при обучении в вузах. Важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Слайд 4 1) создание в школе условий для разработки механизмов саморазвития, самореализации
и профессионального самоопределения личности ребёнка в результате применения новых форм и методов школьного образования, направленных на организацию исследовательской и проектной деятельности учащихся;
2) выявление одарённых детей, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка исследовательской деятельности учеников.
Для реализации цели в школе создано и существует научное общество учащихся МОУ «Физико-математический лицей» Сергиево-Посадского муниципального района «Исследователь», сокращенное - НОУ «Исследователь».
Цели:
Слайд 5 развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся в процессе учебно-исследовательской деятельности;
знакомство
школьников с методами научного поиска;
содействие повышению престижа и популяризации научных знаний;
поддержка профессионального самоопределения обучающихся;
создание психологически комфортной образовательной и исследовательской среды, чтобы высокое качество образования сочеталось с учетом возможностей каждого школьника.
Задачи:
Слайд 6Наука - самое важное, самое прекрасное и нужное
в жизни человека,
она всегда была и будет высшим
проявлением любви, только ею одною человек
победит природу и себя.
А.П. Чехов
Исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака:
гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучаемого;
наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого — групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции.
Слайд 7Проектно-исследовательская деятельность
Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей
и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.
Слайд 8Научное общество «Исследователь» - добровольное общественное некоммерческое объединение учащихся 9-11,
призванное активизировать работу по пропаганде научных знаний, профессиональной ориентации и привлечению обучающихся к исследовательской, поисковой работе, проектному творчеству под руководством преподавателей вузов, учителей и других заинтересованных лиц.
Научное общество создано и действует на основе принципов гуманизма, самоуправления, добровольности, равноправия членов, законности в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации об образовании, уставом лицея, а также настоящим положением. Оно дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.
Слайд 9Направления деятельности НОУ
Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся в соответствии с
их научными интересами
Проведение ежегодной научно-практической конференции НОУ
Взаимодействие с представителями науки, научных образовательных учреждений
Организация индивидуальных консультаций, промежуточного контроля и итогового контроля научных исследований
Издание исследовательских и проектных работ учащихся и педагогов
Создание банка исследовательских работ членов НОУ
Участие в конкурсах и конференциях различного уровня
Слайд 10Физико-математический лицей
Физико-математический лицей расположен в центре города и открыт 01.09.1990 г.
Физико-математический
лицей имеет договоры о сотрудничестве с МФТИ, НИЯУ «МИФИ» и физическим факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова. Физико-математический лицей располагает достаточно хорошей учебно-материальной базой по физике, математике, химии, информатике и другим дисциплинам. С 2000 года в лицее введен специальный курс «Экспериментальная физика», где учащиеся выполняют практические задания на оборудовании, установленном МФТИ.
Слайд 11Содержание работы НОУ включает:
разработку программ и проектов исследований;
обучение школьников умениям,
необходимым для проведения научных исследований:
- работать с научной литературой и различными источниками знаний, включая интернет-источники;
- отбирать, систематизировать и анализировать материал;
грамотно оформлять научную работу, выступать перед аудиторией с докладом, дискутировать;
Слайд 12участие в работе научно-методического совета школы и методических объединений;
проведение научно-практических
конференций, дискуссий, семинаров;
участие в конференциях НОУ разного уровня;
подготовку школьных научных сборников, публикаций в вузовские сборники, региональные научные журналы, предметные журналы;
проведение внеклассных мероприятий в школе (КВН, викторины, олимпиады, предметные вечера, беседы и т.д.);
организацию встреч с учеными, изобретателями, сотрудниками библиотек, музеев, архивов;
проведение экскурсий в библиотеки, музеи, научные учреждения, учреждения среднего и высшего профессионального образования.
Слайд 13Представление исследования, особенно в современности, имеет решающее значение во всей работе. Наличие стандартов
представления является характерным атрибутом исследовательской деятельности и выражено достаточно жестко в отличие, например, от деятельности в сфере искусства. Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стандартов определены характер языка, объем, структура. При представлении руководитель и учащийся должен с самого начала определиться с тем жанром, в котором он работает, и строго следовать его требованиям. Наиболее популярными на современных юношеских конференциях являются жанры тезисов, статьи, доклада. При этом в этих формах может быть представлены и не исследовательские работы, а, например, рефераты или описательные работы.
Слайд 14Работа учителей с членами НОУ
1) организация индивидуальной работы, предусматривающая деятельность в
двух аспектах:
а) совместная работа над отдельными заданиями (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи ученикам 9 –х классов при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы);
б) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи).
2) групповая деятельность. Она включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей.
3) массовая работа. В ходе нее организуются встречи с интересными людьми, в том числе деятелями науки и культуры; осуществляется подготовка и проведение литературных гостиных, предметных недель, школьных олимпиад, ученических чтений и научно-практических конференций.
Слайд 15Результаты
В составе НОУ «Исследователь» работают 31 обучающихся 9-11 классов и научные
руководители.
Итогом работы ученического научного общества стала VII конференция научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся МБОУ ФМЛ, посвящённая Победе в Великой Отечественной войне, на которой ребята представили плоды своего творческого и научного труда.
Следующий этап достижения цели - участие в конкурсе «Юниор» (МИФИ), Международной конференции научно-технических работ школьников «Старт в науку», участие в Областном Конкурсе научно- исследовательской и проектной деятельности в рамках областного фестиваля детского и юношеского художественного и технического творчества «Юные таланты Московии» «Юный исследователь», г. Черноголовка Московской области, конкурсе юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского, Международной научной конференция школьников «XV Колмогоровские чтения». Четыре года МБОУ ФМЛ участвует и побеждает в ежегодном Международном конкурсе «Созвездие талантов», имени Д.С. Лихачёва, город Санкт – Петербург.