Слайд 1Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как способ
формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Старцева Ольга Александровна
Государственное общеобразовательное учреждение
Республики Коми
«Физико-математический лицей-интернат»
(г. Сыктывкар)
Рабочая программа элективного курса
«Основы проектной деятельности» 7 класс
Аттестационная работа
Слайд 2Аттестационная работа представлена в виде рабочей учебной программы элективного курса «Основы
проектной деятельности» для учащихся 7 класса.
Выбор данного жанра работы обусловлен необходимостью введения в ГОУ РК «ФМЛИ» данного курса в 2016-2017 учебном году для того, чтобы вновь поступившие учащиеся 7 класса имели возможность:
- активно проявить себя в системе общественных отношений лицея-интерната;
- приобрести навыки планирования и организации своей деятельности;
- открыть и реализовать творческие способности, развивать индивидуальность личности.
Слайд 3Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми «Физико-математический лицей-интернат»
Создан в 1996 г. Указом
Главы Республики Коми
Цель лицея-интерната – создание оптимальных условий для всестороннего развития наиболее способных в области физико-математических и естественнонаучных дисциплин учащихся школ Республики Коми (приоритетно из сельских районов) и их подготовки к продолжению обучения в учреждениях высшего профессионального образования.
Прием в лицей-интернат осуществляется на конкурсной основе:
в 7 и 8 классы физико-математического профиля;
в 10 класс естественнонаучного профиля.
В лицее-интернате обучается 250 учащихся из всех
муниципальных образований Республики Коми.
Слайд 4ГОУ РК «ФМЛИ» это:
Республиканский ресурсный центр по теме «Система интеллектуальных игр
и состязаний как средство развития детской одаренности»;
Стажировочная площадка ГАОУ ДПО «Коми республиканский институт развития образования» по предметам физика и математика;
Региональная площадка по проведению олимпиад, включенных в Перечень Минобрнауки РФ;
Организатор республиканских и городских семинаров для учителей, творческих и интеллектуальных конкурсов для учащихся города и республики (Межрегиональный турнир учащихся лицеев и гимназий «Интеллектуальный марафон», Городской физико-математический турнир, Городская лингвистическая регата).
Слайд 5Применяемые формы исследовательской и проектной деятельности
В рамках учебного процесса на уроках
экологии и во внеурочной деятельности к ним с учащимися выполняются творческие задания, проводятся проблемные уроки и семинары, на уроках и практических работах используются поисково-исследовательские и проблемные методы, осуществляется подготовка исследовательских работ.
Ежегодно проводимый лицеем-интернатом межрегиональный турнир учащихся лицеев и гимназий «Интеллектуальный марафон» и дает возможность учащимся представить результаты своих работ.
Также в лицее-интернате ежегодно проводится учебно-исследовательская конференция учащихся, день науки, предметные недели, встречи с учеными и экскурсии в ВУЗы и учреждения науки Республики Коми.
Слайд 6Актуальность курса
Проектная деятельность как особая форма учебной работы способствует воспитанию самостоятельности,
инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне учащиеся овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости.
Групповые формы учебной деятельности способствуют формированию у учащихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества.
Разнообразие тем проектов позволяет сформировать как предметные, так и метапредметные универсальные учебные действия.
Слайд 7Цель курса
Основная цель курса - познакомить учащихся с основами проектной деятельности
с целью дальнейшего применения полученных знаний и умений для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода
Сопутствующая цель курса – развитие личностных качеств учащихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества)
Слайд 8Основные задачи:
Образовательные:
-познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой и видами проектов;
иметь представление способах формулировки проблемных вопросов; уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта; знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами; представлять проект; проводить рефлексию своей деятельности.
Развивающие:
-формирование УУД; расширение кругозора; обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции школьников; развитие творческих способностей; развитие умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы.
Воспитательные:
-способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии; развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; дать возможность учащимся проявить себя.
Слайд 9Основные этапы работы над проектом:
- этап планирования работы над проектом;
- выделение проблемы, и вытекающих из нее цели и задач проекта;
- этап планирования: определение источников информации, способов сбора и анализа информации, способов представления результатов, установление процедур и критериев оценки результатов и процесса, распределение задач и обязанностей;
- освоение методики;
- исследование: сбор информации, решение промежуточных задач при помощи основных инструментов;
- этап обобщения: сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов и их презентация (готовый продукт);
- формулирование выводов и выдвижение новых проблем; - оценка результатов и процесса: коллективное обсуждение, самооценка.
Слайд 10Программа курса «Основы проектной деятельности»
34 часа (2 часа в неделю) для
учащихся 7 физико-математического класса. Результатом освоения данной программы является защита индивидуальных или групповых проектов.
Теоретический этап (7 часов)
Понятие «Учебный проект» (1 ч.)
Типы проектов (1ч.)
Постановка цели и задач. Формулирование темы (1ч.)
Планирование деятельности. Ресурсы. Методы. (1ч.)
Структура проекта. Презентация и защита проекта. Оценивание проекта (2 ч.)
Выбор и утверждение тем проектов (1 ч.)
Практический этап (12 часов)
Сбор и систематизация материалов. Индивидуальные и групповые консультации по выбору оптимального варианта выполнения проекта, его содержанию, систематизации и обобщении материалов, формулирование выводов, оформлению. Помощь учащимся в подборе индивидуального визуального стиля проекта.
Слайд 11
Обобщение и систематизация. Написание готовых проектов (10 часов)
Оформление результатов проектной деятельности.
Предзащита проектов. Доработка проектов. Подготовка к публичной защите проектов. Утверждение порядка мероприятия.
Заключительный этап. Защита проектов. Анализ проекта (5 часов)
Публичная защита проектов.
Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.
Рефлексия участников. Сильные и слабые стороны работы над своим проектом.
Обобщение материалов. Оформление отчетов о выполненной работе и стендовой информации по итогам защиты проектов. Архивирование проектов.
Слайд 12Критерии оценки проектной деятельности:
- Осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта,
практической направленности;
- Аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов;
- Выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность;
- Уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления проекта;
- Качество оформления;
- Качество доклада: полнота представления работы, аргументированность и убеждённость;
- Объём и глубина знаний по теме, эрудиция;
- Ответы на вопросы: полнота, аргументированность;
- Деловые и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность, контактность.
Слайд 13Индивидуальная карта учащегося, защищающего проект
85 – 100 баллов – «отлично»;
70 –
85 баллов – «хорошо»;
50 – 70 баллов – «удовлетворительно»;
менее 50 баллов - «неудовлетворительно».
Слайд 14В своей дальнейшей профессиональной деятельности планирую расширять теоретические знания и практические
навыки работы с учащимися в области исследовательской и проектной деятельности с целью развития их творческих способностей. Имею опыт работы в научно-исследовательской деятельности, но со школьниками опыт работы небольшой.
Что касается перспектив развития данного направления в лицее-интернате, то, к сожалению, опыт показал, что учителя не готовы осуществлять подготовку учащихся в данном направлении, поскольку сами не четко представляют сути исследовательских и проектных работ. В связи с этим, необходимо инициировать обучение учителей в рамках постоянно действующего семинара, проводить мастер-классы, работу в творческих группах, посещать курсы повышения квалификации. Это все задачи моей работы как методиста на ближайшее время.