Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Сухова Мария Ивановна
МОУ Раменсккая СОШ №6
Эссе на тему:
Организация проектной деятельности в начальной школе.
Слайд 2 Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех
документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда. Учителя долгие годы, работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний.
Слайд 3Для меня на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения
и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся. Нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. В процессе игровой деятельности, например, ученик может в непринуждённой форме раскрыть скрытые до сих пор таланты, а учитель – создать необычный по замыслу урок, без строгого, но логично выстроенного режима работы, ярких, запоминающихся моментов, где будут соседствовать привычное и непривычное.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 1920-е гг. американским философом и педагогом Дж. Дьюи на основе гуманистических идей и развит его учеником. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, используя целенаправленную деятельность учеников с учётом их личной заинтересованности в знаниях и получая в итоге реальный результат.
В России идеи проектного обучения возникли практически в то же время. Уже в 1905 г. русский педагог С.Т. Шацкий с небольшой группой коллег пытался активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Проектно- исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности.
Слайд 4
И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы
над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. Самое главное в проекте после определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов. Этой поэтапной деятельностью необходимо обучать детей, и желательно, не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе обучения предмету и во внеурочной деятельности. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки – исследования и уроки – проекты. Они готовят детей к созданию самостоятельных проектов.
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением . В отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную ,исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Слайд 5
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая
общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования: выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов- является организационной рамкой исследования. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить.
Слайд 6
Существует разные мнения , в каком возрасте начинать проектную деятельность?
В подростковом возрасте, или в начальной школе. В проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с первого
класса. Когда в учебной работе появляются первые проекты, субъектом деятельности является педагог, деятельность еще не принадлежит учащемуся, у него она только формируется, он сам не в состоянии спланировать эту работу.
Интерес к методу проектов был у меня всегда, но устоявшаяся традиционная педагогика не давала возможности раздвигать границы урока. Только сейчас понимаю, что, проводя экскурсии в природной среде, ведя наблюдения за погодой, явлениями природы, заполняя дневники наблюдений, мы учили учащихся наблюдать, исследовать, анализировать, делать выводы. А гербарии, коллекции, поделки из природных материалов – это результат, продукт работы. Метод проектов – это не новое изобретение, а несколько переосмысленное, хорошо забытое старое. Кроме того, проектная деятельность межпредметна. Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями
Слайд 7
Начиная с первого года обучения мы с ребятами готовили коллективные классные
проекты. Они носили и творческую, и социальную направленность. Мне хотелось показать детям, что это интересное и важное занятие. В рамках гражданско- патриотического направления у нас был проект «С чего начинается родина?» Вместе мы изучили достопримечательности нашего родного Конаковского района. Совершили экскурсии по памятным местам, возложили цветы к памятникам. Подготовили устный журнал для других классов об истории памятных мест нашего района. . Не забыли мы и о друзьях, ведь с них тоже начинается наша маленькая родина. Ребята сочинили истории о них и поместили в самодельные книжки. Около школы мы повесили три скворечника, которые изготовили дети с помощью своих пап. Об этом мы рассказали на презентации проектов. Каждый год у нас проходит общешкольное мероприятие «Мы – друзья природы» Оно стало для каждого класса своеобразным творческим проектом . К нему мы готовимся с особой тщательностью и старанием, так как нам нужно рассказать в творческой форме о том, какие добрые дела мы совершили для братьев наших меньших. Интеллектуальные конкурсы, развитие речевой культуры учащихся, знакомство с культурой публичного выступления, информационными технологиями, разные типы проектной деятельности -вся эта работа служит подготовкой к индивидуальным исследовательским работам.
Проектно-исследовательская деятельность присутствует в процессе обучения уже во 2 классе. Начиная работу над проектом, взрослые не должны навязывать тему. Надо дать учащимся возможность самим определиться с выбором. Возникает вопрос: а как научить их работать над проектом. Всё начиналось с урока «Жизнь животных зимой». Потом были тематические уроки: «Свойства воды», «Свойства воздуха» и др. Поиск ответов на вопросы приводит учащихся к выдвижению гипотез, учит искать источники информации, проводить опыты, анализировать полученные результаты, делать выводы. Учитель на таком уроке не говорит: «Делай, как я», а говорит: «Я рядом с тобой, иди вперёд».
Над формированием своих научных убеждений учащиеся лучше работают в группе. Групповая работа позволяет не бояться сделать неверный вывод, создаёт условия для более широких контактов, положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата, тем самым закладывая основы демократических начал в воспитании личности. Защита проекта в школе, на научно-практической конференции, является самой главной, честной и справедливой оценкой труда учащегося. Практика показывает, что авторы лучших проектов в дальнейшем успешно учатся в ВУЗах и обладают значительно более высоким уровнем ключевых компетенций, чем те, кто, хотя и выполнял проекты, но делал это формально.
Слайд 8
Сейчас у меня 4 класс. Ещё в 1 классе были заложены
основы проектно-исследовательской деятельности как неотъемлемой составляющей образовательного процесса в начальной школе. Как нельзя лучше для этого подходят уроки окружающего мира. Урок – исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции.
С 3-его класса дети участвуют в научно-практической конференции. Заметно повышение самостоятельности и качества выполнения проекта. Это могут быть как коллективные, так и индивидуальные проекты. Так в 3-ем классе Вика Баронова выполнила индивидуально-творческий проект на тему «Влияние факторов внешней среды на рост и развитие орхидеи». Цель проекта: узнать об орхидеи, изучив литературу о растениях и исследуя влияние факторов внешней среды на рост и развитие орпхидеи. Свои наблюдения ученица проводила с октября по декабрь. Составив со мной план проекта, Кира проявила самостоятельность выполнения и инициативу, проведя интервью в цветочном магазине об условиях ухаживания за этим растением. В результате проекта, ученица провела опрос в классе, изучила литературу, провела эксперименты, чтобы выяснить влияние солнечного света, музыки и шума на растения, научилась работать в компьютерной программе Microsoft Power Point и рисовать проект комнаты с растениями в программе Paint. Исследовательская работа ученика получила высокую оценку на школьном уровне.
Организуя проектно-исследовательскую деятельность младших школьников в ходе индивидуальной работы, групповой работы и в ходе массовых мероприятий мы воспитываем у детей интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин, создаём для детей условия, способствующие развитию у младших школьников навыков проектно-исследовательской работы.
Слайд 9
У детей, включенных в исследовательский поиск, развиваются мыслительные умения и навыки.
Им предоставляется возможность творить в основной для младших школьников деятельности – учебной. Итак, проектно- исследовательская деятельность ребёнка – это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе и жизни.
Проанализировав свою работу, я поняла, что устойчивого положительного результата можно добиться, только работая по принципу:
«Обучая себя, обучу и разовью ребёнка».
Всегда в делах, всегда в заботах.
Учить детей – моя работа».
Я уверена, что организация проектно- исследовательской деятельности – перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим – необходимо включить исследовательскую деятельность в образовательный процесс школы.