Слайд 1Аттестационная работа
слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Кононовой Ольги Сергеевны,
МБОУ ДО «Детская эколого-биологическая станция», г. Дивногорск, Красноярский край,
на тему
«Образовательный модуль для обучающихся 5 – 8 классов
«Эко-знайка». Методические рекомендации по организации и проведению»
Слайд 2Введение
МБОУ ДО «Детская эколого-биологическая станция» (далее – ДЭБС) – образовательная организация,
реализующая дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы (далее – ДООП) естественнонаучного направления, в т. ч. ДООП с модульной организацией образовательного процесса.
Проблема, которую частично разрешает данная ДООП, - отсутствие у школьников г. Дивногорска мотивации систематической исследовательской деятельности в области естественных наук из-за общей неосведомлённости.
Актуальность данной ДООП для её участников объясняется значимостью естественнонаучного знания для безопасности жизни современного человека, сохранения окружающей его среды, а также возможностью применения исследовательских умений в любой сфере жизни современного человека, в т. ч. школьника.
Слайд 3Цель, задачи, методы
Педагогическая цель данной ДООП: сформировать у обучающихся положительную внутреннюю
мотивацию для систематических занятий исследовательской деятельностью в области естественных наук.
Задачи:
1) создание ДООП обучающего модуля «Эко-знайка» для обучающихся 5 – 8 классов;
2) реализация ДООП в летнем стационарном палаточном лагере;
3)оценка результатов реализации ДООП, её корректировка.
Методы: проектный метод (для создания ДООП, оценки её результатом, корректировки), методы эмпирического познания – наблюдение, сравнение и др. (для реализации содержания ДООП с обучающимися).
Слайд 4Основное содержание
Участники
Руководи-тель исследования – педагог ДЭБС
Тьютор исследовательского направления – обучающийся ДЭБС,
владеющий необходимыми методиками, инструментами и т. п.
Исследователь – обучающийся, выполняющий своё первое учебное естественнонаучное исследование
5
Слайд 8Содержание исследовательских направлений
Слайд 9Содержание исследовательских направлений
Слайд 10Содержание исследовательских направлений
Слайд 11Содержание исследовательских направлений
Слайд 12Методические рекомендации. Методы оценки образовательных результатов
1. Целесообразно проводить образовательный модуль
в середине смены, когда участники лагеря познакомились друг с другом, обустроили свой быт, не заняты подготовкой к закрытию смены.
2.Тьюторы исследовательских групп, осуществляющие помощь в выборе исследовательских методик, использовании оборудования, выбираются руководителем на добровольной основе; целесообразно посетить с ними территорию ЛСПЛ заранее.
3. В ходе полевых исследований каждой группе предоставляется печатный справочный материал. Подготовленный руководителем. Самостоятельность обучающихся проявляется в определении цели исследования, ыборе из предложенных методик тех, которые соответствуют цели и условиям проведения исследования.
Слайд 134. В ходе исследования все группы собирают материал на заложенных в
ходе ознакомительной экскурсии пробных площадях, пред началом работы они выбирают необходимые им методики и оборудование, отвечая на вопросы руководителя: «Почему вы будете пользоваться именно такой методикой?», «Что вы узнаете с помощью этого инструмента?», «Почему вы отказались от других методик?» и т. д.; по окончании сбора материала на каждой пробной площади (до 10 на 1 га) руководитель опрашивает каждую группу о том, что они узнали о своих объектах и предметах исследования, почему полученные знания полезны для достижения цели исследования).
5. Образовательный результат – возникшая исследовательская мотивация – оценивается руководителем в беседе, во время включённого педагогического наблюдения, а аткже в анчале учебного года – по количеству участников ДООП, продолживших исследовательскую деятельность.
Слайд 14Заключение
Итак, представленное краткое описание образовательного модуля «Эко-знайка», предназначенного для летнего стационарного
палаточного лагеря и направленного на формирование у подростков положительной внутренней мотивации, познавательного интереса к исследовательской деятельности в природе, позволяет педагогу ДО организовать аналогичную деятельность в любое время, внося в предложенные рекомендации изменения в соответствии с изменяющимися условиями (время ода и т. п.).
Перспективами развития исследовательской и проектной деятельности обучающихся ДЭБС являются развитие полевых исследований, подготовка обучающихся – тьюторов для таких исследований, в т. ч. обучающихся с ОВЗ.
Слайд 15Список использованной литературы
1. Дневник юнната. – Красноярск: Красноярский краевой центр «Юннаты»,
2016. – 112 с.
2. Исследование экологического состояния водных объектов/ Под ред. А. Г Муравьёва. – СПб.: Крисмас+, 2012. – 232 с.
3. Муравьёв А. Г. Оценка экологического состояния природно-антропогенного комплекса/ А. Г. Муравьёв. – СПб.: Крисма+, 2000. – 128 с.
4. Смирнова Н. З. Исследовательская деятельность школьников в окружающей среде/ Н. З. Смирнова, Е. А. Галкина. – Красноярск: Изд-во гос. пед. ун-та им. В. П. Астафьева, 2012. – 200 с.
5. Экологический практикум школьника. Методическое пособие для учителя/ С. В. Алексеев, Н. В. Груздева, Э. В. Гущина. – Самара: Фёдоров; Учебная литература, 2006. – 144 с.