Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Лебедевой Анны Вячеславовны
учителя Раменской СОШ №8
Образовательное учреждение, район
На тему:
«Образовательные экспедиции как одна из форм организации исследовательской деятельности»
Слайд 2Образовательные экспедиции как форма организации исследовательской деятельности.
Целью данной формы организации деятельности
является создания условий для развития у сегодняшних подростков системного мировоззрения, реальной компетентности в исследовательской сфере, образованности, готовности к осознанному выбору своих поступков и ответственности за них через конкретную практическую деятельность.
Данная цель обуславливает следующие задачи:
Развивать универсальные учебные умения;
Развивать социальную компетентность;
Развивать проектные умения;
Полноценное использование такой формы работы с подростками, как экспедиция, позволяет помимо учебных целей успешно достигать другие цели дополнительного образования – создавать условия для самореализации личности подростка, для формирования в нём лучших, благородных качеств.
Слайд 3
Включение такой формы организации исследовательской деятельности как экспедиции имеет ряд огромных
плюсов:
в течение длительного времени ребята совместно работают над решением задач различной направленности;
в ходе такой работы положительную роль играет сочетание интеллектуальной деятельности и различных форм проведения досуга;
в образовательных экспедициях больше внимания уделяется интеллектуальному общению учащихся между собой и педагогов с учащимися;
необходимость жить и общаться определенное время в определенном коллективе способствует формированию морально-этических норм и правил поведения, помогает преодолевать в себе отрицательных черт характера;
образовательные экспедиции способствуют развитию патриотизма, проявлению любви к Родине, уважению к тем историческим событиям, которые были в этой местности в прошлом, становлению гражданственности, укреплению здоровья учащихся.
Слайд 4Подготовка к проведению экспедиции:
1.Выбор места для расположения экспедиции:
подготовка научной программы экспедиции,
программы работы каждого отряда, отбор методик, оснащение учебным оборудованием;
формирование отрядов на добровольной основе;
возможность удобного подъезда;
наличие удобного и обустроенного жилья для участников;
наличие базы исследовательской деятельности;
отсутствие криминогенной опасности для учащихся;
2. Подготовка учащихся к участию в экспедиции:
презентация места расположения экспедиции и местности;
подготовка экскурсионной путевки с правами и обязанностями участника экспедиции;
Слайд 5подготовка программы досуга (выпуск газеты, спортивные соревнования, вечера, конкурсы);
проведение собеседования с
каждым учеником и его родителями с целью разъяснения направления экспедиции и требований, предъявляемых к участникам;
обучение учащихся поведению и мерам безопасности во время образовательной экспедиции;
Беседы и занятия с врачом по оказанию медицинской помощи себе в условиях проживания в экспедиции
Вся необходимая информация по подготовке к проведению данного выездного мероприятия может быть представлена в виде брошюр-листовок со всеми контактами.
Слайд 6Работу учащихся в экспедиции можно выделить в несколько этапов:
Подготовительный.
В ходе этого
этапа работу проводят учащиеся, педагоги, администрация, родители. Участники планируют совместную деятельность в экспедиции: цель, задачи проводимой работы, планируемые результаты.
Планирование жизни образовательной экспедиции – отработка традиций, изготовление отличительных знаков-эмблем, подготовка речёвок, гимна экспедиции.
Слайд 7
2. Обустройство и акклиматизация по прибытию на место расположения экспедиции.
Ребята распределяют
обязанности, готовят экспедиционное оборудование, с помощью которых они собираются проводить исследования.
Создание порядка и уюта в местах проживания.
3.Отбор материала, собственно исследовательская деятельность.
Ребята работают по своим исследовательским планам, делают записи, ведут дневники, изучают полученный материал, встречаются с представителями науки, носителями изучаемого материала, обмениваются мнениями по результатам.
Слайд 8
4.Завершение экспедиции.
Обработка полученных данных, анализ деятельности в экспедиции.
Ребята готовят мини-доклады, суть
которых – обмен по результатам экспедиции.
В этот период учителя-участники готовят характеристики на каждого участника экспедиции, в которых отражают отношение участника к общему делу, его отношение к окружающим.
Слайд 9Результаты:
Итоговым этапом экспедиции является конференция по результатам работы.
Она проводится в школе.
В этот период приводятся в поря док все материалы, коллекции, печатается и оформляется фотоматериал, выпускаются газеты, оформляются выставки интересных находок, готовятся краткие научные сообщения. Это мероприятие проводится торжественно, приглашаются гости – администрация города, специалисты науки, СМИ, представители других школ, родители – участники экспедиции. Во время подготовки конференции и во время её проведения решаются важные образовательные задачи:
ученики учатся обобщать материал, делать научный отчет;
учатся выделять в содержании отчета главные, наиболее существенные идеи и концентрировать на них своё внимание;
ученики учатся работать в группе, правильно распределять время, объем работы, высказывать предположения, проявлять оригинальность и изобретательность.
Решаются многие воспитательные задачи:
создаётся “ситуация успеха” для многих ребят;
присутствие в зале педагогов, родителей, именитых гостей повышает статус ученика
отчет всего отряда – эта коллективная работа рождает доверительные отношения, чувства поддержки.
Слайд 10
Перспективы:
Дальнейшая работа с материалами исследований, полученных в экспедиции, строится таким образом:
пишутся
отчеты по заданию музеев;
готовятся проекты на районную конференцию , на заседание школьной Малой Академии наук, которая создана при районном научном обществе учащихся;
готовятся выступления на школьные Ломоносовские чтения для учеников;
Таким образом, такие экспедиции положительно влияют не только на развитие исследовательских умений учащихся, но и формирование имиджа будущего исследователя, учёного, умеющего не только заниматься наукой, но и жить среди людей.