Слайд 1
Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Буниной Татьяны Борисовны
Фамилия, имя, отчество
МБОУ «Макеевская основная школа»,
Зарайского района
Образовательное учреждение, район
На тему:
Образовательная программа внеурочной деятельности учащихся
«Узнаем сами»
Слайд 2МБОУ «Макеевская основная школа»
была основана в 1988 г.
В школе
обучаются 102 учащихся.
МБОУ «Макеевская основная школа» реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего образования, которые ориентированы на:
- формирование физически здоровой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов;
- воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом;
- формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры;
- разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, создания условий для самореализации личности.
Слайд 3Направленность программы
Программа «Узнаем сами» по содержанию является научно-педагогической; по функциональному назначению
– учебно-познавательной; по форме организации – общедоступной; по времени реализации – двухгодичной.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Слайд 4Педагогическая целесообразность
программы объясняется тем, что ребенком эффективно применяются и успешно запоминаются
лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска. Ребенок должен уметь самостоятельно выбирать объект исследования, находить и обрабатывать материал, анализировать и систематизировать полученную информацию. Систематически организованная работа по обучению ребенка исследовательской деятельности позволяет ребенку без затруднений выполнять поставленные задачи, ведет к глубокому и прочному усвоению материала.
Слайд 5 Цели программы:
• создать условия для включения учащихся в поисковую, исследовательскую, проектную деятельность;
• для максимального раскрытия интеллектуального и творческого потенциала учащихся при решении исследовательских и проектных задач, творческой самореализации личности ребенка;
• для эмоционально-ценностного, социального, культурного развития;
• для формирования гражданско-патриотических чувств у детей.
Слайд 6Задачи программы:
• формировать первичные умения поисковой, исследовательской, проектной деятельности;
• развивать познавательные, коммуникативные,
регулятивные, социальные способности детей;
• мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
• прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
• содействовать осознанию детьми значимости деятельности по сохранению исторической памяти народа, историко-культурного наследия города, страны.
Слайд 7Основные принципы программы
Принцип системности
Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным
процессом.
Принцип гуманизации
Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры
Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых
Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Слайд 8Принцип обратной связи
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо
обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип стимулирования
Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
Слайд 9
Формы занятий:
• по количеству детей, участвующих в занятии – преимущественно: коллективная, групповая,
индивидуальная;
• по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, семинар;
• по дидактической цели: вводные занятия, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Слайд 10
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
1 класс
Занятие 1.
Тема: Что такое проекты.
Цель: знакомство с
понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.
Понятия: проект, проблема, информация
Занятие 2.
Тема: Что такое проблема.
Цель: ознакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Слайд 11
Ожидаемые результаты освоения программы
Обучающийся будет знать:
основы проведения исследовательской работы;
что такое
мини – проект и творческий проект;
методы исследования: наблюдение, опыт;
способы поиска необходимой для исследования информации;
правила сотрудничества в процессе исследования;
основные логические операции, их отличительные особенности;
правила успешной презентации работы.
Слайд 12Обучающийся будет уметь:
определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
подбирать
материал, необходимый для исследования;
оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;
сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать помощь других участников процесса, адекватно выбирать и оценивать свою роль в коллективной работе.
Слайд 13Способы проверки
результатов освоения программы
В качестве подведения итогов,
результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
• выставки творческих работ учащихся;
• мини – конференции по защите исследовательских проектов.
Слайд 14Список литературы
1. Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1-4 классы. Учебно-методический комплект «Планета
знаний»: Программа внеурочной деятельности в начальной школе. – М.: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012.
2. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
3. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации: программа, занятия, проекты/ авт.-сост. М.Ю. Шатилова. – Волгоград: Учитель, 2012.
4. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
5. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.