Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Брютовой Татьяны Викторовны,
учителя русского языка и литературы
МБОУ МО г.Нягань «СОШ №2» ХМАО-Югра
На тему:
Образовательная программа внеурочной деятельности «Проектная деятельность»
Слайд 2КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖАНРА
Программа внеурочной деятельности является средством реализации требований Стандарта к
личностным и метапредметным результатам освоения основной общеобразовательной программы, конкретизирует методы формирования УУД учащихся в части повышения мотивации и эффективности учебной деятельности учащихся. Программа направлена на развитие творческих способностей учащихся, формирование основ культуры проектной деятельности, позитивного социального опыта применения технологий этого вида деятельности.
Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему или задачу в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Ключевой тезис метода: «Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю, я знаю, где и как я могу это применить».
Слайд 3КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Средняя школа №2 была открыта в 1982
году, в 2001 году получила статус юридического лица и стала Муниципальным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа №2», с 2011 года - муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение муниципального образования г. Нягань «Средняя общеобразовательная школа №2».
Количество обучающихся– 1189. Учебная неделя: 1-7 классы – пятидневная, 8-11 –шестидневная. Обучение осуществляется в двухсменном режиме: 1 смена: 1,4,5,7, 8,9,10,11классы; 2 смена: 2,3 ,6 классы.
Школа пользуется популярностью в городском социуме: 18 % обучающихся проживают в других микрорайонах, 82%- в данном микрорайоне.
Слайд 4ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
КУРСА «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Цель : создание
условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности.
Задачи :
- формировать представление о проектном обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- развивать познавательные потребности и способности;
- развивать коммуникативные навыки (партнерское общение);
- формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование); формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;
-формировать позитивное отношение к работе.
Слайд 5ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:
типовые занятия
(объяснения и практические работы),
тренинги,
проектирование,
творческая работа,
элементы исследования,
работа в группах.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Слайд 6АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует
использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Слайд 7
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ
Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение,
коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: выступление с проектами перед одноклассниками, родителями, открытые уроки, школьные мероприятия, выставки, консультации, доклады, презентации, мини-конференции, участие в конкурсах проектных работ.
ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Слайд 8ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты
В результате работы по программе курса учащиеся должны
знать: основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация); понятия цели, объекта и гипотезы исследования; основные источники информации; правила оформления списка использованной литературы; правила классификации и сравнения, способы познания окружающего мира (наблюдения,); правила сохранения информации, приемы запоминания. эксперименты); источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видеокурсы, ресурсы Интернета.
Слайд 9
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучаемые должны уметь: выделять объект исследования; разделять учебно-исследовательскую
деятельность на этапы; выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку; анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,
работать в группе; работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями; планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах.
Слайд 10ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
У обучаемых будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Слайд 11
Обучаемый получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения
к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Слайд 12
Регулятивные
Обучаемый научится:
планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Слайд 13
Познавательные
Обучаемый научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с
использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
• проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Слайд 14
Обучаемый получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Слайд 15
Коммуникативные
Обучаемый научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• задавать вопросы;
• владеть диалогической формой речи.
Слайд 16
Обучаемый получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать
собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Слайд 17СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 КЛАСС 35 часов ( 1 час в неделю)
Игровые
проекты. (18 часов)
Что такое метод проектов? Возможности и смыслы проекта. Классификация проектов. Постановка проблемы, выделение условий и цели проекта. Задачи и подзадачи проекта. Работа в группах и распределение ролей. Что значит защитить проект? Работа над проектом №1: проблема, условия, цели, задачи, работа в группах, представление и коллективная защита проекта. Работа над проектом №2: проблема, условия, цели, задачи, работа в группах, коллективная защита проекта.
Темы проектов :
№1 «Буквенное лото»
№2 «В мире животных» (настольная игра)
Слайд 18
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Информационные проекты. (17 часов)
Как целенаправленно собирать информацию? Структурирование
информации. Анализ собранной информации. Экскурсии в городской архив, музей. Работа над проектом №1: проблема, условия, цели, задачи, сбор и структурирование информации, работа в группах, индивидуальная защита проекта. Работа над проектом №2: проблема, условия, цели, задачи, сбор и структурирование информации, работа в группах, индивидуальная защита проекта.
Темы проектов:
№1 «Лингвистические сказки» (рукописная книга)
№2 «Ветераны Великой Отечественной войны г.Нягань» (презентация)
Слайд 19 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
1.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном
учреждении. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.. 2011, 107с.
2.Подругина И.А. Проектная деятельность старшеклассников на уроках литературы/ И.А.Подругина, О.В.Сафонова. – М.: Просвещение, 2013. – 126 с.
3.Попов Л.В. Управление инновационными проектами. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2009. – 336 с.
4.Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? – М.: Первое сентября, 2010., 44 с.
Интернет - ресурсы
Мультимедийный комплекс, принтер, сканер