Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе: «Проектная и исследовательская деятельность
как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Осипова Галина Николаевна
ГБОУ г. Москвы школа № 843
На тему: «Образовательная программа кружка «Я – исследователь»
Слайд 2 Краткая характеристика жанра работы
Программа кружка рассчитана на учащихся 7-9
классов. Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа.
Программа кружка включает обучение учащихся выполнению действий по исследовательской работе в соответствии с общими правилами научного исследования.
Систему действий школьника можно представить в виде следующего алгоритма: выбор темы исследования; выявление проблемы исследования; постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования; правильный выбор методики исследования, отбор и структурирование материала.
Особенностью обучения по данной программе являются повышенная мотивация учебной деятельности учащихся и широкое использование индивидуального подхода.
Слайд 3Краткая характеристика образовательного учреждения
В 2013 году в результате
слияния двух школ и детского сада возник образовательный комплекс состоящий из дошкольного отделения, начальной школы, основной школы и старшей школы. Все структурные подразделения расположены в отдельных зданиях. До слияния в комплекс в каждом ОУ в той или иной степени занимались исследовательской и проектной деятельностью учащихся. В настоящее время необходимо выстроить новую систему организации проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях образовавшегося комплекса.
Слайд 4Применяемые автором формы исследовательской/проектной деятельности
До образования комплекса
в течении 6 лет руководила школьным научным обществом «Зерна» в одном из ОУ: составляла план работы НОУ; организовывала школьную конференцию проектных и исследовательских работ учащихся; была руководителем исследовательских и проектных работ учащихся, которые были представлены на школьных, окружных и городских конференциях.
Слайд 5Цели и задачи кружка
Цели: формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных
знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности. Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ. Подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.
Задачи:
Образовательные: способствовать самореализации учащихся в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
Развивающие: развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой,
умений практически применять физические знания в жизни, развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения.
Слайд 6Содержание кружка
Раздел 1. Основы организации научно-исследовательской работы учащихся: цели и задачи
школьного исследования. Близкая и отдаленная перспектива. Выбор темы исследования.
Цель раздела — ознакомить с основными понятиями научного исследования.
Раздел 2. Основные этапы, логика построения ученического исследования: понятие о логике исследования, определение темы и проблемы поиска, определение объекта и предмета поиска, выдвижение гипотезы исследования, формулирование целей и задач исследования.
Цель раздела – научить определять основные этапы ученического исследования.
Слайд 7Содержание кружка
Раздел 3. Определение содержания, структуры, вида исследования; составление плана-графика работы над
исследованием.
Цель раздела – научить составлять план-график исследования.
Раздел 4. Методы и методика школьного исследования: понятие о методах исследования:
- методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);
- методы, используемые на теоретическом уровне исследования (анализ и синтез, моделирование);
- методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).
Цель раздела – ознакомить с основными понятиями о методах исследования.
Слайд 8Содержание кружка
Раздел 5. Обучение работе с бумажными носителями (источниками) информации:
Источники научной
информации. Правила работы в библиотеке. Различные приемы чтения: предварительное чтение; знакомство с приложениями; выборочное чтение; ускоренное чтение; беглый просмотр; работа с текстом.
Поиск материалов по исследовательской деятельности в электронных ресурсах.
Цель раздела – научить школьников правильно работать с источниками информации.
Раздел 6. Методика работы в архивах, с населением (установление контакта с другими исследователями, знаменитыми людьми, издателями).
Интервьюирование. Определение понятия Интервью. Виды интервью: интервью-диалоги (беседы), интервью-монологи, коллективные (массовые) интервью, интервью-зарисовки, анкеты, интервью-мнения, интервью-сообщения, «интервью с письмами в руках», прямые линии. Анкетирование. Определение понятия анкетирование. Разработка анкеты. Проверка анкеты. Сбор ответов. Обработка результатов. Анализ результатов. Написание отчета.
Цель раздела – научить учащихся практически проводить сбор материалов
для исследования.
Слайд 9Содержание кружка
Раздел 7. Описание методики написания чернового варианта работы по
требованиям научно-практических конференций разного уровня. Композиция реферата произведения (оформление титульного листа, оглавления, введения, основной части, заключения, списка использованной литературы, приложений). Язык и стиль исследовательского реферата.
Цель раздела – научить школьников письменно оформлять результаты исследования.
Раздел 8. Доклад о работе. Составление тезисов доклада.
Цель раздела – обучение окончательной подготовке результатов исследования.
Раздел 9. Подготовка к устной защите работы на научно-практической конференции: этапы подготовки и проведения публичного выступления, установление контакта с аудиторией, поза, жесты, мимика оратора, анализ ораторской речи, типы ораторов, доклад и речь как жанры делового общения.
Правила подготовки презентации в программе Power Point. Подготовка презентации исследования. Участие на различных конкурсах проектно-исследовательских работ.
Цель раздела – научить учащихся правилам защиты исследовательской работы.
Слайд 10Основное содержание - планирование кружка
Слайд 11 По окончанию кружка школьники должны научиться:
- подбирать литературу по теме;
-
самостоятельно работать со справочной литературой, письменно фиксировать основное содержание прочитанного;
- правильно оформлять цитаты, сноски и т.д.;
- выступать кратко и развернуто по прочитанному;
- составлять и правильно оформлять список литературы по проблеме;
- реферировать одну из прочитанных статей, писать реферат по 2-3 статьям;
- обобщать результаты;
- владеть такими методами исследования, как наблюдение, анкетирование, тестирование, изучение и обобщение опыта, опрос и т.д.;
- различать методы накопления фактов (изучение литературы, документов, беседа, наблюдение);
- методы обобщения и осмысления собственных фактов (анализ, синтез, сравнение, моделирование);
- методы проверки и уточнения выдвинутых положений, предварительных выводов (эксперимент, опытная работа).
Слайд 12Методы диагностики образовательного результата
Экспертиза (мониторинг) развития специальных (исследовательских) способностей:
• видеть проблемы;
•
ставить вопросы;
• выдвигать гипотезы (версии);
• давать определения понятиям;
• способность классифицировать;
• наблюдать;
• овладение навыками проведения экспериментов;
• умение структурировать материал;
• делать выводы и умозаключения;
• объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Слайд 13Перспективы развития исследовательской/проектной деятельности в учреждении и профессиональной деятельности автора
Возрождение школьного
научного общества учащихся.
Ежегодное проведение школьной конференции проектных и исследовательских работ учащихся.
Введение спецкурса «Я – исследователь».
Руководство исследовательскими работами учащихся.