Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Иванова Ильи ПетровичаФамилия, имя, отчествоМБОУ «Лице
й физики, математики и
информатики №40» при Ульяновском государственном униве
рситете, г.УльяновскОбразовательн
Эссе на тему:
Новизна, жизнеспособность и эффективность идей, исследуемых в ИТГ «Солярис»
Слайд 2Тема эссе и её актуальность
В руководимой мной Исследовательской Творческой Группе (ИТГ)
«Солярис» наиболее высоко оцениваемыми являются творческие работы воспитанников, т.е., работы, имеющие в своей основе некую новую идею.
Однако, новизна идеи ещё не означает того, что данная идея будет жизнеспособной и эффективной.
Для более точной оценки предлагаемых работ и более правильной ориентации деятельности – как ребятами, так и педагогом – важно чётко определиться с понятиями новизны, жизнеспособности и эффективности, а также понять – как указанные характеристики можно установить в процессе исследования идеи.
Этим вопросам и посвящено данное эссе.
Слайд 4Новизна идеи
В отношении понятия новизны идеи необходимо осознавать следующие его аспекты.
Новизна
для кого? Для данного исследователя? Для группы «Солярис»? Для всех живущих сейчас людей? Для всех живущих и ранее живших людей?
Качественная и количественная новизна. Например, использовать для наблюдения за небесным явлением не 1, а 2 или 3 оптических телескопа – это идея, новая лишь количественно. Использовать же вместо оптического телескоп космических лучей – это уже качественно новая идея. Впрочем, не стоит забывать и о законе перехода количественных изменений в качественные: использование 2-х оптических телескопов может дать качественно новый эффект - стереоэффект.
Уровень (глубина) новизны. Придумать новый способ крепления детали на станке – это один уровень. Изобрести новый станок – другой (более глубокий) уровень новизны.
Новизна совокупности известных идей. Совокупность даже уже известных (т.е., не новых) идей может дать эффект новизны по принципу эмерджентности.
Слайд 5Жизнеспособность идеи
Жизнеспособность идеи – это возможность воплотить её в действительность в
настоящее время.
Здесь нужно осознавать следующие аспекты.
Кто может или не может воплотить идею? Конкретный человек? Группа «Солярис» своими доступными средствами? Большая научная или конструкторская организация?
Что препятствует её воплощению в настоящее время? Отсутствие необходимых ресурсов (финансовых, материальных, временнЫх, необходимых специалистов и т.п.)? Или отсутствие в настоящее время некоторых необходимых материалов, технологий? Или же - принципиальная порочность идеи (несоответствие её некоторым твёрдо установленным законам)?
Слайд 6Эффективность идеи
Эффективность идеи – это способность воплощённой в действительность идеи улучшить
действительность.
Здесь нужно осознавать следующие аспекты.
Каковы критерии улучшения-ухудшения?
Для кого – улучшение или ухудшение?
Очень распространённый сейчас критерий эффективности технических систем – коэффициент полезного действия (КПД). По-сути, это – экономическая характеристика, означающая: насколько много пользы данное техническое устройство может принести при тех или иных энергозатратах. А польза и энергозатраты имеют цену.
Однако, стоит помнить, что КПД – это далеко не единственный критерий эффективности технического устройства. Другой важнейший критерий – уникальная функциональность. Так, ракетный двигатель имеет КПД около 9% и ракета-носитель – весьма затратное устройство. Однако, нет пока другого средства вывода человека и грузов в космос, который, особенно на первых порах, не был коммерческим. Поэтому, космические ракеты, всё-таки используются.
Слайд 7Направления работ в «Солярисе»
Техническое направление – создание новых технических устройств или
технологических процессов (методов взаимодействия с действительностью с целью изменения, улучшения её).
Два важных подразделения этого направления:
1) техника для наблюдений или экспериментов – создание технических устройств, предназначенных для проведения наблюдений или экспериментов;
2) информационная техника – программы, программные комплексы, хотя они и не являются привычными нам вещественными предметами, а имеют преимущественно информационную природу.
Опытно-экспериментальное направление – проведение новых наблюдений, экспериментов, разработка их методов (т.е., способов взаимодействия с действительностью с целью получения информации о ней). Это – особый технологический процесс по получению новых опытных знаний.
Теоретическое направление – создание новых теорий (концепций, т.е. методов, способов мышления). Это - самое сложное и самое малочисленное из всех направлений, поскольку требует особой, редкой мотивации и достаточного уровня интеллектуальной развитости воспитанников, достигаемого обычно только к старшим классам.
Слайд 8Новизна, жизнеспособность и эффективность в техническом направлении
Новизна технической идеи, лежащей (в
числе других идей) в основании конструкции предлагаемого устройства или технологического процесса.
Жизнеспособность технической идеи – устанавливается путём создания либо самого устройства (технологического процесса), либо (при затруднительности этого) – их действующей модели, прототипа (с той или иной степенью подобия – вплоть до чисто компьютерной их модели).
Эффективность технической идеи – устанавливается путём исследования свойств устройства (технологического процесса) или их действующей модели, прототипа (если они созданы и функционируют) при заданных критериях эффективности (полезности, улучшения действительности).
Слайд 9Новизна, жизнеспособность и эффективность в опытно-экспериментальном направлении
Новизна идеи, метода наблюдения (эксперимента),
лежащей (в числе других идей) в основании предлагаемого наблюдения (эксперимента).
Жизнеспособность идеи, метода наблюдения (эксперимента) – устанавливается путём проведения либо самого наблюдения (эксперимента) – единичного или серии - либо (при затруднительности этого) – их «модели», «прототипа» (с той или иной степенью подобия – вплоть до чисто компьютерной их модели).
Эффективность идеи, метода наблюдения (эксперимента) – это способность получить в результате него либо качественно новое (опытное) знание, либо увеличить точность уже известного измерения (количественное улучшение опытного знания). Устанавливается посредством анализа результатов наблюдения (эксперимента), их «модели», «прототипа», сравнения их с результатами других экспериментов и с теоретическими прогнозами.
Слайд 10Новизна, жизнеспособность и эффективность в теоретическом направлении
Новизна теоретической идеи, лежащей (в
числе других идей) в основании предлагаемой теории, концепции. Такие идеи называются аксиомами, постулатами, гипотезами.
Жизнеспособность теоретической идеи – это логическая непротиворечивость, т.е. отсутствие противоречий (парадоксов, апорий) внутри системы аксиом и выводимых из них теорем и отсутствие противоречий их с другими, достаточно надёжно обоснованными опытом теориями.
Эффективность теоретической идеи – это её объяснительная и предсказательная способность. Устанавливается посредством вывода из аксиом, постулатов, гипотез некого минимального множества теорем, сопоставления их с имеющимися опытными данными и прогнозирование новых (подтверждённых впоследствии) опытных данных.
Слайд 11Дальнейшая судьба идеи
Если новая идея оказалась нежизнеспособной и/или неэффективной, то она
может быть отправлена в архив идей со статусом, зависящим от причин наличия у неё этих свойств (установленных в процессе её исследования). Например, для того, чтобы ожидать – когда появятся более благоприятные условия для её воплощения (технологии, социальные потребности, ресурсы и т.п.).
Если идея оказалась жизнеспособной и эффективной – возможно её дальнейшее воплощение в рамках «Соляриса» (если для этого имеются соответствующие ресурсы – в том числе, интерес к ней со стороны членов «Соляриса»). Или - передача её сторонним лицам и организациям - тем, кто заинтересован и имеет ресурсы для её дальнейшего (массового?) воплощения в действительность.
Слайд 12Выводы, резюме
Автор исходит из фундаментальности понятия идеи в процессе творческой деятельности
вообще и детей – в частности. Исходя из этого автор формулирует основную задачу, миссию «Соляриса» и его промежуточные задачи.
Изложено понимание автором ключевых для творчества понятий новизны, жизнеспособности и эффективности идей различных типов, соответствующих различным направлениям работы в ИТГ «Солярис» (техническое, опытно-экспериментальное и теоретическое).
Изложены способы установления, исследования данных свойств идеи в различных направлениях работы ИТГ «Солярис».
Видно, что имеет место значительная аналогичность данных свойств идей и методов их исследования в различных указанных направлениях.
Понятно, что часто упоминаемая в аннотациях работ актуальность идеи есть свойство, следующее из её жизнеспособности и эффективности.
Автор надеется, что опыт понимания этих понятий в рамках ИТГ «Соляриса» будет полезен и другим педагогам, занимающимся развитием креативности.
Спасибо за внимание!