Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Пальцева Екатерина Александровна
ГБОУ школа №76 Выборгского района
Санкт –Петербург
Методическая разработка
театрализованно-игровой программы
«Художественная лавка»
Слайд 2Данная работа представляет методическую разработку проведения театрализованно- игровой программы с элементами
исследовательской деятельности для учащихся 5-х классов в рамках предметной недели. Предмет- изобразительное искусство.
Школа №76 находится в удивительном историческом месте «Лесной», в соседстве с Санкт-Петербургским Лесотехническим университетом и Санкт-Петербургским Политехническим университетом им. Петра Великого, Детским историческим музеем и лесопарком «Сосновка». Потенциал района успешно используется в учебной и воспитательной работе школы. Школа после капитального ремонта; оборудована современными техническими средствами, что открыло новые возможности при проведении занятий.
Адрес официального сайта школы: http://076.shko.la/
Слайд 3В школе предметы музыка, ИЗО, МХК, трудовое обучение объединены в МО
творческого цикла. В рамках предметной недели, для повышения интереса учащихся к предметам и формирования межпредметных связей, проходят различные мастер-классы,
игры по станциям , выпуск стенгазет и др.
Цель представленной разработки: повышение познавательного интереса учащихся.
Основные задачи :
-расширение знаний учащихся по предмету ИЗО;
- поддержать интерес к проектной и исследовательской деятельности;
- предоставление возможностей для формирования универсальных учебных действий;
-предоставление возможностей для проявления различных образовательных компетенций.
В процессе игровой деятельности учащиеся должны выполнить определённые задания, провести исследовательскую работу, ограниченную временными рамками программы, и сделать
выводы ,исходя из полученных результатов .
Слайд 4Театрализованно - игровая программа «Художественная лавка»
Действующие лица:
-Хранитель.
-Мастера.
Учащиеся разбиваются на пять групп.
Хранитель встречает ребят и рассказывает им, что у него была карта времени, которая показывала, как развивалось искусство. Но мыши съели кусок этой карты и теперь им необходимо собрать информацию и восстановить недостающие части.
Каждая команда, по случайному выбору, отправляется в определенную мастерскую.
Время для работы -30 мин.
Слайд 5В каждой мастерской участников приветствует мастер.
Он рассказывает ребятам о заданиях,
выполнив которые, они смогут составить недостающий элемент карты.
Группа получает и список вопросов , на которые они должны дать ответы, внеся их в таблицу.
Мастер помогает ученикам распределить свое время, решить возникшие затруднения в процессе работы.
Слайд 6мастерская наскального рисунка
бумажная мастерская
красильная мастерская
керамическая мастерская
ткацкая мастерская
Художественная лавка
Слайд 7Мастерская наскального рисунка
Предметный , наглядный ряд, материалы: изображения наскальной живописи, карта
мира, образцы с описанием пород камней и материалов (мел, древесный уголь, различные виды глин).Бумага формата А-3. Таблица.
Вопросы и задания:
1.Какие сюжеты использовали древние люди;
-Проанализируйте изображения и выясните- какие сюжеты встречаются чаще. Определите местонахождение изображений и отметьте на карте.
2.Чем мог рисовать первобытный человек?
-Рассмотрите изображения, выявите основную цветовую палитру.
-Из представленных образцов подберите подходящие материалы.
3.Выполните рисунок на заданный сюжет материалами, которые могли использовать древние люди.
4. Что вы делали в мастерской?
5.Что нового для себя узнали?
Слайд 8Керамическая мастерская
Предметный, наглядный ряд, материалы: изображения древних
глиняных изделий; глиняные
изделия выполненные в пяти различных техниках, имитирующие образцы древнего искусства; глина; гончарный круг. Таблица. Литературные материалы.
Вопросы и задания:
1.Почему такая форма изделий? Как их могли изготавливать?
Найдите в литературных источниках ответы на данные вопросы.
2.Что повлияло на изменение формы изделий? Сделайте предположение и найдите подтверждение в литературных источниках.
3.Выполните глиняное изделие по технологии древних мастеров.
4. Сравните изделия выполненные в примитивной технике и на гончарном круге.
5.Что вы делали в мастерской?
6.Что нового для себя узнали?
Слайд 9Ткацкая мастерская
Предметный, наглядный ряд, материалы: гербарий(лен, крапива, хлопок), шерсть овцы. Таблица.
Образцы тканей. Интерактивная презентация. Литературные материалы.
Вопросы и задания:
1.Какие материалы использовали в древности для изготовления одежды? Найти ответ в литературных источниках и определить представленные образцы. Сравните образцы тканей с описанием.
2. Как устроен ткацкий станок? Найти описание в литературных источниках. Составить станок на интерактивной доске.
3.Что такое х/б ткань? Найдите описание в литературных материалах.
4.Изготовьте нить из ваты.
5. Сделайте вывод: легко ли было изготавливать ткань в прошлом?
6. Что вы делали в мастерской?
7. Что нового для себя узнали?
Слайд 10Красильная мастерская
Предметный, наглядный ряд, материалы: растительные материалы (крапива, кора дуба, ромашка
и др). Растительные концентраты. Образцы тканей. Литературные материалы. Таблица.
Вопросы и задания:
1.Узнайте, какие природные материалы использовали для окраски ткани (работа с литературными источниками).
2. Определите по описанию природный образец.
3. Приготовьте раствор из концентрата. Окрасьте пробные кусочки ткани в растворе.
4. Сравните получившиеся образцы и сделайте вывод: какие ткани лучше окрашиваются?
5. Что вы делали в мастерской?
6. Что нового для себя узнали?
Слайд 11Бумажная мастерская
Предметный, наглядный ряд, материалы: Образцы бумаги. Береста, папирус, глиняная
дощечка. Акварельные, гуашевые краски. Интерактивная презентация. Литературные материалы.
Какие материалы использовались вместо бумаги? (работа с литературными источниками).
Когда и где была изобретена бумага(работа с литературными источниками).
3.Определите технологические этапы изготовления бумаги (работа с интерактивной доской).
4.Определите, какая бумага лучше подходит для работы с красками. Результаты запишите в таблицу. Какая бумага больше подходит для работы с красками.
5. Что вы делали в мастерской?
6. Что нового для себя узнали?
Слайд 12По сигналу, по истечению 30 минут от начала работы в мастерских,
участники возвращаются в художественную лавку. Каждая группа представляет результаты своей деятельности в мастерской, рассказывают о том, что нового они узнали в процессе работы. На экране интерактивной доски появляется временная шкала, на которой обозначены основные вехи в развитии изобразительного искусства и имеются пустые места. По мере выступления ребят, на доске, появляются изображения соответствующие теме мастерской. Постепенно шкала времени восстанавливается.
Хранитель благодарит ребят. Желает им творческих успехов. Все результаты работы в мастерской оформляются в стенгазету.
Слайд 13Декоративно-прикладное искусство и его роль в жизни древнего общества является главной
темой в изучении предмета ИЗО в 5 –м классе. О результативности данной программы можно судить по устным ответам учащихся при изучении учебного материала. Так же полученные знания являются необходимыми для участия в районной и городской олимпиаде.
Увеличение количества учащихся, желающих принять участие в проектной и исследовательской деятельности, покажет эффективность использования данной программы.
При положительных результатах планируется разработать ряд программ для учащихся начальной школы, в создании которых примут участие учащиеся 5-х классов. Им необходимо будет: придумать сюжет программы; собрать и подготовить материал; самостоятельно изготовить костюмы и принять участие в проведении. Со своей стороны мы будем оказывать помощь и содействие в подготовке и проведении программ.
Слайд 14Для себя лично считаю необходимым и важным процесс
вовлечения ребят в
проектную деятельность, т.к. преподаваемый предмет обширен и отведенное программой время недостаточно, на мой взгляд, для раскрытия важных тем. Наша жизнь тесно связана с искусством и каждый способен найти в нём для себя интересную тему, как и самого себя в искусстве.