Слайд 1
АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ
НАУЧНОЙ СТАТЬИ
Соловова Н.В.
.
Слайд 2Научная публикация является одним из основных результатов деятельности
исследователя.
Главная цель публикации
– сделать работу автора достоянием других исследователей и обозначить его приоритет в избранной области исследований.
Для того чтобы четко ориентироваться в многообразии видов изданий и выбрать нужный, необходимо знать типологию научных изданий.
Согласно ГОСТ 7.60–2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения» существует несколько вариантов текстового представления научных результатов:
Слайд 3Монография – научное или научно-популярное издание, содержащее полное и всестороннее исследование
одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам.
Сборник научных трудов – сборник, содержащий исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ.
Материалы конференции (съезда, симпозиума) – непериодический сборник, содержащий итоги конференции (доклады, рекомендации, решения).
Слайд 4Препринт – научное издание, содержащее материалы предварительного характера, опубликованные до выхода
в свет издания, в котором они могут быть помещены.
Тезисы докладов/сообщений научной конференции (съезда, симпозиума) – научный непериодический сборник, содержащий опубликованные до начала конференции материалы предварительного характера (аннотации, рефераты докладов и (или) сообщений).
Часто тезисы докладов, имеющие объем 1–2 страницы текста, вообще не учитываются как публикации. Наибольший интерес для исследователей представляют научные статьи в научных рецензируемых журналах и труды (или материалы) конференций.
Слайд 5Научная статья – это законченное и логически цельное произведение, освещающее какую-либо
тему, входящую в круг проблем, связанных с темой диссертации.
Научный журнал – журнал, содержащий статьи и материалы о теоретических исследованиях, а также статьи и материалы прикладного характера, предназначенные научным работникам.
Как правило, научные статьи представлены несколькими разновидностями:
краткое сообщение о результатах научно-исследовательской работы; собственно научная статья, в которой достаточно подробно излагаются результаты работы;
историко-научная обзорная статья;
дискуссионная статья;
научно-публицистическая статья;
рекламная статья.
Слайд 6В зависимости от уровня знаний — теоретического или эмпирического — различают
теоретические и эмпирические статьи.
Теоретические научные статьи включают результаты исследований, выполненных с помощью таких методов познания, как абстрагирование, синтез, анализ, индукция, дедукция, формализация, идеализация, моделирование. Если статья имеет теоретический характер, чаще всего она строится по следующей схеме: автор вначале приводит основные положения, мысли, которые в дальнейшем будут подвергнуты анализу с последующим выводом.
Эмпирические научные статьи, используя ряд теоретических методов, в основном опираются на практические методы измерения, наблюдения, эксперимента и т. п.
Слайд 7СТРУКТУРА СТАТЬИ
Существуют общепринятые требования, предъявляемые к научной статье.
Статья должна включать:
название:
- аннотацию;
-
вводную часть;
- основную часть;
- заключительную часть;
- список литературы;
- ключевые слова.
Слайд 8В начале работы над статьей необходимо поставить перед собой следующие вопросы.
1. Какова основная цель статьи? Следует четко определить:
— описываете ли вы новые результаты исследований (в таком случае это будет экспериментальная статья);
— даете ли новое толкование ранее опубликованным результатам (сводная аналитическая статья, которая используется для выдвижения и обоснования крупной гипотезы);
— делаете ли обзор литературы или крупной темы (здесь важно показать авторское, критическое, отношение к рассматриваемому материалу, в такой статье необходимы анализ и обобщение).
Слайд 92. В чем состоит отличие статьи от других исследований по данной
теме, ее новизна? Следует определить:
— какой вклад в науку делает публикация;
— какое отношение имеют представленные результаты к другим исследованиям в этой области;
— был ли этот материал издан ранее.
Слайд 103. Нужно заранее знать, кому адресована статья. Автор должен написать новое,
еще не известное так, чтобы оно стало ясным читателю в такой же степени, как и ему самому. Наиболее трудные места работы необходимо разъяснять. Если же статья является развитием уже известных работ (и не только самого автора), нет смысла пересказывать их, а лучше адресовать читателя к первоисточникам.
Слайд 11Текст статьи — дидактически и методически обработанный и систематизированный автором словесный
научный материал. Он должен отвечать следующим основным формальным требованиям:
точность и достоверность приведенных сведений;
четкость и ясность изложения материала;
доступность информации;
лаконичность;
логичность и последовательность;
систематичность и преемственность излагаемого материала;
четкость структуры;
соответствие языка изложения материала нормам литературной русской речи.
В состав текста научной статьи могут входить следующие элементы: сокращения, условные обозначения, ссылки, примечания, таблицы, иллюстрации, формулы, уравнения.
Слайд 12Название
Название (заголовок) — обозначение структурной части основного текста произведения (раздела, главы,
параграфа, таблицы и др.) или издания.
Основное требование к названию статьи — краткость и ясность. Максимальная длина заголовка — 10—12 слов. Название должно быть содержательным, выразительным, отражать содержание статьи.
При выборе заголовка статьи необходимо придерживаться следующих общих рекомендаций.
Заглавие должно быть информативным.
Название должно привлекать внимание читателя.
В названии, как и во всей статье, следует строго придерживаться научного стиля речи.
Оно должно четко отражать главную тему исследования и не вводить читателя в заблуждение относительно рассматриваемых в статье вопросов.
В название должны быть включены некоторые из ключевых слов, отражающих суть статьи. Желательно, чтобы они стояли в начале заголовка.
В заголовке можно использовать только общепринятые сокращения.
Слайд 13Аннотация. Авторская аннотация к статье – это краткая характеристика работы, содержащая
только перечень основных вопросов. В аннотации необходимо определить основные идеи работы, соединить их вместе и представить в достаточно краткой форме.
Аннотация, представляя содержание всей работы, должна включать в себя:
актуальность, постановку проблемы, пути решения поставленной проблемы, результаты и выводы.
На каждый из разделов может отводиться по одному предложению. Поэтому четкость изложения мысли является ключевым моментом при написании аннотации.
Слайд 14При написании аннотации рекомендуется использовать известные общепринятые термины; для четкости выражения
мысли – устойчивые обороты, такие как
«В работе рассмотрены / изучены / представлены / проанализированы / обобщены / проверены / предложено / обосновано…»
В аннотации необходимо избегать лишних деталей и конкретных цифр.
Слайд 15Ключевые слова в статье выделяются для поисковых систем и классификации статей
по темам.
В интересах автора указать наибольшее количество ключевых слов для увеличения шансов нахождения статьи через поисковые системы.
Слайд 16Во Вводной части должна быть обоснована актуальность рассматриваемого вопроса и новизна
работы, а также поставлены цель и задача исследования.
Актуальность темы – степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса). Это способность ее результатов быть применимыми для решения достаточно значимых научно-практических задач.
Новизна – это то, что отличает результат данной работы от результатов других авторов.
Слайд 17Основная часть должна включать анализ источников и литературы по тематике исследования;
формулировки гипотезы исследования, само исследование, его результаты, практические рекомендации, конкретизацию полученных результатов исследования и их объяснения. При изложении основной части необходимо постоянно ориентироваться на поставленную в статье цель, сверяя каждое положение и аргумент с главным идейным стержнем. Можно структурировать текст, выделив
подразделы. Это облегчает восприятие статьи.
Над заглавием, очень важном элементом статьи, обычно начинают работать
после написание статьи.
Оно должно отражать ее содержание.
Слайд 18Основная часть
Методология
В данном разделе описывается последовательность выполнения исследования и обосновывается выбор
используемых методов. Он должен дать возможность читателю оценить правильность этого выбора, надежность и аргументированность полученных результатов. Смысл информации, излагаемой в этом разделе, заключается в том, чтобы другой ученый достаточной квалификации смог воспроизвести исследование, основываясь на приведенных методах. Отсылка к литературным источникам без описания
Слайд 19Результаты
В этой части статьи должен быть представлен авторский аналитический, систематизированный статистический
материал. Результаты проведенного исследования необходимо описывать достаточно полно, чтобы читатель мог проследить его этапы и оценить обоснованность сделанных автором выводов. По объему эта часть занимает центральное место в научной статье.
Результаты при необходимости подтверждаются иллюстрациями — таблицами, графиками, рисунками, которые представляют исходный материал или доказательства в свернутом виде. Важно, чтобы проиллюстрированная информация не дублировала текст.
Представленные в статье результаты желательно сопоставить с предыдущими работами в этой области как автора, так и других исследователей.
Слайд 20Заключение, выводы
Заключение содержит краткую формулировку результатов исследования. В нем в сжатом
виде повторяются главные мысли основной части работы.
Всякие повторы излагаемого материала лучше оформлять новыми фразами, новыми формулировками, отличающимися от высказанных в основной части статьи.
В этом разделе необходимо сопоставить полученные результаты с обозначенной в начале работы целью.
.
Слайд 21Заключительная часть должна содержать краткую формулировку полученных в ходе работы результатов,
подчеркивается их практическая значимость; определяются основные направления для дальнейшего исследования.
Выводы (вместо заключения) обычно пишут, если статья основа на экспериментальных данных и является результатом многолетнего труда.
Выводы должны быть в виде тезисов.
Сами слова «вводная часть», «основная часть» и «заключительная часть» в
подзаголовках писать не рекомендуется.
Слайд 22НЕМНОГО О НАУЧНОМ СТИЛЕ
Для научного стиля характерно использование специальных научных терминов
и определений, причем в последнее время все больше используется международная терминология (например, менеджмент, IT-рынок и др.).
Также в научных работах принято использовать в большей степени абстрактную лексику по сравнению с конкретной (например, абстрактная лексика – это когда с данным словом в сознании не ассоциируется никакой конкретный образ: гениальность, субстанция, феномен, материя, чувство, движение, вещество и т.д., а конкретная лексика – это слова, с которыми связаны образные представления о реально существующих материальных объектах, например, кошка, стакан, синица или о свойствах и проявлениях материальных объектов, воспринимаемых органами чувств, например, зелёный, горячий и т.п.).
Слайд 23Лексический состав научного стиля характеризуется относительной однородностью и замкнутостью, и это
выражается, в частности, в меньшем использовании синонимов. Объем текста в научном стиле увеличивается не столько за счет употребления различных слов, сколько за счет многократного повторения одних и тех же.
В научном стиле не должна присутствовать лексика с разговорной окраской, которой не свойственна оценочность. Оценка в научных работах применяется, для пояснения мысли автора привлечения внимания и имеет рациональный характер.
Слайд 24Научная речь отличается точностью и логичностью мысли, ее последовательным представлением и
объективностью изложения.
Для того чтобы сделать более наглядной логическую структуру статьи, можно использовать различные вводные слова и фразы: во-первых, во-вторых, в-третьих, кроме того, наконец, вместе с тем, в то же время, следовательно, таким образом, подводя итоги, в заключение, итак, поэтому и т.д.
Однако не нужно начинать с вводных слов каждое предложение.
Слайд 25Также чтобы сделать логичным изложение материала в научной речи рекомендуется использовать
сложные союзные предложения, вводные слова и словосочетания, причастные и деепричастные обороты, распространенные определения и др. Для научного стиля характерна информационная насыщенность предложения,например:
«Индивидуализация представляет собой динамический процесс, последовательно включающий в себя осознанный отказ от следования норме – обособление, или деобъективацию, осмысливание – обращение к индивидуальному неозначенному знанию, или интуитивацию, и, наконец, означивание образа с целью его передачи,
включения в социальное знание – экстериоризацию, т.е, если в дошкольном возрасте индивидуальный опыт означивается социальным значением, то в подростковом, напротив, социальный опыт соотносится с индивидуальными смыслами.
Таким образом, в подростковом возрасте доминирующей формой деятельности становится персонифицирующая деятельность, связанная с моделированием, проигрыванием множества сценариев будущей взрослой жизни на фоне индивидуализации».
Слайд 26Тексты при использовании научного стиля характеризуются отстраненностью автора, объективностью излагаемой информации.
Это выражается в использовании вместо 1-го лица обобщенноличных и безличных конструкций: есть основания полагать, считается, известно, предположительно, можно сказать, следует подчеркнуть, надо обратить внимание и т.п.
Также научные тексты могут содержать различные формулы, диаграммы, символы, таблицы и т.п.
Практически любой научный текст может содержать графическую информацию – это одна из черт научного стиля речи.
Слайд 27При написании статьи следует соблюдать правила построения научной публикации и придерживаться
требований научного стиля речи. Это обеспечивает однозначное восприятие и оценку данных читателями.
Основные признаки научного стиля — объективность, логичность, точность.
Для соблюдения требования объективности научной речи нельзя допускать использования в научной статье эмоциональных высказываний и личных оценок.
Слайд 28Логичность подразумевает жесткую смысловую связь на всех уровнях текста: информационных блоков,
высказываний, слов в предложении.
Требования соблюдения смысловой точности и логичности необходимо придерживаться при построении абзаца.
В частности, предложение, которое его открывает, должно быть тематическим, то есть содержать вопрос или краткое вступление к изложению данных.
В следующих предложениях абзаца излагается конкретная информация — данные, идеи, доказательства.
Завершается абзац обобщением сказанного — предложением, которое содержит вывод.
Важным условием понимания прочитанного является простота изложения, поэтому в одном предложении должна содержаться только одна мысль.
Слайд 29Необходимость соблюдать требование точности проявляется в том, что значительное место в
научном тексте занимают термины. Однозначность утверждений достигается их правильным употреблением. Для этого автору нужно следовать определенным правилам:
использовать общеупотребительные, ясные и недвусмысленные термины;
при введении нового, малоупотребительного термина обязательно объяснить его значение;
не употреблять понятие, имеющее два значения, не указав, в каком из них оно будет применено;
не применять одного слова в двух значениях и разных слов в одном значении;
не злоупотреблять иноязычными терминами, если в русском языке существуют их эквиваленты.
Слайд 30Научная статья представляет собой краткий, но достаточный для понимания отчет о
проведенном исследовании и определения его значения для развития данной области науки. В нем должно содержаться достаточное количество информации и ссылок на ее источники, чтобы коллеги сами смогли оценить и проверить результаты работы.
В статье следует четко и сжато изложить современное состояние вопроса, цель и методику исследования, результаты и обсуждение полученных данных. Это могут быть результаты собственных экспериментальных исследований, обобщения производственного опыта, а также аналитический обзор информации в рассматриваемой области.
Слайд 31В работе, посвященной экспериментальным (практическим) исследованиям, необходимо описать методику экспериментов, оценить
точность и воспроизводимость полученных результатов. Желательно, чтобы результаты работы были представлены в наглядной форме: в виде таблиц, графиков, диаграмм.
Слайд 32Оформление статьи
Сокращения
Условные обозначения
Ссылки
Библиографические ссылки
Цитаты
Примечания
Эпиграфы
Таблицы
Рисунки, иллюстрации
Формулы
Слайд 33Авторскую справку можно скачать на сайтах журналов. Важно, чтобы в ней
были указаны все обязательные поля:
1. Фамилия, имя и отчество (полностью)
Укажите полностью, не сокращайте имя и отчество до инициалов.
2. Место работы/учебы, должность
Если вы являетесь аспирантом, докторантом или соискателем, укажите кафедру, факультет и вуз (полностью, без сокращений). Если у вас есть другое место работы, можно указать и его.
3. E-mail
4. Адрес
5. Телефон