Слайд 1Алексей
Константинович
Толстой
1817 - 1875
Слайд 2А.К. Толстой – один из наследников Пушкина в русской литературе. Его
творческая деятельность очень многообразна. Блестящий сатирик, тонкий лирический поэт, автор стихотворных и прозаических произведений на исторические темы, поэт, обратившийся к русскому фольклору и повторивший этот жанр в своём творчестве…
Слайд 3В первой половине
ХIХ века
особых высот достигла дворянская культура.
Толстой
– один из лучших представителей русского дворянства.
Он по отцу принадлежал древнейшей дворянской династии Толстых, а по матери –из рода Перовских, ставших дворянами лишь в ХIХ веке.
Слайд 4Семья Перовских была связана с семьёй Разумовских. Разумовские получили титул и
дворянство при Екатерине 2. В их жилах – простая крестьянская кровь. Они выходцы из Украины. Толстой воспитывался на Украине. Его первый воспитатель и учитель – дядя, брат матери, писатель, выступавший под псевдонимом Погорельский. Он писал рассказы и сказки для племянника.
Толстой получил прекрасное образование. Он превосходно владел многими языками, великолепно знал историю, европейскую культуру.
Слайд 5Анна
Алексеевна
Толстая,
мать поэта.
Слайд 6Толстой пришёл в русскую общественную и культурную жизнь в 40-е годы.
Как и все люди того времени он был увлечён немецкой идеалистической философией, начинал как поэт-романтик.
После французской революции 1848 года наступила эпоха мрачного семилетия. В русском обществе зрели оппозиционные настроения. Толстой среди тех, кто не принимал внутреннюю и внешнюю политику Николая Первого.
Слайд 7Герцен, Тютчев, Толстой очень хорошо понимали суть этой эпохи. Главными институтами
этой жизни были кнут, казарма и канцелярия. В самом начале 50-х годов на страницах «Современника» появились произведения, написанные от лица КОЗЬМЫ ПРУТКОВА.
Слайд 8Создатели литературной маски Козьмы Пруткова – А.К.Толстой и его двоюродные братья
Александр, Владимир и Алексей Жемчужниковы. Все они были известны как острословы, о их проказах и шутках ходили слухи по Петербургу.
В произведениях Козьмы Пруткова и шутках его создателей – ненависть к бездуховности, ко всем формам ограничения свободы человеческой личности.
Слайд 9Произведения Козьмы Пруткова очень разноплановы.
У Козьмы Пруткова есть своя биография, свои
интересы. Это чиновник, самодовольный бюрократ, живущий по принципу: всё позволено. Его амбиции простираются на сферу искусства. Он претендует на звание большого поэта, мыслителя, пишет прозу и драматические произведения.
Слайд 10Стихотворения Козьмы Пруткова – яркие образцы литературной пародии, в них высмеивались
поэты официальные и приверженцы чистой поэзии, не обладающие подлинным талантом.
«Юнкер Шмидт» 17
«На мягкой кровати…» 24
«Шея» 29
«Катерина» 31
«Древней греческой старухе, если б она домогалась моей любви» 39
Слайд 11Младший брат Жемчужниковых Лев пишет портрет Козьмы Пруткова, соединив в нём
причудливо черты внешности создателей.
«К моему портрету…» 13
Слайд 12В стихотворениях и прозе Козьмы Пруткова невольно выразилось блестящее остроумие его
создателей. Их увлекают басня, эпиграмма, афоризм.
«Незабудки и запятки» 13
«Червяк и попадья» 19
Особое значение для русской культуры имеют афоризмы и «Плоды раздумий» Козьмы Пруткова.
Слайд 13Эти афоризмы таят смысловую двуплановость. Во многих косность мыслей Козьмы Пруткова,
его невежество. Отдельные афоризмы остроумны и ярки. Они вошли в русскую культуру наравне с афоризмами Грибоедова и Крылова.
Слайд 14Если хочешь быть счастливым, будь им.
Что имеем – не храним; потерявши
– плачем.
Если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», - не верь глазам своим.
Одного яйца два раза не высидишь.
Новые сапоги всегда жмут.
Слайд 15В 50-е годы Толстой активно включается в русскую общественную жизнь. Он
сторонник либеральных реформ, но в острой политической борьбе эпохи стремится встать над враждой демократов и либералов.
Двух станов не боец,
А только гость случайный…
Слайд 16Его влекут идеи чистого искусства. Романтические тенденции в его творчестве связаны
с неприятием русской действительности. Он устремляется к прошлому, идеализируя допетровскую историю России. Его волнуют законы национальной истории, русский национальный характер. Обострён интерес поэта к фольклору.
Слайд 17Толстой занимает важные государственные посты. С его мнением считается Александр Второй.
На
всех этапах гражданской деятельности Толстой был человеком чести и достоинства, поборником правды и справедливости.
Толстой принимал участие в освобождении Шевченко от ссылки и солдатчины. Он осуждал репрессии против демократов, разговаривал с царём о недопустимости ареста Чернышевского.
Слайд 18В творчестве Толстого 50-60-х годов можно выделить три основные темы:
Сатирическое разоблачение
негативных тенденций русской жизни.
Поэтизация прошлого.
Лирическая поэзия.
Слайд 19В каждом произведении Толстого проявляется лиризм его души, пафос великой любви
к России, её истории, ощущение национального, высота гражданских и нравственных чувств, духовное богатырство и нежность души, искренность, незащищённость.
Это был очень сильный физически человек (ломал подковы, гнул железные прутья) и в то же время очень ранимый, незащищённый. Эти же черты в его поэзии.
Слайд 20Сатирические произведения
В сатирических стихотворениях отчётливо выделяются две темы:
Толстой не принимает новейших
демократических идей. Он считает нигилизм и революционность гибельными для русского сознания, для русской истории. Антинигилистические тенденции объединяют многие сатирические произведения Толстого.
«Поток – Богатырь» 195
«Порой весёлой мая» 204
Слайд 212. Толстой враждебно относится к террору и насилию во всех формах.
Ему ненавистны законы тоталитарного государства: уничтожение народа и человека. В его стихотворной сатире выпады против тех, кто возглавил расправу над демократическим движением.
«Песня о Каткове» 276
Слайд 22Толстой стремится понять современников через прошлое. Особо популярным стало стихотворение
«История Государства
Российского от Гостомысла до Тимашева».
256
Слайд 23
Обращение к истории
объединяло
многих художников
60-х годов:
Слайд 24Это связано с историческим юбилеем тысячелетия России и прежде всего с
попыткой понять настоящее и будущее России в эпоху смены общественных укладов.
По духу и пафосу «История государства Российского» Толстого перекликается с антиутопией Салтыкова-Щедрина «История одного города».
Оба писателя обращаются к актуальной проблеме: народ и власть.
Слайд 25Они показывают причины кризисности государства, где власть не обеспечивает народных интересов.
Толстой в сатирическом ключе исследует статус самодержавной государственной власти и вечную беду России – отсутствие порядка, законности, страдание и долготерпение народа, его историческую пассивность как форму отношения к власти, покорность нации.
Слайд 26Дмитрий Мережковский писал:
«…Покорность – вечный удел России. К этому нас призывала
история. Её насаждали московские и петербургские монархи. К покорности нас призывала суровость и стихий ная сила русской природы. Идея покорности и смирения вошла в русское искусство…»
Слайд 27Эпиграфом к «Истории…» взяты слова Нестора летописца:
«Вся земля наша велика и
обилна, а наряда в ней нет».
Слайд 281
Послушайте, ребята,
Что вам расскажет дед.
Земля наша богата,
Порядка в ней лишь нет.
2
А
эту правду, детки,
За тысячу уж лет
Смекнули наши предки:
Порядка-де, вишь, нет.
3
И стали все под стягом,
И молвят: «Как нам быть?
Давай пошлём к варягам:
Пускай придут княжить.
4
Ведь немцы тороваты,
Им ведом мрак и свет,
Земля ж у нас богата,
Порядка в ней лишь нет».
5
Посланцы скорым шагом
Отправились туда
И говорят варягам:
«Придите, господа!
6
Мы вам отсыплем злата,
Что киевских конфет;
Земля у нас богата,
Порядка в ней лишь нет…»
Слайд 29Лучшей сатирой Толстого по праву считают «Сон Попова» 293. Её очень
любил Лев Толстой.
Автор использует в сатире гротесковый приём:
Приснился раз, бог весть с какой причины,
Советнику Попову страшный сон:
Поздравить он министра в именины
В приёмный зал вошёл без панталон…
Слайд 30Невинная оплошность советника Попова воспринимается окружающими и особенно начальством как знак
вольномыслия, противоречия властям и традициям. Кульминация – пребывание Попова в полицейском отделении. Допрос и предательство. Одержимый страхом он принимает все обвинения, соглашается с ними и пишет донос на себя и знакомых:
Тут ужас вдруг такой объял Попова,
Что страшную он подлость совершил:
Пошёл строчить (как люди в страхе гадки!)
Имён невинных многие десятки!..
Слайд 31Сатира «Сон Попова» воспроизводит эпоху всеобщего социального испуга, политического и государственного
насилия, полицейского режима и предательства.
Это одно из поздних его произведений. 1873 год. Оно обобщило впечатления художника от эпохи 60-70-х годов.
Слайд 32Исторические произведения Толстого
В современности он не может найти высоких идеалов и
ищет их в русской истории, русском фольклоре.
В балладах, былинах и притчах Толстого поэтизируется русский национальный характер. Толстой открывает великое и героическое в прошлом.
Слайд 33Лучшие былины и баллады:
«Курган» 135
«Василий Шибанов» 138
«Князь Михайло Репнин» 142
Дух и
стилистику фольклорных жанров доподлинно передаёт Толстой в песнях, написанных в традициях песенного фольклора, в былинах:
«Илья Муромец» 202
«Алёша Попович» 220
«Садко» 224
Слайд 34Толстой оптимистический по пафосу творчества художник. Он горячо любит Россию и
верит в русскую нацию. Он мечтает вернуть русских к высокому, традиционному. Проблема добра и зла очень важна для всего творчества писателя. В исторических пьесах Толстой исследует добро и зло, историю.
Драматическая трилогия Толстого:
«Смерть Иоана Грозного»
«Царь Фёдор Иоанович»
«Царь Борис»
создавалась в 60-70-е годы. В это время Лев Толстой пишет роман «Война и мир».
Слайд 35Толстой соотносит три формы государственной власти. Он пишет о деспотизме Ивана
Грозного, губительном для России, о стремлении царя Фёдора Иоанновича жить и править по законам добра ( «А я добра хотел…»), и о политической мудрости, государственном таланте царя Бориса. Все три формы власти не были спасительными для России. В стране шло острое политическое размежевание, междоусобицы, вражда. Народ страдал и бедствовал.
Слайд 36Толстой писал, что художник не связан исторической правдой. Он имеет право
на вымысел. Образ царя Фёдора совсем не соответствует характеру реального русского царя.
Слайд 37Толстой, создавая образ царя Фёдора, а также образ князя Серебряного («Князь
Серебряный»), пытался воплотить идею положительно прекрасного героя. В реальности царь Фёдор был душевно болен, а здесь он прекрасный человек.
Историческая драма «Царь Фёдор Иоанович» близка по своей проблематике к роману Достоевского «Идиот».
Толстого волнует вопрос: можно ли спасти человека и нацию посредством добра? Он, подобно Достоевскому, открывает страшную диалектику жизни: добро беззащитно перед злом…
Слайд 38В историческом романе «Князь Серебряный» Толстой создаёт условный художественный мир. Ситуации
и эпизоды романа вымышлены, как и образ главного героя. В образе князя Серебряного толстой воплотил свои представления о русском человеке, гражданине, об исконных нравственных традициях на Руси.
Вывод: сатирические произведения Толстого и особенно его произведения, созданные в фольклорной традиции на историческом материале – это произведения, несущие высокие идеалы, патриотические, гражданские по духу произведения.
Патриотизм Толстого лишён декларативности. Это искреннее чувство, святой патриотизм русской души.
Слайд 39Лирика Толстого
Толстой-лирик работает в жанрах романсовой, интимной лирики и создаёт вдохновенные
песни о России, об отчем крае, в которых угадываются фольклорные образы и мотивы.
Вся его любовная лирика посвящена невесте, потом жене Софье Андреевне Миллер.
Слайд 41В стихотворениях Толстого о любви возникают образы русской природы. Ему близок
фольклорный приём параллелизма: мир природы – выражение чувств.
«Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…» 99
Слайд 42С особым светлым чувством относится поэт к своей возлюбленной. В некоторых
стихотворениях песенный мотив. Судьбы людские напоминают поэту о жизни природы, возникают образные аналогии, песенные параллели.
«Слушая повесть твою…» 64
Толстой высоко ценит нравственное в человеке. Его привлекает обаяние человеческой души, свет нравственного. Тема любви к миру и людям звучит в проникновенных стихотворениях, посвящённых любимой женщине.
«Тебя так любят все…» 110
Слайд 43Многие стихотворения Толстого о любви и русской природе положены на музыку.
Это второй после Фета поэт так властно вошедший в русскую музыкальную культуру.
«Средь шумного бала…» Чайковский
«Слушая повесть твою…» Кюи
«Острою секирой ранена берёза…» Гречанинов
«К страданиям чужим…» Кюи
Слайд 44Романсовая лирика рождается, когда поэт владеет музыкальными возможностями слова. В стихотворении
живёт мелодия, и её слышит чуткое ухо композитора.
В русской поэзии постепенно формируются понятия: музыка жизни, музыка человеческой души.
Эту музыку воплощают в слове Жуковский и Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Баратынский.
Слайд 45В европейской музыкальной культуре музыка преобладает над словом, она выражает то,
чего не выражают слова, часто случайные.
В нашей национальной песенной культуре самое главное выражалось в слове. В русском классическом романсе нет случайных текстов. Это лучшие произведения русских поэтов.
Ныне заметна тяга к следованию европейской традиции.
Слайд 46Истинность и сила патриотических чувств Толстого живёт в его стихотворениях о
России, о русских просторах, о природе отчего края.
Слайд 47В этих стихотворениях важен и особый неповторимый образ земли Русской. Часто
песенный, фольклорный, порой былинный.
«Колокольчики мои…» 51
«Ой, стоги, стоги…» 59
«Не ветер вея с высоты…» 67
«Когда кругом безмолвен лес…» 86
«Край ты мой, родимый край…» 71
«На нивы жёлтые нисходит тишина…» 117
«То было раннею весной…» 124
В стихотворениях Толстого очень важен образ лирического героя. Это своеобразная поэтическая версия русского национального характера, образ русской души.