Актуальные вопросы развития образования презентация

Содержание

Актуальные федеральные документы, регламентирующие государственную политику РФ в сфере образования ФЗ от 29.12.2012г., N 273-ФЗ "Об образовании в РФ"; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (Распоряжение

Слайд 1Актуальные вопросы развития образования
А.В. Золотарева, ректор ГАУ ДПО ЯО Институт развития

образования,
доктор педагогических наук, профессор
ang_gold@mail.ru


Слайд 2Актуальные федеральные документы, регламентирующие государственную политику РФ в сфере образования
ФЗ от

29.12.2012г., N 273-ФЗ "Об образовании в РФ";
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (ред. от 08.08.2009)
Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 гг. (утверждена Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497 ).
Указ Президента РФ от 07.05.2012г.,N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
Государственная программа РФ "Развитие образования" на 2013-2020годы» утверждена распоряжением Правительством РФ от 15.05.2013г., № 792-р;
ФГОС начального общего образования, среднего (полного) общего образования
Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»(приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н., зарегистрирован в Минюсте России 16.12.2013 N 30550.)



Слайд 3Приоритеты государственной политики в сфере образования РФ
Повышение доступности и качества образования,


Введение Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) общего образования;
Развитие среднего профессионального образования
Развитие механизмов интеграции и сетевого взаимодействия в образовании;
Регионализация образования – ориентации образования на региональные условия и потребности.
Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей;
Развитие государственно-общественного характера управления образованием и государственно-частного характера организации образования;
Соответствие образования требованиям инновационной экономики, рынка труда, заказа общества;
Развитие кадрового потенциала системы образования, создание современной системы непрерывного образования


Слайд 4Основные направления реализации Концепции ДОД в РФ
Повышение доступности программ дополнительного образования.
Расширение

спектра программ дополнительного образования
Развитие системы управления качеством программ дополнительного образования
Развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования
Расширение участия негосударственного сектора в оказании услуг дополнительного образования
Модернизация инфраструктуры дополнительного образования
Развитие неформального и информального образования

Слайд 5Новые требования к качеству образования
ФЗ «Об образовании в РФ» определяет главную

задачу российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

1.


Слайд 6Современные трактовки качества образования
Качество образования в обществе как условие преемственности культуры,

воспроизведения общества;
Качество обучения – усвоение предметных знаний;
Качество личности – развитие индивидуальных способностей;
Качество специалиста (квалификация) – развитие профессиональной подготовки.

Слайд 7Качество образования в образовательной организации раскрывается в таких понятиях, как:
качество преподавания

(учебного процесса, педагогической деятельности);
качество педагогических кадров;
качество образовательных программ;
качество материально-технической базы, информационно-образовательной среды;
качество обучающихся;
качество управления образованием;
и др.

Слайд 8Качество образования:
Социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе,

его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии личности ребенка;
Личностная категория - степень удовлетворения ожиданий различных участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг

Слайд 9Качество образования можно рассматривать через
Качество процесса




Качество результата



Слайд 10Качество результата
Результат будет качественным, если он соответствует ожиданиям заказчиков и поставленным

целям, при этом адекватно целям должны быть подобраны содержание, формы организации деятельности, необходимые условия.

Отслеживание результата не имеет смысла, если мы не соотносим его с целями деятельности и (или) запросами потребителей

Слайд 11«ПЕТЛЯ КАЧЕСТВА»
изучение спроса,
проектирование,
планирование,
контроль,
связь с социальным заказчиком.


Слайд 12Введение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования
Новый стандарт образования можно

рассматривать не просто как стандарт для школы, а, скорее, как стандарт школьного периода обучения ребенка.

2.


Слайд 13Компетентностный подход к образованию
Результаты образования:
Метапредметный результат
Личностный результат
Предметный результат


Слайд 14Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы

к целостному образному восприятию мира

На первый план выходит не сумма знаний, а способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, умение разрабатывать и проверять гипотезы, работать в коллективе, восполнять самостоятельно недостающие знания и т. п.
Характеристики метапредметности: универсальность, интегративность, надпредметность, мыследеятельность, практикоориентированность


Слайд 15Результат образования будет качественным, если он соответствует ожиданиям заказчиков и поставленным

целям, при этом адекватно целям должны быть подобраны содержание, формы организации образовательной деятельности, необходимые условия.

Отслеживание результата не имеет смысла, если мы не соотносим его с целями деятельности и (или) запросами потребителей.


Слайд 16Обновление содержания и технологий образования
4.


Слайд 17Интеграция и сетевое взаимодействие в образовании
Механизмы создания образовательного пространства:

Первый механизм –

организация взаимодействия учреждений образования с организациями культуры, спорта, молодежной политики, институтов гражданского общества, бизнес-сообществ;
Второй механизм – создание и реализация системы взаимосвязанных педагогических событий;
Третий механизм – построение образовательного пространства как совокупности образовательных программ, удовлетворяющих образовательные запросы обучающихся;
Нельзя забывать, что образовательное пространство развития ребенка – это пространство детства

4.


Слайд 18Сетевая организация совместной деятельности сегодня рассматривается как наиболее актуальная и эффективная

форма достижения целей в любой сфере, в том числе образовательной.

Сеть можно рассматривать с двух сторон.
Во-первых, сеть может создаваться по определенному поводу, для создания общего результата посредством объединения ресурсов.
Во-вторых, сеть может создаваться для обмена ресурсами, но при этом результат у каждого участника сетевого взаимодействия будет свой.

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений – совокупность учреждений, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр управления ими; совместная деятельность образовательных учреждений, в результате которой формируются совместные группы обучающихся для освоения образовательных программ определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений.


Слайд 191. Система отношений (включая управление, распределение/присвоение ответственности, отношений собственности, предметов ведения,

регламентов принятия решений, схемы финансирования);
2. Распределённость работ по участникам сети – перечень задач, за которые ответственны звенья сети;
3. Узлы сети – структуры, от которых осуществляется дальнейшее разветвление сети, либо участники – непосредственные исполнители деятельности;
4. Нормативно-правовое и организационно-техническое обеспечение.

Основу сети, как конструкции, составляют:


Слайд 20Основу сети должны составлять не унифицированные образовательные организациии, не стандартизированные программы,

а оригинальные модели, авторские школы, вариативные курсы.
Сеть строится не на сходстве образовательных инициатив, а на объединении вкладов в разрешение определенной социокультурной проблемы.
Для ОДОД участие в сетевых проектах – дополнительная возможность собственного развития, формирования источников внебюджетного финансирования, обеспечения занятости педагогов в реализации проектов взаимодействия образовательных организаций.
Необходимо вести речь о соорганизации ресурсов общего и дополнительного образования.
Основная идея организации сетевого взаимодействия ОДОД с другими организациями – обеспечить переход от заказа ребенка – к заказу партнерам.


Слайд 21В условиях интеграции образования, необходимо говорить о переходе от управления образовательной

организацией к управлению образовательными программами

Особенности сетевых образовательных программ:
направленность на создание образовательного пространства, востребованного социумом;
предоставление возможности обучения по индивидуальной образовательной траектории;
направленность на допрофессиональное образование и профессиональный выбор детей;
организация широкой практики за пределами учреждения образования;
направленность на решение задачи успешной социализации обучающихся, освоения ими современных социальных практик и др.


Слайд 22Необходимый комплекс условий:
организационные условия: создание информационно-образовательной среды, наличие ресурсов у участников

взаимодействия, создание координирующего центра, совместное планирование и согласованность действий, деятельность в нормативно-правовом поле;
финансовые условия: многоканальное финансирование, обеспечение экономической эффективности сетевого взаимодействия, развитие платных образовательных услуг;
материально-технические условия: использование возможностей сетевых партнеров для восполнения недостатка материально-технических ресурсов образовательной организации;
кадровые условия: профессиональная компетентность ключевых исполнителей сети, их готовность к обучению и переменам;
нормативно-правовые условия: разработка пакета нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок построения правоотношений в условия сетевого взаимодействия;
информационные условия: информационная поддержка в сети интернет, взаимодействие со СМИ, создание банка информации, предоставление информации на сайтах;
мотивационные условия: создание мер стимулирующего характера для специалистов (конкурсы, гранты, взаимный интерес);
научно-методические условия: разработка сетевых планов, образовательных программ, программ психолого-педагогического сопровождения, проведение методических семинаров, мастер-классов и др.;


Слайд 23Основной проблемой реализации сетевого взаимодействия образовательных организаций является слабая разработанность нормативно-правовой

базы

Комплекс организационно-правовых механизмов и нормативно-правовых документов

договор с учредителем, государственное или муниципальное задание;
договора о сотрудничестве;
договоры возмездного оказания услуг, трудовые договоры, договоры гражданско-правового характера;
планы, проекты, программы;
положения;
должностные инструкции сотрудников организации, участвующих в программах сетевого взаимодействия.


Слайд 24Сетевое взаимодействие сегодня все более рассматривается как партнерство, как катализатор положительных

социальных перемен и стабильного развития, как добровольное соглашение о сотрудничестве между двумя или более сторонами, в котором все участники договариваются работать вместе для достижения общей цели.

Слайд 25Повышение роли социального и общественного заказ на образование, неформализация образования
Формальное образование

- осуществляется через традиционную систему государственных и негосударственных образовательных организаций (школы, колледжи, техникумы, вузы), где успешное окончание образовательного процесса подтверждается выдачей документа. Цель формального образования - сформировать систему базовых знаний.
Неформальное образование - образование по выбору (добровольное), для удовлетворения образовательных личностных потребностей, не регламентировано местом получения, сроком и формой обучения, мерами государственной аттестации. Цель неформального образования - удовлетворить интерес к какой-либо отдельной теме, провести с пользой и интересом свободное время, восполнить недостаток в определенных знаниях.

5.


Слайд 26Сущность приниципа неформализации образования
в аспекте развития ребенка - создание условий

для самостоятельного конструирования ребенком своих миров, индивидуальных моделей образования, овладения интенсивными коммуникациями, формирования реальной ответственности за свои поступки и др.

- в аспекте развития системы образования - развитие разных потенциалов образования, не только в государственном, но и негосударственном секторе а также в межведомственном и общественном пространстве образовательных возможностей ребенка.

Слайд 27Изучение социального заказа как условие реализации принципа неформализации образования




Дисбаланс между государственным

(общественным) и личностным заказом порождает несколько сценариев построения неформального образования

- со стороны государственного (общественного) заказа неформальное образования должно строиться как открытое образование, направленное на формирование молодого поколения страны, обладающего определенными личностными качествами, отвечающими требованиям современной экономики и нового общественного устройства, в которое могут войти любые обучающиеся по собственному желанию.

- со стороны личностного заказа неформальное образование должно строиться как образование под заказ, направленное на реализацию конкретных потребностей и интересов заказчиков (детей и родителей)



Слайд 28Векторы построения пространства неформального образования
1 вектор – развитие основного (школьного) образования

за счет развития пространства неформального образования;
2 вектор – развитие дополнительного образования за счет развития пространства неформального образования;
3 вектор – развитие профессионального образования за счет развития пространства неформального образования
4 вектор – развитие ребенка в условиях пространства неформального образования.

Слайд 29Входы ребенка в неформальное образование
Общеобразовательная организация – первая половина дня, урочная

деятельность;
Общеобразовательная организация – вторая половина дня, внеурочная, внешкольная деятельность;
Организация дополнительного образования – дополнительное образование, творческая деятельность по интересам;
Негосударственная организация – познавательная деятельность, отдых, развлечения и др.;
Детская общественная организация – социальное творчество, социально-общественная деятельность


Слайд 30Требования к неформальному образованию
- построение образовательного процесса не только на

основе передачи знаний, но в первую очередь на основе присвоения ценностей, понимания общих смыслов, построения общего культурного поля;
- использование интерактивных методов обучения, интенсивных погружений и коммуникаций, сетевых сообществ, клубов: ребёнок не является объектом воздействия, он скорее субъект процесса обучения;
- осуществление через личный опыт и личное отношение: вся информация должна быть актуализирована и присвоена ребенком;
- применение исследовательского подхода: мотивированное исследование ребенка является источником его познания;
- неформальное образование может иметь учебный план, однако, не всегда есть необходимость следовать четкой программе учебного курса; оно происходит случайно, непредумышленно, спорадически в связи с изменением требований практики;
- создание комфортной, дружелюбной атмосферы и др.

Слайд 31Привлекательность системы образования – способность нравится, доставлять удовольствие;
Качественная определенность системы образования

– соответствие запросам, социальному заказу, внутренним и внешним требованиям к образованию;
Доступность образования – ориентация на разные категории потребителей (детей разных потребностей и возможностей);
Удовлетворенность качеством
образования

Характеристики, которые может приобрести система образования за счет реализации принципа неформализации


Слайд 32Формальные и неформальные черты ДОД
Новые требования к качеству результата ДОД;
Единые

требования к программному и учебно-методическому обеспечению, учебному плану ДОД;
Объективная необходимость участвовать в реализации ФГОС ОО;
Регламентация квалификационных требований к педагогической деятельности;
И др.


Отсутствие стандартизированных требований к результатам ДОД;
Вариативность, гибкость, многообразие программ с учетом социального заказа на ДОД;
Право выбора ребенком содержания, форм, методов организации, места проведения ДОД и др.;
Равноправие связей, свобода отношений, комфортная атмосфера;
И др.




Слайд 33Требования инновационной экономики, рынка труда к образованию в контексте развития техносферы

современного общества

Преодоление нарастающего разрыва в системе дополнительного образования детей между содержанием, направлениями образовательных программ и требованиями современной инновационной экономики, процессами информатизации образования

6.


Слайд 34В понятии «техносфера» образовательного учреждения можно выделить следующие составляющие:
- материальные орудия,

техника, инфраструктура технического и технологического развития образовательного учреждения;
- совокупность технологий организации деятельности (информационных, коммуникационных, технологий социальных отношений);
- совокупность технологий формирования личностных качеств, профессиональных и социальных метазнаний, отвечающих современным требованиям технического и технологического развития современной цивилизации (технологий формирования идеациональных навыков, которое требуется и допускается со стороны общества в соответствии с современным уровнем его развития).

Слайд 35Цель развития техносферы учреждения дополнительного образования детей –
создание условий для технического

и технологического развития образовательного учреждения в соответствии с уровнем развития техники и научных методов преобразования современной цивилизации и запросами рынка труда, обеспечивающих формирование новых личностных качеств, профессиональных и социальных метазнаний, идеациональных навыков обучающихся, повышения качества образования детей, удовлетворяющего потребности личности, общества, государства.

Слайд 36Задачи развития техносферы:
изучение требований современного рынка труда на подготовку работника в

контексте развития техносферы современного общества;
создание техносферной инфраструктуры образовательного учреждения, включающей в себя комплекс ресурсов, обеспечивающих качество дополнительного образования, соответствующее требованиям развития современной цивилизации, запросам рынка труда, потребностям личности, общества, государства;
совершенствование материальной базы образовательного учреждения в соответствии с современным уровнем развития техники и технологий;
развитие технологических процессов и технологий (информационных, коммуникационных, технологий социальных отношений) образовательной деятельности;
обеспечение содержания образования, адекватного запросам рынка труда на формирование современных личностных качеств, профессиональных и социальных метазнаний, идеациональных навыков обучающихся;
совершенствование нормативного обеспечения развития техносферы образовательного учреждения.

Слайд 37Содержание техносферы учреждения дополнительного образования детей
предполагает техническое оснащение нового содержания образования

в инвариантном и вариативном компонентах в соответствии с направленностями деятельности, новыми технологическими и информационными технологиями, новыми социальными отношениями в обществе, требованиями инновационной экономики и рынка труда.

Слайд 38Содержание образования в условиях развития техносферы
Инвариантный компонент содержания образования определяется общими

требованиями нормативной базы образования и рынка труда к современному специалисту, его личностным качествам, профессиональным и социальным метазнаниям, идеациональным навыкам.
Вариативный компонент содержания образования определяется современными требованиями к направленности и специфике конкретной образовательной программы (по предмету, дополнительному образованию и др.).

Слайд 39Система ресурсного обеспечения техносферы - инфраструктура образовательного учреждения
- Технические ресурсы
-

Технологические ресурсы
- Научно-методические ресурсы
- Кадровые ресурсы
- Информационные ресурсы

Слайд 40Осуществление мониторинга системы образования
Постановление Правительства РФ от 5.08.2013 года №

662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
приказ Минобрнауки России от 15 января № 14 « Об утверждении показателей мониторинга системы образования»
приказ Минобрнауки РФ от 11 июня 2014 № 657 « Об утверждении методики расчёта показателей мониторинга системы образования

7.


Слайд 41мониторинг
контроль
прошлое:
выполненное,
достигнутое,
полученное
будущее:
планируемое,
прогнозируемое,
ожидаемое

2. Тип
управления
1. Функция
управления
Мониторинг как тип управления


Слайд 42Введение профессионального стандарта педагога и эффективного контракта на его деятельность
1.

Проблемы и перспективы разработки и внедрения профессиональных стандартов в сфере образования

(см. презентацию ПС-ПДО)

8.

Риски и проблемы реализации ПС педагогов



Слайд 43Направления апробации профессиональных стандартов педагогов сферы воспитания и дополнительного образования
Риски

и проблемы реализации ПС педагогов



Слайд 44Введение эффективного контракта в образовании
Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда  в

государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы,  утв.  распоряжением Правительства РФ от 26.11. 2012 г. № 2190-р
Приказ Минтруда России №167н от 26 апреля 2013 г. «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта»

9.


Слайд 45 ЭК - трудовой договор, в котором конкретизированы
трудовые обязанности работника
условия оплаты труда


показатели и критерии оценки эффективности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых услуг
меры социальной поддержки


(ЭК соответствует статье 57 Трудового кодекса РФ и не является новой правовой формой трудового договора)

Слайд 46Цель введения ЭК
Увязка оплаты труда с достижением конкретных показателей качества оказываемых

государственных услуг на основе:
системы показателей эффективности деятельности
установления соответствующих показателям  эффективности стимулирующих выплат, критериев и условий их назначения
отмены неэффективных стимулирующих выплат


Слайд 47Что делать?
провести   разъяснительную работу в коллективах 
образовать комиссии по проведению работы,

связанной с введением эффективного контракта
проанализировать действующие трудовые договоры
разработать показатели и критерии оценки эффективности труда для педагогических работников
разработать и внести изменения в коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка,  положение об оплате труда, положение о выплатах стимулирующего характера, должностные инструкции
конкретизировать трудовые функции и условия оплаты труда педагогических работников
подготовить и внести изменения в трудовые договоры работников посредством заключения дополнительных соглашений



Слайд 48Переход к эффективному контракту. Совершенствование отраслевой системы оплаты труда работников образования
Разработка

типовой формы контракта с работниками образовательных организаций с учетом новых направлений деятельности (наставничество, руководство стажерской площадкой, работы в качестве эксперта и т.п.);
Разработка и организация модуля в системе повышения квалификации для руководителей образовательных организаций по вопросу применения эффективного контракта в качестве инструмента в развитии кадрового потенциала;
Подготовка новой редакции Положения об оплате труда работников образования в Ярославской области с учетом дополнительных критериев оплаты труда;
Разработка положения об оплате труда на уровне каждой образовательной организации;
И др.


Слайд 49Домашнее задание:
Проанализировать актуальные нормативные документы системы образования РФ
Выявить новые направления государственной

политики РФ в сфере образования
Разработать комплекс мероприятий реализации этих направлений в образовательной организации.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика