Активные формы обучения в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин презентация

Содержание

“Технология” - первоначальное значение - техническая дисциплина, изучающая взаимодействие средств труда и сырья, материалов Социальные технологии - процедура осуществления действий в различных областях социальной практики: управлении, образовании, исследовательской работе,

Слайд 1Активные формы обучения в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин
Элла Геннадьевна Вайнилович
Марина Константиновна

Фалевич
БНТУ, г. Минск


Слайд 2“Технология” - первоначальное значение - техническая дисциплина, изучающая взаимодействие средств труда

и сырья, материалов


Социальные технологии - процедура осуществления действий в различных областях социальной практики: управлении, образовании, исследовательской работе, художественном творчестве


Слайд 3Цель современного высшего образования:
вооружение студентов знаниями о мире,
закономерностях его существования,

функционирования и развития,
а главное - умение творчески
использовать знания в своей
будущей работе

Слайд 4Социально-гуманитарные дисциплины изучаются комплексно, системно на всех ступенях высшей школы: в

бакалавриате, магистратуре, аспирантуре

Учеба в вузе должна сформировать
у студентов:
культуру системного мышления;
творческий, нешаблонный подход
к решению возникающих проблем и задач;
высокую духовность и социальную ответственность за принимаемые решения


Слайд 5Нововведения особенно актуальны на современном этапе, в условиях информационно-коммуникационной революции

Инновации предполагают
такие

изменения в образовании,
которые влекут за собой
совершенствование
познавательной деятельности и
стиля мышления

Слайд 6Различают инновации:
Инновации-трансформации развиваются в логике поисковой деятельности, ориентированны на преобразование традиционного

учебного процесса в исследовательский процесс, в самостоятельный поиск учебных знаний и их применение в разнообразных нестандартных условиях

Инновации-модернизации направлены на достижение лучших результатов в рамках традиционного обучения


Слайд 7Ориентация на инновационный тип обучения получает все большее распространение в современной

вузовской практике

Технология преподавания
социально-гуманитарных дисциплин
включает различные виды учебных занятий: проблемные лекции, практические и семинарские занятия в форме дискуссии,
деловой игры, тренинга, конференции,
самостоятельную работу студентов,
а также контроль знаний и умений


Слайд 8Для повышения интереса к изучаемой дисциплине, лучшего усвоения материала необходимо активизировать

участие студента в образовательном процессе:

использование нетрадиционной формы подачи учебного материала - эссе;
специальная работа с понятийным аппаратом - «Алфавит», «Работа с понятиями»;
составление и решение кроссвордов с
использованием терминов изучаемой дисциплины;
обсуждения конкретных ситуаций и решения
практических задач, кейс-технология;
ролевые игры - как инновационные методы
обучения, их можно разделить на три группы:
исследовательские, аттестационные и
дидактические.


Слайд 9Преимущества и недостатки групповой и индивидуальной формы работы на занятиях


Слайд 10Групповая форма работы не противопоставляется индивидуальной
Используя в своей деятельности работу
в

группах, преподаватель может наладить сотрудничество между студентами,
когда результаты работы каждой
малой группы, с одной стороны,
индивидуальны и неповторимы,
а с другой стороны – взаимно дополняют
друг друга

Слайд 11Групповая форма работы вносит значительные коррективы в деятельность преподавателя:
трансляция информации,
организация

учебной деятельности студентов,
контроль работы сразу нескольких центров активности,
комментарии,
помощь в решении возникающих затруднений,
высказывание одобрений и подбадривание студентов


Слайд 12Взаимно обогащая и дополняя друг друга, инновационные технологии способствуют формированию компетентного,

грамотного, информированного и образованного специалиста с высшим образованием

Комплексное применение в преподавании всего блока социально-гуманитарных дисциплин новых технологий
формирует у студентов
способность через сравнение, анализ и синтез полученных знаний
творчески решать любые задачи,
которые перед нами ставит время.


Слайд 13Метод “АЛФАВИТ”
Назначение: развитие у студентов мышления, интеллекта, сознания через организацию

смыслотворчества, творческой познавательной деятельности.
Порядок реализации метода:
Этап 1 – смыслотворчество.
Студентам необходимо написать в каждую строку с соответствующей буквы алфавита слова, начинающиеся с этой буквы и раскрывающие заданную тему.
Этап 2 – коммуникационный.
Студенты зачитывают свои варианты и объясняют сделанный выбор.
Этап 3 – аналитический.
Студентам предлагается из всех понятий выделить несколько, которые более всего отражают сущность изучаемой темы.


Слайд 14Пример на тему “Социология как наука”
А - анкета
Б – брак
В -

война
Г - гуманизм
Д - документ
Е - единство
Ж - жизнедеятельность
З - забастовка
И - интервью
К - культура
Л - личность
М - мобильность
Н - нация

О - общество
П - процесс
Р - революция
С - социология
Т - терроризм
У - урбанизация
Ф - функции
Х - харизма
Ц - цивилизация
Ч - человек
Ш - шовинизм
Щ - щедрость
Э - этнос
Ю - юность
Я – явление


Слайд 15Метод «Работа с понятиями»
Назначение метода: создание каждым участником своего индивидуального смысла,

обогащение имеющегося смысла, обмен смыслами.
Порядок реализации метода:
Реализуется в соответствии с технологической картой


Слайд 16



2

СХОДНЫЕ
ПОНЯТИЯ
1

ПОНЯТИЕ
4

ПРЕИМУЩЕСТВА
ПОНЯТИЯ
3

ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ
ПОНЯТИЯ
5

НЕДОСТАТКИ ПОНЯТИЯ


Слайд 17Этап 1 – определение понятия
Формулирование определения исходного понятия.
Сравнивая, анализируя имеющиеся

определения, участники взаимодействия выводят наиболее универсальное определение понятия.


Слайд 18Этап 2 – подбор сходных понятий
Подбираются
сходные, похожие, близкие, родственные понятия

следующими
наводящими вопросами: например,
какие слова могут обозначать то же, что и данное понятие.


Слайд 19Этап 3 – подбор противоположных понятий
Побор противоположных понятий позволяет сравнить
эти

понятия между собой,
выявить сущностные характеристики исследуемого понятия. Подбираются антонимы к изучаемому понятию
по следующим вопросам:
например, что противоположно этому понятию.


Слайд 20Этап 4 – определение преимуществ понятия


Определение преимуществ (положительных последствий) понятия
способствует

расширению смысла о данном понятии

Слайд 21Этап 5 – определение недостатков понятия

Определение недостатков (отрицательных последствий) понятия


Слайд 22Пример на тему “Конфликт”
2
Драка, борьба,
война,
столкновение
1
Конфликт –
противоборство взглядов
4


Солидарность коммуникации,
стимулятор изменений,

3
Мир, сотрудничество,
взаимодействие,
консолидация

5
Разрушение,
Распад системы,
Дисфункциональные эффекты


Слайд 23Метод “Синквейн”
Одно существительное, выражающее объект, о котором идет речь
Два прилагательных, характеризующие

признаки объекта, о котором идет речь
Три глагола, описывающих действия объекта, о котором идет речь
Фраза, об объекте (крылатое выражение, пословица, поговорка)
Одно слово, выражающее суть в целом


Слайд 24Пример синквейна на тему «Общество»

Группа
Большая, естественная
Живет, растет, развивается
Я, ты, он, она

– вместе целая страна
Общество


Слайд 25Составление кроссворда
Для составления нанизывающего кроссворда необходимо выбрать одно основополагающее слово и

расположить его вертикально

Слайд 26идеология
и
д
е
о
л
о
г
и
я


Слайд 27идеология
глобалИзация
фунДаментализм

идЕя
кОммунизм
социаЛизм
кОмплюрализм
интеГративная
фашИзм
нациЯ

Слайд 28Сюжетно-ролевая игра «За» и «Против»
Назначение - развитие у студентов:
критического мышления,
навыков

общения,
умения вести дискуссию,
выработки принятия коллективного решения

Слайд 29Порядок реализации метода
группа студентов выбирает 2-3 эксперта для анализа и оценки

работы,
остальные студенты делятся на 2 команды: команда «За» и команда «Против»,
каждая команда самостоятельно вырабатывает 5 - 10 аргументов в соответствии с заданной темой обсуждения


Слайд 30Для этого:
Каждой команде необходимо придумать название и девиз (основополагающий принцип), которые

бы соответствовали заданной теме обсуждения и направлению
распределить роли:
- лидер (руководитель),
- секретарь-референт,
- оппонент-провокатор

Слайд 31Выслушивание и обсуждение аргументов Ответы на вопросы противников Экспертная оценка Подведение итогов


Слайд 32Установить связь между понятиями
а)национализм
б)консерватизм
в)социализм
г)расизм
д)фундаментализм
е)социал-демократия
ж)фашизм
з)либерализм
и)коммунизм
к)панисламизм

1)разновидность идеологии, основу которой составляют идеи национальной исключительности

и превосходства….
2)политическое течение, отстаивающее приверженность ко всему устоявшемуся…
3)идеологическое течение, в котором в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости…
4)идеологическое течение, , основывающееся на физической и психической неравноценности человеческих рас…
5)религиозная идеология, провозглашающая приверженность исходным идеям, принципам…
6)доктрина постепенного реформирования буржуазного общества путем…


Слайд 33Благодарим за внимание


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика