Слайд 1Активные формы обучения в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин
Элла Геннадьевна Вайнилович
Марина Константиновна
Фалевич
БНТУ, г. Минск
Слайд 2“Технология” - первоначальное значение -
техническая дисциплина, изучающая взаимодействие средств труда
и сырья, материалов
Социальные технологии - процедура осуществления действий в различных областях социальной практики: управлении, образовании, исследовательской работе, художественном творчестве
Слайд 3Цель современного
высшего образования:
вооружение студентов знаниями о мире,
закономерностях его существования,
функционирования и развития,
а главное - умение творчески
использовать знания в своей
будущей работе
Слайд 4Социально-гуманитарные дисциплины изучаются комплексно, системно на всех ступенях высшей школы: в
бакалавриате, магистратуре, аспирантуре
Учеба в вузе должна сформировать
у студентов:
культуру системного мышления;
творческий, нешаблонный подход
к решению возникающих проблем и задач;
высокую духовность и социальную ответственность за принимаемые решения
Слайд 5Нововведения особенно актуальны
на современном этапе, в условиях информационно-коммуникационной революции
Инновации предполагают
такие
изменения в образовании,
которые влекут за собой
совершенствование
познавательной деятельности и
стиля мышления
Слайд 6Различают инновации:
Инновации-трансформации развиваются в логике поисковой деятельности, ориентированны на преобразование традиционного
учебного процесса в исследовательский процесс, в самостоятельный поиск учебных знаний и их применение в разнообразных нестандартных условиях
Инновации-модернизации направлены на достижение лучших результатов в рамках традиционного обучения
Слайд 7Ориентация на инновационный тип обучения получает все большее распространение в современной
вузовской практике
Технология преподавания
социально-гуманитарных дисциплин
включает различные виды учебных занятий: проблемные лекции, практические и семинарские занятия в форме дискуссии,
деловой игры, тренинга, конференции,
самостоятельную работу студентов,
а также контроль знаний и умений
Слайд 8Для повышения интереса к изучаемой дисциплине, лучшего усвоения материала необходимо активизировать
участие студента в образовательном процессе:
использование нетрадиционной формы подачи учебного материала - эссе;
специальная работа с понятийным аппаратом - «Алфавит», «Работа с понятиями»;
составление и решение кроссвордов с
использованием терминов изучаемой дисциплины;
обсуждения конкретных ситуаций и решения
практических задач, кейс-технология;
ролевые игры - как инновационные методы
обучения, их можно разделить на три группы:
исследовательские, аттестационные и
дидактические.
Слайд 9Преимущества и недостатки групповой и индивидуальной формы работы на занятиях
Слайд 10Групповая форма работы
не противопоставляется индивидуальной
Используя в своей деятельности работу
в
группах, преподаватель может наладить сотрудничество между студентами,
когда результаты работы каждой
малой группы, с одной стороны,
индивидуальны и неповторимы,
а с другой стороны – взаимно дополняют
друг друга
Слайд 11Групповая форма работы вносит значительные коррективы в деятельность преподавателя:
трансляция информации,
организация
учебной деятельности студентов,
контроль работы сразу нескольких центров активности,
комментарии,
помощь в решении возникающих затруднений,
высказывание одобрений и подбадривание студентов
Слайд 12Взаимно обогащая и дополняя друг друга,
инновационные технологии способствуют формированию компетентного,
грамотного, информированного и образованного специалиста с высшим образованием
Комплексное применение в преподавании всего блока социально-гуманитарных дисциплин новых технологий
формирует у студентов
способность через сравнение, анализ и синтез полученных знаний
творчески решать любые задачи,
которые перед нами ставит время.
Слайд 13Метод “АЛФАВИТ”
Назначение: развитие у студентов мышления, интеллекта, сознания через организацию
смыслотворчества, творческой познавательной деятельности.
Порядок реализации метода:
Этап 1 – смыслотворчество.
Студентам необходимо написать в каждую строку с соответствующей буквы алфавита слова, начинающиеся с этой буквы и раскрывающие заданную тему.
Этап 2 – коммуникационный.
Студенты зачитывают свои варианты и объясняют сделанный выбор.
Этап 3 – аналитический.
Студентам предлагается из всех понятий выделить несколько, которые более всего отражают сущность изучаемой темы.
Слайд 14Пример на тему “Социология как наука”
А - анкета
Б – брак
В -
война
Г - гуманизм
Д - документ
Е - единство
Ж - жизнедеятельность
З - забастовка
И - интервью
К - культура
Л - личность
М - мобильность
Н - нация
О - общество
П - процесс
Р - революция
С - социология
Т - терроризм
У - урбанизация
Ф - функции
Х - харизма
Ц - цивилизация
Ч - человек
Ш - шовинизм
Щ - щедрость
Э - этнос
Ю - юность
Я – явление
Слайд 15Метод «Работа с понятиями»
Назначение метода: создание каждым участником своего индивидуального смысла,
обогащение имеющегося смысла, обмен смыслами.
Порядок реализации метода:
Реализуется в соответствии с технологической картой
Слайд 16
2
СХОДНЫЕ
ПОНЯТИЯ
1
ПОНЯТИЕ
4
ПРЕИМУЩЕСТВА
ПОНЯТИЯ
3
ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ
ПОНЯТИЯ
5
НЕДОСТАТКИ ПОНЯТИЯ
Слайд 17Этап 1 – определение понятия
Формулирование определения исходного понятия.
Сравнивая, анализируя имеющиеся
определения, участники взаимодействия выводят наиболее универсальное определение понятия.
Слайд 18Этап 2 – подбор сходных понятий
Подбираются
сходные, похожие, близкие, родственные понятия
следующими
наводящими вопросами: например,
какие слова могут обозначать то же, что и данное понятие.
Слайд 19Этап 3 – подбор противоположных понятий
Побор противоположных понятий позволяет сравнить
эти
понятия между собой,
выявить сущностные характеристики исследуемого понятия. Подбираются антонимы к изучаемому понятию
по следующим вопросам:
например, что противоположно этому понятию.
Слайд 20Этап 4 – определение преимуществ понятия
Определение преимуществ (положительных последствий) понятия
способствует
расширению смысла о данном понятии
Слайд 21Этап 5 – определение недостатков понятия
Определение недостатков (отрицательных последствий) понятия
Слайд 22Пример на тему “Конфликт”
2
Драка, борьба,
война,
столкновение
1
Конфликт –
противоборство взглядов
4
Солидарность коммуникации,
стимулятор изменений,
3
Мир, сотрудничество,
взаимодействие,
консолидация
5
Разрушение,
Распад системы,
Дисфункциональные эффекты
Слайд 23Метод “Синквейн”
Одно существительное, выражающее объект, о котором идет речь
Два прилагательных, характеризующие
признаки объекта, о котором идет речь
Три глагола, описывающих действия объекта, о котором идет речь
Фраза, об объекте (крылатое выражение, пословица, поговорка)
Одно слово, выражающее суть в целом
Слайд 24Пример синквейна на тему «Общество»
Группа
Большая, естественная
Живет, растет, развивается
Я, ты, он, она
– вместе целая страна
Общество
Слайд 25Составление кроссворда
Для составления нанизывающего кроссворда необходимо выбрать одно основополагающее слово и
расположить его вертикально
Слайд 27идеология
глобалИзация
фунДаментализм
идЕя
кОммунизм
социаЛизм
кОмплюрализм
интеГративная
фашИзм
нациЯ
Слайд 28Сюжетно-ролевая игра
«За» и «Против»
Назначение - развитие у студентов:
критического мышления,
навыков
общения,
умения вести дискуссию,
выработки принятия коллективного решения
Слайд 29Порядок реализации метода
группа студентов выбирает 2-3 эксперта для анализа и оценки
работы,
остальные студенты делятся на 2 команды: команда «За» и команда «Против»,
каждая команда самостоятельно вырабатывает 5 - 10 аргументов в соответствии с заданной темой обсуждения
Слайд 30Для этого:
Каждой команде необходимо придумать название и девиз (основополагающий принцип), которые
бы соответствовали заданной теме обсуждения и направлению
распределить роли:
- лидер (руководитель),
- секретарь-референт,
- оппонент-провокатор
Слайд 31Выслушивание и обсуждение аргументов
Ответы на вопросы противников
Экспертная оценка
Подведение итогов
Слайд 32Установить связь между понятиями
а)национализм
б)консерватизм
в)социализм
г)расизм
д)фундаментализм
е)социал-демократия
ж)фашизм
з)либерализм
и)коммунизм
к)панисламизм
1)разновидность идеологии, основу которой составляют идеи национальной исключительности
и превосходства….
2)политическое течение, отстаивающее приверженность ко всему устоявшемуся…
3)идеологическое течение, в котором в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости…
4)идеологическое течение, , основывающееся на физической и психической неравноценности человеческих рас…
5)религиозная идеология, провозглашающая приверженность исходным идеям, принципам…
6)доктрина постепенного реформирования буржуазного общества путем…