Слайд 1
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Иркутский государственный лингвистический университет
27
февраля 2011 г.
Александр Кондаков,
д.п.н., член-корреспондент РАО
Слайд 2Образование
важнейшая социальная деятельность общества
системообразующий ресурс социально-экономического и политического развития государства, социокультурной
модернизации российского гражданского общества
Слайд 3Ключевые эффекты образования как
ведущей социальной деятельности общества
консолидация общества в
условиях роста его разнообразия
социальное выравнивание общества
формирование российской гражданской идентичности личности
взаимопонимание и доверие друг к другу представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур
конкурентоспособность личности, общества и государства
Слайд 4
Основная цель российского образования
Новая
цель
образования
Инновационная экономика
Экономика знаний
Новые технологии
Общественный
договор
Новые
образовательные
запросы семьи,
общества,
и государства
Широкое внедрение
новых технологий
во все сферы жизни
Стратегия
2020
Наша новая школа
Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и
развития высоконравственного, ответственного, творческого,
инициативного, компетентного гражданина России
Слайд 5Социальные и моральные
вызовы школьному образованию
морально-нравственная дезинтеграция общества
низкий уровень доверия и
социальной солидарности
нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта
недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения
рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций
снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования
усиление миграционных процессов
недостаточный уровень воспроизводства населения
снижение физического, социального и психического здоровья населения
Слайд 6Требования к выпускнику «Новой школы»
мотивированный к познанию
владеющий достаточными знаниями, компетенциями
и компетентностями, необходимыми для успешной социализации, образования на протяжении жизни
критически мыслящий
готовый к сотрудничеству и коммуникации
готовый отвечать за свои действия и их последствия, уважающий закон, справедливость, принимающий ценность личности, человеческой жизни, общества, человечества
Слайд 7Требования к выпускнику «Новой школы»
любящий свою семью, свой народ, его культуру,
открытый к ценностям и традициям других людей и народов, уважающий и принимающий разные мнения и точки зрения
социально-ответственный
мотивированный к смене социальных ролей, получению нового знания, новым видам деятельности, готовый отстаивать свою точку зрения
понимающий важность сбалансированности умственного, физического и эмоционального развития для себя и окружающих
обладающий навыками самонаблюдения, самоанализа, самооценки, необходимых для определения стратегий личностного развития, и проектирования своего будущего
Слайд 8Стратегия 2020
Главная цель
Новое качество жизни
Построение социального государства - сбалансированной
системы экономических стимулов и социальных гарантий, юридических, этических и поведенческих норм, продуктивность которой зависит от качества труда и уровня подготовки граждан
Слайд 9Стратегия 2020
Новые задачи образования
образование должно обеспечить
формирование политической культуры
демократической России – подготовку поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей
достижение передовых позиций в глобальной экономической конкуренции
изменение социальной структуры общества в пользу среднего класса
Укрепление национальной безопасности
Слайд 10Исследования PISA
Оценивается функциональная грамотность – способность применять полученные знания в различных
(в том числе, неучебных) ситуациях = системно-деятельностный (компетентностный подход)
По читательской, математической , естественнонаучной грамотности Россия – на 40-ых местах из 65 стран участников-исследования
Школьные реформы 2000-2010 гг. не изменили результатов российских школьников по исследованиям PISA
Слайд 11Выводы по исследованиям PISA
Россия уступает развитым странам по:
уровню функциональной грамотности
числу представителей элиты, имеющей высокий уровень подготовки
РИСКИ:
НИЗКАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКИХ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
Слайд 12 Основы школьного стандарта
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт общего
образования
Научная основа
Идеологическая и
методологическая
основа
Концепция
духовно-
нравственного развития и
воспитания личности
гражданина России,
Концепция социокультурной
модернизации
Фундаментальное
ядро
содержания
общего образования
и системно-деятельностный
подход
Общественный договор
(запрос семьи, общества и
государства)
Слайд 13Социокультурная модернизация
Целенаправленная государственно-общественная политика по формированию инновационной активности граждан
во всех видах социально-экономической деятельности, их способностей к духовно-нравственному, гражданско-патриотическому, эстетическому, интеллектуальному, социальному развитию в течение всей жизни, совершенствованию социальных отношений и окружающего мира, духовной консолидации общества на основе общенациональных приоритетов, нравственных ценностей и традиционных моральных норм многонационального народа России
Слайд 14Концепция социокультурной модернизации
Образование – системообразующий ресурс развития российского гражданского общества
ФГОС –
общественный договор, конвенциональная норма
Образование рассматривается как целостная система, все элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены
Системность, сложность и вариативность образовательных процессов и явлений
Самоорганизация и саморазвитие образовательных сообществ, школ
Системные изменения на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях
Социокультурные характеристики не дополнительные, а основные, фундаментальные характеристики образовательного процесса
Слайд 15Концепция социокультурной модернизации
Главная задача ФГОС:
создание условий, способствующих формированию социально-педагогической среды развития
человеческого потенциала России, реализации социально-образовательных проектов, культурно-образовательных инициатив, созданию интеллектуальных образовательных сетей
Слайд 16Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
определяет:
систему базовых национальных ценностей
современный национальный воспитательный идеал
цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности
Слайд 17Базовые национальные ценности российского общества
Патриотизм
Социальная солидарность
Гражданственность
Семья
Здоровье
Труд и
творчество
Наука
Традиционные религии России
Искусство и литература
Природа
Человечество
Слайд 18Патриотизм
любовь к России
к своему народу
к своей малой родине
служение Отечеству
Слайд 19Социальная солидарность
свобода личная и национальная
доверие к людям, институтам государства и гражданского
общества
справедливость, милосердие, честь, достоинство
Слайд 20Гражданственность
служение Отечеству
правовое государство
гражданское общество
закон и правопорядок
поликультурный мир
свобода совести и вероисповедания
Слайд 21Семья
любовь и верность
здоровье
достаток
почитание родителей
забота о старших и младших
забота о продолжении
семьи
Слайд 22Здоровье
духовно-нравственное, социальное и психологическое здоровье
физическое здоровье человека
здоровый образ жизни
Слайд 23Труд и творчество
любовь к труду
творчество и созидание
целеустремленность и настойчивость
Слайд 24Наука
ценность знания
стремление к истине
научная картина мира
Слайд 25Традиционные религии России
представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного
мировоззрения, толерантности как основе межконфессионального диалога
Слайд 26Искусство и литература
красота
гармония
духовный мир человека
нравственный выбор
смысл жизни
эстетическое развитие
этическое развитие
Слайд 27Природа
эволюция
родная земля
заповедная природа
планета Земля
экологическое сознание
Слайд 28Человечество
мир во всем мире
многообразие культур и народов
прогресс человечества
международное сотрудничество
Слайд 29Базовые национальные ценности российского общества
определяют:
идеологию отбора содержания образования
основное содержание программ
духовно-нравственного развития и воспитания молодых граждан России
содержание, формы и методы педагогического взаимодействия школы, семьи, общественных и религиозных организаций и иных институтов социализации
Слайд 30Современный национальный воспитательный идеал личности гражданина России
Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России
Слайд 31Основные задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников
формирование у обучающихся:
Личностной культуры
Семейной
культуры
Социальной культуры
Слайд 32Личностная культура
готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей
жизни, индивидуально-ответственному поведению
готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки
способность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата
трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм
осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности
Слайд 33Семейная культура
осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу,
Отечеству
понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших
бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода
Слайд 34Социальная культура
осознание себя гражданином России на основе принятия национальных духовных и
нравственных ценностей.
вера в Россию; забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание национального мира и согласия.
готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи.
развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности.
способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию.
Слайд 35Фундаментальное ядро
содержания общего образования
фиксирует:
систему базовых национальных ценностей, раскрываемых в
содержании общего образования
систему основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в общем образовании
систему ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности
Слайд 36Содержание среднего (полного) общего образования
Направлено на обеспечение гражданского
становления, социальной зрелости и функциональной грамотности обучающихся с учетом их потребностей, склонностей, способностей и познавательных интересов, ориентирует на дальнейшее обучение в учреждениях профессионального образования и (или) профессиональную деятельность, обеспечивает преемственность программ общего и профессионального образования
Слайд 37З
А
П
Р
О
С
Ы
И
О
Ж
И
Д
А
Н
И
Я
Требования к
структуре
ООП
Требования к
результатам
освоения ООП
Требования к
условиям
реализации ООП
Ожидаемые достижения
системы образования
Организационные
и педагогические
условия деятельности
системы
образования
Ресурсы: кадры,
материальная база,
информация,
финансы
О
Б
Щ
И
Е
Р
А
М
К
И
Д
Л
Я
С
И
С
Т
Е
М
Ы
Н
О
Р
М
А
Т
И
В
О
В
Стандарт как совокупность трех систем требований
Слайд 38
ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Самоопределение:
внутренняя позиция школьника;
Самоидентификация;
самоуважение и самооценка
Смыслообразование:
мотивация (учебная, социальная);
границы собственного
знания и «незнания»
Ценностная
и
морально-этическая
ориентация:
ориентация на выполнение
морально-нравственных норм;
способность к решению моральных
проблем на основе децентрации;
оценка своих поступков
Регулятивные:
управление своей
деятельностью;
контроль и коррекция;
инициативность и
самостоятельность
Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества
Познавательные:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знако-
символических средств,
общих схем решения;
выполнение логических
операций сравнения, анализа,
обобщения, классификации,
установление аналогий,
подведения под понятие
Основы системы
научных знаний
Опыт «предметной»
деятельности по
получению,
преобразованию
и применению
нового знания
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Требования к результатам освоения ООП
Слайд 39Предметные результаты
среднее (полное) общее образование
устанавливаются на трех уровнях,
ориентированных на приоритетное решение соответствующих комплексов задач
интегрированном
профильном
базовом
Слайд 40Интегрированный уровень
обеспечивает освоение обучающимися в рамках интегрированных
курсов ключевых теорий, идей, понятий, фактов и способов действий совокупности предметов, относящихся к единой предметной области, и реализацию мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач общего образования, формирование общей культуры обучающихся на основе освоения ими относящихся к отдельным областям знаний
Слайд 41Базовый уровень
обеспечивает систематические знания по отдельному учебному предмету, которые
позволяют продолжить профессиональное образование по непрофилирующему предмету. Данный уровень изучения в основном соответствует современному уровню изучения учебных предметов в старшей школе
Слайд 42Профильный уровень
обеспечивает углубленные знания, позволяет подготовиться к последующему профессиональному образованию
и профессиональной деятельности
Слайд 43Требования к структуре ООП
Структура основной образовательной программы
среднее (полное) общее образование
Система условий
реализации ООП
Учебный план
Целевой раздел
Организационный
раздел
Содержательный
раздел
Пояснительная записка
Программа развития УУД: включает формирование компетенций в области учебно-исследовательской и проектной деятельности
Планируемые результаты
Система оценки
Программа учебных предметов, курсов
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации, включает : духовно-нравственное развитие и воспитание, социальную деятельность,, профориентацию, формирование культуры, здорового и безопасного образа жизни , экологической культуры
Программа работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидами
Слайд 44ФГОС старшей школы
(преемственность и развитие)
Из Концепции профильного обучения (2002 г):
«На
старшей ступени школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда……»
Слайд 45ФГОС старшей школы
(преемственность и развитие)
Из Концепции профильного обучения (2002 год):
Профильное
обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования
Слайд 46Профильное обучение
(основные цели)
Из концепции профильного обучения (2002 год):
обеспечить углубленное изучение отдельных
учебных предметов
создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с возможностями построения индивидуальных учебных планов
расширить возможности социализации обучающихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ профессионального образования
Слайд 47Структура учебного плана
среднего (полного) общего образования
2. Иностранный язык Иностранный язык Б.П.
Второй
иностранный
язык Б.П.
1. Филология
Русская словесность И.
Русский язык и
литература Б.П.
Родной язык и
литература Б.П.
3. Математика и информатика
Математика и информатика И.
Математика Б.П.
Информатика Б.П.
4. Общественные науки
Обществознание И
История Б.П.
География Б.П.
Экономика Б.П.
Право Б.П.
6. Курсы по выбору:
Искусство, предмет по выбору школы или курс из предметных областей 1-5
5.Естественные науки
Естествознание И.
Физика Б.П.
Химия Б.П.
Биология Б.П.
Экология Б.
Технология Б.
Общие
для всех
Россия в мире
ОБЖ
Физкультура
Индивидуальный
проект
Слайд 48Примеры выбора предметов для учебных планов различных профилей
Естественнонаучный профиль
Русская
словесность – И
Иностранный язык – П
Математика – Б
Обществознание – И
Физика – П
Химия – П
Биология – П
Слайд 49Гуманитарный профиль
Лингвистический
Русский язык и литература- П
Иностранный язык- П
Математика и
информатика- И
История- П
Естествознание- И
Второй иностранный язык –Б(П)
Исторический
Русский язык и литература- П
Иностранный язык- П
Математика и информатика- И
История- П
Естествознание - И
Обществознание - И
Второй иностранный язык –Б
Слайд 50Экономический профиль
Русская словесность – И
Иностранный язык – П
Математика – П
Экономика
– П
Естествознание – И
Информатика – Б
История (или география) – Б (П)
Слайд 51Технологический профиль
Русская словесность – И
Иностранный язык – Б
Математика – П
Обществознание
– И
Физика –П
Технология – Б
Информатика – П
Слайд 52Примеры выбора предметов для индивидуальных учебных планов
Абитуриент медицинского
факультета
Русская словесность – И
Иностранный язык – П
Математика и информатика - И
Обществознание – И
Биология – П
Физика – П
Химия – П
Слайд 53
Абитуриент факультета журналистики
Русский язык и литература – П
Иностранный язык
– П
Математика и информатика – И
Обществознание – И
Естествознание – И
История – П
В качестве 7 предмета можно выбрать : или Экономику (Б), или Географию (Б), или Право (Б)
Слайд 54
Абитуриент физико-математического факультета
Русская словесность – И
Иностранный язык – П
Математика
– П
Обществознание – И
Физика – П
Информатика – П
Слайд 55
Абитуриент биологического факультета
Русская словесность – И
Иностранный язык – П
Математика
и информатика – И
Обществознание – И
Биология – П
Химия – П
В качестве 7 предмета: Экология (Б)
Слайд 56Актуальные направления научных исследований в образовании
Дидактика и содержание общего образования
Новые подходы
к системе оценивания достижений обучающихся
Запрос семьи, общества и государства (общественный договор) к системе общего образования
Современная семья
Современное детство
Воспитание школьников (школа как консолидирующее начало общества)
Экономика образования
Образовательное право
Здоровье школьников и безопасные условия их обучения
Оснащение учебного процесса
Слайд 57 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования фактически формулирует требования к подготовке
учителя для реализации основной образовательной программы общего образования
Слайд 58Новое содержание образования
Современное содержание образования не может ограничиваться перечнем
требований к предметным знаниям, умениям и навыкам. Оно должно охватить все основные компоненты социализации:
Систему духовно-нравственных ценностей
Систему научных представлений о природе, обществе и человеке
Систему универсальных учебных действий
Слайд 59
В традиционной
системе
образовательного
процесса
Организует
деятельность
ученика в
инновационной
образовательной
среде
Учитель
Изменение роли участников
педагогического процесса
Ученик
Получает готовую
информацию
Осуществляет:
поиск
выбор
анализ
систематизацию и
презентацию
информации
Транслирует
информацию
Новое качество
образования
Новый образовательный
результат
«Компетентности к обновлению
компетенций» и мотивация к обучению
на разных этапах развития личности обучающихся
Слайд 60Российский учитель
носитель традиционных ценностей России и гражданского общества, пример образцового
поведения в обществе
патриот, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России
личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций
Слайд 61Российский учитель
владеющий содержанием избранной научной области и умеющий эффективно использовать
его в профессиональной деятельности
педагог, способный к проектированию образовательной среды учащегося, класса, школы, владеющий способами эффективных коммуникаций в поликультурной среде
личность, владеющая основами психолого-педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиями
Слайд 62
Обсуждение проекта стандарта
www.standart.edu.ru