Слайд 1СЕССИЯ 1
Виды и назначение программ оценки
Rtc.imerae@gmail.com
Учебный курс
«Проектирование национальных и территориальных систем
оценки качества образования: организационные, технологические и содержательные аспекты»
Тренинговый центр
Института управления образованием РАО
Вальдман И.А.,
директор Тренингового центра ИУО РАО
Слайд 2Ключевые вопросы
Что такое эффективная система оценивания?
Какие бывают виды программ оценки
качества образования?
Каковы их возможности, ограничения и взаимосвязь?
Слайд 3
Системы оценки, их место и влияние
Слайд 4Тезаурус (международный опыт)
Качество образования показывает, насколько хорошо учащийся достигает успеха в
каждой из следующих областей: реализация своего полного потенциала, умение жить и работать с достоинством, улучшение качества собственной жизни, принятие информированных решений и непрерывное образование.
Подход ЮНЕСКО
Слайд 5Тезаурус (международный опыт)
Качественное образование позволяет обеспечить каждому ребенку наилучшие стартовые условия
для того, чтобы в будущем он стал успешен.
Критерий хорошей образовательной системы (её высокого качества) - это мера, в которой наименее обеспеченные члены общества имеют возможность преуспеть.
Слайд 6Тезаурус (международный опыт)
Оценивание (assessment) это процесс сбора и оценки информации о
том, что учащийся знает, понимает и умеет, он направлен на принятие обоснованного решения, что делать дальше в образовательном процессе.
Система оценки представляет собой сочетание политики, различных структур, практик и инструментов, направленных на получение и использование информации об успеваемости учащихся.
Слайд 7Тезаурус (Концепция ОСОКО)
Оценка качества образования подразумевает оценку образовательных достижений обучающихся, качества
образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретном ОУ, деятельности всей образовательной системы страны и ее территориальных подсистем
Общероссийская система оценки качества образования - совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем, качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг.
Слайд 8Что такое эффективная система оценивания?
Ориентирована на учёт разнообразных образовательных результатов
(см. пример )
Строится на сочетании разнообразных методов оценки
Предоставляет своевременную и полную информацию надлежащего качества
Служит основой для обеспечения подотчётности в образовании
???
Слайд 9Образовательные результаты
Более широкое понятие образовательных результатов - не только
академические знания, но и
компетентности,
способность к критическому мышлению,
здоровье ученика,
безопасность,
благосостояние,
мотивация к обучению,
гражданская позиция,
умение позитивно взаимодействовать с другими
самоуважение,
уважение к семье и обществу,
забота о других и забота об окружающей среде…
Слайд 10Навыки 21 века
Министерство образования Сингапура
Пресс релиз: 9 марта, 2010
Слайд 11Что такое эффективная система оценивания?
Эффективные системы оценивания - это те,
которые предоставляют информацию надлежащего качества и в необходимом количестве для того, чтобы удовлетворить информационные потребности всех заинтересованных групп и тех, кто принимает решения с целью повышения качества обучения учащихся
Слайд 12Цели системы ОКО
1) Определение прогресса в обучении конкретного школьника.
2) Сертификация
(подтверждение завершения обучения, отбор для продолжения обучения или получения рабочего места)
3) Оценка результатов деятельности педагогов, образовательных учреждений, муниципалитетов.
4) Оценка деятельности национальной образовательной системы.
???
Слайд 13Передовой международный опыт ОКО
Оценка более широких образовательных результатов, нежели знания в
рамках учебных дисциплин;
Эффективная система оценивания строится на сочетании разнообразных методов оценки;
Комбинация внутренней и внешней оценки деятельности школы;
В основе оценивания результатов образования лежит не наперёд заданная (или ожидаемая) норма, а положительная динамика изменений достижений (индивидуальный прогресс, добавленная стоимость);
Анализ результатов оценки учебных достижений проводится с учётом факторов, оказывающих влияние на эти результаты.
Слайд 14Влияние баллов теста на экономический рост
Условный тестовый балл
Условный показатель
экономического роста
Слайд 15Рост оценивания в мире
PISA 2000: 43 страны; PISA 2003: 41 страна; PISA 2006: 57 стран; PISA
2009: 65 стран
TIMSS 1995: более 40; TIMSS1999: 38; TIMSS2003: 52; TIMSS2007: 59; TIMSS2011: более 60
PIRLS 2001: 35 стран; PIRLS 2006: 40 стран; PIRLS 2011: 51 страна
Доля стран, проводящих по крайней мере дно национальное тестирование в год
Участие в международных исследованиях
Слайд 16Место системы оценки качества
Свинья не прибавляет в весе от того,
что
её часто взвешивают
Английская поговорка
Но если свинья прибавляет в весе, то доказать это без взвешивания весьма затруднительно
Из наблюдений животноводов
Система оценки необходима для обслуживания системы образования, но не наоборот (Д. Хокер).
Слайд 17
Карта процедур ОКО
Оценка качества обучения
Слайд 19Программы оценки учебных достижений
Государственные
экзамены
Оценка на уровне класса
Крупномасштабные
исследования
Национальная
оценка
Международные
сравнительные
исследования
Вступительные
Выпускные
вопросы
тесты
наблюдения
Слайд 20Внутриклассное оценивание
Цель: Поддержать прогресс ученика. Помочь учителям и учащимся в совершенствовании
процесса преподавания и учения.
Как учится ученик и как лучше его обучать? Каковы сильные стороны конкретного ученика и как их можно развить? В чём ученик испытывает трудности и как они могут быть преодолены?
Слайд 21Внутриклассное оценивание
Оценка на уровне класса – процесс поиска и интерпретации достоверных
данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, где обучаемые находятся в процессе своего учения, куда им необходимо двигаться дальше и как сделать это наилучшим образом (программа Assessment for Learning, Великобритания).
Используемые методы – учебные задания, вопросы, наблюдения, собеседования с учителем, самооценка учащегося, оценка учащихся друг другом и т.п.
Оценка в целях обучения направлена на признание всех образовательных достижений учащихся.
Слайд 22Государственные экзамены
Выпускной экзамен
Вступительный экзамен
Цель: Селекция/отбор для продолжения образования (например, при поступлении
в Вуз)
Кто из учащихся может продолжать обучение на следующей ступени образования?
Цель: Сертификация учащихся
Как осваивает государственный образовательный стандарт /образовательную программу конкретный учащийся?
Как осваивает государственный образовательный стандарт /образовательную программу конкретный учащийся? Кто из учащихся может продолжать обучение на следующей ступени образования?
Слайд 23Национальная/региональная оценка
Цель: Выяснить, насколько эффективно работает система образования.
Насколько эффективно учащиеся овладевают
знаниями и навыками в системе образования? Какие достижения демонстрируют представители различных групп учащихся? Какие факторы оказывают влияние на результаты обучения?
Слайд 24Национальная/региональная оценка
Главная задача - получение данных, позволяющих судить о том, в
какой мере достигаются цели, предусмотренные государственным стандартом.
В рамках Н/РО изучаются факторы, негативно или позитивно влияющие на учебные достижения. Такая информация необходима для разработки политики на различных уровнях образования.
Проводится: 1 раз в 3-5 лет, по нескольким предметам, на основе выборки учащихся, используются тесты и вопросники
Слайд 25Национальная/региональная оценка
NAEP (США) – национальная оценка прогресса образования http://nces.ed.gov/nationsreportcard/
общенациональная выборка
- 4, 8, 12-е классы
оцениваются: учебные достижение в ключевых предметных областях (математика, английский язык, социальные науки, экономика, география, история США)
инструментарий: тесты достижений и анкеты
периодичность: не реже 1 раза в два года
получатели информации: местные сообщества, политики, представители системы образования, широкая общественность
Результаты NAEP публикуются в национальном докладе
(The Nation's Report Card), представляющем широкой общественности информацию об академических достижениях американских школьников – http://nationsreportcard.gov
Слайд 26Национальная/региональная оценка
SACMEQ – Южноафриканский консорциум
по мониторингу качества обучения (является неправительственной
независимой организацией, включающей 15 африканских стран) http://www.sacmeq.org
Основная цель – всестороннее повышение качества образования, обеспечение достижения планируемых образовательных результатов всеми школьниками, с особым вниманием к грамотности чтения, математике и жизненным навыкам
Слайд 27Национальная/региональная оценка
LLECE – Латиноамериканская лаборатория по оценке качества обучения. Это сетевая
организация, которая занимается общей оценкой качества образования в Латинской Америке и странах Карибского бассейна http://www.llece.org
общенациональная выборка - 3 -7-е классы в 1997 г. и 3 и 6-е классы в 2007 г.
участники: 13 стран в 1997 г. и 19 стран в 2007 г.
оцениваются: математика и чтение
инструментарий: тесты достижений и анкеты
получатели информации: местные сообщества, политики, представители системы образования, широкая общественность
Цель LLECE видит в поддержке участия стран в улучшении технического качества и использования данных по оценке образования как средства улучшения качества образования.
Слайд 28Международные сравнительные исследования
Какой уровень учебных достижений в конкретных областях знаний показывают
учащиеся страны в сравнении с учащимися других стран? Что школьные системы других стран «делают лучше»? Как изменяются результаты с течением времени?
МСИ становятся причиной пересмотра национального учебного плана, введения новых стандартов, изменения программ подготовки учителей и часто вынуждают проводить анализ несоответствия в школьных ресурсах, структуре и организации школы, учительской практике.
Цель: Сравнение достижений своих учащихся с достижениями учащихся других стран.
Слайд 29Международные сравнительные исследования
Международная Ассоциация по оценке образовательных достижений - IEA
TIMSS
(1995, 1999, 2003, 2007, 2008, 2011, 2015 годы)
PIRLS (1991, 2001, 2006, 2011 годы)
ICCS (1999, 2000, 2008 годы)
TEDS (2008 год)
ICILS (2012)
Организация экономического сотрудничества и развития – OECD
PISA (2000, 2003, 2006, 2009, 2011 годы)
TALIS (2008 год)
Слайд 30Краткая информация об исследованиях
Исследование TIMSS и PIRLS
Оценка качества математического и естественнонаучного
образования в начальной, основной и средней школе
(4 и 8 классы)
Оценка качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы (4 класс)
Выявление динамики в результатах (TIMSS: 1995, 1999, 2003, 2007, 2011; PIRLS: 2001, 2006, 2011)
Выявление факторов, позволяющих объяснить различия в результатах
Исследование PISA
Оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся в области математики, естествознания и чтения
Оценка отношений и учебных стратегий
Оценка качества и доступности образования
Выявление динамики результатов (2000, 2003, 2006, 2009, 2012)
Выявление факторов, позволяющих объяснить различия в результатах
Слайд 31PISA
Основная цель: оценка способности 15-летних учащихся использовать приобретенные в школе знания
и опыт для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
PISA 2009: 65 стран и территорий
Более 470 тысяч 15-летних учащихся, представляющих 27 млн. учащихся
Слайд 32Определение читательской грамотности в PISA
Читательская грамотность – способность человека понимать и
использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
Слайд 34Результаты России в PISA 2009
Самостоятельно мыслящие и способные функционировать в сложных
условиях
4 уровень – проявляется способность использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации
2 уровень – пороговый, при достижении которого учащиеся начинают демонстрировать применение знаний и умений в простейших не учебных ситуациях
Слайд 35Результаты России в международных
сравнительных исследованиях
Слайд 36Пирамида образовательного оценивания
Слайд 37Сочетание внешней и внутренней оценки
Внутренняя оценка - процедуры, организуемые и проводимые
самой школой (силами педагогов, администрации, родителей). Полученные данные используются для выработки оперативных решений и лежат в основе школьного планирования.
Примеры. Самооценка школы, оценивание учащихся на уровне класса, школьный мониторинг, сбор статистических данных, опросы родителей и учащихся и т.п.
Внешняя оценка проводится ОУО, негосударственными агентствами. Её результаты публичны и позволяют не только определять собственный прогресс за определённый промежуток времени, но и сравнивать свои достижения с другими школами в муниципалитете, регионе и стране.
Примеры. Государственные экзамены, государственная инспекция, исследования, в которых школа принимает участие
Слайд 38Пример Шотландии
Внутреняя оценка
Мониторинг в классе
Анализы результатов экзамена
Исследования с участием родителей, учеников
и персонала школы
Обзоры подразделений школы (предметные объединения)
Ежемесячные встречи с зам. директорами
Ежегодные встречи с директором по вопросу профессионального развития
Ежегодные отчёты по стандартам и качеству
Ежемесячный мониторинг школьной статистики (посещаемость, исключения и т.п.)
Внешняя оценка
Ежегодный обзор достижений
Исследование результатов обучения по предметам (дважды в год)
Встречи со специалистом по улучшению качества (трижды в год)
Национальная инспекция (каждые шесть лет)
Larbert High School
Слайд 39Самооценка школы
Самооценка - процедура оценки состояния различных элементов образовательной системы школы,
проводимую на систематической основе с целью улучшения деятельности ОУ.
Характеристики:
процедура формализована;
в процесс С вовлекаются все заинтересованные стороны;
используются самые разные данные и методы их сбора;
результаты С активно используются при проведении
внешних проверок деятельности школы.
Слайд 40Внешний аудит деятельности школы
Цели внешнего аудита
проведение внешней, независимой оценки деятельности школ;
информирование
общественности и органов управления образованием о качестве работы школ;
содействие улучшению работы каждой школы через определение её сильных и слабых сторон.
Характеристики:
проводится подготовленными специалистами по
процедурам, хорошо известным школам;
аудиторы фокусируются на тех проблемах и недостатках,
которые выявлены самой школы при проведении самооценки;
выясняются мнения учащихся и родителей;
итоговый отчёт включает детальные рекомендации;
лучший опыт входит в банк лучших практик.
Слайд 41Пример: система ОКО в Нидерландах
Слайд 42Благодарю за внимание!
rtc.imerae@gmail.com