с 2005 по настоящее время
От профессионального документа к документу, фиксирующему общественный договор
От документа прямого действия к рамочному
От стандарта содержания к системному докумену
Требования
к условиям ре-
ализации ООП
Ресурсы: кадры,
материальная база,
информация,
финансы
ФГОС: три системы требований
доброжелательность,
открытость к сотрудничеству
навыки здорового образа жизни
познавательные интересы, учебная мотивация
готовый самостоятельно действовать и отвечать перед семьей и школой
чувство собственного
достоинства
умеющий слушать и слышать партнера,
уважать иную точку зрения (децентрация)
УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ)
КЛАССА КАК УЧЕБНОЙ ОБЩНОСТИ, “КОМАНДЫ”
первичные навыки оценочной самостоятельности (рефлексия)
активно познающий мир
первичные навыки оценочной
самостоятельности (рефлексия)
навыки здорового образа жизни
готовый самостоятельно действовать и отвечать перед семьёй и школой
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
исследовательские
интересы
познающий себя, утвержда-ющий себя как взрослый
готовый нести ответственность
перед самим собой, другими
умеет работать в группе и индиви-дуально, действовать с ориента-цией на другую позицию
осознанно выполняет правила здорового
и безопасного образа жизни
готов к выбору
познавательные интересы, учебная мотивация
избирательность
интересов
доброжелательность,
открытость к сотрудничеству
познающий себя, утверждающий
себя как взрослый
способен принимать самостоятельные
решения и нести за них ответственность
умеет работать в группе и индиви-дуально, действовать с ориентаци-ей на другую позицию
разделяет ценности здорового
и безопасного образа жизни
исследовательские
интересы
личная профессиональная перспектива
осознающий себя личностью
готов к сотрудничеству для достижения совместного результата
осознанно выполняет правила здо-рового и безопасного образа жизни
понимает ценности образования
как основы будущего успеха
избирательность
интересов
готов к выбору
креативный, критически
мыслящий
готовый нести ответственность
перед самим собой, другими
Основной вектор развития
Способен опознать задачу
как новую; выяснить, каких средств недостает для реше-ния: что именно не знает или не может
«Я не знаю, у меня не получается! Помогите мне!»
«У меня получится, я смогу, если я буду знать/ уметь следующее …»
Формула образовательного запроса:
?
Ученик – это существо не столько, умело отвечающее,
сколько умело спрашивающее;
умеющее ставить вопросы-гипотезы
УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО:
учитель-задание-ребенок
Необходимое условие для формирования этой способности
координировать позиции и удерживать «предметность» действия,
инициировать совместное действие
Полноту самостоятельности, необходимость и возможность отрабатывать на практике «взрослые» функции контроля и оценки, целеполагания, планирования, координации ребенок обретает, прежде всего, во взаимодействии со сверстниками
Именно группа детей
Необходимые условия способности к самоизменению, в частности, установлению границ и уточнению своего знания и НЕзнания
Необходимо освоение способов изучения СЕБЯ, своего собственного изменения
Предельно дифферен-цированная конкрет-ная самооценка, принятие себя
Предоставление возможностей для разных выборов
оценочная самостоятельность
проектная деятельность
НАУЧНЫЕ:
фундаментальное ядро
содержания общего
образования
Смысл введения нового стандарта – ориентировать
систему образования на достижение качественно
новых результатов образования посредством
реализации парадигмы деятельностного развития
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
как элемент целеполагания
ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
СИСТЕМА ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
переход от модели «контроля» к
модели «обеспечения качества»
ОРИЕНТАЦИЯ
НА РЕЗУЛЬТАТ
РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬ-
НОСТНОГО ПОДХОДА
ВАЖНЕЙШИЕ ОСОБЕННОСТИ
Государственная итоговая
аттестация/итоговая оценка:
связь внешней и внутренней оценки
основа для внешней оценки
Основной механизм:
уточнение и распространение общего понимания содержательной и крите-
риальной базы оценки через вовлечение педагогов и учащихся в осознанную
текущую оценочную деятельность, согласованную с внешней оценкой
Необходимое условие:
адекватность методов
и инструментария особенностям подхода
Соотношение внутренней
и внешней оценки в ито-говой оценке, ее состав зависти от ступени обучения
накопленная оценка
и итоговые работы
Обеспечение качества образования
посредством системы оценки
Система оценки
качества образования:
нормативы и инструменты
Планируемые результаты (ПР):
личностные, метапредметные, предметные
Система оценки: операционализация ПР, крите-риальная база, примеры заданий, спецификации и демонстрационные версии итоговых и мониторинговых работ
Примерные программы (учебные, междисциплинарные)
Рабочие программы и УМК
Образовательный процесс: цели урока, обучающие задания, текущая оценочная деятельность
Обратная связь и коррекция
Последовательное уточнение, детализация и ориентация ОП
Внутренние механизмы
реализации требований ФГОС
В настоящее время
нет нормативных
документов
Отсутствует
инструмен-
тальное и
методическое
обеспечение,
согласованное с
итоговыми ПР
личностными:
самоопределение
смыслообразование
морально-этическая
ориентация
метапредметными:
регуляция
коммуникация
познавательная деятельность
предметными:
освоение систематических знаний,
преобразование, применение и
самостоятельное пополнение
знаний
В чем проявляется достижение
планируемых результатов?
Навыки 21го века
…классы задач:
Освоение системы знаний
Приобретение и интеграция знаний
Решение творческих и поисковых проблем
Использование ИКТ для обучения
Коммуникация
Сотрудничество
Самоорганизация и саморегуляция
Личностный смысл учения и рефлексия
Ценностно-смысловые установки
Россия: ФГОС
Круг задач, устанавливаемых требовани-
ями ФГОС и планируемыми результатами
«Метрики обучения»
Языковая грамотность
Математическая грамотность
Решение проблем и инновационность
Стратегии обучения
Сотрудничество
Самоорганизация и эффективность деятельности
Социальное и личностное развитие
Использование ИКТ
“ЗНАНИЕВАЯ”
“ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ”
Ориентация учебного процесса
Основы “хороших” технологий
Освоение всех элементов обязательного минимума
Работа “по учебнику”
Формирование способности к решению всех классов учебных задач
Работа “на конечный результат”
“УЧУ ПРЕДМЕТУ”
Передача “готового” знания с акцентом на его отработку в ходе индивидуальной работы.
Ориентация на уровень восприятия “среднего” ученика.
“Предметность”
“УЧУ РЕБЕНКА”
Вовлечение учащихся в учебную деятельность с акцентом на осознание “смыслов” и использование знаний.
Сочетание индивидуальной работы с работой в парах и группах. Индивидуализация и персонификация учения. Дифференциация требований.
Интеграция, перенос знаний
Способность к решению учебных задач 1 - 9 классов
Основные функции
Контроль за освоением ОМ
Обратная связь: основной акцент – преимущественно отсроченная коррекция учебников, методик
Ориентация учебного процесса
Обратная связь: основной акцент – текущая коррекция процесса учения каждого
Контроль за достижением ПР
Школьные традиции и
поддержка
Квалификация кадров
Позиционирование учителя
Практика
Уровень класса
Инновационные
практики
обучения
Результаты
Уровень ученика
Личностные
Метапредметные
Предметные
Вовлечение в учеб-
ную деятельность
Совместная учебная
деятельность
Формирующая
оценка
Индивидуализация
обучения
Использование ИКТ
Планируемый
уровень
Реализуемый
уровень
Достигаемый
уровень
ФГОС и модель образовательного
процесса на уровне школы
Внешние
условия
Интеграция
знаний
Внешняя оценка
Учебные задания для
формирования лич-
ностных и метапред-
метных действий
Ориентация на пла-
нируемые результаты
и систему оценки их
достижения
Подготовка и
переподготовка
кадров
ЦЕЛЕВОЙ
РАЗДЕЛ
Поясни-
тельная
записка
Плани-
руемые
резуль-
таты
Система
оценки
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
РАЗДЕЛ
Програм-
ма разви-
тия УУД
Учебные
програм-
мы
Програм-
ма воспи-
тания и
социали-
зации
Програм-
ма кор-
рекцион-
ной ра-
боты
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
РАЗДЕЛ
Учебный
план
Система
Условий
реализа-
ции ООП
Рабо-чие
прог-раммыи УМК
Внеш-
няя
оцен-ка
Образовательная
программа ОУ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
СИСТЕМА ОЦЕНКИ
достижения планируемых
результатов
Учащиеся
ОУ, педагоги
Система
образования
В том числе -
инфраструктура
ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Ради чего
учить
и научить
На итоговую оценку выносятся метапредметные и предметные результаты, представленные в блоках «Выпускник научится»
Достижение этих результатов проверяется с помощью учебно-познавательных и учебно-практических задач базового и повышенного уровней, построенных на опорном учебном материале
Задания повышенного уровня
Задания базового уровня
Особое место занимают:
МА
ОМ
Анкеты:
самооценка
отношение
мотивация
Групповой проект:
индивидуальный
уровень
ТО ЖЕ +
Групповой проект:
уровень группы
Не
допустимо
Моральные
дилеммы
Контекстная информация, анкеты для учителей и родителей
Общее описание модели мониторинга
комплексной оценки качества
начального общего образования
Оценка состояния системы начального образования
Время выполнения: 45 или 90 мин.
Структура: блочная (нет строгого правила расположения заданий базового и повышенного уровней )
Варианты связаны повторяющимися блоками (возможность построения единой шкалы и выявления тенденций)
Теория измерения: классическая теория тестов и IRT
Преобладает нормативно-ориентированная оценка
Возможность выделения уровней достижения планируемых результатов, построения профилей овладения планируемыми результатами (по содержанию и видам деятельности)
Особенности измерительных материалов (на примере оценки предметных результатов)
Рекомендации по проектированию
учебного процесса: овладение методикой
конструирование учебных заданий
образец/описание ответа
критерии оценки
методический комментарий (организационная часть)
время выполнения задания
планирование
способ
действия
контроль
коррекция
коммуникация при
взаимодействии
использование
моделей, знаков
и символов,схем
логические опе-
рации: анализ,
синтез, сравнение,
сериация, класси-
фикация, обобще-
ние, подведение
под понятие, ана-
логия, суждение
чтение
ИКТ
Оценка по
результатам
выполнения
Оценка в
процессе
выполнения
Оценка качества образования:
метапредметные результаты
проектно
-исследов.
деятельн.
рабочие материалы групп
видеозапись
результаты взаимооценки (голосование)
Групповой проект
Работа в группе:
саморегуляция
сотрудничество
коммуникация
использование ИКТ
1-3 урока
Оценка качества образования, НШ:
метапредметные результаты: инструментарий
Комплексные работы на межпредметной
основе:
работа с текстом
решение заданий с использованием логических операций, моделей, знаково-символических средств, схем
Первая часть
1 урок
рабочие материалы групп
видеозапись
результаты взаимооценки (голосование)
Групповой проект
Работа в группе:
саморегуляция
сотрудничество
коммуникация
использование ИКТ
Итоговый
индивидуаль-ный проект
2-3 урока
Оценка качества образования, ОШ:
метапредметные результаты: инструментарий
Детальное понимание содержания и формы текста
анализ, интерпретация и обобщение информации
сложные выводы
оценочные суждения
Выход за рамки текста, его использование для решения разнообразных задач
без привлечения дополнительной информации
с привлечением дополнительной информации
историческая проблематика
Научно-популярные тексты
“Занимательные опыты”,
“Удивительные животные”
“Александр
Невский”
естественнонаучная проблематика
обществоведческая проблематика
“Семья”
Конструкторский
«МАКЕТ ДЕТСКОЙ
ПЛОЩАДКИ»
Исследовательский
«КАК МЫ ПРОВО-
ДИМ СВОБОДНОЕ
ВРЕМЯ?»
Социальный
«ПОМОГИ
БУДУЩЕМУ
ПЕРВОКЛАССНИКУ»
Дети, работая в малых группах, по 4-5 человек, уточняют тему проекта,
планируют работу и готовят макет, плакат, или компьютерную презентацию,
которую представляют классу. Они отмечают стикерами наиболее понравившуюся
им работу и оценивают работу своей группы и свой вклад в работу группы.
короткий текст,
вопросы к нему
и иллюстрации,
загадки, пословицы
список литературы
макет – рисунок,
или из ЛЕГО,
или из пластилина
+ пояснения
вопросы, опрос
диаграмма
текст-интерпретация
выделяют возможные
проблемы
первоклассников и
составляют план
помощи/опеки
Наблюдаем: планирование работы и ее исполнение, взаимодействие,
конфликты, активность, инициативность
Дети, работая в малых группах, по 4-5 человек, уточняют тему проекта,
планируют работу и готовят материалы, которые представляют классу.
Они отмечают стикерами наиболее понравившуюся им работу и
оценивают работу своей группы и свой вклад в работу группы.
Наблюдаем: планирование работы и ее исполнение, взаимодействие,
конфликты, активность, инициативность
5-й класс
Наш класс
в Древнем
мире
6-й класс
Наш класс.
Мы и наше
здоровье
Маша
т.
О Маше
Почему
звонит
телефон:
Советы
звонящему
О нас всех
и о каждом:
Результаты
опроса
Анкета
Внутришкольный мониторинг:
метапредметные результаты: инструментарий
познавательные
мотивы (к новому
содержанию)
ориентировка на
моральные нормы
(справедливость, взаимо-
помощь, правдивость)
основы гражданс-
кой идентичности:
когнитивный, эмоциональ-
но-ценностный, деятель-
ностный компоненты
интерес к способам
действий
дифференциация
конвенциональных
и моральных норм
децентрация: учёт
последствий, мотивов,
чувств и эмоций
Оценка качества образования:
личностные результаты
Самоопределение
самооценка:
дифференцированность
оценок, рефлексивность
адекватность суждений об
успехах/неуспехах в учёбе
социальные мотивы
(стремление быть полезным)
учебные мотивы
мотивация
достижения
стремление к
самооизменению
основы проектиро-
вания будущего
принятие решений
на основе соотнесе-
ния ряда норм
адекватность оценки
аргументированность
конвенциональный
и постконвенцио-
нальный уровень
морального сознания
децентрация: учёт
последствий, мотивов,
чувств и эмоций
Самоопределение:
жизненное,
личностное
профессиональное
самооценка:
прогностическая
корригирующая
ретроспективная
социальные мотивы
стремление быть полезным,
социальное сотрудничество,
саморазвитие
учебные и познава-
тельные мотивы
интерес к способам познания,
устойчивые личностные
интересы
стремление к
самоизменению
принятие решений
на основе соотнесе-
ния ряда норм
Оценка качества образования:
личностные результаты
Примеры методик и заданий
Ценностно-смысловые установки:
модель и форматы задания
2. Раздаточные материалы
в виде тетради с двумя вариантами проверочной работы (для учащихся)
Пособие знакомит с основными подходами к оценке профессиональной компетентности учителей начальной школы в преподавании математики.
Кому и чем может быть полезно данное пособие?
Учителям – для оценки сильных и слабых сторон своей подготовки по отдельным направлениям преподавания математики
Руководителям образовательных учреждений – для оказания методической помощи учителям начальной школы
Системе повышения квалификации педагогических кадров – для стартовой диагностики учителей начальной школы в системе повышения квалификации педагогических кадров и определения направлений переподготовки
Службам аттестации педагогических кадров – в качестве одного из показателей профессиональной компетентности учителей начальной школы при их аттестации
Службам оценки и контроля качества образования, системе управления качеством образования – для оценки готовности учителей начальной школы к реализации образовательных стандартов второго поколения
Педагогическим вузам – для оценки подготовки студентов в области преподавания математики в начальной школе
Пособие может привлечь внимание большого круга специалистов и общественности к проблемам педагогической подготовки учителей.
Ориентация «на результат» и
парадигму деятельностного развития
в практике работы учителя
Основная педагогическая задача –
создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Средний балл (в % от выполнения работы) для разных
показателей уровня условий для формирования
познавательной активности учащихся
Процент
учителей
Русский язык
Математика
59
57
63
62
67
66
74
75
Недостаточный
Низкий
Средний
Высокий
Средний балл (в % от выполнения работы) для разных
показателей уровня использования ИКТ учащимися
Процент
учащихся
Русский язык
Математика
59
56
63
67
60
65
Практически не
используют
От случая к случаю,
узкий спектр
От случая к случаю,
широкий спектр
Практически посто-
янно, узкий спектр
2
44%
Практически посто-
янно, широкий спектр
59
63
69
66
Комментарий.
Заметно возрос уровень
интеграции ИКТ в учеб-
ный процесс
На диаграмме показаны средние баллы для каждого из параметров оценки учебных заданий (LA) и работ учащихся (SW) для России и всех стран выборки.
По каждому из параметров свыше 50% (для всех стран) и около 40% (Россия) учебных заданий и работ учащихся имеют код “1” (самый низкий из возможных). Многие учителя выборки еще только начинают осваивать инновационные практики в обучении.
Чем объясняется повышенное внимание к учебному заданию?
Результаты международного сравнительного исследования ITL (2009)
Саморегуляция, самоорганизация
Сотрудничество
Коммуникация
Самостоятельное приобретение знаний
Разрешение проблем
Использование ИКТ для обучения
особый тип диагностических заданий
с предметным содержанием;
там, где уместно
“метапредметные” задания (листы
продвижения), задания проектного
типа, задания для совместной
работы, задания на развитие речи;
не менее 3-х проектов
для каждой темы
“метапредметные” задания (листы
самооценки) , специальные вопросы к
заданиям с предметным содержанием ;
до 30-40%
творческие задания,
учебные исследования,
задания проектного типа;
до 30-40%
Русский язык
определять наличие в словах изученных орфограмм
дополнять план текста, восстанавливая пропущенные пункты
применять знание признаков родственных слов
находить в предложе-нии подлежащее
находить в словах однозначно выделя-емые морфемы
Математика
применять изученные понятия для решения практических задач (геометрия, арифмети-ческие действия, текс-товые задачи)
составлять арифмети-ческую модель предло-женной ситуации (ариф-метические действия, текстовые задачи)
применять знание по-зиционной записи числа при сравнении чисел
Окружающий мир
использовать естественнонауч-ные тексты с целью поиска и из-влечения информации, ответов
на вопросы, для объяснений, для решения практической задачи
использовать готовые модели для объяснения явлений или выявления свойств объектов
использовать простейшее лабо-раторное оборудование при про-ведении опытов, наблюдений
соотносить изученные природ-ные объекты и явления с их описаниями или характерными свойствами; выявлять характер-ные свойства, взаимосвязи, приводить примеры
Русский язык
определять и доказывать наличие в словах изученных орфограмм, осознанно применять изученные правила
составлять небольшой связный текст на основе прочитанного
находить в словах однозначно выделяемые морфемы и выделять слова с одинаковым морфемным составом
различать омонимичные слова разных частям речи
Математика
работа с текстовыми задачами:
понимать сюжетную или практическую ситуацию, описанную в задаче,
моделировать ее, учитывая все условия,
планировать ход решения,
записывать решение (объяснение), получать результат (или выбирать ответ и пояснять его)
Окружающий мир
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы
Недостаточный
Оценка качества начального образования.
Достижение метапредметных результатов:
познавательные действия, смысловое чтение
Конструкторский
34
Познавательный
Социальный
51
31
50
31
Исследовательский
33
Все проекты
Оценка качества начального образования.
Достижение метапредметных результатов:
регулятивные и коммуникативные действия
51
Комментарий.
Исследовательский и практические вопросы.
О чём говорят эти данные – о том, что
а) у нас “много школ – хороших и разных”?
б) у нас есть отдельные слабые школы,
Нуждающиеся в поддержке? Или же о том, что
в) мы столкнулись с реальной угрозой
Социального расслоения общества?
Предварительные данные указывают, к сожалению,
на последнее. Данный характер распределения
обусловлен, прежде всего, именно наличием
одного-двух слабых классов более, чем в
половине школ. Большинство школ, независимо
от статуса или месторасположения, пошло по пути
организации классов разного уровня – по пути,
как известно, исходно бесперспективному в
педагогическом отношении и
крайне опасному в социальном отношении.
Имею много друзей
Самый добрый
Самый довольный собой
Самый аккуратный
Самый довольный собой
Раньше, когда мы дружили, я бы тебе помог, а теперь не буду.
Помогать не стану – ведь каждый должен сам отвечать за то, что ему поручено.
Извините, но я не смогу – опаздываю на тренировку. Здесь не так много работы – вы справитесь сами. В следующий раз обязательно вам помогу.
Вам учитель велел, вы и делайте! Вот если учитель мне поручит, тогда я вам помогу!
Ты мне никогда не помогаешь, почему я тебе должна помочь? Если бы ты мне помогла, когда я тебя об этом просила, тогда и я бы тебе сегодня помогла.
25%
Хорошо, я вам помогу, а вы мне за это в следующий раз поможете.
Мы друзья, поэтому я вам помогу.
Надо помогать друг другу – так будет лучше жить.
Хорошо, я вам помогу – ведь втроем можно справиться быстрее.
8,3%
Факторы, влияние которых на результаты тестирования не выявлено
1. Тип образовательного учреждения (начальная, основная, средняя школа)
2. Стаж учителя
3. Число уроков по предмету (+ или – 1 урок)
4. Продолжительность урока (40 или 45 мин)
5. Используемый УМК
Характер связи отдельных факторов, характеризующих систему образования, и образовательных достижений
Показатели готовности к обучению в начальной школе:
Общее развитие ребенка
Психофизиологическая и интеллектуальная зрелость
Сформированность предпосылок овладения грамотой и математикой
Наличие учебных навыков у ребенка
Индивидуально-личностные особенности ребенка
Семья как ресурс адаптации первоклассника
Ресурсы и цена адаптации ребенка к школе
Здоровье ученика
Графический
диктант
Образец
и правило
общее
развитие
предпосылки
учебной деятельности
Первая
буква
фонемати-
ческий слух
Первоклассники – в основном дети двух возрастных групп (около 50% - от 6 до 7 лет, другая половина – дети от 7 до 8 лет. Из них 10% детей от 6 до 6,5 лет).
86% первоклассников ходили в детский сад.
При поступлении в школу 90% первоклассников хотели учиться.
Более 80% обследованных первоклассников готовы к обучению в школе. Определенные трудности в обучении могут испытывать от 15 до 20% детей. По чтению хорошо готовы около 60% первоклассников, по письму – почти половина, по счету – более 70%.
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть