Слайд 1
В рамках модернизации российского образования, воспроизводство качества образования осуществляется за счет
требований к:
Образовательным Результатам,
Образовательным Программам,
Условиям Образования,
которые заданы государственными образовательными стандартами.
Слайд 2
Качество образования – это особое знание «возникающее в момент производства» содержательных
суждений про степень:
конкурентоспособности используемых институциональных форм организации практики образования;
эффективности используемых средств образовательной деятельности;
достоверности процедур оценивания личных достижений ученика.
Посредством таких описаний качество образования не просто оценивается внутри образовательной отрасли, а приобретает статус социально значимого понятия, влияющего на становление человеческого и социального потенциала территории.
Слайд 3
Очевидно, что метод управления качеством образования должен позволять одновременно удерживать в
себе и требования государственного образовательного стандарта и требования, задаваемые современными цивилизационными вызовами, социально- экономической, социокультурной ситуациями.
Таким образом, современный подход к оценке качества образования должен сочетать в себе совокупность оценки двух направлений:
«отраслевой» и «межотраслевой»
Слайд 4Динамическая и сопоставительная оценки качества систем образования
Одним из основных инструментов, позволяющим
принимать управленческие решения является анализ изменений показателей во времени (динамический анализ) /или сравнение характеристик системы с аналогичными характеристиками других образовательных систем (сопоставительный анализа).
Сопоставительный анализ рассматривает систему образования в сравнении с другими, близкими по структуре и характеристикам, образовательными системами. Выявляет наибольшие отклонения от средних значений по группам территорий как в лучшую, так и в худшую сторону для последующего анализа причин этих отклонений и принятия решений. Показатели лучших территорий могут быть приняты в качестве целевых значений в программах и проектах различного уровня.
Динамический анализ позволяет:
дать оценку деятельности системы в целом;
оценить результативность проектов, программ, значимых управленческих действий;
выявить связи и зависимости результатов от ресурсов, условий и внесистемных факторов;
идентифицировать складывающиеся тенденции, модели и соотношения;
выявить отклонения от сложившихся тенденций и соотношений и на этой основе определить: сильные и слабые стороны территориальной образовательной системы, целевые значения индикаторов.
При оценке системы образования методом сопоставительного анализа необходимо рассматривать и динамику произошедших изменений – насколько быстро рассматриваемая образовательная система по тем или иным характеристикам приближается к принятым целевым значениям.
Слайд 5
Принцип индикативного управления заключается в формировании системы показателей эффективности деятельности
органов власти, являющихся концентрированным выражением плановых результатов управления.
Полученные на основе этого метода показатели используются для характеристики развития анализируемых показателей во времени.
Индивидуальный статистический индекс характеризуют изменения отдельных единиц статистической совокупности.
Индексируемая величина характеризует значение показателя статистической совокупности, изменение которой является объектом изучения.
Для определения индивидуальных статистических индексов
разработаны следующие матрицы:
«Результаты ЕГЭ»
«Соответствие государственным стандартам»
«Обеспеченность условий для получения образования»
«Качество образования
Качество образовательных результатов
Качество процесса образования
Слайд 8Матрица 2. Соответствие государственным образовательным стандартам.
Слайд 10Матрица 3. Обеспеченность условий для получения образования
Матрица 4. Качество образования
Качество образовательных результатов
Слайд 18Определение доминирующего индикатора
Слайд 20 Межотраслевой подход
Рассматривая образование как сферу для стратегических инвестиций в развитие
человеческого и социального потенциала можно задать следующие объекты характеризующие качество образования .
Слайд 23
Приложение 2.
Для оценки деятельность ОУ и краевой системы образования в масштабе
развития человеческого ресурса края, показатели могут быть представлены в следующем виде.
Слайд 25Приложение 3
Для оценки результатов социализации необходимо выделить новые становящиеся типы институтов,
которые уже проявляются как значимые субъекты краевого образования. В настоящее время таковыми могут являются становящиеся институты ученического самоуправления; клубы выпускников; управляющие советы.
Матрица индикаторов для управления процессом социализации
Слайд 26И1:
1. Условия: В ОУ созданы и действуют разновозрастные ученические самоуправляемые
общественные организации из расчета не менее одной на 75 человек (кроме малокомплектных школ).
2. Процесс: Ученические самоуправляемые общественные организации имеют легитимную организационно-правовую форму, их деятельность обеспечивается ресурсами на основе договора с учредителем образовательного учреждения.
3. Результат: Каждый учащийся, вступивший в самоуправляемую общественную организацию школы знает генеалогическое древо своего рода; понимает его самобытные особенности; умеет рассказывать о различных достижениях членов своей семьи; имеет устойчивый навык занятия ответственной позиции и отстаивания собственной точки зрения.
И2:
1. Условия: В муниципальной системе образования все школьные ученические самоуправляемые общественные организация в соответствии с их желанием и особенностями деятельности объединены в локальные сетевые формы.
2. Процесс: Локальные сетевые формы, объединяющие на муниципальном уровне все школьные ученические самоуправляемые организации имеют преимущественное право использовать на льготных условиях информационные возможности РМЦ, а также помещения и транспорт муниципалитетов.
3. Результат: Каждый участник ученической самоуправляемой общественной организации, вступившей в локальную сеть знает историю возникновения всех исторических памятников, находящихся в зоне действия сети; понимает символику всех населенных пунктов, расположенных в зоне действия сети; умеет составить краткое повествование (эссе) об особенностях освоения территории, где расположена сеть ученических общественных организаций; имеет устойчивый навык взаимодействия с участниками ученических общественных организаций, входящих в сеть.
И3:
1. Условия: В краевой системе образования соотношение возникающих и распадающихся локальных сетевых форм, объединяющих на муниципальном уровне все школьные ученические самоуправляемые общественные организации составляет пропорцию 1:1, при условии, что общий охват учащихся составляет не менее 75% от общего количества.
2. Процесс: Локальные сетевые формы, объединяющие на муниципальном уровне все школьные ученические самоуправляемые организации имеют собственный бюджет, финансовое наполнение которого рассчитывается на основе сетевых проектов и программ и предоставляемого целевым образом.
3. Результат: Каждый участник ученической самоуправляемой общественной организации, вступившей в локальную сеть, знает государственную и региональную атрибутику; понимает культурно-исторические особенности российской государственности; умеет презентовать достижения региона перед различной аудиторией, имеет устойчивый навык взаимодействия в поликультурной среде.
Слайд 27И4:
1. Условия: Представители ученических самоуправляемых общественных организаций имеют гарантированную квоту
в составе школьных Управляющих Советов (Попечительских Советов) из расчета – не менее 10% от общего состава.
2. Процесс: Ученические самоуправляемые общественные организации имеют зону собственной ответственности (область собственной юрисдикции) относительно установления темпа освоения общего стандарта обучения, а также времени и способов отчетности за достигнутые результаты обучения.
3. Результат: Каждый учащийся, вступивший в самоуправляемую общественную организацию школы знает устройство общего стандарта обучения; понимает логику его освоения; умеет выстроить индивидуальную траекторию собственного обучения; имеет устойчивый навык самооценки результатов обучения.
И5:
1. Условия: Представители ученических самоуправляемых общественных организаций в школьном Управляющем Совете ( Попечительском Совете) объединены в ученический Директорат муниципальной локальной сети школьных ученических общественных организаций. Ученический Директорат осуществляет организационные, руководящие и управляющие функции по отношению к локальным сетевым формам, в которые объединены ученические самоуправляемые общественные организации.
2. Процесс: Ученический Директорат муниципальной локальной сети школьных ученических общественных организаций имеет право на получение любой информации относительно решений, связанных со сроками, порядком и содержанием внешней оценки деятельности образовательных учреждений, имеющих ученические самоуправляемые общественные организации.
3. Результат: Каждый учащийся школьной самоуправляемой общественной организации, вступившей в локальную сеть знает различные процедуры внешней и внутренней оценки; понимает юридические нормы обжалования спорных результатов обучения; умеет корректно осуществлять апелляцию; имеет устойчивый навык ведения переговоров.
И6:
1.Условия: В краевой системе образования каждая муниципальная система образования имеет ученический Директорат локальной сети школьных ученических общественных организаций. Ротация (сменность) состава Директората составляет не менее 30% каждый год.
2. Процесс: Ученические Директораты локальных сетей школьных ученических общественных организаций всех муниципальных систем образования ежегодно составляют общий собственный доклад губернатору края « Состояние краевого образования глазами учащихся.
3. Результат: Каждый учащийся школьной самоуправляемой общественной организации, вступившей в локальную сеть знает порядок подготовки, принятия и реализации стратегических решений на государственном региональном уровне; понимает основные схемы управления, применяемые на государственном региональном уровне; умеет организовывать собственную деятельность в контексте основных стратегических линий государственного регионального уровня; имеет устойчивый навык руководства разновозрастной группой.
Слайд 28И 7:
1. Условия: В ОУ созданы и действуют на постоянной
основе Клубы выпускников, имеющих легитимную возможность реально осуществлять вклады (финансовые, деятельностные) в образовательный процесс.
2. Процесс: Деятельность по самооценке ОУ в обязательном порядке включает в себя накопление статистических данных относительно профессиональной, общественной деятельности выпускников во временном интервале не менее пяти лет со дня окончания.
3. Результат: Каждый учащийся знает жизненную биографию, профессиональную карьеру и общественную деятельность всех значимых выпускников не менее чем за последние пять лет; понимает особенности их жизненного и профессионального самоопределения; умеет на их примере смоделировать собственное будущее; имеет устойчивый навык прогнозирования.
И8:
1.Условия: На муниципальном уровне представители школьных Клубов выпускников объединены в Ассоциацию выпускников муниципальной системы образования.
2. Процесс: Разработка содержания образовательных программ по предпрофильной подготовке и профильному обучению, процедуры оценивания, а также профориентационная работа в муниципальной системе образования осуществляются совместно с Ассоциацией выпускников.
3. Результат: Каждый учащийся знает требования, предъявляемые работодателями к профессиональной деятельности в современных условиях; понимает особенности рынка трудовых ресурсов в регионе, стране, мире; умеет взаимодействовать с Ассоциацией выпускников муниципальной системы образования по вопросам собственной профессиональной карьеры; имеет устойчивый навык выбора содержания учебного материала, построения индивидуальных учебных планов в контексте профиля своей будущей профессиональной деятельности.
И 9:
1.Условия: Ассоциации выпускников муниципальных систем образования периодически, но не реже чем один раз в году, проводят совместные с краевым Агентством по общему образованию сборы для согласования совместных действий.
2. Процесс: Краевое Агентство по общему образованию разработку показателей и процедур оценки эффективности основных краевых и национальных проектов в области образования и молодежной политики осуществляет совместно с Ассоциацией выпускников муниципальных систем образования.
3. Результат: Каждый учащийся знает стратегические направления развития региона, страны; понимает основные гео-экономические и гео-политические вызовы; умеет оформить проектную заявку для участия в разного рода конкурсах (тендерах), проводимых на региональном, федеральном и мировом уровнях; имеет устойчивый навык взаимодействия с различными инвестиционными фондами и грантовыми организациями.
Слайд 29И10:
1.Условия: В ОУ созданы и действуют Управляющие Советы, на легитимной основе
имеющие право по согласованию с учредителем назначать директора, привлекать и распоряжаться всеми финансовыми ресурсами, инициировать проведение внутренней оценки деятельности ОУ и участвовать в ее осуществлении.
2. Процесс: Деятельность Управляющих Советов в ОУ должна обеспечивать рост внебюджетной составляющей в ФМО, а также влиять на наполнение и распределение Фонда стимулирующих надбавок педагогическим работникам в зависимости от качества их труда.
3. Результат: Каждый учащийся знает величину бюджета школы и его структуру; понимает основные схемы и принципы формирования школьного бюджета; умеет сосчитать в первом приближении стоимость образовательной программы и собственного обучения по ней; имеет устойчивый навык оформления собственных претензий к качеству образовательного процесса и предъявления их Управляющему Совету ОУ.
И11:
1.Условия: На муниципальном уровне создан Совет председателей Управляющих Советов ОУ, на легитимной основе имеющий право инициировать независимый аудит управленческой деятельности в муниципальной системы образования.
2. Процесс: Совет председателей Управляющих Советов ОУ создает и обеспечивает финансирование Центров оценки качества в образовании, которые не реже одного раза в год проводят аудит управленческой деятельности в муниципальных системах образования.
3. Результат: Каждый учащийся знает о показателях, по которым оценивается деятельность ОУ и муниципальной системы образования в целом; понимает реальный уровень и возможности получения качественного образования в конкретном ОУ и муниципальной системе образования в целом; умеет найти оптимальные для себя варианты получения качественного образования в имеющихся условиях; имеет устойчивый навык изменения индивидуального учебного плана.
И12:
1.Условия: На краевом уровне создано Бюро оценки качества региональной системы образования, на легитимной основе обеспечивающей сетевую соорганизацию муниципальных Центров оценки качества, подготовку корпуса краевых экспертов, привлечение внешних экспертов.
2. Процесс: Краевое Бюро оценки качества региональной системы образования не реже двух раз в год проводит оценку состояния краевой системы образования и готовит аналитические доклады губернатору «Настоящее состояние краевой системы общего образования: возможные варианты стратегических изменений ».
3. Результат: Каждый учащийся знает о стратегических приоритетах развития краевой системы образования; понимает сущность ожидаемых изменений; умеет находить собственный вариант получения образования; имеет устойчивый навык получения образования в разных институциональных формах.
Слайд 30Приложение 4
Матрица индикаторов для оценки потенциала и результатов деятельности ОУ, муниципальной
(региональной) системы образования и сферы профессиональной занятости