Слайд 1
Потенциал
государственно-общественного управления образованием
в реализации национальной образовательной инициативы
«Наша
новая школа»
( направление - ФГОС)
Институт развития
государственно-общественного управления образованием
Слайд 2Лорд Майкл Барбер
«Как хорошие образовательные системы могут стать еще лучше?»
Слайд 4 Стратегии изменений
Директивная
соучастия
Экспертная
Переговорная
Образовательная
медленно
Max сопротивления
быстро
Min
сопротивления
Слайд 5Председатель Правительства РФ В.В.Путин
«Создаваемые в школах общественные управляющие советы должны
обладать реальными возможностями влиять на решения по ключевым вопросам в жизнедеятельности школы".
Слайд 6Участие в реализации «Нашей новой школе» - это возможность для органов
ГОУ реализовать свой потенциал как органов стратегического управления, обеспечивающего интеграцию государственного и общественного заказа, разделение ответственности за будущее школы между государством и обществом
Слайд 7Ключевые направления развития общего образования
Обновление образовательных стандартов.
Система поддержки талантливых детей.
Развитие учительского потенциала
Современная школьная инфраструктура
Расширение самостоятельности школ
Здоровье школьников
Слайд 8
Возможные области и механизмы участия органов ГОУ в реализации национальной образовательной
инициативы
Слайд 9Новые стандарты
стандарты образования - общественный договор,
стандарт закладывает иной тип взаимоотношений
между личностью, обществом и государством – отношений, основанных на принципе их взаимного согласия в формировании и реализации политики в области образования (Концепция ФГОС РАО)
Слайд 11Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами),
утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно
Компонент образовательного учреждения
Слайд 12Полномочия органов ГОУ в сфере организации образовательного процесса
Согласовывает:
образовательную программу
компонент образовательного учреждения
государственного стандарта общего образования («школьный компонент»);
профили обучения в старшей школе;
выбор учебников из числа рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ.
Слайд 13ОП и ГОУ
образовательная программа образовательного учреждения является свободной формой гражданского контракта
между обществом (т.е. родителями в лице общественного совета) и образованием (т.е. педагогическим коллективом школы) относительно развития тех или иных компетентностей учащихся.
Слайд 14ОП и ГОУ
ОП демократично и открыто фиксирует цели и содержание образовательной
политики школы.
Мониторинг выполнения такой программы и анализ ее результативности дают концептуальную и фактологическую основу для оценки вклада каждого педагога в учебные и образовательные достижения детей и одновременно для публичного отчета директора перед социумом-заказчиком.
Все это предполагает наличие в школе работоспособного, компетентного и ответственного общественного совета, наделенного полномочиями участвовать в совместной с педагогическим коллективом разработке образовательной программы и оценке ее социокультурной эффективности.
Слайд 15Основные права и обязанности участников реализации ОП
Основные права и обязанности участников
реализации ООП НОО
Слайд 19В образовательном учреждении должны быть созданы условия, обеспечивающие участие в процессе
разработки и утверждения данной программы родительской общественности, педагогов других ступеней школьного образования, администрации ОУ, исходя из целей и задач образовательного учреждения.
Слайд 20Алгоритм действий по введению ФГОС нового поколения в школе
Этап 1:
создание Совета по введению ФГОС и рабочей группы по разработке проекта введения ФГОС
Этап 2: определение изменений в существующей образовательной системе для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС
Этап 3: разработка проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы
Этап 4: разработка плана-графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы
Этап 5: реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения
Слайд 21Функции Совета
Совет в целях выполнения возложенных на него задач:
изучает опыт введения
новых ФГОС общего образования других общеобразовательных учреждений;
формирует перечень критериев экспертной оценки результатов деятельности учителей и их объединений по введению новых ФГОС общего образования на ступенях общеобразовательного учреждения;
проводит экспертизу проектов введения новых ФГОС общего образования на всех ступенях общеобразовательного учреждения;
обеспечивает необходимые условия для реализации проектных технологий при введении новых ФГОС общего образования на ступенях общеобразовательного учреждения;
принимает участие в разрешении конфликтов при введении новых ФГОС;
информирует о ходе и результатах введения новых ФГОС общего образования на ступенях общеобразовательного учреждения
Слайд 22Этап 2
Основной принцип действий на этом этапе состоит в сравнении предложенной
новыми стандартами обобщенной модели образовательной системы с существующей в школе и определении того, какие элементы существующей образовательной системы:
полностью отвечают требованиям новых ФГОС и могут быть без изменений перенесены в желаемую систему;
частично отвечают требованиям новых ФГОС и нуждаются в переработке для переноса в желаемую систему;
не отвечают требованиям новых ФГОС и не могут быть перенесены в желаемую систему;
какие необходимые для желаемой системы элементы, определяемые новыми ФГОС, отсутствуют в существующей системе и должны быть найдены или разработаны.
Слайд 23Этап 2
Определение необходимых изменений:
в образовательных целях
в составе образовательных программ и
распределении учебного времени
в содержании образовательных программ
изменений в технологиях обучения и воспитания.
ресурсного обеспечения и изменений условий образовательной деятельности
изменений в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.
Слайд 24Этап 3
Разработка проектов изменений в образовательной системе
Экспертиза проектов изменений в
образовательной системе школы
Слайд 25Этап 3
Результатом проектирования является образовательная модель, включающая:
состав образовательных программ или их
частей, подлежащих самостоятельной разработке;
состав программ, найденных вовне и подлежащих освоению;
состав новых образовательных технологий, которые нужно освоить;
перечни конкретных видов ресурсов, подлежащих приобретению;
перечень учебных программ повышения квалификации педагогических кадров, которые нужно реализовать, чтобы обеспечить введение новых образовательных программ и технологий;
перечень новых методов контроля, которые нужно ввести;
перечень новых механизмов контроля, которые нужно разработать и ввести.
Слайд 26Этап 5
Формирование организационного механизма контроля процессов модернизации образовательной системы
Осуществление изменений
в образовательной системе школы
Слайд 27Особенность ФГОС начальной ступени школы как комплексного новшества состоит в том,
что его структура задана не жестко. У школы есть возможность учесть образовательные потребности и интересы учащихся, а также потребности и запросы родителей в рамках вариативного компонента учебного плана, при организации 6-дневной недели, а также во внеучебной деятельности.
Слайд 28Директор Департамента стратегического развития МОиН РФ
И.М. Реморенко
С введением нового стандарта родители
получат возможность непосредственно влиять на образовательный процесс и будут более активно вовлечены в управление школой.
В стандартах появились специальные полномочия участников образовательного процесса, в соответствии с которыми предполагается создание школьных советов, куда войдут родители учащихся,… и будут определять, что из вариативного содержания предпочтительнее для изучения их детьми – это около 20% всего содержания образования для младших классов.
Чем старше ступень, тем больше предполагается таких возможностей регулирования. Например, старшеклассники вместе с родителями будут выбирать профиль и сами определять, какое дополнительное образование им необходимо.
Слайд 29Образовательная среда
Оценка и контроль качества условий обучения, школьного питания
Автономия
школы
ГОУ как гарант возможности расширения самостоятельности школы, ограничения ведомственного контроля в пользу общественного («подотчетность», публичная отчетность)
Развитие учительского потенциала
Участие в оценке качества деятельности учителя (распределение стимулирующей части ФОТ, аттестация, конкурсы)
Здоровье
Политика обеспечения физической и психологической безопасности детей в школе
Одаренные дети
Развитие партнерства с учреждениями науки и высшей школой
Слайд 30Государственно-общественное управление образованием - ведущий механизм реализации национальной образовательной инициативы «Наша
новая школа»
Слайд 31Станут ли управляющие советы площадкой для выявления и согласования запросов различных
групп общественности к содержанию обучения и воспитания?
Окажутся ли управляющие советы готовы к выработке политики школы в поликультурной среде? Будут ли найдены эффективные инструменты ее практической реализации?
Слайд 32Роль органов ГОУ в процессе внедрения ФГОС
оценка готовности ОУ к введению
в ФГОС;
изучение и формирование социального заказа;
участие в обсуждении и разработке ОП ОУ, согласование ОП;
информационная поддержка;
формирование общественного мнения;
содействие развитию материально-технического оснащения;
внесение предложении по корректировке программы развития.
Слайд 33Механизмы ГОУ в обеспечении потребностей учащихся в этнокультурном, экологическом образовании
Помощь в
организации и проведении мероприятии;
Развитие родительской активности;
Привлечение общественности и социума, поиск социальных партнеров-энтузиастов;
Изучение заказа;
Платные услуги;
Использование вариативной части УП и внеучебной;
Ресурсное обеспечение;
Слайд 34Общественное участие в оценке качества образования
Разработка и согласование критериев качества…
Участие
в процессе аккредитации и лицензирования ОУ;
Общественная оценка деятельности педагога и ОУ;
Оценка реализации программы развития и образовательной программы;
Проведение конкурсов;
Публичная отчетность;
Информационная открытость;
Слайд 35Возможности органов ГОУ в поддержке одаренных детей
Ресурсная поддержка программ ОД:
Учреждение
стипендиатов и проведение конкурсов, грантов;
Психолого-педагогическое сопровождение детей;
Предоставление стажировочных площадок
Слайд 36Роль органов ГОУ в развитии школьной инфраструктуры
Инициация и формирование сетевого
взаимодействия
Слайд 37Вопросы обеспечения здоровья и безопасности учащихся в деятельности органов ГОУ
Контроль
за безопасными условиями во время учебно-воспитательного процесса;
Оценка качества питания;
Участие в приемке школы к новому учебному году;
Формирование мероприятий направленных на ЗОЖ.
Слайд 38заходите на сайт
http://www.gouhttp://www.gouohttp://www.gouo.ru
пишите письма
ps@mhs548.ru
sen548@gmail.com
Приглашаем к сотрудничеству!
Институт развития
государственно-общественного управления
образованием