Слайд 1РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ МЕНЕДЖМЕНТА В 2011
Г. И ЗАДАЧИ НА СЛЕДУЮЩИЙ ГОД
Проректор по развитию Учебно-методического объединения, зам. председателя УМО, д.п.н, проф. Звонников В.И.
Слайд 2Основные направления работ по созданию системы сертификации квалификаций специалистов и выпускников
системы профессионального образования, реализуемая в 2011 – 2013 годах в форме совокупности проектов ФЦПРО
«Разработка и апробация технологий и инструментариев сертификации профессиональных квалификаций, создание экспертно-методических центров»
«Создание организационного и методического сопровождения работ по сертификации специалистов в области оценки систем гарантий качества профессионального образования»
«Разработка и апробация модели системы признания сертификатов, полученных выпускниками образовательных учреждений профессионального образования и другими категориями граждан по результатам оценки и сертификации квалификаций (на примере не менее чем 6 отраслей)»
«Продвижение и экспертно-методическое сопровождение развития системы оценки качества профессионального образования на основе создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений»
«Разработка методики использования национальных и отраслевых квалификационных рамок в системе оценки качества образовательных программ профессионального образования и сертификации квалификаций»
«Разработка и апробация моделей центров сертификации профессиональных квалификаций и экспертно-методического центра в 14 отраслях экономики»
Слайд 3Проблемы совершенствования ФГОС
Адекватность запросам работодателей, ожиданиям со стороны общества
и рынка труда
Несовершенство формулировок компетенций, их излишнее дробление и избыточного числа – отсутствие профессиональных стандартов в большинстве отраслей экономики
Существующий разрыв между производством и системой профессионального образования
Слайд 4Проблемы совершенствования набора компетенций
наличие частично пересекающихся компетенций, незначительно отличающихся по формулировкам
и создающих избыточность их общего числа
излишняя многословность, расплывчатость формулировок
противоречивость отдельных компетенций
надуманность ряда компетенций, не обладающих реальной востребованностью у работодателей
Слайд 5Перечень должностных обязанностей менеджера по квалификационному справочнику
1. Осуществляет управление
предпринимательской или коммерческой деятельностью предприятия, учреждения, организации*, направленной на удовлетворение нужд потребителей и получение прибыли за счет стабильного функционирования, поддержания деловой репутации и в соответствии с предоставленными полномочиями и выделенными ресурсами.
2. Исходя из стратегических целей деятельности предприятия, учреждения, организации планирует предпринимательскую или коммерческую деятельность.
3. Осуществляет контроль за разработкой и реализацией бизнес - планов и коммерческих условий, заключаемых соглашений, договоров и контрактов, оценивает степень возможного риска.
4. Анализирует и решает организационно - технические, экономические, кадровые и социально - психологические проблемы в целях стимулирования производства и увеличения объема сбыта продукции, повышения качества и конкурентоспособности товаров и услуг, экономного и эффективного использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
5. Осуществляет подбор и расстановку кадров, мотивацию их профессионального развития, оценку и стимулирование качества труда.
6. Организует связи с деловыми партнерами, систему сбора необходимой информации для расширения внешних связей и обмена опытом.
7. Осуществляет анализ спроса на производимую продукцию или услуги, прогноз и мотивацию сбыта посредством изучения и оценки потребностей покупателей.
8. Участвует в разработке инновационной и инвестиционной деятельности, рекламной стратегии, связанной с дальнейшим развитием предпринимательской или коммерческой деятельности.
9. Обеспечивает рост прибыльности, конкурентоспособности и качества товаров и услуг, повышение эффективности труда.
10. Осуществляет координацию деятельности в рамках определенного направления (участка), анализ ее эффективности, принимает решения по наиболее рациональному использованию выделенных ресурсов.
11. Привлекает к решению задач консультантов и экспертов по различным вопросам (правовым, техническим, финансовым и др.)
Слайд 17Общие тенденции
большое внимание к личностным характеристикам, нередко в списке требований перевешивающее
требования к профессиональным компетенциям;
приоритет общекультурных, а не профессиональных компетенций
Слайд 18Наиболее часто встречающиеся требования к подготовке менеджеров
быть уверенным пользователем ПК, знать
MS Office, PowerPoint, Excel.
свободно владеть английским либо, как минимум, на базовом уровне;
владеть навыками экономического моделирования,
владеть навыками по инвестиционной оценки проектов;
знать особенности функционирования различных отраслей экономики и рынков;
владеть навыками ведения переговоров;
знать нормы и правила общения;
иметь развитые коммуникативные навыки;
обладать внимательностью, решительностью, стрессоустойчивостью, активной жизненной позицией, обучаемостью, быстротой реакции
Слайд 19Наиболее востребованные компетенции
готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
способность занимать активную гражданскую позицию (ОК-3);
осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);
обладать способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4),
обладать способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5),
обладать способностью анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-9)
Слайд 20Письмо Департамента профессионального образования №12-532 от 31.03.2011
Приказ Минобрнауки России от 31
мая 2011 г. №1975 абзац 2 п.7.1 ФГОС ВПО
Слайд 21Перечень профилей по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация «бакалавр»)
Слайд 22Профили, представленные вузами в реестрах, не утвержденные УМО по образованию в
области менеджмента
Слайд 23Перечень профилей, выложенный на сайте fgosvpo (Координационный совет учебно-методических объединений и
научно-методических советов высшей школы)
Слайд 24Перечень профилей, выложенный на сайте Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета
1. Государственное и
муниципальное управление
2. Информационный менеджмент
3. Логистика
4. Маркетинг
5. Международный менеджмент
6. Производственный менеджмент
7. Управление малым бизнесом
8. Управление проектами
9. Управление технологическими инновациями
10. Управление человеческими ресурсами
11.Управленческий и финансовый учет
12. Финансовый менеджмент
13. Инновационный менеджмент
14. Организационный инжиниринг
15. Антикризисный менеджмент
16. Экологический менеджмент
17. Менеджмент наукоемких производств нефтегазохимического комплекса
18. Менеджмент недвижимости
Слайд 25Процедура открытия новых профилей по группе управленческих направлений подготовки
подача заявки на
открытие нового профиля в ГУУ по специальной форме;
2) рассмотрение заявки в течение 3-х месяцев на заседании Президиума УМО либо зам. председателем Совета УМО (в случае отсутствия заседаний Президиума в обозначенный период);
3) получение вузом, предложившего открыть новый профиль, положительного заключения за подписью зам. Председателя Совета УМО по образованию в области менеджмента, проректора ГУУ по развитию Учебно-методического объединения
Слайд 26Результаты работы УМО за отчетный период
разработка и размещение на сайте УМО
примерных основных образовательных программ для направлений подготовки 080200 «Менеджмент», 080400 «Управление персоналом» и 081100 «Государственное и муниципальное управление»
подготовка и издание методических рекомендаций по разработке программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС, методических рекомендаций по оцениванию профессиональных компетенций и оцениванию общекультурных компетенций
систематическое обновление сайта УМО
Слайд 27Результаты работы УМО за отчетный период
проведена экспертиза 168 учебных изданий на
предмет целесообразности присвоения грифа "Допущено Советом Учебно-методического объединения в области менеджмента", из числа которых 8 изданиям было отказано в присвоении грифа
Осуществлена экспертиза 81 учебного издания по государственному контракту с Московским государственным университетом печати, из которых 22 издания получили отрицательное экспертное заключение
По государственному контракту с Федеральным институтом развития образования проведена экспертиза 83 учебных изданий, среди которых 70 изданий рекомендованы экспертами к использованию в учебном процессе
В целом, из 323 учебных изданий, прошедших экспертизу примерно пятую часть (63 из 323) составляют учебники
Слайд 28Результаты работы УМО за отчетный период
Подготовлены два потока профессорско-преподавательского состава
вузов УМО общей численностью 49 слушателей по направлению «Модернизация системы высшего профессионального образования в контексте проблемы введения уровневого образования и федеральных государственных стандартов нового поколения»
Выполнен первый этап проекта «Разработка и апробация модели и технологии создания и применения измерительных средств в соответствии с требованиями профессиональных стандартов для процедур оценки и сертификации квалификаций» в рамках мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015
Слайд 29Результаты работы УМО за отчетный период
Проведена Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы
управления - 2011»
Проведена II Всероссийская конференция студентов и молодых ученых «Новой экономике – новые подходы управления (Проблемы и механизмы управления в условиях посткризисного развития)»
Проведена VIII Международная научно-практическая конференция «Исследование систем менеджмента отраслевых организаций: теория и практика»
Слайд 30Результаты работы УМО за отчетный период
Проведен Научно-методический семинар «Современные проблемы управления
человеческими ресурсами: Российская и Германская модели инновационного развития»
Проведена Всероссийская студенческая олимпиада по стратегическому менеджменту по секциям: «Экономика и управление на предприятии», «Государственное и муниципальное управление», «Маркетинг», «Менеджмент»
Проведен Всероссийский конкурс выпускных квалификационных работ по специальности «Государственное и муниципальное управление»
Слайд 31Результаты работы УМО за отчетный период
Проведены заседания секций УМО
Проведен семинар преподавателей
и представителей туротрасли по теме «Формирование профильной подготовки бакалавров и магистров менеджмента в туризме как отражение тенденций развития бизнеса» с участием представителей туристских организаций Москвы
В ведущих отечественных журналах по тематике высшей школы опубликован ряд статей представителей вузов УМО, где подняты актуальные проблемы управленческого образования. Выполнена работа по подготовке проекта устава и пакета документов для организации Всероссийской ассоциации управленческого образования
Слайд 32
В результате деятельности Совета Учебно-Методического объединения по образованию в области менеджмента
заложена организационно-методическая база для широкого внедрения федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения и реализации уровневой подготовки кадров в сфере управленческого образования
Слайд 33Планы на будущий год
сбор информации профилях бакалавриата и программах магистратуры,
реализуемых в различных вузах, а также об открытии новых программ
проведение Конкурса для поддержки и развития инновационных технологий обучения в соответствии с требованиями ФГОС
Слайд 34Пожелания по дальнейшей деятельности вузов
налаживание связей с разработчиками профессиональных стандартов и
постоянных связей с выпускниками своих учебных заведений
обеспечение информационно-аналитического сопровождения перехода на уровневую систему внутри вуза, ведение мониторинга работы подразделений вуза по реализации требований ФГОС, активизация работы с социальными партнерами и объединениями работодателей
Слайд 35Ключевые условия успеха открытия магистратуры
- наличие штатных преподавателей-исследователей
со знанием практики;
- наличие системных связей с бизнесом;
- реализация программного принципа управления, нацеленного на новую роль кафедр;
- приоритет очной либо очно-заочной формы обучения.