Слайд 1Белгородская область
Белгородский район
Некоторые подходы к формированию системы оценки качества
образования
(на примере МОУ «Беловская СОШ»)
Выполнили:
Цыбина Л.Н, директор школы
Лавриненко В.Н, заместитель директора по УР
Слайд 2
Одним из главных направлений модернизации школьного образования рассматривается создание общероссийской системы
оценки качества образования (ОСОКО) для организации мониторинга на всех уровнях и стадиях подготовки студентов и школьников.
Обоснование проекта
Слайд 3Обеспечение высокого уровня реализуемых образовательных программ и образовательных услуг зависит от
качества деятельности образовательных учреждений. Именно учебные учреждения организуют образовательный процесс, контролируют его качество, ведут отбор и переподготовку педагогических кадров, в полной мере отвечают за качество подготовленности обучающихся и выпускников. Логика подсказывает, что в структуре систем оценки качества образования должны быть и внутришкольные системы. Основными их целями в условиях подготовки выпускников к независимой аттестации являются:
- обеспечение объективной информации об уровне и качестве индивидуальных учебных достижений учащихся и среднестатистических достижений образовательного учреждения в целях коррекции учебного процесса и учебной активности выпускников;
Слайд 4
Сроки выполнения проекта: 2 года
Этапы выполнения проекта:
1 этап - (январь- март
2009г.) — изучение литературы, сравнительно-сопоставительный анализ подходов к исследуемой проблеме;
2 этап (апрель - август 2009г.) - разработка модели системы педагогического мониторинга качества образования;
3 этап (сентябрь 2009г. – май 2010г.) – апробация мониторинга образовательного процесса и коррекция.
4 этап (июнь – декабрь 2010г.) - обобщение и систематизация полученной информации, статистическая обработка и качественный анализ результатов исследования.
Слайд 5План реализации проекта
Раздел 1. Нормативно-установочный этап
Раздел 2. Работа с педагогическим
коллективом
Раздел 3. Работа с учащимися
Раздел 4. Практическая реализация проекта
Раздел 5. Обобщающий этап.
Слайд 6Нормативно-правовая база
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Трудовой кодекс Российской Федерации №197 -ФЗ
отЗО.12.01. (с изменениями и дополнениями)
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (утверждена Правительством Российской Федерации. Распоряжение № 1756-р от 29.11.01.)
Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской федерации № 196 от 19.03.01.).
Национальная доктрина образования в Российской Федерации
Федеральные образовательные стандарты общего среднего полного и общего основного образования.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования.
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (2004 г)
Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.№1178 -02)
Приказ МОРФ «Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» №1908 от 26.06.2000г
Приказ Управления образования и науки Белгородской области № 656 от
« 26 » апреля 2006г. «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования.
Слайд 7
Актуальность темы исследования.
Оценка качества
образования необходима не только для принятия управленческих решений, направленных на обеспечение функционирования образовательных учреждений, но и для осмысления и формулирования целей развития конкретной школы.
Слайд 8
Цели и задачи исследования:
создание единой системы диагностики и контроля состояния образования
в школе, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в нем;
получение объективной информации о состоянии качества образования в школе, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием;
обеспечение объективности и справедливости при приеме в школу;
принятие обоснованных управленческих решений по вопросам качества образования.
формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;
оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся для их итоговой аттестации и отбора для поступления на следующие ступени обучения;
оценка состояния и эффективности деятельности школы;
оценка качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг;
выявление факторов, влияющих на качество образования;
содействие повышению квалификации работников системы образования, принимающих участие в процедурах оценки качества образования;
содействие подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования.
Слайд 9Методологические основы исследования
При написании проекта
применялись как общенаучные, так и специальные методы научного познания. Исторический метод использован при рассмотрении становления и развития теории оценки качества образования. Условием достижения целей предпринятого исследования послужило применение методов, используемых как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне (системный метод, абстрагирование, анализ, синтез, моделирование, индукция и дедукция, сравнение, восхождение от абстрактного к конкретному).
Слайд 10
Основные пользователи результатов системы оценки качества образования:
обучающиеся и их родители;
управление
образования администрации Белгородского района
образовательные учреждения;
работодатели и их объединения;
Слайд 11Критерии качества образования:
Физическое здоровье.
Комфортность пребывания в образовательном учреждении для всех
участников образовательного процесса.
Умение вести здоровый образ жизни.
Сформированность основной умственной и практической деятельности.
Адаптация к условиям рынка труда.
Успешность обучения.
Востребованность способностей и образованности выпускников обществом.
Усвоение учебных программ.
Коммуникабельность.
Законопослушность.
Гражданская позиция (сформированная).
Уровень обученности и обучаемости.
Адекватная самооценка личности.
Умение учиться.
Умение действовать в ситуации неопределенности.
Воспроизводство системы образования.
Профессиональный уровень педагога.
Слайд 12Основные аспекты общественной экспертизы
Качество образования, обеспечиваемое школой;
Уровень обученности школьников (степень освоения
образовательных стандартов);
Эффективность школьного менеджмента, в том числе в финансово-хозяйственной сфере;
Общий уровень духовного, нравственного, социального и культурного развития учащихся, обеспечиваемый школой.
Слайд 13
Схема мониторинга качества образования в МОУ «Беловская СОШ»
Слайд 14Схема мониторинга качества образования
Мониторинг эмоционального состояния учащихся:
- Тестирование учащихся
-
Анкетирование учащихся и их родителей
Мониторинг знаний учащихся
Балльно-рейтинговая оценка учащихся
Выявление тенденций и выработка решений
Слайд 15Эффективность и качество обучения в школе (методика В. П. Симонова)
-Рассчитывается по
формуле: отношение суммы "4" и "5" к числу учащихся в классе, выраженное в процентах.
Рассчитывается по формуле: общее число "5" Х 1 + общее число "4" Х 0,64 + общее число "3" Х 0,36 делится на число учащихся в классе.
- От 0,6 до 0,7 - третья степень обученности (средняя); от 0,7 и выше - четвертая степень обученности (высокая).
Слайд 16Мониторинг эффективности и качества обучения в классах МОУ «Беловская СОШ». 2008-2009
уч. год
Слайд 17При достаточно хорошем уровне посещаемости средний балл успеваемости выше четырех баллов.
Слайд 18Успеваемость учащихся школы за три последних года
Слайд 19Итоги предметных олимпиад
2008-2009 уч. год
Слайд 20Оценка деятельности системы качества образования через результаты ЕГЭ
Слайд 22Оценка деятельности системы образования через особенности образовательных и трудовых траекторий выпускников
школы
С позиции государства
Все выпускники получили определенный статус:
60 % поступили в ВУЗы (из них 77,8 % - на бюджетной основе)
20 % - поступили в СУЗы;
13,3 % - поступили в учреждения НПО;
6,7 % - работают.
93,3 % выпускников остались в Белгородской области
С позиции родителей
80 % выпускников обучаются на бюджетной основе;
85,7 % выпускников поступило в ВУЗЫ (на бюджет) в Белгороде;
14,3 % - в Москве;
Слайд 23ВЫВОД
Формируемые подходы к оценке качества образования в МОУ «Беловская СОШ» представляют
собой систему отслеживания, постоянного измерения эффективности обучения, самоанализа деятельности на всех уровнях, что позволяет определить, насколько наша работа соответствует реальным требованиям времени.