Слайд 1Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации"
от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ
Вступает в силу:1 сентября 2013 года
Принят Государственной Думой: 21 декабря 2012 года
Одобрен Советом Федерации: 26 декабря 2012 года
Выборова О.А.
МАУ «ГНМЦ»
Слайд 2 индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы
на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
Основные понятия, используемые в Федеральном законе (Статья 2):
Слайд 34) качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося,
выражающая степень их соответствия ФГОС, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического/юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;
5) конфликт интересов педагогического работника – ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Слайд 4Введено новое понятие - «организации, осуществляющие образовательную деятельность», к которым относятся:
1)
образовательные организации - некоммерческие организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых они созданы;
2) иные организации, осуществляющие обучение - юридические лица, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.
Слайд 5- признание приоритетности образования;
- обеспечение права каждого на образование;
- светский характер
образования;
- единство образовательного пространства;
- свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
- обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности;
- информационная открытость и публичная отчетность ОО;
-недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования.
Базовые принципы и нормы, закрепленные законодательством об образовании (Статья 3):
Слайд 7Статья 66.
1. Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося,
развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).
2. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса, здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком РФ , навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).
3. Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
Слайд 8Классификация образовательных программ (Статья 12)
Слайд 9Формы получения образования и формы обучения (Статья 17)
В РФ образование может
быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования вправе пройти экстерном промежуточную и ГИА в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.
Слайд 10В наименовании ОО могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной
деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание программы, специальные условия их реализации), дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат) (Статья 23).
Слайд 11Предусматриваются сетевые формы реализации образовательных программ, которые обеспечивают возможность освоения обучающимися
образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, в том числе иностранных (Статья 15).
Участники сетевого взаимодействия:
- научные организации,
- медицинские организации,
- организации культуры,
- физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения.
Общие правила организации образовательного процесса
Слайд 12Выделены отдельные статьи, посвященные:
1) использованию дистанционных и электронных образовательных технологий в
образовательном процессе (Статья 16).
Электронное обучение – организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий, технических средств, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
2) образовательным и информационным ресурсам в образовательном процессе (Статья 18).
В ОО формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки (доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным, поисковым системам).
Библиотечный фонд: печатные и (или) электронные учебные издания (учебники, учебные пособия), методические и периодические издания по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).
Слайд 13Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального
общего, основного общего, среднего общего образования выбирают (Статья 28):
учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников;
учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию.
Слайд 14
В целях участия педагогических работников в разработке ФГОС, примерных образовательных программ,
координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в обеспечении качества и развития содержания образования в системе образования могут создаваться учебно-методические объединения.
Учебно-методические объединения создаются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Научно-методическое и ресурсное обеспечение (Статья 19)
Слайд 15Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов РФ (Статья 87)
1. В целях
формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены учебные предметы, направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов РФ.
2. Выбор одного из учебных предметов, курсов осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.
3. Примерные основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов РФ проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению.
4. Учебные предметы, курсы в области теологии преподаются педагогическими работниками из числа рекомендованных соответствующей централизованной религиозной организацией.
5. К учебно-методическому обеспечению данных учебных предметов, курсов привлекаются соответствующие централизованные религиозные организации.
Слайд 16Педагог имеет право на:
сокращенную продолжительность рабочего времени;
дополнительное профессиональное образование по профилю
не реже чем один раз в три года;
ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;
длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;
досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Трудовые права и социальные гарантии педагогов (Статья 46)
Слайд 17В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается
(Статья 46):
1) преподавательская, воспитательная, индивидуальная работа с обучающимися;
2) научная, творческая и исследовательская работа;
3) методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.
Должностные обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями.
Соотношение преподавательской и другой педагогической работы в пределах рабочей недели / учебного года определяется локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.
Слайд 18Педагогические работники обязаны (Статья 48):
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном
уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов в соответствии с утвержденной рабочей программой;
2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
Слайд 19Педагогические работники обязаны:
6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их
здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
7) систематически повышать свой профессиональный уровень;
8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности;
9) проходить периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;
10) проходить в установленном законодательством РФ порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
Слайд 20Аттестация педагогических работников (Статья 49)
Цель аттестации: подтверждение соответствия педагогических работников занимаемым
ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.
Аттестация в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется 1 раз в 5 лет аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Аттестация в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, находящихся в ведении субъекта РФ, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ.
Слайд 21Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность (Статья 29):
1) информации:
а) о дате
создания ОО, об учредителе ОО, о режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты;
б) о структуре и об органах управления ОО;
в) о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин;
г) о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц;
д) о языках образования;
е) о федеральных государственных образовательных стандартах;
ж) о руководителе ОО, его заместителях, руководителях филиалов образовательной организации (при их наличии);
Слайд 22Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность (Статья 29):
з) о персональном составе
педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы;
и) о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся);
к) о количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе;
м) об объеме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц;
л) о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года;
м) о трудоустройстве выпускников.
Слайд 23Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность (Статья 29):
2) копий:
- устава образовательной
организации;
- лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);
- свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями);
- плана финансово-хозяйственной деятельности ОО, утвержденного в установленном законодательством РФ порядке, или бюджетной сметы ОО;
- локальных нормативных актов, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора;
3) отчета о результатах самообследования;
4) документа о порядке оказания платных образовательных услуг, образца договора об оказании платных образовательных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе;
5) предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчетов об исполнении таких предписаний;
6) иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению ОО.