Слайд 1
Кафедра
Современных технологий обучения
КГПУ им. В.П. Астафьева
(2004-2008 гг.)
Слайд 2Кафедра Современных технологий обучения (СТО) образована решением Ученого Совета КГПУ 30
июня 2004 г. Создание кафедры предварял эксперимент на историческом факультете, проведенный в 2001 -2004 гг.
Концептуальные положения актуальности:
На смену предметно-онтологической модели обучения приходит гносеологическая модель, при которой основу предмета составляет методология изучаемой дисциплины, познавательные средства и технологии как предметные, так и надпредметные. В системе высшего образования возрастает необходимость в обучении студентов передовым технологиям обучения и оценивания ее результатов.
Слайд 3Цель и задачи кафедры СТО
Цель: Овладение студентами умениями и навыками
по современным педагогическим технологиям и средствам оценивания результатов обучения, обеспечение навыками по включению в систему профильного обучения.
Задачи:
Освоение студентами современными педагогическими технологиями с позиций компетентностного и деятельностного подходов (технологии обучения, воспитания, оздоровления) для их последующей реализации в профессиональной деятельности;
Овладение студентами с позиций компетентностного и деятельностного подходов современными средствами и способами оценки результатов обучения школьников с учетом введения ЕГЭ;
Освоение студентами технологий организации командной, групповой, парно-групповой, индивидуальной коммуникации учащихся на основе включения в проектно-исследовательскую образовательную деятельность
Слайд 4Концептуальные решения в процессе организации
и становления кафедры СТО:
- разработка концепции
кафедры, разграничение функций со смежными кафедрами, обоснование введения учебных дисциплин, курсов по выбору и пр.;
- поэтапное решение кадрового вопроса, решение проблемы остепененности, повышения квалификации и пр.;
- формирования команды единомышленников, создание среды инновационного развития, повышение квалификации;
- разработки программ учебных курсов, УМК, формирование банка учебно-методических ресурсов;
- формирование материально-технической и информационно-ресурсной базы новой кафедры,
- разработка и выполнение долгосрочной программы НИР;
- формирование PR-программы по созданию и углублению позитивного и востребованного в вузе образа новой кафедры.
Слайд 5Заведующий кафедрой Современных технологий обучения -
кандидат исторических наук, доцент Андюсев Борис Ермолаевич.
Старший лаборант кафедры Современных технологий обучения -
Правкина Ирина Васильевна.
Штатное расписание по кафедре Современных технологий обучения
КГПУ им. В.П. Астафьева на 2008 – 2009 учебный год
Андюсев Борис Ермолаевич – заведующий кафедрой, кандидат исторических наук, доцент
Ольгин Иван Иванович – кандидат педагогических наук, доцент
Новобранцев Александр Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент
Лутошкина Виктория Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент
Цвелюх Ирина Петровна, кандидат педагогических наук, доцент
Соколовский Анатолий Александрович – кандидат экономических наук, доцент
Тумашева Ольга Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент
Шандыбо Светлана Викторовна – соискатель, старший преподаватель
Смирнов Александр Иванович – аспирант кафедры, ассистент
Кашуба Мария Анатольевна – аспирант, ассистент
Льгова Рената Александровна – аспирант, ст. преподаватель
Слайд 6Кафедра подходит к организации обучения с учетом рекомендаций МинОБРНАУКИ РФ по
пониманию и использованию новых технологий: «Под инновационными методами в высшем профессиональном образовании подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного и проектного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и др.) (См. письмо Е.Н. Геворкян, 2005 г.), поэтому:
Преподаватель не имеет монополии на информацию, т.к. имеются множественные источники информации (Интернет, ЦОР и др.), не имеет монополии на способы освоения знаний, т.к. студент овладевает исследовательскими, экспериментальными, проектными, коммуникативными методами и педтехнологиями.
Основное внимание уделяется только знаниям, но прежде всего освоению студентами способов получения (приобретения) знаний
Студент активно участвует в процессе обучения, он реально становится полноправным субъектом учебного процесса. Преподаватель соучаствует в процессе познания, «обеспечивая» этот процесс, организатор процесса обучения (тьютор).
Студенты активно генерируют знания, сосбственные гипотезы, приобретения, выводы и интепретации, результаты работ.
Занятия строятся гибко, с учетом потребностей студентов и преподавателей в соответствии с новыми ответами на вызовы изучаемой (исследуемой) проблемы.
Основное внимание уделяется практике и обучению в деятельности. Современные педтехнологии изучаются (осваиваются) студентами в самой технологии на практическом занятии. Подготовка и проведение занятий происходит в форме разработки проектов, проведения проблемных исследований, дискуссий и дебатов, работы с кейсами документов и «частных случаев», обсуждения проблем методами «мозгового штурма» и командного взаимодействия в малых группах с элементами, содействующими профессионально-педагогической и методической подготовке студентов.
Слайд 7В процессе обучения преподаватель использует те средства, методы обучения, способы учебной
деятельности, педагогические технологии, применение которых для освоения тех или иных тем и разделов не только эффективно, но и является целью освоения как способа или технологии. Освоение студентами новой педтехнологии как способа обучения идет в виде погружения в данную технологию и обучения на ее основе.
Системность изучаемых технологий, основанных на субъект-субъектном взаимодействии преподавателей и студентов, на исключении монополии преподавателя на новую информацию в сочетании с «погружением» в профильное обучение, в профессию учителя.
Компетентностный подход с разработкой конкретного продукта (проекта, презентации, индивидуальной или групповой работы) в режиме практической деятельности по возможности на каждом занятии..
Деятельностный подход через прохождение студентами практической отработки полученных умений и навыков (проигрывание урока, моделирование учебной ситуации, разработку и защиту проекта и пр.)
Все обучение строится в режиме работы в малых группах по 4-5 чел., в ситуации работы в парах или индивидуально. Лекционная форма – минимально.
Текущий и промежуточный контроль работы студентов на основе рейтингового зачетного листа студента (Лист самоконтроля), текущих зачетных практических работ, итоговых зачетных работ – Программы элективного курса, разработки и публичной презентации Проекта в электронной форме или носителях ЦОР, письменного и компьютерного тестирования. Итоговый контроль результатов обучения по дисциплинам кафедры осуществляется в форме экзамена и зачетов.
Слайд 8Учебные дисциплины кафедры: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Дополнительные педагогические технологии:
Проектирование как педагогическая технология
Трудоустройства и
успешной карьеры
Молодой специалист: тренинги адаптации и профессионального развития
Проектирование с использованием ЦОР
Технологии проектирования компьютерных тестов
Педагогические технологии
Слайд 9Динамика развития кафедры СТО (2001-2008 гг.)
Наряду с дисциплинами СПТ и ССОРО
сотрудники кафедры ведут с 2007-08 уч. года учебные курсы по выбору студентов на ряде факультетов;
Современные технологии воспитательной работы (Цвелюх И.П.).
Технологии трудоустройства и успешной карьеры (Новобранцев А.С.).
Проектирование как педагогическая технология (Лутошкина В.Н., Андюсев Б.Е., Цвелюх И.П., Соколовский А.А. и др.)
Проектирование занятий с использованием ЦОР (Безрукова Н.П.)
Разработка тестов в специализированных средах (Безрукова Н.П.)
Технологии адаптивной физической культуры и здоровьесохранения (Ольгин И.И.).
Динамика развития кафедры СТО (2001-2010 гг.)
Слайд 10Динамика общей нагрузки по кафедре СТО
Всего час.
Проект
Слайд 11Динамика численности ППС по кафедре СТО
Проект
Слайд 12Динамика остепененности ППС по кафедре СТО
Общая остепененность кафедры СТО по
годам:
2004-05 гг. – 50%, 2005-06 гг. – 40%, 2006-07 гг. – 57%, 2007-08 гг. – 77%. Проект – 2012-013 гг. – 100%.
Проект
Слайд 13Динамика развития кафедры СТО
Обеспечение остепененности кафедры СТО
на 100% к 2012-2013 г. на основе непрерывной научно-исследовательской деятельности студентов вуза и руководства дипломными работами и создания ситемы подготовки молодых специалистов по программе: студент-аспирант-ученый
Слайд 14НИР кафедры СТО
Научная тема кафедры: «Инновационный поиск, разработка и внедрение современных
педагогических технологий в практику обучения и профессиональную деятельность выпускников вуза».
Кафедрой СТО разработано и апробировано 2 авторские педтехнологии:
1. Технология модульно-блочного обучения истории на основе ОК.
(Автор доцент Андюсев Б.Е. Технологию используют более 30 тыс. учителей России, Украины, Белоруссии, Казахстана):
2. Здоровьесохраняющая технологии с применением многомерных дидактических средств в системе методологии и концепции применения в ОУ (Автор доцент Ольгин И.И. Технологияеализуется более чем в 15 базовых школах, 4-х коррекционных учреждениях и 60 д/садах края).
Слайд 15НИР кафедры СТО
Гранты сотрудников кафедры СТО
Участие кафедры СТО в повышении
квалификации работников образования по программе «Профильная школа»
В течение 2005-2008 гг. кафедрой была разработана и лицензирована программа «Профильная школа» (217 час.). По данной программе были обучены педагоги Каратузского, Курагинского, Саянского, Шушенского, Ермаковского районов. За произведенное обучение УО районов перечислили университету более 500 000 руб.
Руководство аспирантурой сотрудниками кафедры СТО:
Доцент Андюсев Б.Е. – 2 аспиранта,
Доцент Новобранцев А.С. – 1 аспирант,
Доцент Ольгин И.И. – 3 аспиранта.
Слайд 16Изучение педтехнологий на факультетах КГПУ
Метод проектов и проектирование: Естествознания, Информатики, Географии,
Русского яз. и литер, Математики, Иностранных языков, Истории, ИППУО, ФФКиС, ИСЕ, Пед. и психол. Детства, ИСП
Модульная и модульно-блочная технология: Естествознания, Географии, Русского яз. и литер, Иностранных языков, Истории, ИСП
Проблемно-исследовательская технология: Естествознания, Информатики, Географии, Русского яз. и литер, Математики, Иностранных языков, Истории, ИППУО, ФФКиС, Пед. и психол. Детства, ИСП
Метод дебатов: географии, истории
Технология развития критического мышления через чтение и письмо: Естествознания, Информатики, Географии, Русского яз. и литер, Истории, ИППУО, ФФКиС, ИСП
Кейс-метод: Информатики, Географии, Русского яз. и литер, Математики, Истории, ФФКиС, Педагогики и психологии детства, ИСП
Метод «Мозгового штурма»: Естествознания, Географии, Истории, ИППУО, ИСП
Игровые технологии: Естествознания, Математики, Истории, ИСП
Технология «Портфолио»: Естествознания, Информатики, Географии, Русского яз. и литер, Математики, Иностранных языков, Истории, ИППУО, ФФКиС, ИСП
Технологии управленческой деятельности: Естествознания, Информатики, Географии, Русского яз. и литер, ИППУО, ФФКиС,
Информационно-коммуникативные технологии: Естествознания, Русского яз. и литер, ИППУО,
Педтехнологии, изучаемые на отдельных факультетах:
Технологии адаптивной Физической культуры и здоровьесохранения
Технологии социальной работы
Технологии трудоустройства и успешной карьеры
Методы графического свертывания информации
ЦОР в преподавании учебных дисциплин
Метод цивилизационной интерпретации истории
Коллективный способ обучения
Модель полного усвоения
Технологии воспитательной работы
Слайд 17Виды деятельности на занятиях и компетентности студентов
Курс «Современные педагогические технологии»
Освоение
навыков обучения учащихся в условиях применения педагогических технологий, навыки научных и научно-педагогических исследований, оформление и редактирование статей и текстов, умение разрабатывать проекты, организация ведения дебатов и дискуссий, составление портфолио и резюме, навыки критического анализа текста, организация командной, групповой, парно-групповой работы учащихся, разработка авторских компьютерных тестов в среде ToolBOOK, проектирование урока с использованием ЦОР,
Курс «Современные средства оценивания результатов обучения»
Знание истории развития контроля и оценки в образовании, факторов, влияющих на качество образования; знакомство с международными системами тестирования TIMSS и PIZA; знание основных процедур проведения, шкалирования и интерпретации результатов ЕГЭ, конструирование тестовых заданий всех типов, проектирование портфолио.
Курс «Технологии воспитательной работы классного руководителя»
Организация воспитательной деятельности классного руководителя, приемы анализа, проектирования, оценки и коррекции воспитательного процесса в классе, организации сплочения классной группы; анализ типовых учебно-воспитательных ситуаций, решение педагогических задач; разработка сценариев воспитательных мероприятий.
Слайд 18Технологии адаптивной физической культуры и здоровьесохранения
1. Учебный курс для студентов ФФКиС,
ИСЕ, ИСП, ППД.
Освоение студентами умениями и навыками АФТиЗС. Ведение исследований, написание курсовых и дипломных работ.
2. Создание лаборатории (Центра) ТАФКиЗС.
3. Разработка, патентование и изготовление спортивно-оздоровительных комплексов, тренажеров, инвентаря и пр. Создание сенсорно-обучающих комнат на факультетах КГПУ.
4. Заключение договоров и полное технологическое и учебно-методическое обеспечение многомерными дидактическими средствами образовательных учреждений края.
5. Разработка учебных, учебно-методических пособий и рекомендаций, публикации и статьи в различных изданиях.
6. Организация выставок, презентаций, круглых столов. Участие в общероссийских, региональных, краевых, городских форумах и выставках.
7. Международное сотрудничество с учеными, педагогами и студентами из Японии.
Авторская программа:
Руководитель доцент Ольгин И.И.,
аспиранты кафедры – Смирнов А.И., Попов П.С., Тюканов В.Л.
Слайд 19Многомерные дидактические средства: комплексы и тренажеры
Слайд 20Положения Стратегии развития кафедры СТО до 2013 гг.
Цель: Формирование личности специалиста,
готового к инновационной творческой самореализации и модернизации российского общества.
Миссия: Формирование личности специалиста, обладающего компетентностями по реализации предметной подготовки в профессионально-педагогической сфере, готового к инновационной творческой самореализации и модернизации российского общества.
Кафедра современных технологий обучения КГПУ конкурентоспособная структура, закрепившая за собой предметные и надпредметные области обучения, связанные с освоением студентами и ППС вуза новых способов, форм, методов учебной и научной деятельности с позиций компетентностного и технологического подходов. Кафедра выстраивает полный цикл обучения по освоению СПТ, навыков оценивания результатов обучения и компетентностей, применению на практике в образовательной деятельности специалиста.
Слайд 21Положения Стратегии развития кафедры СТО до 2013 г.
Общие концептуальные положения актуальности
деятельности кафедры СТО:
На смену предметно-онтологической модели обучения приходит гносеологическая модель, при которой основу предмета составляет методология изучаемой дисциплины, познавательные средства и технологии как предметные, так и надпредметные.
В системе высшего образования возрастает необходимость в обучении студентов передовым технологиям обучения и оценивания ее результатов. Ученый Совет вуза нашел решение данной проблемы на базе новой структуры в создании общеуниверситетской кафедры Современных технологий обучения.
В современных условиях подготовка специалистов ориентирована на требования рынка труда.
ВУЗы дают глубокие теоретические знания навыки в предметной области пи дефиците практических профессиональных умений и навыков с позиций деятельностного и компетентностностного подходов.
Проблемы: Насколько ориентированы базовые курсы и спецкурсы на преподавание для предпрофильной и профильной школы? Знают ли выпускники вуза цели, задачи, функции профильной школы и учителя в ней? Насколько они готовы к новым способам и технологиям учебной и исследовательской деятельности в профильной школе? Насколько они освоили субъект-субъектные способы деятельности, проектно-исследовательские и коммуникативные технологии? Способны ли студенты разработать авторские элективные курсы для профильного образования? Овладели ли студенты новыми средствами мониторинга результатов обучения школьников, учитывая введение ЕГЭ?
Слайд 22Цель и задачи кафедры СТО
Цель: Овладение студентами умениями и навыками
по современным педагогическим технологиям и средствам оценивания результатов обучения, обеспечение навыками по включению в систему профильного обучения.
Задачи:
Освоение студентами с позиций компетентностного и деятельностного подходов современными педагогическими технологиями (обучения, воспитания, оздоровления) для их последующей реализации в профессиональной деятельности;
Овладение студентами с позиций компетентностного и деятельностного подходов современными средствами и способами оценки результатов обучения школьников с учетом введения ЕГЭ;
Освоение студентами технологий организации командной, групповой, парно-групповой, индивидуальной коммуникации учащихся на основе включения в проектно-исследовательскую образовательную деятельность
Концептуальные решения по завершению становления и дальнейшему развитию кафедры:
- разработка концепции кафедры, разграничение функций со смежными кафедрами, обоснование введения учебных дисциплин, курсов по выбору и пр.;
- поэтапное решение кадрового вопроса, решение проблемы остепененности, повышения квалификации и пр.;
- формирования команды единомышленников, создание среды ииновационного развития;
- разработки программ учебных курсов, УМК, формирование банка учебно-методических ресурсов;
- формирование материально-технической и информационно-ресурсной базы новой кафедры,
- разработка и выполнение долгосрочной программы НИР;
- формирование PR-программы по созданию и углублению позитивного и востребованного в вузе образа новой кафедры.
Положения Стратегии развития кафедры СТО до 2013 г.
Слайд 23Положения Стратегии развития кафедры СТО до 2013 г.
Цель: Формирование личности специалиста,
готового к инновационной творческой самореализации и модернизации российского общества.
Миссия: Формирование личности специалиста, обладающего компетентностями по реализации предметной подготовки в профессионально-педагогической сфере, готового к инновационной творческой самореализации и модернизации российского общества.
Кафедра современных технологий обучения КГПУ конкурентоспособная структура, закрепившая за собой предметные и надпредметные области обучения, связанные с освоением студентами и ППС вуза новых способов, форм, методов учебной и научной деятельности с позиций компетентностного и технологического подходов. Кафедра выстраивает полный цикл обучения по освоению СПТ, навыков оценивания результатов обучения и компетентностей, применению на практике в образовательной деятельности специалиста.
Цель 1. Обеспечение высокого уровня качества образования
Повысить качество профессионально-педагогического образования на основе введения полноценного курса СПТ - 60 час. + экзамен.
Обновление профессионально-педагогической подготовки учителя в КГПУ На основе практикоориентированной учебной деятельности, мастер-классов, метод. площадок (1.Создание школы-лаборатории. 2.Наличие 2-х учителей-методистов по 0,25 ставки. 3. Постоянная практика по закреплению освоенных педтехнологий в базовых школах.
Создание системы стимулирования оплаты труда за качество работы, на основе внутрикафедральной самоаттестации, ежегодных смотров-отчетов ППС.
Обеспечение конкурентоспособности кафедры СТО в вузе Разработка системы PR-кафедры.
Обеспечение готовности выпускников КГПУ к работе в профильных классах. Реализация программы «Дополнительная специальность: Учитель профильной школы».
Реализация на рынке образовательных услуг интеллектуального продукта сотрудников кафедры.
Слайд 24Положения Стратегии развития кафедры СТО до 2013 г.
Цель 2. Обеспечение высокого
уровня прикладных научных исследований. Развитие среды для студенческих исследований.
Превращение кафедры в Центр по поиску, анализу, разработке и включению новых технологий обучения студентов в образовательную деятельность ППС вуза, участие в ПК.
Обеспечение конкурентоспособности молодых специалистов, выпускников КГПУ. Погружение студента в проектно-исследовательский режим учебной и профессиональной деятельности
Обеспечение к 2013 г. остепененности кафедры СТО до 90%. Создание системы подготовки молодых специалистов по программе: студент-аспирант-ученый на основе руководства ВКР, формирование системы непрерывной научно-исследовательской деятельности студентов вуза.
Активизация связи с общеобразовательными учреждениями, создание прецедента внешних заказов на дипломные работы.
Формирование учебно-методической лаборатории по проблемам СТО на базе кафедры и образовательных учреждений и команд методистов и сотрудников кафедры.
Завершение разработки и апробации УМК, создание серии пособий по дисциплинам кафедры, СТО, плана их грифования.
Внедрение в работу факультетов системы прохождения студентами педагогической практики в проектном режиме (на основе результата эксперимента на истфаке).
Установление связи и взаимовыгодное сотрудничество с кафедрами вузов Сибири, ведущих образовательную деятельность по дисциплине «СТО» (Новосибирск, Хабаровск, Томск, Барнаул, Омск и др.)