Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Л.Г. Осипова, к.п.н., декан факультета повышения квалификации ОГБОУ ДПО Костромской областной институт развития образования презентация

Содержание

Основания для введения ФГОС НОО Федеральный Закон «Об образовании» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6

Слайд 1Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования
Л.Г. Осипова, к.п.н., декан факультета повышения

квалификации ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования»



Слайд 2Основания для введения ФГОС НОО
Федеральный Закон «Об образовании»
Приказ Министерства образования и

науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г. № 15785).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден и введен в действие с 1 января 2010 г. приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373.


Слайд 3Введение ФГОС общего образования







2010-11 уч.год
2011-12 уч.год
- обязательное введение ФГОС
- введение ФГОС

по мере готовности

1

М
О
Н
И
Т
О
Р
И
Н
Г

И

О
Т
Ч
Е
Т
Н
О
С
Т
Ь

1

2012-13 уч.год

2013-14 уч.год

2014-15 уч.год

2016-17 уч.год

2018-19 уч.год

2020-21 уч.год

2017-18 уч.год

2019-20 уч.год

2021-22 уч.год

2015-16 уч.год

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

3

5

2

3

4



5

6

10

2

3

4

5

6

7

10

11

2

3

4

5

6

7

8

10

11

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

2

3

4

5

6

7

2

3

4

5

6

7

8

2

3

4

5

6

7

8

9

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

3

7

6

8

5

4

9

11

10

8

9

11

10

11

10

9

11

10

11


- продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности


Слайд 4Итоговая коллегия Минобрнауки РФ 19.3.2011 г. Руководствоваться при образовательных реформах запросами и

реалиями сегодняшнего дня - значит остановиться в развитии.
Мы же должны закладывать в стандарты образования модель будущего

ФГОС – ориентация на будущее


Слайд 5Министр образования и науки Российской Федерации А.Фурсенко (заседание итоговой коллегии Минобрнауки

России 19 марта 2011 года)

Школа 1908-2008

Базовые интеллектуальные навыки (чтение, письмо, счет)

«картина мира»

Подготовка к выбору профессии

Школа 2020
Умение работать с большими объектами информации

Коммуникативные компетенции
креативность

способность переобучаться

Будущее: глобализация, гиперконкуренция, сверхбыстрая смена технологий,
интернет, социальная самоорганизация



Слайд 6 Компетенции XXI века
установка на инициативу в приобретении компетенций и формировании

высокой компетентности
готовность и способность к технологическим, организационным, социальным инновациям
высокая социальная активность
требовательность к исполнению обязательств, ориентация на сотрудничество и взаимную ответственность
способность быстро адаптироваться к новым вызовам
компетентность в осуществлении социальных взаимодействий, способствующих быстрому распространению опыта и созданию эффектов коллективного действия

Качественный человеческий капитал – единственное устойчивое конкурентное преимущество любой страны

Обобщенный заказ
ФГОС: портреты выпускников


Начальная школа

Основная школа

Старшая школа




Слайд 7Основные характеристики стандарта
новый формат стандарта (рамочный документ);

новое методологическое основание (системно-деятельностный

подход)

новое содержание стандарта (стандарт как совокупность требований);

расширение функций и пользователей стандарта.


Слайд 8Стандарты - конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством



СЕМЬЯ
Личностная

успешность
Социальная успешность
Профессиональная
успешность

ОБЩЕСТВО
Безопасность и здоровье
Свобода и ответственность
Социальная справедливость
Благосостояние

ГОСУДАРСТВО
Национальное единство
Безопасность
Развитие человеческого потенциала
Конкурентоспособность


Разработка и реализация ФГОС рассматриваются в качестве предмета солидарной ответственности главных действующих сил образования.


Слайд 9Предметные
освоенный опыт
специфической для данной
предметной области
деятельности по получению

нового
знания, его преобразованию и
применению, система основополагающих
элементов научного знания, лежащая
в основе научной
картины мира


Метапредметные
освоенные универсальные
учебные действия,
обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями,
составляющими основу
умения учиться,
и межпредметные
понятия.


Личностные
готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные
установки обучающихся, социальные компетенции,
личностные качества

Результаты освоения основных образовательных программ


Развитие компетентности к обновлению компетенций

ФГОС НОО Требования к результатам – ведущая, системообразующая составляющая


Слайд 10Результаты освоения основной
образовательной программы НОО
Результаты, подлежащие
аттестации(предметные,
метапредметные)
Результаты, не подлежащие

аттестации (личностные)

научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;


умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенные способы деятельности;


коммуникативные и информационные умения;


умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций;


способность к контролю и самоконтролю;


способность к творческому решению учебных и практических задач.



ценностные ориентации выпускника

характеристика социальных чувств;

индивидуальные психологические характеристики личности

эти результаты выявляются в ходе мониторинговых исследований


Слайд 11Требования к структуре основных образовательных программ ФГОС НОО:
П.14. Основная образовательная программа

начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на
формирование общей культуры,
духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся,
создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность,
развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование,
сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Слайд 12В требованиях к структуре основной образовательной программы:
зафиксировано наличие частей: обязательной и

формируемой участниками образовательного процесса, а также их соотношение – 80% и 20% (п.15);
определены разделы ООП (п.16) и представлены их характеристики (п.19);
Осуществлена интеграция учебной и внеурочной деятельности (п.19.3).


Слайд 13ФГОС НОО Требования к структуре основной образовательной программы
Основная образовательная программа начального общего

образования должна содержать следующие разделы (п.16.)
пояснительная записка;
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
учебный план начального общего образования;
программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
программы отдельных учебных предметов, курсов;
программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
программа коррекционной работы;
система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Слайд 14



Информационно-методическое обеспечение
Кадровое обеспечение
Материально-техническое обеспечение
3. ФГОС НОО Требования к условиям реализации основных образовательных

программ.


Финансово-экономическое обеспечение


Слайд 15Общие требования к условиям реализации основной образовательной программы общего образования
Должны быть

созданы условия, обеспечивающие возможность (п.22):
достижения планируемых результатов всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья, талантливыми и одаренными детьми;
выявления и развития способностей обучающихся, в том числе через организацию их внеурочной, внешкольной, общественно-полезной деятельности;
участия обучающихся, их родителей и других участников образовательного процесса в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;
организации продуктивной деятельности обучающих и обучающихся, том числе в условиях сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений;
использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;
участия обучающихся в процессах освоения и модернизации внешкольной социальной среды (села, района, города) для обогащения опыта социальной деятельности и лидерства;
непрерывного совершенствования профессиональной деятельности работников образования;
эффективного управления образовательным учреждением различных организационно-правовых форм с использованием современных механизмов финансирования.


Слайд 16ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ООП
Условия реализации основной

образовательной программы основного общего образования должны обеспечиваться информационно-образовательной средой:
комплексом информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых
совокупностью технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)
системой современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде





Слайд 17
укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана:


учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, коллекциями медиа-ресурсов на электронных носителях;
учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования;
дополнительной литературой;
ОУ должно иметь интерактивный электронный контент по всем учебным предметам, в том числе содержание предметных областей, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться.

ФГОС: ИОС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОЛЖНА ОБЕСПЕЧИВАТЬ:


Слайд 18ПРИМЕР: СТРУКТУРА предметной ИОС «СФЕРЫ» ГЕОГРАФИЯ
Учебник с электронным
приложением
Тетрадь-тренажёр
Тетрадь-практикум


Тетрадь-экзаменатор
Иллюстрированный
учебный атлас
Контурные карты
(с заданиями)
Поурочное тематическое
планирование
Методические рекомендации
Навигатор. Материалы
в помощь учителю


Учебно-методический
комплекс

Вспомогательные
информационные ресурсы




Электронное
картографическое пособие «География. Мир»

Электронное
картографическое пособие «География. Россия»

Интерактивные
картографические пособия для 6-10 классов

Аудиокурс

Настенные карты


Дополнительные
информационные
ресурсы

Интернет-поддержка УМК



Слайд 19Таким образом, выбор на системы учебников их Федерального перечня, сам по

себе, абсолютно не гарантирует выполнения требований ФГОС.
Это только первый шаг на пути к анализу реальной образовательной ценности системы учебников, поскольку подавляющая часть требований ФГОС реализуется отнюдь не учебником, а его шлейфом, в котором постоянно
увеличивается доля и роль электронной составляющей



Слайд 20 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫБОР ИЗ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ СИСТЕМ УЧЕБНИКОВ
АНАЛИЗ КАЖДОЙ ИЗ СИСТЕМ УЧЕБНИКОВ НА ПРЕДМЕТ ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМНОСТИ (ОСНАЩЕННОСТИ «ШЛЕЙФОМ» В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ)
3) АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СИСТЕМЫ
4) ВЫБОР СИСТЕМЫ, РЕАЛЬНО ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ РЕАЛИЗОВАТЬ ТРЕБОВАНИЯ ФГОС
5) ОБУЧЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ НОВЫМ МЕТОДИКАМ РАБОТЫ С ВЫБРАННОЙ СИСТЕМОЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Слайд 21Нормативные документы
Приказ МО РФ от 26 ноября 2010 г. N 1241 «О

внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373»
Приказ МО РФ от 04.10.2010 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»
Приказ МО РФ от 24 декабря 2010 г. №2080 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в ОУ, реализующие образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-2012 учебный год»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

Слайд 22Критерии готовности ОУ к введению стандарта
разработана и утверждена основная образовательная программа

начального общего образования образовательного учреждения;
нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.);
приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;
определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования;
разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ;


Слайд 23Критерии готовности ОУ к введению стандарта
определена оптимальная для реализации модель организации

образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей);
разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;
осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования);
обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика