САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Л.С. Кудин
e-mail: kudin@isuct.ru
Ивановский государственный
химико-технологический университет
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Л.С. Кудин
e-mail: kudin@isuct.ru
Ивановский государственный
химико-технологический университет
Самостоятельная работа –
это один самых эффективных и творческих методов обучения
“Всего, чего я достиг в науке –
я достиг самообразованием”
Ч. Дарвин
Самообразование -
это самостоятельное обучение,
организуемое по собственной разработанной траектории обучения
"Самостоятельная работа в высшей школе является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью в учебном процессе"
П.И. Пидкасистый
"Самостоятельная работа – это выполнение различных заданий учебного, производственного, исследовательского и самообразовательного характера, выступающих как средство усвоения системы профессиональных знаний, способов познавательной и профессиональной деятельности, формирования навыков и умений творческой деятельности и профессионального мастерства".
М.Г. Гарунов
Под самостоятельной работой студентов (СРС)
будем понимать далее
«Совокупность всех видов самостоятельной деятельности студентов, как в учебной аудитории, так и вне её, не зависимо от того, находятся ли они в контакте с преподавателем или в его отсутствии».
Самостоятельная работа студентов (СРС) –
это специфическая форма учебной деятельности, планируемая
и систематически координируемая
и управляемая преподавателем
Основная задача высшего образования:
сформировать творческую личность специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность
Особенность современного этапа высшего образования
Реформа высшего образования, направленная на переход от парадигмы обучения к парадигме образования, базирую-щейся на концепции непрерывного образования в течение всей жизни.
Информационная глобализации общества, когда человече-ство охвачено Всемирной информационной паутиной, предоставившей человеку неисчерпаемые возможности.
Тенденция сокращения аудиторной нагрузки и смещение центра тяжести в обучении с классического формы преподавания на самостоятельную работу.
Переход на двухуровневую систему подготовки специалистов.
СРС становится не просто важной, а доминантной формой образовательного процесса.
Усиление роли самостоятельной работы студентов означает не просто увеличение числа часов на самостоятельную работу, а предполагает принципиальный пересмотр традиционных форм организации учебного процесса в вузе.
Стратегия образовательного процесса в настоящее время ориентирована на то, чтобы развивать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний и быстрой адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.
В Государственных стандартах высшего профессионального образования на внеаудиторную работу отводится не менее 50% бюджета времени студента. Это время может быть полностью использовано на самостоятельную работу. Кроме того, часть времени, отводимого на аудиторные занятия, так же включает элементы самостоятельной работы.
Таким образом, времени на СРС в учебном процессе вполне достаточно. И сейчас вопрос состоит в том, как наиболее эффективно использовать это время.
Именно поэтому на этапе составления новых учебных планов и рабочих программ по дисциплинам необходимо очень серьезно и ответственно отнестись к планированию и организации СРС, которые должны проводиться не только с учетом предметной логики, но и с позиций общей логики формирования компетенций, установленной в общей образовательной программе, программах предметно-деятельностных модулях и в программах учебных дисциплин.
Время, отводимое на СРС, должно фиксироваться в программах учебных дисциплин. Количество, объем заданий, их сложность, число контрольных мероприятий по дисциплинам должны определяться преподавателями и кафедрами не из принципа "Чем больше, тем лучше", а исходя из их необходимости и из экспертно обоснованных нормативов затрат времени на их выполнение. Сроки представления домашних заданий по различным дисциплинам должны быть взаимно согласованы по времени и равномерно распределены по семестрам так, чтобы это не перегружало студентов и не создавало для них авральных ситуаций, чтобы они относились к выполнению заданий не формально, а с творческим подходом и сознанием дела.
Технология организации СРС
включает целый комплекс мероприятий, связанных с совершенствованием учебных планов, оптимизацией объема часов на СРС, разработкой методического обеспечения и др. мероприятий.
Процесс организации СРС должен координироваться в соответствие с целевыми установками и общей концепцией совершенствования образовательного процесса и с учетом международного опыта.
Основной принцип организации СРС – это перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли студента к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач.
Цель СРС - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.
Основаниями отбора целей являются цели, определенные требованиями ГОС.
Содержание СРС – также определяется ГОС.
Решающая роль в организации СРС принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом “вообще”, а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задача преподавателя - увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации.
Пути и формы организации СРС зависят от многих факторов: уровня подготовки обучающихся, курса обучения, инфраструктуры вуза и многих других, поэтому в принципе они не могут быть универсальными. Тем не менее, при организации СРС необходимо учитывать следующие моменты.
Конструирование заданий СРС
Задания для самостоятельной работы должны соответствовать целям этой работы, отражать содержание каждой дисциплины соответствующего профиля, включать различные виды СРС и уровни познавательной деятельности студентов.
Задания должны быть направлены на формирование компетенций и должны иметь проблемный характер.
Для придания им дифференцированного и вариативного характера с целью учета индивидуальных возможностей студентов задания должны быть разнообразными.
Для интеграции отдельных компонентов компетенций в опыт и формирования широких общих и предметных компетенций необходимо увеличивать число заданий, строящихся на интегральной основе (внутрипредметного и межпредметного содержания).
В целях создания условий для формирования компетенций необходимо использовать задания на основе применения аутентичных учебных материалов, придавая им характер квазипрофессиональной или учебно-профессиональной деятельности. Необходимо расширять элементы самостоятельной работы в формате учебно-профессиональной деятельности студентов с участием представителей от работодателей.
Планировать все виды СРС
Самостоятельная работа, организуемая преподавателем.
Она включает аудиторную самостоятельную работу (на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ и др.).
Самостоятельная работа вне рамок расписания в контакте с преподавателем (на консультациях по учебным вопросам, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий, в ходе творческих контактов и т.д.).
Внеаудиторная самостоятельная работа (в библиотеке, дома, в общежитии, на практике, на кафедре и т.д.), которую студент организует по своему усмотрению, без присутствия преподавателя, но по определенному плану. Обычно эта работа содержит две части – обязательную и факультативную, рассчитанную на более подготовленных студентов.
Такая организация СРС позволяет реализовать индивидуально-дифференцированный подход, при котором для каждого студента выстраивается свой «образовательный маршрут».
Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.
Система организации СРС
Наиболее эффективной системой организации СРС является «Рейтинговая система». Она дает возможность в значительной мере индивидуализировать процесс обучения, как на аудитор-ных, так и внеаудиторных занятиях путем дифференциации индивидуальных заданий с учетом способностей студентов.
Особенности рейтинговой системы:
Рейтинговая система – это система регулярного отслеживания выполнения планового объема самостоятельной работы и качества усвоения знаний и умений в учебном процессе.
Рейтинговая система обеспечивает наибольшую информаци-онную, процессуальную и творческую продуктивность самостоятельной познавательной деятельности студентов.
Рейтинговая система предусматривает оптимальное распре-деление учебной нагрузки и создает условия для ритмичной работы в течение семестра.
Рейтинговая система благодаря большому количеству разнообразных заданий, предлагаемых для самостоятельной проработки, и использованию разных шкал их оценивания, позволяет студенту следить в течение семестра за своими успехами, и при желании у него всегда имеется возможность улучшить свой рейтинг.
Рейтинговая система, делая основной акцент на организацию активных видов учебной деятельности, активизирует познава-тельную деятельность студентов и стимулирует их творческую активность при выполнении индивидуальных заданий.
Рейтинговая система предполагает, что преподаватель не только передает учебную информацию, а выступает еще и в роли педагога-менеджера и режиссера обучения.
Рейтинговая система приводит к увеличению нагрузки преподавателей за счет дополнительной работы по структурированию содержания дисциплин, разработке заданий разного уровня сложности и т.д., но с другой стороны она позволяет преподавателю раскрыть свои педагогические способности и воплотить свои идеи при совершенствовании учебного процесса.
Необходимые условия для реализации СРС
Достаточный уровень и степень подготовленности студентов, их психологическая и практическая готовность к СРС.
Исчерпывающее и своевременное информирование о тематическом содержании самостоятельной работы, ее объемах, сроках выполнения, потребности во вспомогательных средствах, формах оценки и контроля выполнения СРС.
Оптимальное структурирование учебного плана (разумное соотношения аудиторной и самостоятельной работы).
Корректное определение трудоемкости различных видов самостоятельных работ по дисциплинам курса (домашних заданий, курсовых проектов, расчетно-графических работ, др. заданий).
Методически рациональная организация СРС.
Повышение педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава в вопросах обновления системы организации СРС (освоение преподавателями тьютерских, модераторских и консультативных функций).
Обеспечение студента соответствующей учебно-методиче-ской литературой (учебники, изданные через центральные издательства, электронные и мультимедийные издания, учебно-методические пособия, Internet–источники и т.д.).
Создание материально-технической базы (наличие достаточного количества аудиторий, учебного оборудования, компьютерных классов, Интернет-центров, консультационных пунктов, обучающих программ с тестирующими системами и с информационными базами данных и т.д.).
Мотивация СРС:
зависимость профессиональой карьеры от результатов учебы
полезность выполняемой работы
участие студентов в творческой деятельности
поощрение студентов за успехи в учебе
использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры).
индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне аудитории, постоянное их обновление.
использование инновационных технологий (игровые тренинги, ситуационные формы занятий, с использованием ЭВМ, цикловое обучение ("метод погружения") и т.д.).
Контроль СРС
входной контроль знаний и умений студентов перед началом изучения очередной дисциплины (важен для определения тематики СРС);
текущий контроль (важен для выяснения систематичности выполнения СРС);
промежуточный контроль (важен для проверки усвояемости соответствующего раздела или модуля);
самоконтроль (важен для проверки готовности студента к контрольному мероприятию);
итоговый контроль по дисциплине (важен для определения эффективности СРС);
контроль остаточных знаний и умений (важен для определения степени фундаментальности полученных знаний).
Метод оценки СРС
Прогрессивной является принятая в нашем университете рейтинговая 100 бальная система оценки знаний.
Являясь накопительной, она представляет более широкие возможности для дифференцирования индивидуальных способностей студентов, позволяя им корректировать свой текущий балл в течение семестра, получать дополнительные поощрительные баллы.
Перспективной является кредитно-модульная система контроля, базирующаяся на оценке учебных достижений студентов с помощью бально-рейтинговой системы и компьютеризированного тестирования.
Пути повышения эффективности и качества СРС
Целесообразно поэтапное включение студентов в самостоя-тельную работу по принципу возрастания ее значения, объема, сложности и творческого характера заданий к последним курсам.
Первый этап – призван способствовать выработке положи-тельной мотивации. Задачами данного этапа являются возбу-ждение интереса к самостоятельной работе, обеспечение правильного понимания сущности самообразовательных умений и раскрытие приемов самообразования.
Второй этап – формирование умений самостоятельной работы. Он направлен на мобилизацию и активизацию внутренних резервов студентов, на максимальное использование их в работе с информацией, сознательное и целенаправленное извлечение и генерирование на ее основе субъективно новых знаний.
Третий этап – совершенствование умений самостоятельной работы за счет овладения творческой рефлексивной деятельностью как одного из условий развития самообразования, самореализации и самосовершенствования. На этом этапе большой объем заданий должен выполняться в рамках учебно-профессиональной деятельности.
Повышение качества СРС
определяется:
повышением эффективности самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий (реализация этого пути требует от преподавателей разработки методик и форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучшение качества подготовки).
Повышением активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время.
Реализация второго направления связана с рядом трудностей, в частности, неготовностью, как большинства студентов (особенно студентов первых курсов), так и преподавателей и в профессиональном, и в психологическом аспектах; не достаточно высоким уровнем материально-технической и информационной обеспеченности учебного процесса и т.д.
Активизация внеаудиторной работы может быть реализована введением новой формы СРС, в основе которой лежит идея проектирования собственного образовательного маршрута.
Возможно несколько вариантов маршрутов:
индивидуальный образовательный маршрут, ориентирован-ный на получение знаний;
индивидуальный образовательный маршрут, ориентирован-ный на формирование студентом себя как человека образованного;
индивидуальный образовательный маршрут, ориентирован-ный на формирование студентом себя как будущего специалиста;
индивидуальный образовательный маршрут, связанный с ориентацией студента на научную деятельность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СРС – это специфический вид учебной деятельности
в организации которой задействованы различные структурные подразделения университета:
учебно-методическое управление,
деканаты,
кафедры,
преподаватели,
библиотека (информационный центр),
управление информатизации и др.
Поэтому эффективность СРС непосредственно связана с эффективностью работы каждого подразделения.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Желаю всем творческих успехов на ниве просвещения
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть