Денисова И.В. методист лаборатории информационной поддержки развития образования МИОО, сопредседатель совета Педагогического сообщества учебного проектирования презентация

Содержание

Проблемная ситуация Метапредметные результаты, заданные ФГОС В Программе развития универсальных учебных действий (УУД) предусматривается «формирование компетенций обучающихся в области использования … проектной деятельности». Проектная

Слайд 1Московский институт открытого образования Кафедра начального образования Лаборатория информационной поддержки развития образования МИОО Педагогическое

сообщество учебного проектирования "Проектное обучение как способ реализации требований ФГОС в начальной школе"

Денисова И.В.
методист лаборатории информационной поддержки развития образования МИОО,
сопредседатель совета Педагогического
сообщества учебного проектирования



Слайд 2Проблемная ситуация
Метапредметные результаты, заданные ФГОС
В Программе развития

универсальных учебных действий (УУД) предусматривается «формирование компетенций обучающихся в области использования … проектной деятельности».
Проектная деятельность направлена на« …формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы».
Проектная деятельность обучающихся оценивается как планируемый результат. [1]
[1] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения). – С. 26, 28-30.

Слайд 3Проблема
Каким образом организовать проектное обучения всех учащихся для реализации

требований ФГОС по
формированию компетенций обучающихся в области использования … проектной деятельности как планируемого результата


Слайд 4Цель

Внедрить систему проектного обучения как дидактическую систему и педагогическую технологию для

реализации требований ФГОС по формированию компетенции обучающихся в области использования
проектной деятельности

Слайд 5Проектное обучение
Проектное обучение – категория, объединяющая представление об использовании

проектной деятельности учащихся для решения различных образовательных задач, в том числе и по формированию и развитию собственно проектной деятельности учащихся (проектной компетентности).
Учебное проектирование – категория, обозначающая использование проектирования в учебных целях, имеющего специфику, отличие от проектирования в других сферах человеческой деятельности, – это образовательный процесс, в основе которого лежит использование учебного проекта как дидактического средства, и все, что с этим связано.

Слайд 6Дидактическая система проектного обучения
Дидактическая система проектного обучения – комплекс внутренне согласованных

элементов, основанных на единстве целей, содержания, принципов, методов, форм, контроля и оценки результатов обучения

Слайд 7Дидактическая система проектного обучения начальной школы
Цель : сформировать готовность к проектной

деятельности (проектную компетентность, компетентность решать проблемы) минимального уровня сложности.
Содержание: способы действий при проектировании решения проблемы минимального уровня сложности, технология проектирования.
Методы: деятельностный метод, проблемный метод, рефлексивный метод, др.


Слайд 8Дидактическая система проектного обучения начальной школы
Принципы:
деятельностная организация образовательного процесса;
рефлексия проделанных

проектных действий и деятельности;
использование презентативных действий и самооценки;
групповая организация работы;
игровое и практически значимое вариативное метапредметное содержание;
формулирование заданий в виде проблемных ситуаций;
контроль интериоризации действий и деятельности через экстериоризацию

Слайд 9Курс «Проектная деятельность» как дидактическая система
Обобщает и систематизирует знания по

проектированию, дает понимание возможностей учебного проектирования

Слайд 10
Курс «Проектная деятельность» является целостной дидактической системой проектного обучения в начальной

школе, актуален для достижения образовательных целей, не противоречит задачам и заданным результатам ФГОС начального и среднего общего образования.

Слайд 11 Педагогическая технология курс «Проектная деятельность»
обеспечивает-
достижение цели дидактической системы проектного

обучения через выполнение последовательности заданий – нельзя пропустить какое-либо задание в цепи заданий (предусмотрено пошаговое достижение цели);
методы обусловлены дидактическими принципами дидактической системы проектного обучения;
контроль достижения результатов задается самой дидактической системой.


Слайд 12Курс «Проектная деятельность»
Результатом раннего обучения проектной деятельности будет являться

сформированность способности к проектной деятельности учащихся в такой степени, чтобы учитель-предметник основной общеобразовательной школы использовал учебное проектирование для организации самостоятельного приобретения знаний учащимися на предметном содержании отдельных дисциплин.[1]
[1] Н.Ю. Пахомова. Обучение проектной деятельности в начальных классах. Управление начальной школой №1. М. 2009. С.14

Слайд 13Задачи курса
Научить анализировать разного рода ситуации, содержащие проблемы, вычленять проблему и

конкретизировать ее;
Научить применять технологию проектирования для поиска решения проблемы;
Сформировать рефлексивные умения и критическое мышление для оценивания качества и эффективности найденного решения

Слайд 14Структура каждого урока содержит
Интерактивную часть с фронтальной организационной формой – диалог

учителя и учащихся;
Коллективную часть самостоятельной работы в групповой организационной форме – учитель-консультант;
Презентативную часть самостоятельного группового предъявления результатов и самооценки – учитель – эксперт обобщения и оценивание конечных результатов деятельности

Слайд 151-ый год обучения

Планировать работу по заданному результату;
Составлять план и фиксировать его

выполнение;
Выполнять работу в соответствии с планом;
Предъявлять и представлять ход работы;

Слайд 162-ой год обучение

Составлять план по действиям и операциям
Распределять работу в соответствии

с планом
Составлять план работы с учетом времени
Формулировать проблему и цель
Определять задачи
Формулировать ожидаемый результат;

Слайд 17 3-ий год обучения

составлять план по операциям с учетом времени
составлять

оптимальный план с различными факторами оптимизации
рефлексивному анализу работы по плану
ставить и проводить исследование
полному циклу проектирования - от замысла до продукта или результата проектирования
рефлексивному анализу своей работы и самооцениванию




Слайд 18Критерии оценивания

правильность составления плана деятельности
отметки в плане хода выполнения отдельных операций
соответствие

изделия требованиям задания
качество презентации
рефлексия групповой работы во время презентации

Слайд 19Проектные умения
планирование
целеполагание
проблематизация
анализ условий существования проблемы с выделением возможных и

необходимых действий в проблемном поле
элементарные рефлексивные и презентативные умения

Слайд 20Оценивание успешности младших школьников в курсе «Проектная деятельность»
Курс

построен на системе заданий для организации деятельностных занятий с деятельностным содержанием.

Как оценить успешность, результативность образовательного процесса?

Каковы должны быть показатели такой оценки?

Слайд 21Инструменты получения данных о процессе формирования проектных умений
Наблюдение за действиями учащихся

при групповой, парной и индивидуальной работе, проявлениями отдельных умений
Контрольные работы с парной и индивидуальной деятельностью по выполнению задания
Тесты рефлексии по работе с понятиями, с личностной оценкой освоенного знания и умения, с методологическим обобщением


Слайд 22Способы получения данных о процессе формирования проектных умений
В нашем курсе групповая

форма работы необходима для успешного формирования проектной компетентности. При этом проговариваются произвольные мыслительные действия и операции, затем они интериоризируются. Не на каждом уроке можно оценить каждого ученика. Но может быть оценена работа группы.
Результаты наблюдений по каждому умению фиксируются в графах анкеты соответствующих занятий: проявляется ______ групп ______ чел. почти проявляется ______ групп ______ чел. не проявляется ______ групп ______ чел.



Слайд 23Показатель сформированности умения Из оценок анкет выводится показатель Р — средний

показатель проявления умения в классе

находится в диапазоне от 1 до 3, т.к. использованы весовые коэффициенты 3, 2, 1. n – общее число групп. n1, n2, n3 – число групп, в которых умение соответственно: проявляется, почти проявляется, не проявляется.
Таким образом, в каждый конкретный момент времени оцениваем класс в целом, сглаживая влияние колебания количества групп от урока к уроку.


Слайд 24Данные эксперимента для обработки и анализа
Блок А:. простого планирования (по количеству

деталей, размещению деталей, порядку сборки, распределению работы в группе);
Блок Б: оптимального планирования;
Блок В: формирования проектных умений и цепочек из них (задачи-цель-проблема);

Блок Г: презентативные умения;
Блок Д: рефлексивные умения

Слайд 26Блок В: формирования проектных умений и цепочек из них (задачи-цель-проблема) 2-й класс

2 полугодие и 3-й класс 1 полугодие

Слайд 27Сравнение результатов контрольной работы и средних показателей наблюдений в 1 полугодии

4 класса

Слайд 28Сравнение результатов контрольной работы и средних показателей наблюдений во 2 полугодии

4 класса

Слайд 29То же по отдельным умениям


Слайд 30Представленные данные эксперимента для оценки и анализа степени успешности процесса формирования

проектных умений и проектной деятельности у младших школьников показывают:

Положительную динамику формирования проектных умений
простого планирования: по количеству деталей,
размещению деталей, порядку сборки, распределению работы в группе;
оптимального планирования;
формирования проектных умений и цепочек из них - задачи-цель-проблема);
презентативных и рефлексивных умений.


Слайд 31Представленные данные эксперимента для оценки и анализа степени успешности процесса формирования

проектных умений и проектной деятельности у младших школьников показывают:

Результаты по тестам на рефлексию показывают сформированность проектных понятий и представлений, отношения «я и освоенное на курсе»;
в отдельных случаях методологический уровень освоения;
Результаты, полученные наблюдением группового и индивидуального проявления умений учащихся, и результаты контрольных работ в 4-ом классе идентичны – сформированность проектных умений достигается!


Слайд 32Учебные пособия

Пахомова Н.Ю. Проектная деятельность: Методическое пособие для учителей начальных классов.

2 класс. - М.: изд. Русское слово - учебник, 2013;

Пахомова Н.Ю., Проектная деятельность: Рабочая тетрадь учащегося 2 класса. - М.: изд. Русское слово - учебник, 2013;

Пахомова Н.Ю. Проектная деятельность: Учебный материал для учащихся 2 класса. - М.: изд. Русское слово - учебник, 2013;


Слайд 33Учебные пособия
Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В., Денисова И.В. Проектная деятельность: Методическое пособие

для учителей начальных классов. 3 класс. — М.: ИЦ «Маска», 2009;
Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В., Денисова И.В. Проектная деятельность: Рабочая тетрадь учащегося 3класса. — М.: ИЦ «Маска», 2009;
Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В., Денисова И.В. Проектная деятельность: Учебный материал для учащихся 3 класса. — М.: ИЦ «Маска», 2009;

Слайд 34Учебные пособия
Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В., Денисова И.В. Проектная деятельность: Методическое пособие

для учителей начальных классов. 4 класс. — М.: ИЦ «Маска», 2010;
Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В., Денисова И.В. Проектная деятельность: Рабочая тетрадь учащегося 4 класса. — М.: ИЦ «Маска», 2010;
Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В., Денисова И.В. Проектная деятельность: Учебный материал для учащихся 4 класса. — М.: ИЦ «Маска», 2010;

Слайд 35Дополнительные методические пособия
Программа курса «Проектная деятельность»
Дневник наблюдений учителя – электронная версия
Дидактическая

концепция курса «Проектная деятельность»

Слайд 36Курс «Проектная деятельность» дает возможность не только формировать готовность к проектной

деятельности, но и закладывает основу для компетентностной составляющей образования детей

Слайд 37Подготовка учителя к проектному обучению учащихся

Учитель проектного обучения − это учитель,

использующий учебное проектирование для решения образовательных задач!


Слайд 38Проектная компетентность учителя характеризуется
готовностью к проектной деятельности
(человек готов организовать и

осуществить проектирование проблемы, которая его побуждает к поиску способа ее решения);
умением организовать проектную деятельность учащихся в ходе образовательного процесса;
готовностью работать с учебным проектом по ситуации
(подбирать или разрабатывать учебный проект для решения определенных образовательных задач и управления через него ходом самостоятельной работы учащихся).


Слайд 39Формирование компетентности учителя проектного обучения
Учителю проектного обучения необходим определённый уровень научно-методической

подготовки, владение технологией проектирования, и технологией осуществления проектного обучения.

Освоение технологии обучения школьников проектированию, формирования проектной компетентности - переход учителя на позиции компетентностной парадигмы, в надпредметное методологическое осмысление своей педагогической практики.


Слайд 40Квалификационные характеристики учителя
В соответствии с ЕКС (единый квалификационный справочник) учитель должен


знать:
современные образовательные технологии,
и уметь:
организовать самостоятельную деятельность обучающихся,
реализовать проблемное обучение, современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;


Слайд 41Задачи учителя начальных классов
Овладеть технологией проектирования;
Освоить технологию курса «Проектная деятельность»
для

2-х – 4-х классов;
Освоить технологию оценивания достижений учащихся в учебном проектировании в курсе «Проектная деятельность»







Слайд 42 Ресурсы
Курс: ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель курса: Углубление научно-практических знаний о возможностях использования метода учебных проектов в учебно-воспитательном процессе начальной школы, освоение материала курса «Проектная деятельность» для формирования готовности младших школьников к проектной деятельности на уроках и во внеурочное время.
Категория слушателей: Учителя начальной школы, заместители директоров по УВР начальной школы, методисты.
Форма обучения: Очно-дистанционная.
http://mioo.seminfo.ru/course/view.php?id=1183

Слайд 43 Ресурсы
Информационно-методическое пространство
«Учебное проектирование и исследование в образовательном

учреждении»
Цели и задачи: информационно-методическая поддержка для тех, кто занимается учебным проектированием и исследованием в образовательном учреждении: учителей основной и начальной школы, заместителей директора, директоров школ и кураторов проектной деятельности.
Форма общения: дистанционная.
http://mioo.seminfo.ru/course/view.php?id=496

Слайд 44 Ресурсы
Курс: Метод учебных проектов
Цель курса:

Формирование новой профессиональной компетентности педагога для организации и осуществления образовательного процесса с использованием элементов проектной деятельности учащихся, информационных ресурсов и ИКТ
Категории слушателей: учителям, методистам и руководящие работники образовательных учреждений
Срок обучения: 72 часа
Форма обучения: Дистанционная
http://mioo.seminfo.ru/course/view.php?id=14

Слайд 46Основные разделы:
Учебное проектирование
Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности
Педагогическое сообщество учебного

проектирования
База данных учебных проектов
Школа начинающего учителя проектного обучения
Педагогу-исследователю проектного обучения
Учебно-исследовательская деятельность


Слайд 47Учебное проектирование


Слайд 48Учебное проектирование (разделы)
Статьи (библиотека сайта, информационного пространства и ВМК)
Проектный урок (видеоматериалы,

методические материалы, форумы)
ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ: Проектный урок "Анализ контрольной работы", 5 класс


Слайд 49
Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности


Слайд 50Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности


Слайд 51
Педагогическое сообщество учебного проектирования


Слайд 52
Цель Сообщества:
Развитие профессионализма и формирование проектно-исследовательской компетентности педагогов.

Учитель, если он попробовал работать методом проектов, никогда не отступит от этого метода, видя его успешность. Таких учителей мы поддерживаем. Это – наш контингент.
Если судить по количеству участников наших семинаров, их – несколько сотен человек.



Слайд 53
Сообщество дает возможность педагогам
обмениваться опытом,
профессионально общаться,
площадку для публикации,


возможность высказаться по интересующей педагога теме и обсудить важные вопросы в команде единомышленников


Слайд 54
Эссе члена Педагогического сообщества


Слайд 554. База данных учебных проектов


Слайд 56
Цель создания базы данных:
обобщить, систематизировать и распространить опыт

работы учителей и методистов города Москвы, имеющих методические разработки в области учебного проектирования;
обеспечить учителя, осваивающего проектный метод обучения, методической поддержкой;
помочь учителю-предметнику внедрять проектный метод обучения на уроках и во внеурочное время.

Слайд 57
5. Школа начинающего учителя проектного обучения
Видеоматериалы
Методические материалы
Обсуждения на форумах


Слайд 586. Педагогу-исследователю проектного обучения


Слайд 597. Учебно-исследовательская деятельность


Слайд 60
Что дает информационное пространство:
Интерактивность,
Оперативность,
Обратную связь,
Индивидуальный

подход,
Возможность работать с удаленными пользователями,
Экономию времени и сил.

Слайд 61Форумы


Слайд 62
Интерактивное общение


Слайд 63
Методическая работа с регионами:
Московская область
Калужская область
Свердловская область
Пермский край
Казань
Белгород
Киров


Слайд 64







ЦО №

1446


СОШ №

302




ЮВАО




СОШ № 108


СОШ №

535


ЮЗАО



САО


СОШ №

1884


ЮАО



г.Киров




Пермский край



Кондратовская

СОШ

МБОУ

СВАО




ЦАО



ЗАО




ВАО




Москва

МИОО лаборатория
информационной поддержки развития образования
Ресурсный центр
ГБОУ ЦО № 775






СОШ №1367


СОШ №13

50


СОШ №

393


ЦО №

491


ЦО №

1477


СОШ №

1457


ЦО

№1471


СОШ

№37


СОШ

№1269


СОШ

№411


СОШ

№400


СОШ

№1373


СОШ №

1258


СОШ №

511


НОУ
«Надежда»


Московская область



Регионы


г.Дзержинский


Лицей №3


г.Лыткарино



Калужская обл.


г.Кременки



МБОУ СОШ им.Дашковой

СОШ № 58



СОШ №56


Свердловская область




ГКОУ СОШ № 25
пос.»Свободный


СЗАО

ЦО № 1454

ЦО №1089

Гимназия №7

г. Ступино

г.Екатеринбург
.МБОУ СОШ № 16


г.Белгород



МАОУ «Лицей № 38»




ДЭЦ
«Островок»

МБОУ «Лицей №2»



Татариновская
СОШ №5


Слайд 67Межрегиональные конференции
2010 год –
г.Дзержинский Московской области
2011 год –
г. Кременки Калужской

области, поселок Кондратово Пермский край



Слайд 682011 год г. Кременки


Слайд 69Межрегиональные семинары
2011 год –
г. Киров
2012 год –
Пермский край

поселок Кондратово,
г. Екатеринбург, г. Белгород, г. Ступино Московской области




Слайд 70Бекасово Всероссийский форум «Образование. Взгляд в будущее»


Слайд 71г.Белгород


Слайд 72Пермский край
Кондратовская средняя школа


Слайд 73Пермский край Кондратовская средняя школа


Слайд 78Содружество
Пермский край Кондратовская школа подружилась с ГБОУ СОШ №

393 и ГБОУ ЦО № 491 г.Москвы

Слайд 79г. Ступино Московская область


Слайд 80Всероссийская конференция
2011, 2012, 2013 год -
г. Кременки Калужской области, санаторий

«Вятичи»,
МОУ СОШ им. Е. Дашковой
2014 - год юбилейная конференция
с 30 мая по 2 июня


Слайд 81Основная школа ?
Преемственность
Организация МО учителей учебного проектирования

и разработка банка предметных уроков с мини проектами, освоение курса «Проектная деятельность» Н.Ю. Пахомовой для 5-6 классов, использование курса М.В. Битяновой «Учимся решать проблемы»
Но это уже другая история…

Слайд 82
«…Ветер перемен естественный и желанный. Он рождается где-то внутри нас, наполняя

нашу жизнь яркими, волнующими моментами.
Именно так и должно быть…»


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ, ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ !





Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика