Слайд 1Московский институт открытого образования
Кафедра начального образования
Лаборатория информационной поддержки развития образования МИОО
Педагогическое
сообщество учебного проектирования
"Проектное обучение как способ реализации требований ФГОС в начальной школе"
Денисова И.В.
методист лаборатории информационной поддержки развития образования МИОО,
сопредседатель совета Педагогического
сообщества учебного проектирования
Слайд 2Проблемная ситуация
Метапредметные результаты, заданные ФГОС
В Программе развития
универсальных учебных действий (УУД) предусматривается «формирование компетенций обучающихся в области использования … проектной деятельности».
Проектная деятельность направлена на« …формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы».
Проектная деятельность обучающихся оценивается как планируемый результат. [1]
[1] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения). – С. 26, 28-30.
Слайд 3Проблема
Каким образом организовать проектное обучения всех учащихся для реализации
требований ФГОС по
формированию компетенций обучающихся в области использования … проектной деятельности как планируемого результата
Слайд 4Цель
Внедрить систему проектного обучения как дидактическую систему и педагогическую технологию для
реализации требований ФГОС по формированию компетенции обучающихся в области использования
проектной деятельности
Слайд 5Проектное обучение
Проектное обучение – категория, объединяющая представление об использовании
проектной деятельности учащихся для решения различных образовательных задач, в том числе и по формированию и развитию собственно проектной деятельности учащихся (проектной компетентности).
Учебное проектирование – категория, обозначающая использование проектирования в учебных целях, имеющего специфику, отличие от проектирования в других сферах человеческой деятельности, – это образовательный процесс, в основе которого лежит использование учебного проекта как дидактического средства, и все, что с этим связано.
Слайд 6Дидактическая система проектного обучения
Дидактическая система проектного обучения – комплекс внутренне согласованных
элементов, основанных на единстве целей, содержания, принципов, методов, форм, контроля и оценки результатов обучения
Слайд 7Дидактическая система проектного обучения начальной школы
Цель : сформировать готовность к проектной
деятельности (проектную компетентность, компетентность решать проблемы) минимального уровня сложности.
Содержание: способы действий при проектировании решения проблемы минимального уровня сложности, технология проектирования.
Методы: деятельностный метод, проблемный метод, рефлексивный метод, др.
Слайд 8Дидактическая система проектного обучения начальной школы
Принципы:
деятельностная организация образовательного процесса;
рефлексия проделанных
проектных действий и деятельности;
использование презентативных действий и самооценки;
групповая организация работы;
игровое и практически значимое вариативное метапредметное содержание;
формулирование заданий в виде проблемных ситуаций;
контроль интериоризации действий и деятельности через экстериоризацию
Слайд 9Курс «Проектная деятельность» как дидактическая система
Обобщает и систематизирует знания по
проектированию, дает понимание возможностей учебного проектирования
Слайд 10
Курс «Проектная деятельность» является целостной дидактической системой проектного обучения в начальной
школе, актуален для достижения образовательных целей, не противоречит задачам и заданным результатам ФГОС начального и среднего общего образования.
Слайд 11 Педагогическая технология курс «Проектная деятельность»
обеспечивает-
достижение цели дидактической системы проектного
обучения через выполнение последовательности заданий – нельзя пропустить какое-либо задание в цепи заданий (предусмотрено пошаговое достижение цели);
методы обусловлены дидактическими принципами дидактической системы проектного обучения;
контроль достижения результатов задается самой дидактической системой.
Слайд 12Курс «Проектная деятельность»
Результатом раннего обучения проектной деятельности будет являться
сформированность способности к проектной деятельности учащихся в такой степени, чтобы учитель-предметник основной общеобразовательной школы использовал учебное проектирование для организации самостоятельного приобретения знаний учащимися на предметном содержании отдельных дисциплин.[1]
[1] Н.Ю. Пахомова. Обучение проектной деятельности в начальных классах. Управление начальной школой №1. М. 2009. С.14
Слайд 13Задачи курса
Научить анализировать разного рода ситуации, содержащие проблемы, вычленять проблему и
конкретизировать ее;
Научить применять технологию проектирования для поиска решения проблемы;
Сформировать рефлексивные умения и критическое мышление для оценивания качества и эффективности найденного решения
Слайд 14Структура каждого урока содержит
Интерактивную часть с фронтальной организационной формой – диалог
учителя и учащихся;
Коллективную часть самостоятельной работы в групповой организационной форме – учитель-консультант;
Презентативную часть самостоятельного группового предъявления результатов и самооценки – учитель – эксперт обобщения и оценивание конечных результатов деятельности
Слайд 151-ый год обучения
Планировать работу по заданному результату;
Составлять план и фиксировать его
выполнение;
Выполнять работу в соответствии с планом;
Предъявлять и представлять ход работы;
Слайд 162-ой год обучение
Составлять план по действиям и операциям
Распределять работу в соответствии
с планом
Составлять план работы с учетом времени
Формулировать проблему и цель
Определять задачи
Формулировать ожидаемый результат;
Слайд 17 3-ий год обучения
составлять план по операциям с учетом времени
составлять
оптимальный план с различными факторами оптимизации
рефлексивному анализу работы по плану
ставить и проводить исследование
полному циклу проектирования - от замысла до продукта или результата проектирования
рефлексивному анализу своей работы и самооцениванию
Слайд 18Критерии оценивания
правильность составления плана деятельности
отметки в плане хода выполнения отдельных операций
соответствие
изделия требованиям задания
качество презентации
рефлексия групповой работы во время презентации
Слайд 19Проектные умения
планирование
целеполагание
проблематизация
анализ условий существования проблемы с выделением возможных и
необходимых действий в проблемном поле
элементарные рефлексивные и презентативные умения
Слайд 20Оценивание успешности младших школьников в курсе «Проектная деятельность»
Курс
построен на системе заданий для организации деятельностных занятий с деятельностным содержанием.
Как оценить успешность, результативность образовательного процесса?
Каковы должны быть показатели такой оценки?
Слайд 21Инструменты получения данных о процессе формирования проектных умений
Наблюдение за действиями учащихся
при групповой, парной и индивидуальной работе, проявлениями отдельных умений
Контрольные работы с парной и индивидуальной деятельностью по выполнению задания
Тесты рефлексии по работе с понятиями, с личностной оценкой освоенного знания и умения, с методологическим обобщением
Слайд 22Способы получения данных о процессе формирования проектных умений
В нашем курсе групповая
форма работы необходима для успешного формирования проектной компетентности. При этом проговариваются произвольные мыслительные действия и операции, затем они интериоризируются. Не на каждом уроке можно оценить каждого ученика. Но может быть оценена работа группы.
Результаты наблюдений по каждому умению фиксируются в графах анкеты соответствующих занятий:
проявляется ______ групп ______ чел.
почти проявляется ______ групп ______ чел.
не проявляется ______ групп ______ чел.
Слайд 23Показатель сформированности умения
Из оценок анкет выводится показатель Р — средний
показатель проявления умения в классе
находится в диапазоне от 1 до 3, т.к. использованы весовые коэффициенты 3, 2, 1. n – общее число групп. n1, n2, n3 – число групп, в которых умение соответственно: проявляется, почти проявляется, не проявляется.
Таким образом, в каждый конкретный момент времени оцениваем класс в целом, сглаживая влияние колебания количества групп от урока к уроку.
Слайд 24Данные эксперимента для обработки и анализа
Блок А:. простого планирования (по количеству
деталей, размещению деталей, порядку сборки, распределению работы в группе);
Блок Б: оптимального планирования;
Блок В: формирования проектных умений и цепочек из них (задачи-цель-проблема);
Блок Г: презентативные умения;
Блок Д: рефлексивные умения
Слайд 26Блок В: формирования проектных умений и цепочек из них (задачи-цель-проблема)
2-й класс
2 полугодие и 3-й класс 1 полугодие
Слайд 27Сравнение результатов контрольной работы и средних показателей
наблюдений в 1 полугодии
4 класса
Слайд 28Сравнение результатов контрольной работы и средних показателей
наблюдений во 2 полугодии
4 класса
Слайд 30Представленные данные эксперимента для оценки и анализа степени успешности процесса формирования
проектных умений и проектной деятельности у младших школьников показывают:
Положительную динамику формирования проектных умений
простого планирования: по количеству деталей,
размещению деталей, порядку сборки, распределению работы в группе;
оптимального планирования;
формирования проектных умений и цепочек из них - задачи-цель-проблема);
презентативных и рефлексивных умений.
Слайд 31Представленные данные эксперимента для оценки и анализа степени успешности процесса формирования
проектных умений и проектной деятельности у младших школьников показывают:
Результаты по тестам на рефлексию показывают сформированность проектных понятий и представлений, отношения «я и освоенное на курсе»;
в отдельных случаях методологический уровень освоения;
Результаты, полученные наблюдением группового и индивидуального проявления умений учащихся, и результаты контрольных работ в 4-ом классе идентичны – сформированность проектных умений достигается!
Слайд 32Учебные пособия
Пахомова Н.Ю. Проектная деятельность: Методическое пособие для учителей начальных классов.
2 класс. - М.: изд. Русское слово - учебник, 2013;
Пахомова Н.Ю., Проектная деятельность: Рабочая тетрадь учащегося 2 класса. - М.: изд. Русское слово - учебник, 2013;
Пахомова Н.Ю. Проектная деятельность: Учебный материал для учащихся 2 класса. - М.: изд. Русское слово - учебник, 2013;
Слайд 33Учебные пособия
Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В., Денисова И.В. Проектная деятельность: Методическое пособие
для учителей начальных классов. 3 класс. — М.: ИЦ «Маска», 2009;
Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В., Денисова И.В. Проектная деятельность: Рабочая тетрадь учащегося 3класса. — М.: ИЦ «Маска», 2009;
Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В., Денисова И.В. Проектная деятельность: Учебный материал для учащихся 3 класса. — М.: ИЦ «Маска», 2009;
Слайд 34Учебные пособия
Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В., Денисова И.В. Проектная деятельность: Методическое пособие
для учителей начальных классов. 4 класс. — М.: ИЦ «Маска», 2010;
Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В., Денисова И.В. Проектная деятельность: Рабочая тетрадь учащегося 4 класса. — М.: ИЦ «Маска», 2010;
Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В., Денисова И.В. Проектная деятельность: Учебный материал для учащихся 4 класса. — М.: ИЦ «Маска», 2010;
Слайд 35Дополнительные методические пособия
Программа курса «Проектная деятельность»
Дневник наблюдений учителя – электронная версия
Дидактическая
концепция курса «Проектная деятельность»
Слайд 36Курс «Проектная деятельность» дает возможность не только формировать готовность к проектной
деятельности, но и закладывает основу для компетентностной составляющей образования детей
Слайд 37Подготовка учителя к проектному обучению учащихся
Учитель проектного обучения − это учитель,
использующий учебное проектирование для решения образовательных задач!
Слайд 38Проектная компетентность учителя характеризуется
готовностью к проектной деятельности
(человек готов организовать и
осуществить проектирование проблемы, которая его побуждает к поиску способа ее решения);
умением организовать проектную деятельность учащихся в ходе образовательного процесса;
готовностью работать с учебным проектом по ситуации
(подбирать или разрабатывать учебный проект для решения определенных образовательных задач и управления через него ходом самостоятельной работы учащихся).
Слайд 39Формирование компетентности учителя проектного обучения
Учителю проектного обучения необходим определённый уровень научно-методической
подготовки, владение технологией проектирования, и технологией осуществления проектного обучения.
Освоение технологии обучения школьников проектированию, формирования проектной компетентности - переход учителя
на позиции компетентностной парадигмы,
в надпредметное методологическое осмысление своей педагогической практики.
Слайд 40Квалификационные
характеристики учителя
В соответствии с ЕКС (единый квалификационный справочник) учитель должен
знать:
современные образовательные технологии,
и уметь:
организовать самостоятельную деятельность обучающихся,
реализовать проблемное обучение, современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
Слайд 41Задачи учителя начальных классов
Овладеть технологией проектирования;
Освоить технологию курса «Проектная деятельность»
для
2-х – 4-х классов;
Освоить технологию оценивания достижений учащихся в учебном проектировании в курсе «Проектная деятельность»
Слайд 42 Ресурсы
Курс: ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель курса: Углубление научно-практических знаний о возможностях использования метода учебных проектов в учебно-воспитательном процессе начальной школы, освоение материала курса «Проектная деятельность» для формирования готовности младших школьников к проектной деятельности на уроках и во внеурочное время.
Категория слушателей: Учителя начальной школы, заместители директоров по УВР начальной школы, методисты.
Форма обучения: Очно-дистанционная.
http://mioo.seminfo.ru/course/view.php?id=1183
Слайд 43 Ресурсы
Информационно-методическое пространство
«Учебное проектирование и исследование в образовательном
учреждении»
Цели и задачи:
информационно-методическая поддержка для тех, кто занимается учебным проектированием и исследованием в образовательном учреждении: учителей основной и начальной школы, заместителей директора, директоров школ и кураторов проектной деятельности.
Форма общения: дистанционная.
http://mioo.seminfo.ru/course/view.php?id=496
Слайд 44 Ресурсы
Курс: Метод учебных проектов
Цель курса:
Формирование новой профессиональной компетентности педагога для организации и осуществления образовательного процесса с использованием элементов проектной деятельности учащихся, информационных ресурсов и ИКТ
Категории слушателей: учителям, методистам и руководящие работники образовательных учреждений
Срок обучения: 72 часа
Форма обучения: Дистанционная
http://mioo.seminfo.ru/course/view.php?id=14
Слайд 46Основные разделы:
Учебное проектирование
Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности
Педагогическое сообщество учебного
проектирования
База данных учебных проектов
Школа начинающего учителя проектного обучения
Педагогу-исследователю проектного обучения
Учебно-исследовательская деятельность
Слайд 48Учебное проектирование (разделы)
Статьи (библиотека сайта, информационного пространства и ВМК)
Проектный урок (видеоматериалы,
методические материалы, форумы)
ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ: Проектный урок "Анализ контрольной работы", 5 класс
Слайд 49
Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности
Слайд 50Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности
Слайд 51
Педагогическое сообщество учебного проектирования
Слайд 52
Цель Сообщества:
Развитие профессионализма и формирование проектно-исследовательской компетентности педагогов.
Учитель, если он попробовал работать методом проектов, никогда не отступит от этого метода, видя его успешность. Таких учителей мы поддерживаем. Это – наш контингент.
Если судить по количеству участников наших семинаров, их – несколько сотен человек.
Слайд 53
Сообщество дает возможность педагогам
обмениваться опытом,
профессионально общаться,
площадку для публикации,
возможность высказаться по интересующей педагога теме и обсудить важные вопросы в команде единомышленников
Слайд 54
Эссе члена Педагогического сообщества
Слайд 56
Цель создания базы данных:
обобщить, систематизировать и распространить опыт
работы учителей и методистов города Москвы, имеющих методические разработки в области учебного проектирования;
обеспечить учителя, осваивающего проектный метод обучения, методической поддержкой;
помочь учителю-предметнику внедрять проектный метод обучения на уроках и во внеурочное время.
Слайд 57
5. Школа начинающего учителя проектного обучения
Видеоматериалы
Методические материалы
Обсуждения на форумах
Слайд 586. Педагогу-исследователю проектного обучения
Слайд 597. Учебно-исследовательская деятельность
Слайд 60
Что дает информационное пространство:
Интерактивность,
Оперативность,
Обратную связь,
Индивидуальный
подход,
Возможность работать с удаленными пользователями,
Экономию времени и сил.
Слайд 63
Методическая работа с регионами:
Московская область
Калужская область
Свердловская область
Пермский край
Казань
Белгород
Киров
1446
СОШ №
302
ЮВАО
СОШ № 108
СОШ №
535
ЮЗАО
САО
СОШ №
1884
ЮАО
г.Киров
Пермский край
Кондратовская
СОШ
МБОУ
СВАО
ЦАО
ЗАО
ВАО
Москва
МИОО лаборатория
информационной поддержки развития образования
Ресурсный центр
ГБОУ ЦО № 775
СОШ №1367
СОШ №13
50
СОШ №
393
ЦО №
491
ЦО №
1477
СОШ №
1457
ЦО
№1471
СОШ
№37
СОШ
№1269
СОШ
№411
СОШ
№400
СОШ
№1373
СОШ №
1258
СОШ №
511
НОУ
«Надежда»
Московская область
Регионы
г.Дзержинский
Лицей №3
г.Лыткарино
Калужская обл.
г.Кременки
МБОУ СОШ им.Дашковой
СОШ № 58
СОШ №56
Свердловская область
ГКОУ СОШ № 25
пос.»Свободный
СЗАО
ЦО № 1454
ЦО №1089
Гимназия №7
г. Ступино
г.Екатеринбург
.МБОУ СОШ № 16
г.Белгород
МАОУ «Лицей № 38»
ДЭЦ
«Островок»
МБОУ «Лицей №2»
Татариновская
СОШ №5
Слайд 67Межрегиональные конференции
2010 год –
г.Дзержинский Московской области
2011 год –
г. Кременки Калужской
области, поселок Кондратово Пермский край
Слайд 69Межрегиональные семинары
2011 год –
г. Киров
2012 год –
Пермский край
поселок Кондратово,
г. Екатеринбург, г. Белгород, г. Ступино Московской области
Слайд 70Бекасово Всероссийский форум «Образование. Взгляд в будущее»
Слайд 72Пермский край
Кондратовская средняя школа
Слайд 73Пермский край Кондратовская средняя школа
Слайд 78Содружество
Пермский край Кондратовская школа подружилась с ГБОУ СОШ №
393 и ГБОУ ЦО № 491 г.Москвы
Слайд 80Всероссийская конференция
2011, 2012, 2013 год -
г. Кременки Калужской области, санаторий
«Вятичи»,
МОУ СОШ им. Е. Дашковой
2014 - год юбилейная конференция
с 30 мая по 2 июня
Слайд 81Основная школа ?
Преемственность
Организация МО учителей учебного проектирования
и разработка банка предметных уроков с мини проектами, освоение курса «Проектная деятельность» Н.Ю. Пахомовой для 5-6 классов, использование курса М.В. Битяновой «Учимся решать проблемы»
Но это уже другая история…
Слайд 82
«…Ветер перемен естественный и желанный. Он рождается где-то внутри нас, наполняя
нашу жизнь яркими, волнующими моментами.
Именно так и должно быть…»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ, ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ !