Учебно-методический материал для аспирантов Введение в экономику высшего образования Коваленко Александр Иванович к.э.н., доцент кафедры Теории и практики конкуренции презентация

Содержание

Введение в специальность Тема 1. Эволюция экономики образования – как науки. Тема 2. Конкуренция вузов на рынке образовательных услуг.

Слайд 1Учебно-методический материал для аспирантов
«Введение в экономику высшего образования»




Коваленко Александр

Иванович
к.э.н.,
доцент кафедры
Теории и практики конкуренции

Слайд 2Введение в специальность
Тема 1. Эволюция экономики образования – как науки.
Тема 2.

Конкуренция вузов на рынке образовательных услуг.

Слайд 3Краткая биографическая информация:
окончил Юр.фак МЭСИ
аспирантура 08.00.05 МЭСИ
кандидатская диссертация на

тему «Образовательное антрепренерство в системе российского высшего образования »
подготовил к защите 3 аспирантов
зам.глав.ред журнала ВАК «Современная конкуренция»

Слайд 4Кафедра Теории и практики конкуренции
м. Сокол
Ленинградский проспект, 80-Г.
4 этаж
Зам.зав.

Потапова Ольга Николаевна –см. ее расписание

Редакция «Современная конкуренция»

м. Сокол
Ленинградский проспект, 80-Г.
6 этаж
612 (4) – смотрите мое расписание


Слайд 5Основные направления научных исследований:
Экономика высшего образования,
Конкуренция на рынках образовательных услуг,


Предпринимательство и управление образовательными организациями,
Электронное обучение
Корпоративное обучение
Недобросовестное поведение вузов

Слайд 61.6. Сфера услуг.
Содержание этой области исследования:
анализ современных тенденций и

прогнозов развития экономики, управления сферой услуг;
определение научно обоснованных; организационно-экономических форм деятельности, типологий форм хозяйственного механизма предприятий, учреждений, организаций и комплексов отраслей сферы услуг;
совершенствование методов управления и государственного регулирования.

Слайд 7Объект исследования:
все организационно-правовые формы предприятий и организаций
(коммерческие частные предприятия, некоммерческие

учреждения, общественные организации, союзы, ассоциации, федеральные органы, органы субъектов федерации, региональные и местные органы управления отраслями и комплексами, международные организации и союзы и др.),
обеспечивающих основную деятельность в сфере услуг, а также производственную и социальную инфраструктуру, подготовку кадров.

Слайд 81.6.109. Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка.
1.6.110. Особенности

формирования и развития общественного (государственного) сектора сферы услуг.
1.6.111. Ресурсный потенциал отраслей сферы услуг и эффективность его использования.
1.6.112. Факторы, влияющие на размещение и эффективность деятельности предприятий сферы услуг.

Слайд 91.6.113. Экономические методы и критерии обоснования эффективности специализации и кооперирования в

сфере услуг.
1.6.114. Организационно-экономическое обеспечение стандартов на услуги населению.
1.6.115. Социально-экономическая эффективность и качество обслуживания населения в отраслях сферы услуг.
1.6.116. Механизм повышения эффективности и качества услуг.

Слайд 101.6.117. Современные тенденции развития организационно-экономических форм хозяйствования в сфере услуг.
1.6.118.

Формирование и развитие отраслевых, региональных и общенациональных рынков услуг.
1.6.119. Особенности малых и средних форм предпринимательской деятельности в отраслях сферы услуг.
1.6.120. Экономические основы государственного регулирования интеллектуальной собственности в сфере услуг.

Слайд 111.6.121. Организационно-экономические механизмы обеспечения инновационного развития отраслей сферы услуг.
1.6.122. Соотношение

рыночных и государственных регуляторов в развитии отраслей и комплексов сферы услуг.
1.6.123. Обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы услуг.
1.6.124. Формы государственной поддержки отечественных производителей в сфере услуг.

Слайд 121.6.125. Повышение эффективности использования рыночных инструментов в сфере услуг.
1.6.126. Социальная

инфраструктура предприятий в условиях рынка.
1.6.127. Экономические основы функционирования некоммерческих организаций в сфере услуг.
1.6.128. Государственная поддержка некоммерческих организаций сферы услуг.

Слайд 131.6.129. Экономические проблемы благотворительности, меценатства и спонсорства в сфере услуг.
1.6.130.

Экономические основы социальной защиты и поддержки населения.
1.6.131. Механизм антикризисного управления в сфере услуг.
1.6.132. Государственно-частное партнерство в сфере услуг.

Слайд 14

Стратегии повышения конкурентоспособности российских компаний в сфере туристских услуг

1.6.123. Обеспечение

конкурентоспособности предприятий сферы услуг

Слайд 16

Управление интеграционными процессами на российском рынке образовательных услуг

1.6.109. Совершенствование организации, управления

в сфере услуг в условиях рынка

Слайд 17

Формирование организационных структур управления инновационной деятельностью в высшем учебном заведении
1.6.109.

Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка

Слайд 18

Управление коммуникациями вуза на рынке образовательных услуг
1.6.109. Совершенствование организации, управления

в сфере услуг в условиях рынка

Объектом исследования являются высшие учебные заведения на российском рынке образовательных услуг.
Предметом исследования является управление коммуникациями в российских высших учебных заведениях.
Целью данного диссертационного исследования является разработка системы управления коммуникациями вуза на рынке образовательных услуг.

Слайд 19

Совершенствование организационно-экономического механизма управления туристскими транспортными услугами
1.6.117. Современные тенденции развития организационно-экономических

форм хозяйствования в сфере услуг
Объектом исследования являются организационно-экономические отношения между туристскими фирмами, перевозчиками, государством и потребителями туристских транспортных услуг, трансформирующиеся в организационно-экономический механизм управления туристскими транспортными услугами.
Предметом исследования являются направления совершенствования организационно-экономического механизма управления туристскими транспортными услугами.

Слайд 20

Формирование межрегионального туристского комплекса в условиях туристско-рекреационной особой экономической зоны (на

примере Московской области)
1.6.118. Формирование и развитие отраслевых, региональных и общенациональных рынков услуг

Объектом исследования выступает сфера туристских услуг как фактор стимулирования развития экономики и хозяйственного комплекса.
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе формирования и функционирования межрегионального туристского комплекса.

Слайд 21Особенности формирования рынка услуг общественной аккредитации образовательных программ и учреждений в

России
1.6.118. Формирование и развитие отраслевых, региональных и общенациональных рынков услуг
Объектом исследования выступает российский рынок услуг
общественной аккредитации образовательных программ и
учреждений.
Предметом исследования являются организационно-
экономические отношения, складывающиеся в процессе
формирования рынка услуг общественной аккредитации
образовательных программ и учреждений в России.
Цель диссертационного исследования состоит в обосновании
особенностей формирования российского рынка услуг
общественной аккредитации образовательных программ и
учреждений, и разработке направлений стратегии
маркетингового поведения аккредитационных организаций на
ранней стадии развития этого рынка.

Слайд 22Недобросовестное конкурентное поведение вузов
на рынке образовательных услуг
1.6.116. Механизм повышения эффективности

и качества услуг
Объектом исследования является деятельность высших учебных заведений независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности по реализации услуг высшего профессионального образования.
Предметом исследования является недобросовестное конкурентное поведение высших учебных заведений при реализации образовательного услуг, а также меры противодействия такому поведению вузов на рынке образовательных услуг.
Научная новизна состоит в решении научной задачи по теоретическому раскрытию природы, форм и направлений недобросовестного конкурентного поведения вузов на рынке образовательных услуг, а также в обосновании мер противодействия ему в России.

Слайд 23Управление конкурентоспособностью учреждений
среднего общего образования
1.6.123 Обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы услуг



Объектом исследования являются учреждения среднего общего образования.
Предметом исследования является конкурентоспособность учреждений среднего общего образования и методы управления ею.
Целью диссертационного исследования является решение научной задачи по разработке методов оценки и управления конкурентоспособностью учреждений среднего общего образования, а также обоснованию стратегий их конкурентного поведения.


Слайд 24В соответствии с основной целью в диссертации были поставлены и решены

следующие задачи:
- систематизировать существующие классификации видов учреждений среднего общего образования для целей оценки их конкурентоспособности;
- выявить особенности развития конкурентных отношений в сфере среднего общего образования;
- сформировать систему факторов конкурентоспособности учреждений среднего общего образования;
- обосновать методику оценки уровня конкурентоспособности учреждений среднего общего образования для определения направлений управляющего воздействия;
- выявить ключевые стратегии конкурентного поведения учреждений среднего общего образования в соответствии с целевыми приоритетами достижения долгосрочных конкурентных преимуществ.

Слайд 25

Тема 1.
Эволюция экономики образования – как науки.


Слайд 26Социальное событие представляет собой связь явлений.
Исследователь, стремящийся упорядочить их поток,

намеренно выбирает из него экономические факты.
В том, что тот или иной факт характеризуется как экономический, заключается абстракция — первая среди многих, навязанных нам технической необходимостью мысленного отображения действительности.
Тот или иной факт никогда не является, если брать в расчет его глубинные причины, исключительно или «чисто» экономическим; постоянно существуют и другие, часто более важные его стороны, тем не менее в науке мы говорим об экономических фактах на том же основании и с тем же правом, что и в повседневной жизни.

Слайд 27Экономика образования – как наука

Экономика - наука о:
распределении ресурсов
степени участия

государства в экономике
стимулах субъектов экономического поведения
характере изменения свободных рынков

Слайд 28Образование – отдельная сфера общественной жизни

Вузы – хозяйствующие субъекты

Отдельные организации –

издержки и доходы

Наука - экономические методы исследований образовательных отношений

Слайд 29Представители социологии знания во многом
- опираются на экономические метафоры,
-

подчеркивают растущую роль экономического образа мысли даже в тех областях знаний, которые раньше ассоциировались у человека с другими сферами социальной жизни.
Универсализация экономического взгляда на вещи, так называемый «экономический империализм» (т.е. распространение экономических методов анализа на множество объектов, традиционно считавшихся чуждыми этому анализу)

Слайд 30Применение принципов экономической теории в управлении университетом,
специфика университета как организации,
специфика образования

как товара,
проблемы использования принципа максимизации прибыли применительно к университетам.
Для экономистов рынок образовательных услуг - сродни ночному кошмару. Это вместилище неведения, экономически «нерационального» поведения и препятствий к перемещению ресурсов

Слайд 31Продажа товаров
Выполнение работ
Оказание услуг

Сервисная экономика

Блага:
Исследуемые – до контракта
Опытные – в

процессе потребления
Доверительные - ???


Слайд 32

Свойства образовательных услуг
неосязаемость;
гетерогенность;
непостоянство качества услуги;
неразделимость производства и потребления;
неотделимость от

источника;
невозможность хранения и транспортировки;
относительная не исключительность в потреблении;
длительность оказания;
отложенный полезный эффект;
доверительность;
сигнальная функция.

Слайд 33Доверительный характер образовательной услуги
специфика трансакционных издержек
совмещение двух рынков в одном
Информационная асимметрия

- оппортунизм

специфические институты, поддерживающие рынок (рейтинги, аккредитация)

Частные и общественные выгоды от образования

Роль учащегося
усилия
фактор производства и клиент
peer group effects


Слайд 34Среди экономистов уже давно идет дискуссия о том, насколько деятельность вуза

можно анализировать с помощью экономического подхода, каковы границы этого подхода. Так, многие отмечают, что вуз имеет черты, схожие с фирмой
Вузы предоставляют товар, в качестве которого выступает образование.
Этот товар имеет определенную цену – плату за обучение.
При этом вузы, так же, как и фирмы, сталкиваются с технологическими ограничениями.
Так, для того чтобы произвести образование, вузы платят за использование факторов производства: нанимают преподавателей, закупают оборудование.
У вузов, как и обыкновенных фирм, есть производственные мощности – аудитории, лаборатории, библиотеки, компьютеры.

Слайд 35зачастую вузам приходиться конкурировать на потребительском рынке за студентов, а на

рынке труда – за преподавателей.

в какой степени поведение российских вузов соответствует поведению коммерческих фирм ?

(фактическое поведение и теоретическое моделирование поведения)

Слайд 36

Подход, основанный на максимизации полезности
прибыль,
качество образовательных услуг
место в рейтинге
престиж


Целеполагание университета:
создание (воспроизводство) знания
распространение знания (прирост человеческого капитала)

некоммерческая организационная форма
автономия от государства


Слайд 37

Современный университет может быть рассмотрен как место создания и накопления знаний.
знания

- это чувство осознанного понимания чего-либо, способность видеть, слышать и делать что-либо вновь

«возвышенное» значение знания
абсолютная и безбрежная ценность

прикладное знание

университет — это не храм науки, a market place

продуктами университета являются результаты исследований и образовательные услуги.

Слайд 38Трансформация – коммерциализация – маркетизация

причины:
конкуренция со стороны других производителей знания (knowledge-producers)

вынуждает университеты изменять свою идентичность (со стороны глобального рынка образовательных услуг)

- РФ – бюджетный дефицит

Слайд 39вузы – (храм знаний) - фирмы экономическая корпорация конкуренты,
знание –

товар,
ранее задача распространения разумного, доброго, вечного превалировала над всем остальным.
Сейчас - превращение финансирования и построения бюджета в главный рычаг управления всей структурой.
Внутренний финансовый контроль и аудит во всех звеньях университетского технологического «производства» превращается в повседневность.

Слайд 40Все звенья университетской структуры самоопределяются по признакам конкурентоспособности и доходности.
тотальное

управление качеством учебного процесса («total quality management», TQM). Эта стратегия имеет своей целью охватить все без исключения клетки университетской структуры, добиваясь от каждой из них самой высокой эффективности.
Факультеты, лаборатории, научные центры и даже отдельные профессора рассматриваются теперь под углом зрения того, сколько «доходоприносящих» студентов они смогли привлечь, столько внешних грантов и дотаций они «внесли в общую копилку», каков их вклад в бренд университета на рынке образовательных услуг.

Слайд 41Теперь образование – предпринимательство
преподаватели – обслуживающий персонал (РФ) и предприниматели (США),



Бесспорными лидерами в университетских сообществах становятся те из них, кто любыми способами (иногда далекими от академических) привлекают массы студентов, мобилизуют грантовую поддержку со стороны фондов и частных доноров, а также постоянно работают над своим личным брендом на внешнем рынке, включая престижные премии, шумные публикации, связь со средствами массовой информации и пр.

Слайд 42Студенты клиенты
дисциплинарные ограничения в отношении студенчества по-прежнему существуют, но по всем

позициям изменился статус студентов. Корпорация зависима от своих клиентов — от их запросов, желаний, жизненных целей и даже капризов. «Покупатель всегда прав!»



Слайд 43от профессуры, и от управляющих учебным процессом администрирования требуется овладение «мягкими»

технологиями и бесконфликтность в отношениях со студентами-клиентами.
учебный процесс ныне подразумевает новые потребительские качества — полуразвлекательный характер, доступность и легкую усваиваемость сложных вопросов, создание у клиентов приятного чувства полноты полученного знания, упакованность в красивые формы (иг-ровые методы преподавания, мультимедийность и пр.).

Слайд 44если студент по тем или иным причинам не справляется с учебными

программами, ему подыскивается щадящий режим работы, облегченная программа, персональное сопровождение со стороны преподавателя и т. д., но студент удерживается всеми доступными методами, чему способствуют и многочисленные промежуточные образовательные форматы.

Экономическое действие укоренено в социальных структурах


Слайд 45

Новый институционализм 70-х доказал, что образовательные организации действуют, исходя из логики


«институционального конформизма», нежели исходя из логики технической эффективности, и что они характеризуются моделью менеджмента, в которой институциональный и технический уровни администрирования слабо связаны (сцеплены).

Слайд 46

Техническая ориентация - рациональность, укорененная в анализе целей и средств для

их достижения.
эффективность получения результата, который должен быть измеряем и точно фиксируем.
Институциональная ориентация - когнитивная рациональность – обеспечение опознавания и понимания проводимой деятельности другими участниками.

Техническая рациональность определяет, что должна организация делать;
Институциональная – какая организация может (имеет право) существовать.
В действительности образовательная организация формирует свое поведение и организационную форму, стараясь соответствовать своему институциональному окружению. И в этом смысле она стремится не к эффективности, а к легитимности своей деятельности. При этом требование эффективности становится одним из способов её выражения.

Слайд 47образование — это принципиально иная форма деятельности, где не все определяется

прямой экономической выгодой

Изменение идентичности
Как только университеты начинают отождествляться с денежным богатством, они сразу же теряют свою уникальность для общества. Теперь они рассматриваются не как закрытые учреждения, полные умственных поисков и правдивых мыслей, а скорее как предприятия, руководимые самонадеянными индивидами с целью завладеть таким количеством денег и влияния, каким вообще возможно

Слайд 48

Рынки образовательных услуг 
(Рынок как поле)
Рынки

больше не имеют определенных мест и специального расписания работы: покупатели редко встречаются с производителями, покупатели и продавцы взаимно организованны; существует целая армия посредников, которых столько же, сколько покупателей и продавцов; спрос и предложение – это очень грубые метафоры, и неясно, отражают ли они динамику рынков, и так далее и тому подобное.


Экономическое действие укоренено в социальных структурах

Слайд 49универсализация экономического взгляда на вещи, так называемый «экономический империализм» (т.е. распространение

экономических методов анализа на множество объектов, традиционно считавшихся чуждыми этому анализу), всегда сопровождается империализмом социологическим

Слайд 50Главная роль в университете:
Студенты
Преподаватели
Учредители
Общество

Контракты с преподавателями
Неполнота
Высокие издержки оценки выполнения
Участие внеш и

внутр среды
Неформальные нормы

Слайд 51

Тема 2. Конкуренция вузов на рынке образовательных услуг.


Слайд 52Макро и микро,
отрасль и фирма,
конкуренция (равновесная цена) и прибыльность

(монопольная цена)
Конкурентоспособность - Способность конкурировать, выдерживать конкуренцию – существовать в соперничестве среди таких же, как ты.

Конкуренция и конкурентоспособность как научные задачи


Слайд 53

Совокупности конкурентных преимуществ, достигаемых путем обеспечения адаптивности и инновационности при выборе

форм преактивного реагирования на изменения конкурентной среды.

Конк-преимущество – относительный характер (по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке)
Кон-способность – абсолютный характер???
Если фирма вводит например TQM последней на рынке, то кон. преимущества нет, но повышение К-способности есть.

Слайд 54

Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности


Поэтому конкуренция (может) исследоваться на определенном рынке (на всех фирмах)
А конкурентоспособность – вообще (на всех рынках) но на отдельной фирме
Почему не исследуется монополеспособность???
М-СП-сть – выход из конкурентного поля – монополизация рынка – способность защищать рынок
Монополеспособность – у естественных монополий

Слайд 55Структура рынка – не дает информации.
Блага смешанные
Можно ли положиться на «Невидимую

руку» в таком социально общественно значимой отрасли хозяйства как образование.

Вузы – не коммерческие организации
концептуальное представление о высшем учебном заведении как институте воспроизводства интеллекта, создающим общественное благо,
и сервисно-хозяйственной структуре с элементами коммерческой организации, обосновывающее его статус делового предприятия сферы образовательных услуг;

Есть ли конкуренция на образовательном рынке ?


Слайд 56

Система (академических) ценностей вузов, результат их работы, специфика учебного процесса не

позволяют сравнивать образовательный и частный сектор.
Эмпирически
совершаются конкурентные действия.
За ППС за контракты студентов, за гранты
Ограниченность ресурсов (труд, капитал)
Соперничество за них

Слайд 57

Возможно положительное влияние рыночных моделей и стимулов на образовательные отношения ограничивается

иными факторами (академическая культура, социальность образования, идеальная составляющая)
Конкуренция основывается на несовпадении (противопоставлении) экономических интересов производителей.
Производители образовательных услуг имеют одну цель – повышение образовательного уровня населения.
Есть ли здесь интерес в экономическом превосходстве над иными производителями образовательного продукта?

Слайд 58и одновременно сотрудничество
Есть ли конфликт интересов между вузами – при том,

что они представляют одно образовательное сообщество.
Связаны общей академической культурой.
Качество образовательных продуктов одного производителя зависит от оценки его остальными производителями.
Конкуренция

Слайд 59Необходимость Востребованности на рынке труда - не чисто рыночный стимул, а

общественный.
Востребованность на рынке труда не через рыночный механизм а через административный:
Структурное взаимодействие вузов и работодателей

Сегодня на образовательном рынке конкурируют не только и не столько образовательные программы, а системы менеджмента.

Слайд 60что продается??
университет продает не какие-то конкретные товары,
– образовательное место

(на скамье) и образовательное пространство
место в университетском социуме с его библиотеками, общением, преподавателями, социальными связями), и понятия товара и пространства не являются взаимозаменяемыми.
Престиж, статус, социальные связи
Элитарность и кастовость

Слайд 61Следовательно, потребительская полезность стремится к бесконечности
Следовательно – цена ничем не ограничивается.
-

вузы – Ценодатели
следовательно - Неценовая конкуренция
нет единой цены – диапазон цен

разница в ценах может объясняться предельной дифференциацией образовательных услуг, кластеризацией образовательных организаций по территориальному признаку. Разница в стоимости взаимозаменяемых образовательных услуг, может быть связана с системами и мерами по обеспечению качества образовательных услуг, наценкой за бренд организации, повышенным рыночным спросом на отдельные специальности и т.д.

Слайд 62На рынках профессионального образования также используются разные конкурентные стратегии и разные

инструменты конкурентного позиционирования: слияние с брендом государства, стратегия «экономии на эффекте масштаба», дифференциация образовательных услуг, дополнительные образовательные сервисы и возможности (зарубежные стажировки, практика в ведущих отраслевых предприятиях, гарантированное трудоустройство и т.д.).
Однако конкурентные отношения на рынках профессионального образования нельзя назвать цивилизованными, упорядоченными и защищенными от монополизации и доминирования.

Слайд 63Барьер входа –выхода на рынок:
Лицензия - другое понимание как мобильность ресурсов

(в ответ на ценовые сигналы ресурсы могут беспрепятственно входить в отрасль и выходить с нее)
Барьер ???– сам размер рынка ограничен количеством студентов и сложившимся предложением от вузов

Слайд 64Распространенные инструменты регулирования образовательных отношений связаны с установлением барьеров входа на

рынок, предоставлением искусственных конкурентных преимуществ, созданием дискриминационных условий хозяйствования, недопущением, ограничением и устранением конкуренции, централизацией образовательных ресурсов и концентрацией экспертных полномочий в одних организациях и органах, что дает возможности для установления рыночной и академической власти одних хозяйствующих субъектов над остальными участниками рынка. Причем такая власть не будет прямо проявляться в рыночных показателях хозяйствования, которые анализируются при оценке состояния конкурентной среды на конкретном рынке, что делает действующий Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке мало эффективным.

Слайд 65Нарушения антимонопольного законодательства на рынках профессионального образования
Создание дискриминационных условий функционирования образовательных

организаций через предоставление отдельным образовательным организациям исключительных прав:
- исключительное право получения бюджетного (федерального, регионального) финансирования в рамках распределения государственного задания по приему учащихся, что делает возможным для таких вузов установление завышенных ставок оплаты труда преподавателей – доминирование на рынке труда, завышение цен на образовательные услуги без риска финансовой необеспеченности;
- установление неодинаковых условий членства в местных, региональных, окружных Советах ректоров вузов;
- право реализации образовательных программ на основе устанавливаемых самостоятельно образовательных стандартов и требований.

Слайд 66Недобросовестная конкуренция образовательных организаций:
– антиреклама вузов, некорректные сравнения, распространение ложных,

неточных или искаженных сведений,- заказные необъективные образовательные рейтинги, неподтверждаемые заявления о лидерстве в регионе или в специальности, черный PR.
‑ скрытая реклама ‑ заявления в средствах массовой информации, публичные выступления представителей органов государственной и муниципальной власти, тексты официальных документов, содержащие скрытую рекламу, некорректные сравнения образовательных организаций;
‑ незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну конкурента ‑ корпоративный шпионаж, переманивание абитуриентов и сотрудников;
‑ незаконное использование бренда, знака обслуживания, официального наименования конкурента и иных средств индивидуализации образовательной организации и ее услуг, демонстрация близости вуза к органам управления образованием.

Слайд 67Нарушения порядка проведения торгов (открытых конкурсов):
- координация организаторами торгов или заказчиками

деятельности его участников: отдельные образовательные организации - участники конкурса находятся в ведении (ведомственном подчинении) организатора конкурса (заказчика государственного и муниципального заказа);
- нарушение порядка определения победителя или победителей торгов: влияние образовательных организаций - участников конкурса на принятие положительных (в отношении себя) и отрицательных (для конкурентов) решений о результатах конкурсов.

Слайд 68Принятие органами государственной и муниципальной власти актов, вводящих ограничения и запреты

в отношении создания образовательных организаций – необходимость получения образовательной организацией согласия местной администрации, справки-письма из местной службы занятости, местного органа управления образованием при открытии филиала, представительства, при лицензировании новой специальности.

Слайд 69Принятие органами государственной и муниципальной власти актов, приводящих к ограничению и

устранению конкуренции:
- принятие органами государственной и муниципальной власти актов, наделяющих отдельные образовательные организации особыми статусами и полномочиями (экспертными, академическими, научными, финансовыми) по сравнению с остальными образовательными организациями на рынке;
- наделение отдельных периодических печатных научных изданий особым научно–академическим статусом (рекомендованные ВАК научные журналы);
- лоббирование представителями органов государственной и муниципальной власти интересов отдельных образовательных организаций.

Слайд 70Наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов власти, в том числе,

функциями и правами органов государственного контроля и надзора:
Вузы - держатели УМО: экспертиза аттестационных дел по присвоению ученых званий профессора и доцента преподавателям высших учебных заведений, рецензирование подготовленной к изданию учебной и методической литературы, выдача заключений при открытии дополнительных профессиональных образовательных программ.

Слайд 71Злоупотребления:
- Необоснованные отказы в предоставлении положительных экспертных заключений в отношении конкурентов;
Принуждение

к
- участию в семинарах, проводимых УМО;
- покупке литературы, издаваемой УМО;
- членству и выплате членских взносов.

Слайд 72Советы ректоров: участие в лицензировании и государственной аккредитации высших учебных заведений

и учреждений дополнительного профессионального образования, выдача заключений при открытии филиалов в регионе Совета;
Злоупотребления ‑ Необоснованные отказы в предоставлении положительных экспертных заключений в отношении конкурентов.

Слайд 73Согласованные действия с другими учебными заведениями на рынке:
- Раздел рынка;
- Соглашение

о недопущении конкурентов на рынки;
- Установление и поддержание согласованных цен (повышение/понижение).
Злоупотребление образовательными организациями доминирующим положением на рынке:
- установление монопольно высокой цены на образовательные услуги;
- установление монопольно низкой цены на образовательные услуги.

Слайд 74Государственная и муниципальная помощь без предварительного согласия в письменной форме антимонопольного

органа в виде компенсации отдельным образовательным организациям отчислений по налогу на имущество и земельному налогу.
Предпосылки создания доминирующего положения образовательных организаций, не являющиеся нарушениями действующего антимонопольного законодательства:
- слияние и присоединение (горизонтальная интеграция) вузов административно-командными методами управления без предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа;
- присоединение ссузов к вузам административно-командными методами управления без предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

Слайд 75Доверительная природа товара открывает широкие возможности для оппортунистического поведения более информированных

игроков рынка. При этом даже установленный факт оппортунизма в форме предоставления заниженного качества образовательных услуг необязательно позволит покупателю получить от вуза компенсацию — ведь последствия такого образования могут сказаться далеко не сразу.

Дистанц.технологии – отдельный сегмент или конк преимущество???

Слайд 76Производство имиджа поддерживается более традиционными процедурами бухучета и аудита, которые Пауэр

называет «обрядами верификации».
находятся ли университеты на пути установления собственного авторитета? изменяют ли они свою индивидуальность или же модернизируют только свой имидж, оставляя индивидуальность нетронутой?
особая задача для университетов – отслеживать происходящие изменения, а не пытаться предвидеть или программировать свою индивидуальность

Слайд 77Одним из ранних примеров содержательного развития данного тезиса можно считать работу

Дэвида Каменса «Легитимирующие мифы и образовательная организация: взаимосвязь между организационной идеологией и формальной структурой» [Kamens; 1976]. В ней он выделяет типологию образовательных организаций (колледжей) исходя из легитимирующих мифов, которые позволяют им обосновывать свою значимость по отношению к целевому окружению. При этом разные типы образовательных организаций имеют собственную логику обоснования своей значимости. Они конструируют не только свой «образ», представление о своей миссии («элитного», «корпоративного», «массового» колледжа), но и образ «студента», который навязывается целевой аудитории. Подобное позиционирование отражалось в таких элементах, как отбор учащихся, организация их жизни в процессе обучения, размер и выстраивание формальной структуры колледжей, формальным учебным планом, демографической структурой и географическим размещением процесса обучения.

Слайд 78Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности

по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке
Субъективные и Институциональные причины
Ограниченная рациональность субъектов - Пороки образовательной мотивации гарантируют потребительскую полезность без способность
Институт - Отсрочка от армии через вуз - сколько стоит?

Слайд 79Потребительские свойства не равны потребительской полезности
Полезность (субъективна) оценивается потребителем, потреб свойства

(объективны) – кем угодно – вузом, обществом, гос-вом.
Огранич рациональность + длительность услуги + ассиметричность информации +отложенный эффект - люди не в состоянии полностью оценить все издержки и выгоды от получения образования (выбор в юности)
Способность к потреблению – способность извлекать пользу из свойств

Слайд 80превратить свойства в полезность
Оказывая услуги клиенту - мы меняем клиента.
Стимулировать потреб

способность качество
повышения Качество образования–повышения потребительская способность клиента – заказчика.

Слайд 81повышение конкурентоспособности
эффективность???
Конкурентное образование – защищает наши рыночные позиции
Конкурентное образование – востребованный

квалифицированный специалист
Цена – качество - количество
повышение степени концентрации (монопольность, частный).
Или повышение качества (публичный интерес)

Качество обучения представляет собой совокупность потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающих возможность удовлетворения комплекса потребностей по всестороннему развитию личности обучаемого.

Слайд 82Объем предложения при снижении цены
Экономия на эффекте масштаба
В случае массового образования,

конкурентоспособное не значит качественное (эффект масштаба)
Массовость и элитарность образования (отсутствие вступительных препятствий – признак не качественного)
сложность вступительных испытаний – показатель качества

Слайд 83студенты – клиенты,
чем больше - тем лучше
Но Показатель качества –

степень препятствии доступу к образовательной услуги (сложность вступительных испытаний)
Студент не только клиент – потребитель, но и фактор создания образовательного пространства
Эффект сообучения - качество обучения зависит от качества тех, кто обучается рядом с вами. Если вы попали в слабую группу, то ваши стимулы и возможности учиться снижаются: хорошо учиться может быть просто не принято, а преподаватели вынуждены уменьшать объем материала и упрощать его обсуждение. В силу этого вузы заинтересованы в лучших студентах.
чем меньше - тем лучше

Слайд 84Системы обеспечения качества образовательных услуг
Из-за огромного разнообразия и изощренности продуктов покупатели

больше не доверяют собственным чувствам: зрение, обоняние и осязание не являются достаточными для того, чтобы можно было оценить продукт. В то же время растущая требовательность покупателей способствует увеличению их спроса на информацию о продукте: они хотят знать не только «хороший ли он?», «какое у него назначение?», «насколько он современный?», но также и то, «какое сырье использовалось при его производстве?», «каковы законодательные акты, регулирующие качество работы, действуют в стране-производителе данного товара?», «какие методы производства фактически были использованы в процессе создания товара?» и так далее.

Слайд 85Эти два явления имеют несколько последствий: производители и продавцы вынуждены обладать

много большим количеством информации, чем даже раньше, и эта информация должна быть сопоставимой. Таким образом, появилось большое количество организаций – посредников, которые также предъявляют спрос на специфическую информацию, предоставляемую производителями, и которые делают предварительный отбор некоторого количества покупателей (Juran, 1989). В результате всего этого появились такие процедуры, как присвоение марки качества, аккредитация. Качество продукта и процесс его производства тщательно проверяются, подвергаются сопоставительному анализу, результаты которого предоставляются потенциальному покупателю.

Слайд 86Регулирование конкурентных отношений
Государственное регулирование конкурентных отношений должно иметь 2 стратегических ориентира:
1.

Предоставление условий для повышения конкурентоспособности образовательных организаций на рынках профессионального образования. Бессмысленно говорить о конкурентоспособности российского образования, не обеспечив субъектам рынка образовательных услуг реального права на участие в конкуренции, права на самостоятельное завоевание, отстаивание и удержание конкурентных преимуществ, сочетающегося с обязанностью самостоятельного устранения конкурентных недостатков. Тем более, недопустимо, когда искусственные преимущества изначально гарантируют финансовое превосходство «вузов вне конкуренции» над их соперниками.

Слайд 872. Обеспечение потребителям образовательных услуг возможности осознанного выбора между профессиональными образовательными

программами, обладающими разнообразными потребительскими свойствами, путем допуска на образовательные рынки учебных заведений разных видов и статусов. Разнообразие видов и статусов образовательных организаций во всем мире является следствием стремления к упрочению ими своего конкурентного положения среди соперников по образовательной деятельности и к получению признания своей конкурентоспособности в глазах окружения.

Слайд 88Сейчас удобный момент - Демографическая яма
Два варианта:
конкурентный – снижение цены

и очищение рынка
монопольный – вузы ничего не почувствуют
проверить на цикличности конкурентных рынков


Слайд 90Акерлоф, Дж. А. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм //

Thesis, 1994, вып. 5, сс. 91-104 (http://www.hse.ru/science/igiti/thesis5/5_1_4Akerl.pdf).
Коваленко А. И. Конкуренция между вузами: институциональная дискриминация // Современная конкуренция. 2010. № 1 (19).
Лукашенко М.А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг: актуальные проблемы управления. М.: Маркет ДС, 2003.
Павлюткин И.В. Организационные изменения в российских вузах: институционализация качества образования // Социология образования, 2010. № 3. C. 48—58.
Предпринимательские университеты в инновационной экономике / под общ. ред. Ю.Б. Рубина. - М.: Маркет ДС, 2005.

Слайд 91Рубин Ю. Б. Теория конкуренции и задачи повышения конкурентоспособности российского образования //

Высшее образование в России. – 2007. - № 1. – С. 26-43.
Рубин Ю.Б. Современное образование: качество, стандарты, инструменты. М.: Маркет ДС, 2009. 336 с.
Становление институтов общественной образовательной аккредитации и гражданское образовательное сообщество в России. М.: Маркет ДС, 2007.
Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков. - М.: Инфра-М, 2000.
Экономика университета: институты и организации: сб. пер. ст. с коммент. / пер. с англ. под науч. ред. М.В. Семеновой. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика