Особенности федерального государственного образовательного стандарта общего образования Начальное общее образование презентация

Содержание

Стратегическая цель государственной политики в области образования Повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества.

Слайд 1Особенности федерального государственного образовательного стандарта общего образования

Начальное общее образование
Хижнякова О.Н.,

к.п.н., зав. кафедрой начального образования СКИПКРО

Слайд 2Стратегическая цель государственной политики в области образования
Повышение доступности качественного образования в

соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества.


Слайд 3Ключевые эффекты образования как ведущей социальной деятельности общества:
консолидация общества в

условиях роста его разнообразия;
повышение роли образования как механизма социальной стратификация общества;
формирование гражданской идентичности личности;
взаимопонимание и доверие друг к другу представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур;
конкурентоспособность личности, общества и государства.

Слайд 4Ведущие функции стандарта
Инструмент реализации целей образования в интересах личности, общества и

государства
Инструмент обеспечения социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации
Инструмент реализации государственной политики в сфере образования


Слайд 5Ведущие функции стандарта
Инструмент развития системы образования ⇒ ориентирующая функция
Инструмент правового

регулирования взаимоотношений субъектов системы образования, государства и общества ⇒ регулирующая функция
Инструмент организации и координации деятельности субъектов системы образования ⇒ координирующая функция
Инструмент поддержания баланса между единством образовательных систем разных уровней и их многообразием ⇒ стабилизирующая и развивающая функция


Слайд 6Образовательный стандарт: особенности подхода
Стандарт как общественный договор
Стандарт задает ориентиры развития

системы образования
Ориентация стандарта на результаты образования
Системно-деятельностный подход
Стандарт – совокупность трех систем требований


Слайд 7



Стандарт как общественный договор: ориентиры развития
СЕМЬЯ
Личностная успешность
Социальная успешность
Профессиональная
успешность
ОБЩЕСТВО
Безопасность и здоровье
Свобода

и ответственность
Социальная справедливость
Благосостояние

ГОСУДАРСТВО
Национальное единство
Безопасность
Развитие человеческого капитала
Конкурентоспособность

Развитие
Личностное
Социальное
Общекультурное


Слайд 8Стандарт как общественный договор
Следствия
Вариативность образования – необходимое условие
Разделение ответственности между семьей,

обществом и государством


Слайд 9ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОКУМЕНТ, КРАТКО ФИКСИРУЮЩИЙ НАБОР КЛЮЧЕВЫХ:
ФАКТОВ
ПОНЯТИЙ
ИДЕЙ
МЕТОДОВ
ТЕОРИЙ,

ОТНОСЯЩИХСЯ К ОБЛАСТЯМ ЗНАНИЙ, ПРЕДСТАВЛЕННЫМ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ.

ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАДАЕТ ОБЪЕМ ЗНАНИЙ ВЫПУСКНИКА РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ XXI СТОЛЕТИЯ.

Слайд 10ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА КОНЦЕПЦИИ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ЯДРА СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СИНТЕЗ ИДЕЙ И

ТЕОРИЙ ВЫДАЮЩИХСЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ:
«ЯДРА» И «ОБОЛОЧКИ» СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНЫХ КУРСОВ (А.И. МАРКУШЕВИЧ)
ВЫДЕЛЕНИЯ ОБЪЕМА ЗНАНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ (А.Н. КОЛМОГОРОВ)
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (М.Н. СКАТКИН, И.Я. ЛЕРНЕР, В.В. КРАЕВСКИЙ)
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (Д.Б. ЭЛЬКОНИН, В.В. ДАВЫДОВ, Л.В. ЗАНКОВ, А.Г. АСМОЛОВ, В.В. РУБЦОВ)

Слайд 11ИДЕЯ «ЯДРА» И «ОБОЛОЧКИ» (А.И. МАРКУШЕВИЧ)
ЦЕЛЕСООБРАЗНО ВЫДЕЛИТЬ:
«ЯДРО» ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ТО ЕСТЬ

НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМОЕ И НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ВСЕХ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛЫ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
СИСТЕМУ «ОБОЛОЧЕК», ВАРЬИРУЮЩИХСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИНТЕРЕСОВ И СПОСОБНОСТЕЙ УЧЕНИКА, ТИПА ШКОЛЫ, НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИФИКИ И Т.П.

ЭТА ИДЕЯ – ОСНОВА ВАРИАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Слайд 12Фундаментальное ядро содержания общего образования
СИСТЕМА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
деятельность
по получению
нового знания
результат этой
деятельности:
сумма знаний,
лежащих

в
основе научной
картины мира

И


Слайд 13Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Определяет:
Современный национальный воспитательный идеал
Цели

и задачи духовно-нравственного развития
Систему базовых национальных ценностей
Социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития обучающихся




Слайд 14Национальный воспитательный идеал
Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как

свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.


Слайд 15Система базовых национальных ценностей
Патриотизм
Социальная солидарность
Гражданственность
Семья
Труд и творчество
Наука


Традиционные российские религии
Искусство и литература
Природа
Человечество

Слайд 16Стандарт как система образовательных требований
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования


представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Слайд 17Стандарт как совокупность трех систем требования
Требования
к структуре
ООП


Требования
к результатам
освоения ООП
З
А
П
Р
О
С
Ы

И

О
Ж
И
Д
А
Н
И
Я



Ожидаемые
результаты
деятельности
системы
образования
Организационные
и педагогические
условия деятель-
ности

системы
образования

Требования
к условиям ре-
ализации ООП



Ресурсы: кадры,
материальная база,
информация,
финансы

О
Б
Щ
И
Е

Р
А
М
К
И

Д
Л
Я

С
И
С
Т
Е
М
Ы

Н
О
Р
М
А
Т
И
В
О
В


Слайд 18Особенности стандарта
Ориентация на результат
Основные результаты начального образования – развитие личности

учащихся, «профессиональный
ученик»
Три группы планируемых результатов
Ведущие целевые установки изучения предметов
Новая функция системы оценки – ориентация образовательного процесса на достижение планируемых
результатов

Системно-деятельностный подход -
вовлечение обучающихся в учебную деятельность

Слайд 19Требования к результатам
индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития –

ценностно-эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе.
воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.

Развитие личности обучающегося,
формирование «компетентности к обновлению компетенций»


Слайд 20





Объекты
нормирования
Портрет
выпускника
начальной
школы
Ведущие
целевые
установки
изучения
отдельных
предметов
Требования к результатам освоения основных образовательных программ


Основные
результаты
начального
образования
Планируемые
результаты
начального
образования
ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Система
и модели
оценки


Слайд 21Планируемые результаты: три основные группы результатов


ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Самоопределение:
внутренняя позиция школьника;
Самоидентификация;
самоуважение и самооценка
Смыслообразование:
мотивация (учебная, социальная);
границы

собственного
знания и «незнания»

Ценностная и
морально-этическая
ориентация:
ориентация на выполнение
Морально-нравственных норм;
способность к решению моральных
проблем на основе децентрации;
оценка своих поступков

Регулятивные:
управление своей деятельностью;
контроль и коррекция;
инициативность и самостоятельность

Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества

Познавательные:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знако-символических
средств, общих схем решения;
выполнение логических операций
сравнения, анализа, обобщения,
классификации, установления
аналогий, подведения под понятие

Основы системы
научных знаний

Опыт «предметной» деятельности по получению,
преобразованию
и применению
нового знания

РЯ

ЛЧт

ИЯ

Мат

ОМ

Муз

ИЗО

Тех

Физ


Предметные и метапредметные действия с учебным материалом


Слайд 22









Объекты
нормирования
Плани-
руемые
резуль-
таты
Программы
развития
УУД
Примерные
учебные
программы
Система
и модели
оценки
Другие
матери-
алы
Программы
воспитания
и социа-
лизации
Требования к структуре основных образовательных программ
Программы
внеуроч-
ной дея-
тельности
БУП



Слайд 23Планируемые результаты

Надпредметные программы:
Программа формирования
универсальных учебных действий
Чтение и работа

с информацией

Учебные программы:
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык (английский)
Математика
Окружающий мир
Изобразительное искусство
Музыка
Технология
Физическая культура


Слайд 24Базисный учебный план
Обязательная часть основной образовательной программы
Часть, формируемая участниками

образовательного процесса, включающая в том числе внеурочную деятельность
Внеурочная деятельность
по направлениям (10 ч/нед)
духовно-нравственное развитие
спортивно-оздоровительная
художественно-эстетическая
научно-познавательная
военно-патриотическая
общественно-полезная
проектная
4 варианта БУПа

Слайд 25Примерные программы

Примерная
программа
Пояснительная
записка
Основное
содержание

Планируемые
результаты
Рекомендации
Варианты
тематического
планирования
Рекомендации
по внеурочной
деятельности
Рекомендации
по оснащению
и методической
литературе

Все предметы
начальной школы,
2

части

Слайд 26Программа формирования УУД

Личностные
самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка)
смыслообразование (мотивация,

границы собствен-ного знания и «незнания»)
морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков)

Регулятивные
управление своей деятельностью
контроль и коррекция
инициативность и самостоятельность

Познавательные
работа с информацией
работа с учебными моделями
использование знако-символичес-ких средств, общих схем решения
выполнение логических операций
сравнения,
анализа,
обобщения,
классификации,
установления аналогий
подведения под понятие

Коммуникативные
речевая деятельность
навыки сотрудничества


Слайд 27Оценка достижения планируемых результатов

ЧАСТЬ 1
Особенности системы оценки достижения планируемых результатов
Измерительные

материалы для итоговой оценки
Общие подходы
Русский язык
Математика
Итоговые комплексные работы на межпредметной основе

Изобразительное искусство
Музыка
Технология
Физическая культура

ЧАСТЬ 2
Литературное чтение
Иностранный язык (английский)
Окружающий мир


Слайд 28Система оценки: начальная школа

Внутренняя оценка:
учитель, ученик,
ОУ и родители
Внешняя оценка:
государственные службы
акредитация ОУ
аттестация

кадров

мониторинг
системы
образования


Чтение, УУД

русский

математика

Накопленная оценка (портфель достижений)

итоговая
оценка


Слайд 29Требования к условиям реализации основных образовательных программ
Кадры
Материаль-
ная база
(включая
параметры
ИОС)
Информа-
ционные
ресурсы
(включая
УМК, ЦОР

и др.)


СанПиНы,
МЧС,
психологи-
ческая
безопасность,
другие

Дру-
гие

Финансово-
экономические
(включая
методику
формирования
бюджета)

Объекты
нормирования








Слайд 30Учитель начальной школы
Позиционирование учителя

Позиция учителя-профессионала
демонстрирует культурные образцы действий
инициирует пробные действия

детей
консультирует, корректирует действия
ищет способы включить в работу каждого

Позиция воспитателя
создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции …), самостоятельной выработки жизненных ценностей
“со-участник”, “третейский судья”

Позиция педагогической поддержки
оказывает адресную помощь ребенку:
не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать


Слайд 31Учитель начальной школы
Профессиональное мастерство
Проектирование учебного процесса
тематическое планирование учебного процесса на основе

проецирования итоговых результатов на данный этап учебного процесса,
проектирование «учебных ситуаций»;
Организация работы учащихся
в группах и парах,
в мобильных группах,
индивидуальная поддержка детей,
организация проектной деятельности;
Оценочная деятельность


Слайд 32Учитель начальной школы
ИКТ-компетентность
Общепользовательские инструменты
текстовый редактор,
редактор презентаций,
динамические таблицы, базы данных
Мультимедийные информационные источники
Инструменты

коммуникации
электронная почта,
Интернет
ИКТ-средства
системы управления учебным процессом,
интерактивная доска,
цифровое и мультимедийное учебное оборудование


Слайд 33Основная педагогическая задача –
создание и организация условий, инициирующих детское действие
Как

учить?

обновление
средств
обучения

Ради чего
учить?

ценностные
установки
образования

Чему учить?

обновление
содержания

становление ученического сообщества,
формирование универсальных способов действий

Вектор смещения акцентов нового стандарта

Основной результат – развитие
личности ребенка на основе
учебной деятельности

Начальная школа: преобразование
внешней предметной деятельности
во внутреннюю

Системно-деятельностный подход


Слайд 34ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА
Базисный
учебный
план
Фундаменталь-
ное ядро содер-
жания образо-
вания
Программа
формирования
универсальных
учебных
действий
Примерные учебные программы
Образовательный процесс



Планируемые результаты




Система оценки: модель

обеспечения качества образования
Вовлечение учителей и обучающихся в оценочную деятельность
Адекватность процедур и механизмов особенностям подхода

у
М
Е
Н
И
Я

И

П
Р
И
М
Е
Р
Ы

З
А
Д
А
Н
И
Й



Рабочие (авторские) п р о г р а м м ы и У М К


Программа
ДН развития
и воспитания

Концепция
духовно-
нравственного
развития и
воспитания



Слайд 35Документы, обеспечивающие функционирование стандарта: подготовлено и издано в 2006-2009


Слайд 36Система оценки: портфолио
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
диктанты, изложения, сочинения
аудиозаписи монологов, диалогов
дневники читателя
иллюстрированные

авторские работы
материалы самоанализа и рефлексии

Математика

математические диктанты
мини-исследования и мини-проекты,
модели, решения задач
аудиозаписи устных ответов
материалы самоанализа и рефлексии

Окружающий мир

дневники наблюдений
мини-исследования и мини-проекты
интервью, творческие работы
аудиозаписи устных ответов
материалы самоанализа и рефлексии

Музыка
ИЗО
Технология

аудио-, фото- и видео-материалы
продукты собственного творчества
аудиозаписи устных ответов
материалы самоанализа и рефлексии

Выборки детских работ

Физическая
культура

видео-материалы
дневники наблюдений и самоконтроля
самостоятельные работы
материалы самоанализа и рефлексии

Примерный состав
портфолио

Выборки детских работ
Результаты стартовой
диагностики
Материалы текущей
оценки: листы наблюде-
ний, оценочные листы
Результаты и материа- лы тематических работ
Результаты и матери-
алы итогового контроля
Достижения во внеучеб-
ной деятельности


Слайд 37Система оценки: примеры инструментария. Итоговая комплексная работа, 1 класс


Слайд 38Направления введения ФГОС
создание организационного обеспечения введения ФГОС;
создание нормативного обеспечения введения

ФГОС;
создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС;
создание кадрового обеспечения введения ФГОС;
создание информационного обеспечения введения ФГОС;
создание материально-технического обеспечения введения ФГОС.

Слайд 39Пусть этот год будет успешным!
standart.edu.ru


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика